ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УКРАИНЫ
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Письмо от 29.11.2010 г. № 02-14/1818
Главное контрольно-ревизионное управление Украины по результатам рассмотрения письма <…> сообщает, что ГлавКРУ не наделено полномочиями по предоставлению разъяснений законодательства.
Вместе с тем ГлавКРУ выражает собственное мнение по приведенным в письме вопросам.
1. Исчисляя среднюю зарплату (за последние два месяца), например для оплаты командировок, выплаты помощи на оздоровление и помощи для решения социально-бытовых вопросов, премии следует учитывать пропорционально количеству отработанных рабочих дней в расчетном периоде (пункт 3 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100). Нужно ли это делать, когда премия сразу начислена с учетом количества отработанных рабочих дней?
В соответствии с пунктом 3 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100, при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения премии включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости на заработную плату. Премии, выплачиваемые за квартал и более продолжительный промежуток времени, при исчислении средней заработной платы за последние два календарных месяца включаются в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде. Если число рабочих дней в расчетном периоде отработано не полностью, премии, вознаграждения и другие поощрительные выплаты при исчислении средней заработной платы за последние два календарных месяца учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.
Таким образом, если премии начисляются ежемесячно с учетом количества отработанных рабочих дней, то они включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости на заработную плату.
2. Госслужащему установили надбавку за высокие достижения в труде в апреле 2009 года в размере 50 %, с 01.01.2010 г. ее размер снизили до 30 %, с 01.04.2010 г. — отменили, а с 01.09.2010 г. возобновили ее выплату, но в размере 20 %. Станет ли сентябрь 2010 года базовым месяцем для индексации зарплаты?
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078, индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины, не имеющие разового характера.
В соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. № 268 «Об упорядочивании структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» руководителям соответствующих органов в рамках утвержденного фонда оплаты труда предоставлено право устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг государственного служащего и выслугу лет.
Надбавки за высокие достижения в труде устанавливаются в зависимости от конкретных задач, стоящих перед соответствующим органом, в случае добросовестного и качественного исполнения работником в течение определенного периода своих должностных обязанностей, профессионализма, компетентности, инициативности и отсутствия нарушений исполнительской и трудовой дисциплины по приказу руководителя. Учитывая указанное, считаем, что для надбавки за высокие достижения в труде наиболее присущ постоянный характер.
По мнению ГлавКРУ, при установлении с 01.09.2010 г. надбавки за высокие достижения в труде сентябрь 2010 года будет базовым для индексации зарплаты при условии, что сумма повышения дохода превышает сумму индексации, которая должна была бы быть начислена за соответствующий месяц, и в приказе зафиксирован именно факт установления надбавки, а не ее возобновление.
Если механизм установления надбавки осуществляется согласно приказу руководителя учреждения ежеквартально и в приказе указан соответствующий период, в течение которого действует надбавка (с… до…), и при этом каждый раз процент надбавки меняется, то месяцы текущего ее установления нельзя считать базовыми для проведения индексации.
3. Госслужащему в июле 2010 года установили 30-процентную надбавку за выполнение особо важной работы сроком на 3 месяца. Станет ли этот месяц базовым, ведь надбавка установлена на короткий срок?
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003 г. № 1078, индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины, не имеющие разового характера.
В соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» руководителям соответствующих органов в пределах утвержденного фонда оплаты труда предоставлено право устанавливать работникам надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг государственного служащего и выслугу лет.
Надбавка за выполнение особо важной работы устанавливается на четко определенный срок, т. е. на период выполнения этой работы, с целью стимулирования ускорения ее выполнения и повышения качества выполняемой работы.
Таким образом, по мнению ГлавКРУ, для указанной надбавки присущ разовый характер, поэтому июль 2010 года нельзя считать базовым для индексации зарплаты.
4. Два помощника воспитателя детсада исполняют обязанности временно отсутствующего коллеги (ежегодный отпуск). Можно ли им назначать доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника по 50 % каждому, использовав на эту выплату 100 % должностного оклада отсутствующего работника? Не противоречит ли это нормам действующего постановления Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.81 г. № 1145, которое допускает использование на эту доплату толко 50 % должностного оклада отсутствующего работника?
Разъяснение по аналогичному по существу вопросу предоставлено Министерством труда и социальной политики Украины письмом от 25.03.2010 г. № 319/13/84-10.
В соответствии с этим разъяснением доплаты работникам бюджетных учреждений за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, которым оплата труда осуществляется согласно Условиям оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298, могут устанавливаться в размере до 50 % должностного оклада по основной должности в пределах экономии по должностному окладу (ставке заработной платы) отсутствующего работника.
Следует отметить, что в Украине продолжают действовать нормы постановления Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.81 г. № 1145 и Инструкции по применению постановления Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», утвержденной Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР, Всесоюзным Центральным советом профессиональных союзов 14.05.82 г. под № 53-ВЛ, только в части определения понятия совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания и увеличения объема работ, выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, а также необходимости издания приказа о поручении работнику исполнения дополнительных обязанностей в порядке совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания, увеличения объема работ и выполнения обязанностей отсутствующего работника.
Еще раз обращаем внимание, что изложенные в этом письме ответы на вопросы являются исключительно мнением ГлавКРУ и не могут считаться разъяснениями законодательства.
Заместитель Председателя Е. Чечулина
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
РАСЧЕТ СРЕДНЕЙ ЗАРПЛАТЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОГО МЕСЯЦА,
УСТАНОВЛЕНИЕ ДОПЛАТЫ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВРЕМЕННО
ОТСУТСТВУЮЩЕГО РАБОТНИКА: ОТВЕЧАЕТ ГлавКРУ
Как известно, разъяснение законодательства по вопросам оплаты труда работников бюджетной сферы относится к компетенции Минсоцполитики. Не случайно на страницах нашей газеты по вопросам оплаты труда консультируют специалисты именно этого Министерства.
В то же время важно знать и позицию проверяющего органа, особенно по тем вопросам, которые недостаточно четко урегулированы на законодательном уровне.
В комментируемом
письме ГлавКРУ подчеркнуло, что оно не наделено полномочиями по предоставлению разъяснений законодательства, но свое мнение по поставленным вопросам, безусловно, может иметь.Напомним: эти вопросы уже рассматривались на страницах нашей газеты специалистами Минсоцполитики, и, надо заметить, что разъяснения ГлавКРУ не противоречат предоставленным ими разъяснениям. Далее рассмотрим все по порядку.
Включение премий в расчет средней зарплаты согласно Порядку № 100
При начислении материальной помощи в размере среднего заработка, выходного пособия и оплате времени командировок рассчитывают среднюю заработную плату согласно
Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100). При этом расчет производят исходя из выплат за последние два календарных месяца, предшествующих событию, с которым связана выплата (п. 2 Порядка № 100).В расчет средней заработной платы включают, в частности, премии,
которые не носят одноразовый характер. Напомним, что такими являются премии, которые связаны с выполнением производственных заданий и функций и которые выплачиваются в соответствии с утвержденным в организации Положением о премировании (ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые премии). Подчеркнем: если в результате недостаточного финансирования премии, предусмотренные Положением о премировании, выплачиваются нерегулярно, то это не является основанием считать такие выплаты одноразовыми.К одноразовым относят премии, указанные в
п. 4 Порядка № 100, а именно: за изобретения и рационализаторские предложения, содействие внедрению изобретений и рационализаторских предложений, внедрение новой техники и технологии, сбор и сдачу металлолома черных, цветных и драгоценных металлов. Кроме того, к ним относят одноразовые поощрения, не связанные с конкретными результатами труда (например, к юбилейным и памятным датам), одноразовые премии за выполнение особо важных заданий. Такие премии согласно Порядку № 100 в расчете средней заработной платы не учитываются.Порядок включения премий, не имеющих одноразового характера, в расчет средней зарплаты описан в
п. 3 Порядка № 100.Так, если расчетные месяцы отработаны
полностью, то:— ежемесячные
премии учитываются в полной сумме в том месяце, в котором они начислены;—
квартальные, полугодовые включаются в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде.То есть
Порядком № 100 четко определено, что премии учитываются в месяце, в котором они начислены согласно расчетной ведомости на заработную плату, независимо от того, за какой месяц эта премия начислена. Поэтому если согласно приказу руководителя работнику в расчетном периоде была выплачена ежемесячная премия, то она учитывается в полной сумме в том месяце, в котором она начислена, независимо от того, за какой месяц она начислена (при условии, что работником в расчетном периоде рабочие дни отработаны полностью).Если же
число рабочих дней в расчетном периоде работником отработано не полностью (это касается случаев, когда работник болел, находился в командировке, отпуске и т. д.), то премии при расчете средней зарплаты за последние два календарных месяца учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде .И вот тут возникает вопрос: необходимо ли при расчете средней зарплаты учитывать пропорционально отработанному времени премию, которая уже начислена с учетом количества отработанных дней? Именно с таким вопросом и обратились к ГлавКРУ.
Как видно из комментируемого
письма, конкретного ответа на поставленный вопрос ГлавКРУ не предоставило, ограничившись лишь фразой: «…если премии начисляются ежемесячно с учетом количества отработанных рабочих дней, то они включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости на зарплату».Напомним, что ответ на аналогичный вопрос был предоставлен Минтруда в
письме от 13.09.2010 г. № 804/13/84-10 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 42, с. 12).В этом
письме Минтруда подчеркнуло: Порядком № 100 установлена пропорциональность учета премий при исчислении средней заработной платы исходя из выплат за два месяца в случае, когда эти месяцы расчетного периода отработаны не полностью. Другого Порядком № 100 не предусмотрено.Это значит, что если ежемесячная премия начислена с учетом количества отработанных дней, то при расчете средней заработной платы ее следует учитывать пропорционально отработанному времени (если в расчетном периоде рабочие дни отработаны не полностью), поскольку
Порядок № 100 на этот счет не делает никаких исключений. Подчеркнем, что это касается премий, которые начисляются и выплачиваются в текущем месяце за предыдущий.Если ежемесячные премии совпадают с месяцами, за которые они начислены, и они уже исчислены пропорционально отработанному времени, то премии в данном случае включаются в заработок в
фактически начисленном размере.Если Положением о премировании предусматривается, что премия предоставляется в
фиксированном размере, а число рабочих дней расчетного периода отработано не полностью, то премии во время исчисления средней зарплаты за последние два месяца учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.Таким образом, в зависимости от способа выплаты премии порядок ее включения в расчет средней зарплаты будет различным.
В Положении о премировании, утвержденном в учреждении, может быть предусмотрено несколько вариантов выплаты ежемесячной премии.
Первый вариант
: премия начисляется и выплачивается в текущем месяце за предыдущий (например, в марте за февраль):— за фактически отработанное время;
— в фиксированном размере.
Второй вариант
: премия начисляется и выплачивается в одном месяце (например, в марте за март):— за фактически отработанное время;
— в фиксированном размере.
Порядок включения ежемесячной премии в расчет средней зарплаты приведем в табл. 1 (см. с. 12).
Таблица 1
Порядок выплаты премии (согласно Положению о премировании) | Порядок включения премии, начисленной в расчетном периоде, в расчет средней заработной платы | |
количество рабочих дней в расчетном периоде работником отработано НЕ ПОЛНОСТЬЮ | количество рабочих дней в расчетном периоде работником отработано ПОЛНОСТЬЮ | |
Премия начисляется и выплачивается в текущем месяце за предыдущий: | ||
— за фактически отработанное время | Учитывается пропорционально отработанному времени | Учитывается полностью |
— в фиксированном размере | Учитывается пропорционально отработанному времени | Учитывается полностью |
Премия начисляется и выплачивается в текущем месяце за этот же месяц: | ||
— за фактически отработанное время | Учитывается полностью | Учитывается полностью |
— в фиксированном размере | Учитывается пропорционально отработанному времени | Учитывается полностью |
Порядок включения премий в расчет средней зарплаты покажем на примере.
Пример.
Расчетным периодом для определения суммы материальной помощи, которая выплачивается в апреле 2011 года в размере среднемесячной зарплаты, является февраль — март 2011 года. В расчетном периоде рабочие дни отработаны не полностью, поскольку работник находился на больничном. Остальные данные приведены в табл. 2.
Таблица 2
Данные | Расчетный период | Всего, грн. | Участие в расчете средней з/п | |
февраль | март | |||
Начислено за расчетный период, грн.: | ||||
— должностной оклад | 525,00 | 763,64 | 1288,64 | Учитывается |
— ежемесячная премия, которая начисляется в текущем месяце за предыдущий за фактически отработанные дни | Не выплачивалась | 262,50 (премия за февраль в размере 50 % должностного оклада за февраль) | 262,50 | Учитывается пропорционально отработанному времени |
— больничные | — | 500,00 | — | Не учитываются* |
Фактически отработано рабочих дней в расчетном периоде, р. дн. | 10 | 16 | 26 | — |
Норма рабочего времени по графику работы учреждения, р. дн. | 20 | 22 | 42 | — |
* При исчислении средней заработной платы за последние два месяца не учитываются выплаты за время, на протяжении которого за работником сохраняется его средний заработок (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпусков, командировки и т. п.), и пособие по временной нетрудоспособности (абз. 2 п. 4 Порядка № 100). |
Рассчитаем сумму материальной помощи.
1. В расчетном периоде рабочие дни отработаны не полностью, поскольку работник находился на больничном. В связи с этим начисленные в расчетном периоде ежемесячные премии учитываются пропорционально отработанному времени:
262,50 грн. : 42 р. дн.
х 26 р. дн. = 162,50 грн.2. Сумма дохода, принимающая участие в расчете средней заработной платы, составит 1451,14 грн. (1288,64 грн. + 162,50 грн.).
3. Среднедневная заработная плата равна
55,81 грн. (1451,41 грн. : 26 р. дн.).4. Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде равно
21 р. дн. ((20 р. дн. + 22 р. дн) : 2).5. Сумма материальной помощи составит
1172,01 грн. (55,81 грн. х 21 р. дн.).Если бы согласно Положению о премировании премия за март выплачивалась в марте месяц в месяц за фактически отработанное время, ее размер был бы 381,82 грн. (50 % должностного оклада за март), то она в полной сумме вошла бы в расчет средней заработной платы для определения размера материальной помощи.
НЕРЕГУЛЯРНАЯ ВЫПЛАТА НАДБАВКИ ЗА ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ТРУДЕ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ БАЗОВЫЙ МЕСЯЦ
Вопросы проведения индексации заработной платы, наверное, никогда не утратят актуальности. Все дело в том, что
Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078), не урегулированы многие моменты, которые возникают на практике в ходе проведения индексации. Подчеркнем, что наибольшие затруднения возникают при определении базового месяца.Вопросам проведения индексации заработной платы на страницах нашей газеты уделяется повышенное внимание. Практически в каждом номере публикуются консультации специалиста Минсоцполитики по вопросам читателей, которые поступили в нашу редакцию.
Напомним, что не так давно в газете «Бюджетная бухгалтерия» (2011, № 7, с. 27) специалистом Минсоцполитики рассматривался вопрос об определении базового месяца в случае, когда работнику нерегулярно выплачивается установленная надбавка.
В комментируемом
письме ГлавКРУ также высказало свое мнение об определении базового месяца при нерегулярной выплате надбавки за высокие достижения в труде. Кроме того, разъяснения по определению базового месяца в этом случае даны Минсоцполитики в письме от 09.09.2010 г. № 171/10/136-10, которое опубликовано на с. 8 этого номера.Учитывая разъяснения Минсоцполитики и ГлавКРУ, рассмотрим подробнее порядок проведения индексации в случае нерегулярной выплаты надбавки за высокие достижения в труде на конкретном примере.
Речь пойдет о надбавке за высокие достижения в труде, которая выплачивается госслужащим и служащим органов государственной власти и других органов согласно
постановлению КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268). Напомним, что с 1 июня 2009 года указанная надбавка не устанавливается сельским, поселковым председателям, их заместителям и другим руководящим работникам и специалистам аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов (постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 27.05.2009 г. № 504).Рассмотрим
пример. Госслужащему установили надбавку за высокие достижения в труде в апреле 2009 года в размере 50 % должностного оклада с учетом доплаты за ранг и надбавки за выслугу лет. Этот месяц стал базовым для проведения индексации. С 01.01.2010 г. ее размер снизили до 30 %, а с 01.04.2010 г. — упразднили. С 01.09.2010 г. возобновили выплату надбавки, но в размере 20 %. Станет ли сентябрь 2010 года базовым для индексации зарплаты?Для начала разберемся,
является ли месяц установления надбавки за высокие достижения в труде базовым?Напомним, что общий подход к определению базового месяца при проведении индексации заработной платы работников изложен в
п. 5 Порядка № 1078. В этом пункте указано, что базовым месяцем при расчете индекса потребительских цен считается месяц, в котором происходит повышение доходов граждан. При этом месяц повышения зарплаты считается базовым, если сумма повышения денежных доходов превысила сумму индексации, которая могла быть начислена в этом месяце (п. 5 Порядка № 1078). В противном случае месяц повышения не считается базовым и доходы индексируют в общем порядке.Согласно
п. 2 Порядка № 1078 индексации подлежат денежные доходы граждан, не имеющие разового характера. К числу индексируемых доходов относится оплата труда работников учреждений, организаций, которая включает: оплату труда за выполненную работу в соответствии с тарифными ставками (окладами), доплаты, надбавки, премии, предусмотренные законодательством, имеющие постоянный характер.Согласно
ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII заработная плата государственных служащих состоит из должностного оклада, премии, доплаты за ранг, надбавки за выслугу лет на государственной службе, за высокие достижения в труде и других надбавок.При этом надбавка за высокие достижения в труде может устанавливаться госслужащим за качественное, своевременное и в полном объеме выполнение функций (обязанностей), установленных положениями о соответствующих органах и должностными инструкциями, а также с учетом их инициативы, личного вклада в общие результаты работы (см
. письмо Минтруда от 07.11.2007 г. № 8379/0/14-07/13).Надбавка за высокие достижения в труде устанавливается, как правило, тем категориям работников, у которых существуют показатели измерения этих достижений (планы, задания и т. п.). Оценка качества работы работника для установления надбавки за высокие достижения в труде должна осуществляться на основании учета объема и сложности выполняемых работ (обязанностей), которые определены рабочими инструкциями, нормами труда, сроков и качества их выполнения, а также критериев, характеризующих квалификацию работника, его компетентность, ответственность, инициативность в работе.
В документе, регламентирующем порядок установления этих надбавок,
должны быть указаны сроки, на которые эти надбавки устанавливаются, т. е. когда осуществляется оценка работы работника по показателям, согласно которым устанавливается размер надбавки. Ухудшение этих показателей может вызвать уменьшение размера надбавки или ее отмену.Такие разъяснения об установлении надбавки за высокие достижения в труде даны специалистом Минтруда в журнале «Вісник податкової служби України», 2009, № 47, с. 33.
То есть законодательством предусмотрена выплата госслужащим надбавки за высокие достижения в труде как составной части оплаты их труда. Она включается в общий доход работника, поэтому месяц ее
установления является базовым при проведении индексации. При этом месяц повышения дохода в связи с установлением надбавки будет считаться базовым только в том случае, если сумма повышения денежных доходов превысит сумму индексации, которая может быть начислена в этом месяце.Исходя из условий вышеприведенного примера месяц установления надбавки за высокие достижения в труде, т. е. апрель 2009 года, стал базовым для проведения индексации.
Размер надбавки снизили (надбавку отменили): повлияет ли это на проведение индексации?
Пунктом 5 Порядка № 1078
определенно, что только в случае роста денежных доходов месяц повышения доходов считается базовым и индексация в этом месяце не проводится. Если состоялось уменьшение дохода, то это не является основанием считать месяц базовым. Индексацию заработной платы следует продолжать (см. письмо Минтруда от 15.03.2007 г. № 15/10/136-07).Поэтому в нашем случае
уменьшение процента надбавки в январе 2010 года и ее отмена в апреле 2010 года на проведение индексации заработной платы не влияют.Месяц, в котором выплата надбавки возобновлена, не является базовым
Согласно условиям примера в сентябре 2010 года доход работника повысился в связи с возобновлением выплаты надбавки за высокие достижения в труде. При этом, если сумма повышения дохода перекрыла сумму индексации, которая могла быть начислена в этом месяце, руководствуясь
п. 5 Порядка № 1078, есть все основания признать месяц базовым. Однако, несмотря на то что доход сентября 2010 года вырос, он меньше дохода любого другого предыдущего месяца, в котором производилась выплата надбавки. Поэтому и возник вопрос: можно ли в этом случае считать сентябрь 2010 года базовым?Выше мы подчеркнули: месяц
установления надбавки за высокие достижения в труде является базовым для проведения индексации (при условии, что сумма повышения дохода перекрыла сумму возможной индексации).Напомним, что
постановлением № 268 право устанавливать надбавки и доплаты работникам предоставлено руководителю соответствующего органа. Поэтому основанием для установления (отмены, возобновления, уменьшения или увеличения размера надбавки) является соответствующий приказ руководителя.Если в приказе руководителя зафиксировано, что работнику
устанавливается надбавка за высокие достижения в труде, то месяц ее установления будет базовым (при условии, что сумма повышения дохода перекрыла сумму возможной индексации).Если же в приказе руководителя указано, то выплата надбавки за высокие достижения в труде
возобновляется после временной ее невыплаты, то это не является основанием считать месяц возобновления выплаты надбавки базовым.Текущие
колебания сумм установленных надбавок и доплат в зависимости от финансовых возможностей (включая и возможное отсутствие выплаты в отдельные месяцы) не могут быть основанием для признания месяца, в котором выплаты были возобновлены или были больше, чем в предыдущих месяцах, базовым.Аналогичные разъяснения приведены в
письме Минсоцполитики от 09.09.2010 г. № 171/10/136-10, которое опубликовано на с. 8 этого номера. Также считает и ГлавКРУ.Со своей стороны добавим, что приказ руководителя с формулировкой о возобновлении выплаты надбавки может быть издан только в том случае, если выплата такой надбавки была ранее приостановлена (что зафиксировано в приказе), но не в случае, когда надбавка была снята. Если приказом руководителя надбавка за высокие достижения в труде снимается (упраздняется), то в последующем такую надбавку можно только установить заново, а не возобновить ее выплату.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БАЗОВЫМ МЕСЯЦ УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВКИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ОСОБО ВАЖНОЙ РАБОТЫ
ГлавКРУ задали вопрос: «
Госслужащему установлена надбавка за выполнение особо важной работы сроком на три месяца. Будет ли месяц установления такой надбавки базовым?»Надбавка за выполнение особо важной работы включается в общий доход работника как составляющая заработной платы. Поэтому месяц ее установления является
базовым при проведении индексации.При этом если надбавка установлена
на короткий срок, то это не является основанием считать месяц ее установления базовым.Подчеркнем, что действующим законодательством не определено, какой срок установления надбавки является коротким.
Согласно разъяснениям специалиста Минсоцполитики (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 7, с. 27) если надбавка установлена на один, два или три месяца, то в этом случае нет оснований считать месяц установления такой надбавки базовым. Если же надбавка установлена на длительный период времени, например на год, то месяц ее установления можно принять базовым (при условии, что сумма повышения дохода в связи с установлением надбавки перекроет сумму возможной индексации).
Однако, как правило, надбавка за выполнение особо важной работы устанавливается на четко определенный срок, т. е. на срок, необходимый для выполнения такой работы. На это обращает внимание и ГлавКРУ, подчеркнув, что надбавке за выполнение особо важной работы присущ непостоянный характер. Поэтому в случае установления надбавки за выполнение особо важной работы сроком на три месяца оснований для признания месяца установления такой надбавки базовым нет.
ОБЯЗАННОСТИ ВРЕМЕННО ОТСУТСтВУЮщеГО РАБОТНИКА ВОЗЛОЖЕНЫ НА ДВУХ РАБОТНИКОВ: КАК осуществить оплату их труда
ГлавКРУ задали вопрос: «
Два помощника воспитателя детсада выполняют обязанности временно отсутствующего коллеги, находящегося в ежегодном отпуске. Можно ли им назначить доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере 50 % должностного оклада каждому из них, использовав на эту выплату 100 % должностного оклада отсутствующего работника?»Прежде всего напомним, что согласно
п. 1 Инструкции по применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», утвержденной приказом Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ВЦСПС от 14.05.82 г. № 53-ВЛ (далее — Инструкция № 53-ВЛ), под выполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность) . Такое же определение приведено в письме Минтруда от 02.12.2005 г. № 9942/0/14-05/018-17.В связи с этим, если у помощника воспитателя есть возможность выполнять обязанности временно отсутствующего коллеги (тоже помощника воспитателя) в свое рабочее время, в этом случае за такую работу ему устанавливается доплата.
В соответствии с
п.п. «а» п.п. 3 п. 3 постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — постановление № 1298) доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается в размере до 50 % должностного оклада (тарифной ставки). При этом в постановлении № 1298 не уточняется, какого именно оклада — по основной должности работника, выполняющего обязанности отсутствующего, или по должности отсутствующего работника.Согласно
письмам Минтруда от 25.03.2010 г. № 319/13/84-10 и от 07.09.2010 г. № 784/13/84-10 доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может устанавливаться нескольким работникам в размере до 50 % должностного оклада по основной должности в пределах экономии по должностному окладу (ставки заработной платы) отсутствующего работника.Решение о конкретном размере доплаты принимается руководителем учреждения, заведения в зависимости от сложности, характера,
объема выполняемых работ, расходов основного времени.Другим словами, Минсоцполитики не против того, чтобы доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливалась нескольким работникам. При этом если такую работу выполняют два работника, то
обоим может выплачиваться доплата в размере до 50 % должностного оклада по их основной должности.В комментируемом
письме ГлавКРУ конкретного ответа на поставленный вопрос не предоставило, а только сослалось на письмо Минтруда от 25.03.2010 г. № 319/13/84-10.Вместе с тем в
п.п. 4.5.6 Практических рекомендаций по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы), утвержденных протоколом Методологического совета ГлавКРУ от 04.08.2009 г. № 9 (далее — Практические рекомендации № 9), сказано: на установление доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников может быть использовано не более 50 % тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника независимо от количества лиц, между которыми распределяются такие доплаты. При этом ревизоры руководствуются п. 10 постановления Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.81 г. № 1145 (далее — постановление № 1145).Постановление № 1145
на сегодняшний день является действующим. Однако, как неоднократно подчеркивало Минтруда, постановление № 1145, а также Инструкция № 53-ВЛ продолжают действовать только в части определения понятия совмещения профессий (должностей), выполнения обязанностей временно отсутсвующего работника (см. письма от 10.02.2010 г. № 125/13/84-10, от 02.12.2005 г. № 9942/0/14-05/018-17). Это подтвердило и ГлавКРУ в комментируемом письме.Другим словами, ограничение, установленное
п. 10 постановления № 1145, на сегодняшний день фактически должно являться недействующим.В связи с этим, поскольку
постановлением № 1298 четко не установлено, в каком порядке устанавливается доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, можно воспользоваться разъяснениями Минтруда, приведенными в письме от 25.03.2010 г. № 319/13/84-10, на которое ссылается ГлавКРУ.В то же время хотим заметить следующее:
— во-первых
, информация о том, что постановление № 1145 и Инструкция № 53-ВЛ продолжают действовать только в части определения понятия совмещения профессий (должностей), выполнения обязанностей временно отсутсвующего работника, приведена только в письмах Минтруда. А письма, как известно, носят рекомендательный характер. Поэтому на практике будет достаточно сложно доказать это ревизору, который при проведении проверки следует Практическим рекомендациям № 9;—
во-вторых, решение об установлении конкретного размера доплаты принимается руководителем учреждения, заведения в зависимости от сложности, характера, объема выполняемых работ, расходов основного времени. Поэтому установление такой надбавки должно быть соизмеримо с объемом выполняемой работы. Так, если только один человек выполняет обязанности временно отсутствующего работника, то ему за выполняемый объем работ устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада. Если же аналогичный объем работы распределен между двумя работниками, то соответственно и размер выплачиваемых им доплат должен быть распределен в пределах этих 50 %.