Темы статей
Выбрать темы

О разъяснении некоторых вопросов трудового законодательства

Редакция ББ
Письмо от 13.05.2010 г. № 140/13/116-10

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

О РАЗЪЯСНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Письмо от 13.05.2010 г. № 140/13/116-10

 

В Департаменте по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда рассмотрено <…> обращение и в рамках компетенции сообщается.

В соответствии со статьей 10 Закона Украины «Об отпусках»

очередность предоставления отпусков работников определяется графиками, утверждаемыми собственником или уполномоченным им органом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом, и доводится до сведения всех работников. При составлении графиков учитываются интересы производства, личные интересы работников и возможности для их отдыха.

Конкретный период предоставления ежегодных отпусков в пределах, установленных графиком, согласовывается между работником и собственником или уполномоченным им органом, который обязан

в письменном виде сообщить работнику о дате начала отпуска не позднее чем за две недели до установленного графиком срока.

Поскольку законодательно не установлена форма графика отпусков, он составляется

в произвольной форме.

Учитывая то, что Закон Украины «Об отпусках» распространяется на всех граждан Украины, которые находятся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также работают по трудовому договору у физического лица, то норма Закона по составлению графика отпусков должна быть соблюдена и в случае, когда на предприятии работают три человека.

Пунктом 1.6 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286 и зарегистрированной в Минюсте 30.11.2005 г. под № 1442/11722, предусмотрено, что формы государственных статистических наблюдений на предприятиях заполняются на основании типовых форм первичной учетной документации.

К первичной учетной документации для определения количественного состава работников относится и

табель учета использования рабочего времени.

В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции по заполнению формы государственного статистического наблюдения № 3-ПВ (срочная, полугодовая) «Отчет об использовании рабочего времени», утвержденной приказом Госкомстата Украины от 27.12.2007 г. № 467 и зарегистрированной в Минюсте 11.01.2008 г. под № 15/14706, основанием для составления отчета являются:

формы первичной учетной документации предприятия, учреждения, организации (далее — предприятия): приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, прекращении трудового договора; приказы (распоряжения) о предоставлении отпуска; табель учета использования рабочего времени; справки и другие официальные документы, подтверждающие отсутствие работника на работе;

заключенный коллективный договор предприятия;

документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Ведение табельного учета рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях регламентируется приказом Госкомстата Украины от 05.12.2008 г. № 489 «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда». В табеле учета использования рабочего времени (типовая форма № п-5) делаются отметки о фактически отработанном времени, отработанных за месяц часах, в том числе сверхурочных, вечерних, ночных часах работы и др., а также других отклонениях от нормальных условий работы.

Учитывая указанное выше,

ведение табеля учета использования рабочего времени для предприятий с небольшой численностью также является обязательным.

Личная карточка работника (типовая форма № п-2) указанного выше приказа Госкомстата является основным документом по учету личного состава на предприятии.

Личные карточки ведутся на всех работников предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности (в том числе независимо от количества работников на предприятии).

Статьей 24 Закона Украины «Об отпусках» предусмотрено, что в случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей.

Согласно статье 12 Закона Украины «Об отпусках» ежегодный отпуск по просьбе работника может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная непрерывная его часть будет составлять не менее 14 календарных дней. При этом эта часть отпуска не обязательно должна быть первой его частью.

Указанной выше нормой

предусмотрена возможность деления ежегодного отпуска на части, а не обязанность работодателя делить его на части, как того желает работник.

Поскольку

окончательное решение по предоставлению работнику отпуска принимает работодатель, с целью недопущения потерь рабочего времени, принимая во внимание производственные обстоятельства, он может и не согласиться делить отпуск так, как того желает работник, также может предложить свои условия деления ежегодного отпуска или не делить его вообще.

Неиспользованная часть ежегодного отпуска должна быть предоставлена работнику, как правило, до конца рабочего года, но не позднее 12 месяцев после окончания рабочего года, за который предоставляется отпуск.

Законодательством не предусмотрены условия по предоставлению неиспользованной части отпуска с дня недели, следующего за днем окончания предыдущей использованной его части, или кратной 7

. Разъяснение Минтруда от 20.07.95 г. № 06-2555 «О делении ежегодного отпуска работников, предоставляемого в календарных днях», которым предусматривалось такое условие деления отпуска на части, утратило силу в связи с принятием Зако-на Украины «Об отпусках», введенным в действие с 1 января 1997 года.

Лица, виновные в нарушении законодательства об отпусках, несут ответственность согласно законодательству (статья 28 Закона Украины «Об отпусках»).

Функции государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, в том числе об отпусках, осуществляют Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальные органы.

В случае нарушения работодателем норм законодательства о труде по результатам проверки должностные лица Госнадзортруда имеют право вносить им предписания об устранении выявленных нарушений; составлять в случаях, предусмотренных законом, протоколы об административных правонарушениях, а также рассматривать дела о таких правонарушениях и налагать административные взыскания согласно законодательству.

Так, согласно части первой статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

В соответствии со статьей 1886 этого Кодекса невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного органа исполнительной власти по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по устранению нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создание препятствий для деятельности этих органов влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

 

Заместитель директора Департамента В. Мостовой

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: РАЗЪЯСНЯЕТ МИНТРУДА

Составлять график отпусков, вести табель и заводить личные карточки работников нужно обязательно, даже если штат учреждения невелик

В

первой части комментируемого письма Минтруда акцентирует внимание на том, что, даже если штат учреждения невелик, к примеру составляет всего три работника, вести соответствующую документацию, предусмотренную законодательством, нужно обязательно.

В частности, в обязательном порядке нужно:

1)

составлять график отпусков, что непосредственно предусмотрено ст. 10 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках).

Форма такого графика действующим законодательством не установлена, поэтому каждое учреждение разрабатывает его самостоятельно в произвольной форме.

Конкретные сроки составления графика предоставления отпусков также не определены, поэтому они устанавливаются самостоятельно. В этом вопросе можно ориентироваться на

п. 20 Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.84 г. № 213, который предусматривает, что графики отпусков составляются на каждый рабочий год не позднее 5-го января текущего года.

Приведем примерную форму графика отпусков.

 

График предоставления отпусков на 2009 — 2010 год

Табельный номер

Ф. И. О.

Наименование структурного подразделения (отдела, участка)

Должность

Вид отпуска

Количество календарных дней отпуска

Период предоставления отпуска

Рабочий год, за который предоставляется отпуск

Отметка об использовании отпуска

Примечание

Подпись работника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О дате начала отпуска работник должен быть предупрежден

не позднее чем за две недели до установленного графиком срока. Сделать это работодатель может двумя способами: либо путем составления специального уведомления о дате начала отпуска, либо путем ознакомления работника с приказом о предоставлении ему отпуска. Если администрация нарушит это условие, т. е. работник в установленный срок не будет предупрежден о предоставлении ему ежегодного отпуска, он может потребовать перенесения отпуска на другой период. Такое право работникам предоставлено п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона об отпусках.

Основанием для предоставления ежегодного отпуска является

приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска, изданный на основании графика предоставления отпусков. Типовая форма приказа (форма № П-3) утверждена приказом Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 г. № 489 (далее — приказ № 489);

2)

вести табель учета рабочего времени типовой формы № П-5. Напомним, что с 1 января 2009 года для учета отработанного работниками времени необходимо применять табель типовой формы № П-5, утвержденной приказом № 489.

Составлять табель

необходимо для:

— учета количества отработанного рабочего времени работниками, в том числе для расчета зарплаты работникам, оплата труда которых зависит от отработанного времени;

— контроля за соблюдением работающими установленного режима рабочего времени;

— получения данных об отработанном времени, необходимых для расчета выплат работникам. Так, для расчета оплаты дней болезни, отпуска по беременности и родам, отпусков, дней командировок и других выплат, расчет которых осуществляется согласно

Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100, необходимы данные об отработанном в расчетном периоде времени;

— составления статистической отчетности по труду.

Исходя из этого вести табель учета рабочего времени необходимо даже в учреждениях с небольшим количеством работников, на что обращает внимание Минтруда в комментируемом

письме;

3)

вести личные карточки работника типовой формы № П-2. С 1 января 2010 года совместным приказом Госкомстата и Минобороны «Об утверждении типовой формы первичного учета № П-2 «Личная карточка работника» от 25.12.2009 г. № 495/656 (далее — приказ № 495) введена в действие новая типовая форма первичной учетной документации № П-2 «Личная карточка работника». Соответственно старая форма карточки, утвержденная приказом № 489 и действовавшая в 2009 году, утратила силу.

Типовая форма № П-2 заполняется

на каждого работника, принятого по трудовому договору, в том числе и на совместителей, независимо от количества работников.

Напомним, что исключение составляют работники органов, учреждений и организаций, на которых распространяется действие

Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII. На таких работников ведут личную карточку по форме № П-2 ДС, утвержденной приказом Минстата от 26.12.95 г. № 343.

В

письме от 26.02.2010 г. № 17/1-25/Н-24/10/37 Госкомстат подчеркнул: личные карточки по новой форме должны вестись для работников, принятых в 2010 году. Для работников, принятых в 2009 году или в прошлые годы, переписывать карточки нет необходимости. В то же время карточки по предыдущим формам необходимо актуализировать, т. е. внести в них информацию, которая содержится в ныне действующей форме и которая отсутствовала в прежних формах (данные о воинском учете, прописке, фактическом месте жительства и т. п.). Такие сведения можно вписать в личные карточки от руки.

В другом

письме от 19.03.2010 г. № 17/1-25/ж-61/10/59 Госкомстат подчеркнул, что типовые формы первичных документов по статистике труда, утвержденные приказами № 489 и № 495, предусматривают минимальное количество реквизитов и показателей, учет которых должен вести респондент. В случае необходимости респонденты могут вести учет и других показателей.

 

Деление ежегодного отпуска на части

Во

второй части комментируемого письма Минтруда разъясняет порядок деления ежегодного отпуска на части.

Так, согласно

ст. 12 Закона об отпусках ежегодный отпуск по желанию работника может быть разделен на части любой продолжительности, при условии, что основная непрерывная его часть будет составлять не менее 14 календарных дней. При этом необязательно, чтобы основная часть была использована первой.

Неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена до конца рабочего года, но не позднее 12 месяцев после окончания рабочего года, за который предоставляется отпуск.

При делении отпуска на части следует помнить, что окончательно решение о делении отпуска принимает работодатель, поэтому он вправе:

— не согласиться разделить отпуск так, как того желает работник;

— предложить свои условия разделения ежегодного отпуска;

— не разделить отпуск вообще.

Однако работодатель не вправе требовать, чтобы неиспользованная часть отпуска начиналась со дня недели, который является следующим за днем окончания предыдущей использованной части отпуска, или была кратной 7. Действительно, такое требование выдвигалось ранее (см. письмо Минтруда от 20.07.95 г. № 06-2555), однако на сегодняшний день уже не применяется со вступлением в силу Закона об отпусках. Если же работодатель необоснованно настаивает на таком подходе к предоставлению неиспользованной части отпуска, то следует помнить, что это будет расцениваться как нарушение требований законодательства о труде, что влечет за собой привлечение к административной ответственности согласно ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше