ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ
О ПРИНЯТИИ МЕР ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА УКРАИНЫ ПРИ НАРУШЕНИИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ СРОКОВ РЕГИСТРАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И БЮДЖЕТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Письмо от 31.03.2011 г. № 17-06/882-4568
На многочисленные запросы Главных управлений Государственного казначейства Украины по поводу принятия мер органами Государственного казначейства Украины при нарушении распорядителями бюджетных средств сроков регистрации бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств Государственное казначейство Украины сообщает следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 48 Бюджетного кодекса Украины порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств определяется Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.
Во исполнение статей 48 и 112 Бюджетного кодекса Украины и с целью обеспечения осуществления контроля органами Государственного казначейства Украины при принятии обязательств распорядителями и получателями средств государственного и местных бюджетов, находящимися на казначейском обслуживании, Государственное казначейство Украины разработало и утвердило Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30.08.2004 г. под № 1068/9667 (далее — Порядок).
Порядок относится к нормативно-правовым актам, регулирующим бюджетные отношения в Украине в части регистрации бюджетных обязательств, и его нормы подлежат выполнению всеми участниками бюджетного процесса.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.4 Порядка распорядители бюджетных средств при условии взятия бюджетного обязательства (бюджетного финансового обязательства) в течение 7 рабочих дней с даты его возникновения, но не позднее последнего рабочего дня месяца подают в соответствующий орган Государственного казначейства Украины Реестр бюджетных обязательств (Реестр бюджетных финансовых обязательств) распорядителей (получателей) бюджетных средств на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях, а также оригиналы документов, или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия бюджетного обязательства (бюджетного финансового обязательства).
В случае несоблюдения распорядителями бюджетных средств требований по срокам регистрации бюджетного обязательства и/или бюджетного финансового обязательства орган Государственного казначейства Украины должен квалифицировать указанное как нарушение бюджетного законодательства, в частности, положений Порядка (пункт 21 части 1 статьи 116 Бюджетного кодекса Украины), и применять меры воздействия, предусмотренные статьей 117 Бюджетного кодекса Украины. При этом бюджетные обязательства и/или бюджетные финансовые обязательства, поданные распорядителем бюджетных средств с нарушением срока регистрации, регистрируются органами Государственного казначейства Украины в установленном порядке.
Первый заместитель председателя А. Даневич
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
СОБЛЮДайте СРОКи РЕГИСТРАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ!
В комментируемом
письме Госказначейство обращает внимание распорядителей бюджетных средств на необходимость соблюдения сроков регистрации бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств.Напомним: согласно
ст. 43 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) органы Госказначейства осуществляют контроль за взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств и осуществлением платежей по этим обязательствам.В свою очередь распорядители бюджетных средств осуществляют регистрацию обязательств в органах Госказначейства, с учетом требований
ст. 48 БКУ, руководствуясь при этом Порядком учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136 (далее — Порядок № 136 // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 5). Как отмечает Госказначейство в комментируемом письме, указанный Порядок относится к нормативно-правовым актам, которые регулируют бюджетные отношения в Украине в части регистрации бюджетных обязательств, и его нормы подлежат исполнению всеми участниками бюджетного процесса.Так, в соответствии с
п.п. 2.2 Порядка № 136 распорядители бюджетных средств при условии взятия бюджетного обязательства подают в соответствующий орган Госказначейства Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке*, которые подтверждают факт взятия бюджетных обязательств. Указанные документы предоставляют в течение 7 рабочих дней с даты возникновения обязательства.* Копии документов могут быть заверены нотариально либо лицом, которое имеет право это выполнять. При заверении копий документов необходимо руководствоваться Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением КМУ от 17.10.97 г. № 1153.
По бюджетным финансовым обязательствам, возникающим в процессе исполнения сметы, распорядители бюджетных средств
в течение 7 рабочих дней с даты возникновения бюджетного финансового обязательства, но не позднее последнего рабочего дня месяца подают в соответствующий орган Госказначейства Реестр бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях, а также оригиналы документов или их копии, которые удостоверены в установленном порядке и подтверждают факт взятия бюджетного обязательства и бюджетного финансового обязательства.Как видим,
Порядком № 136 четко установлены сроки, в течение которых распорядители бюджетных средств должны подавать в орган Государственной казначейской службы документы, подтверждающие факт взятия бюджетных обязательств или бюджетных финансовых обязательств — 7 рабочих дней с даты возникновения обязательств.Однако возникает вопрос: что считать датой возникновения обязательств, ведь ни в
Порядке 136, ни в других нормативно-правовых актах, регулирующих бюджетные отношения в Украине, нет каких-либо разъяснений на эту тему.Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к
ст. 2 БКУ. В ней записано, что бюджетное обязательство — это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.К документам, которые подтверждают факт взятия бюджетного обязательства, можно отнести договоры на закупку товаров, работ или услуг, счета, счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные накладные, гражданско-правовые соглашения на выполнение работ или услуг, акты выполненных работ, заявки на выдачу наличных и перечисление средств на вкладные счета и т. п.
По нашему мнению, именно даты, указанные в этих документах, стоит считать
датами возникновения бюджетных обязательств (дата подписания договора, выписки счета или накладной и др.).Как показывает практика, с учетом того, что этот вопрос в настоящее время не урегулирован на законодательном уровне, каждый орган Госказначейства решает его самостоятельно и каждую ситуацию может рассматривать индивидуально. Поэтому во избежание недоразумений и разногласий в этом вопросе рекомендуем согласовывать со своим органом Госказначейства, какую дату они считают датой возникновения обязательств.
Что касается обязательств, по которым применяются процедуры закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, то распорядители бюджетных средств должны подавать документы для регистрации таких обязательств
в течение 7 рабочих дней с даты, указанной в отчете о результатах проведения процедур закупок. Напомним, что для регистрации обязательств распорядители и получатели бюджетных средств должны подавать в органы Государственной казначейской службы оригиналы или копии документов, которые подтверждают проведение процедуры закупки в случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки равняется или превышает пороговые показатели стоимости для закупок товаров, работ или услуг, установленных законодательством в сфере государственных закупок. Перечень таких документов приведен в Методических рекомендациях по перечню подтверждающих документов, предоставляемых распорядителями (получателями) бюджетных средств на стадии регистрации обязательств и оплаты счетов, утвержденных приказом Госказначейства от 14.09.2010 г. № 330 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 37, № 41).Также Госказначейство в комментируемом
письме обращает внимание на то, что несвоевременная регистрация бюджетных обязательств является нарушением бюджетного законодательства (п. 21 ч. 1 ст. 116 БКУ). К нарушителям бюджетного законодательства применяются различные меры воздействия, предусмотренные в ст. 117 БКУ. В частности, за нарушение бюджетного законодательства, касающегося несвоевременной регистрации бюджетных обязательств, применяется такая мера воздействия, как остановка операций с бюджетными средствами. Об основных видах бюджетных правонарушений и административной ответственности, которая за них предусмотрена, мы подробно рассказывали в статье «Изменения законодательства, связанные с принятием нового Бюджетного кодекса Украины» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 36, с. 10), а о мерах воздействия за нарушение бюджетного законодательства — в статье «Бюджетный кодекс: новости и основные положения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 39, с. 4).Остановка операций с бюджетными средствами заключается в остановке любых операций по осуществлению платежей со счетов распорядителей бюджетных средств — нарушителей бюджетного законодательства. При этом составляется протокол о нарушении бюджетного законодательства. Механизм остановки операций с бюджетными средствами определен
Порядком остановки операций с бюджетными средства, утвержденным постановлением КМУ от 19.01.2011 г. № 21. Остановка операций с бюджетными средствами возможна сроком до 30 дней в пределах текущего бюджетного периода, если иное не предусмотрено законом (ст. 120 БКУ).И последнее, что хотелось бы отметить. Несмотря на то, что в случае несоблюдения распорядителями бюджетных средств сроков регистрации бюджетных обязательств или бюджетных финансовых обязательств орган Госказначейства будет классифицировать указанное как нарушение бюджетного законодательства, этот факт
не является основанием для отказа в регистрации обязательства. Как указывает Госказначейство в комментируемом письме, в этом случае обязательства, поданные распорядителями бюджетных средств с нарушением сроков регистрации, регистрируются органами Госказначейства в общем порядке. Это связано с тем, что в перечне оснований для отказа в регистрации обязательств и финансовых обязательств, приведенном в п. 2.11 Порядка № 136, не указано такое основание для отказа в регистрации обязательств, как несвоевременная их регистрация.