Темы статей
Выбрать темы

О деятельности территориальных центров социального обслуживания

Редакция ББ
Письмо от 23.07.2010 г. № 7920/0/14.10/014

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Письмо от 23.07.2010 г. № 7920/0/14.10/014

 

Министерство труда и социальной политики рассмотрело обращение <…> по вопросам организации деятельности территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг) и сообщает.

Вопрос:

Будет ли правомерно, если территориальный центр получает 5 % пенсии лиц, находящихся на домашнем обслуживании и имеющих трудоспособных родственников, которые по уважительным причинам не могут за ними ухаживать? Какие расходы можно осуществлять терцентру за счет средств, поступивших от платного обслуживания граждан преклонного возраста? Возможно ли за такие средства приобрести для работников терцентра велосипеды (каким образом осуществляется такое приобретение)?

Ответ:

Законом Украины «О социальных услугах» (далее — Закон) определено, что право на бесплатное социальное обслуживание (получение социальных услуг) в государственных и коммунальных учреждениях имеют граждане, не способные на самообслуживание в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью и не имеющие родных, которые должны обеспечить им уход и помощь.

В соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Украины от 01.04.97 г. № 44 «Об утверждении Типового положения (образцового) о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан и об отделениях социальной помощи на дому», утратившим силу в связи с отменой его государственной регистрации в июле 2009 года Министерством юстиции Украины как не соответствующим Закону, было предусмотрено, что в отдельных случаях отделение социальной помощи на дому принимало на обслуживание нетрудоспособных граждан, имевших трудоспособных детей или родственников, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны их содержать, но по уважительным причинам не имели возможности осуществлять за ними уход (проживали в другом населенном пункте или отдельно и по состоянию здоровья или в связи с территориальной отдаленностью не могли оказывать помощь родителям, находились в командировке, на лечении и др.). В таких случаях нетрудоспособные граждане, получавшие пенсию в минимальных размерах, обслуживались бесплатно, а те из них, которые получали пенсию в размере большем от минимального, вносили плату в размере 5 % от получаемой пенсии.

С целью приведения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность территориальных центров социального обслуживания, в соответствие с Законом Правительство приняло постановление Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1417 «Некоторые вопросы деятельности территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг)», которым утверждены Типовое положение о территориальном центре социального обслуживания (предоставлении социальных услуг) (далее — Типовое положение) и Перечень социальных услуг, условия и порядок их предоставления в структурных подразделениях территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — Перечень).

Во исполнение Закона, которым, кроме бесплатного социального обслуживания, предусмотрено также предоставление платных социальных услуг, Правительством приняты постановления от 14.01.2004 г. № 12 «О порядке предоставления платных социальных услуг и утверждении их перечня» и от 09.04.2005 г. № 268 «Об утверждении Порядка регулирования тарифов на платные социальные услуги». Соответственно работа территориальных центров по вопросам предоставления социальных услуг гражданам, имеющим родных, должна организовываться на платной основе, согласно установленным тарифам на платные социальные услуги.

Что касается приобретения велосипедов для социальных рабочих, то в соответствии с п.п. 6 п. 11 Типового положения в смете расходов территориального центра должны предусматриваться средства на приобретение для производственных нужд проездных билетов, спецодежды, сумок, велосипедов, автотранспорта, средств для передвижения и средств малой механизации для обслуживания одиноких нетрудоспособных граждан.

Вопрос:

Имеют ли право на получение дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда парикмахер и повар территориального центра?

Ответ:

Согласно ст. 7 Закона Украины «Об отпусках» работникам, занятым на работах, связанных с негативным влиянием на здоровье вредных производственных факторов, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г. № 1290 (приложение 1 в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 13.05.2003 г. № 679).

Повара, работающие у плиты, в соответствии с позицией 77 раздела XXXIII «Общие профессии во всех отраслях хозяйства» Списка имеют право на такой отпуск продолжительностью до 4 календарных дней.

Парикмахеры территориальных центров не предусмотрены как этим Списком, так и Списком производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, который дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда (приложение 2 к указанному постановлению), значит, права на ежегодный дополнительный отпуск они не имеют.

Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 г. № 442.

Согласно Порядку применения указанного Списка, утвержденному приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 30.01.98 г. № 16 и зарегистрированному Министерством юстиции Украины 30.01.98 г. под № 57/2498 (с изменениями), дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда предоставляется пропорционально фактически отработанному времени.

В расчет времени, дающего право работнику на соответствующий дополнительный отпуск, засчитываются дни, когда он фактически был занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников этих производств, цехов, профессий, должностей.

Учет времени, отработанного в указанных условиях, осуществляется собственником или уполномоченным им органом.

 

Заместитель Министра В. Маслаков

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ВОПРОС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРЦЕНТРОВ: РАЗЪЯСНЯЕТ МИНТРУДА

Вопросы платного обслуживания граждан в территориальных центрах мы неоднократно рассматривали на страницах нашего издания, а недавно им был посвящен специальный выпуск газеты (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 28).

В комментируемом

письме Минтруда обращает внимание на то, что Типовым положением (образцовым) о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Украины от 01.04.97 г. № 44, было предусмотрено, что в отдельных случаях отделения социальной помощи на дому могли принимать на обслуживание нетрудоспособных граждан, имеющих трудоспособных детей или родственников, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны их содержать, но по уважительным причинам не имеют возможности осуществлять за ними уход (проживают в другом населенном пункте или отдельно и по состоянию здоровья или из-за территориальной отдаленности не могут оказывать помощь родителям, находятся в командировке, на лечении и др.). В таких случаях нетрудоспособные граждане, получавшие пенсию в минимальных размерах, обслуживались бесплатно, а те из них, которые получали пенсию в размере больше минимальной, вносили плату в размере 5 % получаемой пенсии.

Типовым положением о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденным постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417

(далее — Типовое положение № 1417), вступившим в силу 20.01.2010 г., получение терцентрами указанной выше платы не предусмотрено. Теперь обслуживание нетрудоспособных граждан, имеющих трудоспособных детей или родственников, осуществляется на платной основе. Плата за обслуживание рассчитывается на основании калькуляции предоставляемых услуг.

Также Минтруда обращает внимание на вопрос приобретения велосипедов для работников терцентров и отмечает, что согласно

п.п. 6 п. 11 Типового положения № 1417 средства на приобретение велосипедов для обслуживания одиноких и нетрудоспособных граждан должны предусматриваться в смете расходов терцентра.

Нами этот вопрос также был рассмотрен в консультации «Использование платы за обслуживание пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 9, с.17). Мы обращали внимание на то, что приобретение велосипедов является

общепроизводственной необходимостью терцентра для обслуживания не только платного контингента, но и всех лиц, обслуживаемых на дому, поэтому расходы на приобретение велосипедов для работников терцентра целесообразно запланировать по общему фонду сметы. Но если по общему фонду сметы ассигнования на приобретение велосипедов главным распорядителем бюджетных средств не утверждены, то, как указано в приложении 3 к Методическим рекомендациям по расчету тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые территориальным центром социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 24.02.2010 г. № 32, в частности, в калькуляцию расходов услуги — предоставления помощи в возделывании приусадебного участка и уборке урожая, может включаться стоимость велосипеда.

Кроме того, в комментируемом

письме рассматривается вопрос о правомерности предоставления повару и парикмахеру терцентра дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда. По этому вопросу Минтруда полностью подтвердило мнение специалиста контрольно-ревизионной службы, изложенное в консультации «Дополнительный отпуск парикмахера и повара терцентра» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 9, с. 18).

Еще раз напомним, что дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда могут предоставляться только тем работникам, должности которых предусмотрены

Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденным постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1290. Этим Списком предусмотрено предоставление дополнительного отпуска продолжительностью до 4 календарных дней поварам, работающим возле плиты. Предоставление дополнительного отпуска парикмахеру не предусмотрено, поэтому парикмахер терцентра права на дополнительный отпуск не имеет.

Минтруда в комментируемом

письме также напоминает: дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда предоставляется пропорционально фактически отработанному во вредных условиях времени.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше