Темы статей
Выбрать темы

Новая форма № 1ДФ: общие положения

Редакция ББ
Статья

НОВАЯ ФОРМА № 1ДФ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Во исполнение требований Налогового кодекса Украины приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1020, который вступил в силу 01.04.2011 г., утверждена новая форма № 1ДФ. По большому счету, она мало чем отличается от своей предшественницы, но все же изменения есть.

В данной статье рассмотрим общие вопросы, связанные с предоставлением Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога по форме № 1ДФ, а также обратим внимание на новшества как в самой форме, так и в порядке ее заполнения.

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ЗА I КВАРТАЛ ОТЧИТАТЬСЯ НУЖНО ДО 10 МАЯ 2011 ГОДА

Согласно

п. 51.1 НКУ налоговый агент обязан представлять в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, а также сумм начисленного и удержанного с них налога (ф. № 1ДФ) в орган ГНС по месту своего учета. О необходимости подачи налоговым агентом ф. № 1ДФ говорится также в п.п. «б» п. 176.2 НКУ.

Кроме того, согласно

п.п. 70.16.1 НКУ налоговые агенты выполняют информативную функцию — они обязаны уведомлять орган ГНС о дате приема и увольнения с работы физлиц в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала. Эта функция реализуется тоже посредством предоставления ф. № 1ДФ.

Во исполнение требований

НКУ, приказом № 1020, который опубликован на с. 7 этого номера, утверждены:

Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога и сумм удержанного с них налога (ф. № 1ДФ, далее — Налоговый расчет);

Порядок заполнения и предоставления Налогового расчета (далее — Порядок № 1020);

Налоговый расчет

первый раз нужно подать за I квартал 2011 года (п. 3 приказа № 1020). Предельным сроком предоставления является 10 мая 2011 года.

Если в дальнейшем последний день срока предоставления

Налогового расчета попадет на выходной или праздничный день, то последним днем срока будет считаться операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем (абз. 2 п. 2.1 Порядка № 1020).

 

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА?

Обратим внимание на изменения, которые произошли в форме

Налогового расчета:

1. В тексте

НКУ употребляется понятие «налоговый номер». В контексте заполнения Налогового расчета под ним понимается:

— идентификационный код по ЕГРПОУ (для юрлица);

— регистрационный (учетный) номер налогоплательщика;

— идентификационный номер физлица — субъекта предпринимательской деятельности;

— идентификационный код органа ГНС по ЕГРПОУ.

Теперь в тех местах

Налогового расчета, где раньше указывались эти данные, значится «налоговый номер», но указывать по-прежнему нужно эти данные.

2. В поле

«Працювало у штаті» Налогового расчета, как и прежде, проставляется наибольший из месячных за отчетный период (на первое число месяца) показатель учетного количества штатных работников, определенный согласно Инструкции № 268 (п.п. 3.1.6 Порядка № 1020);

А вот поле «Працювало за сумісництвом» упразднено. Вместо него введено поле

«Працювало за цивільно-правовими договорами».

Напомним, что ранее в поле «Працювало за сумісництвом» отражалось количество

внешних совместителей, а также лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В связи с этим возникает вопрос: как теперь отражать количество внешних совместителей и нужно ли данные о таких работниках вносить в Налоговый расчет вообще? По этому поводу отметим следующее.

Согласно

п. 2.1 Инструкции № 268 в учетное количество штатных работников включаются все наемные лица, которые заключили письменный трудовой договор (контракт) и выполняют постоянную, временную или сезонную работу один день и более.

Не включаются

в учетное количество штатных работников те, кто принят на работу по совместительству с других предприятий (п. 2.6 Инструкции № 268). Внутренний совместитель учитывается как одно физическое лицо. Таким образом, при расчете учетного количества штатных работников внешние совместители не учитываются. В связи с этим включать их в поле «Працювало у штаті» нет оснований. Других полей для отражения внешних совместителей формой Налогового расчета не предусмотрено. Следовательно, их количество в Налоговом расчете не указывается.

3.

Вместо налогового номера в поле «податковий номер юридичної особи (податковий номер або серія та номер паспорта* самозайнятої фізичної особи)», а также графы 2 «Податковий номер або серія та номер паспорта*» таблицы Налогового расчета допускается указывать для физлица серию и номер его паспорта в том случае, если физлицо отказалось от принятия регистрационного номера в силу своих религиозных убеждений (и имеет соответствующую отметку в паспорте).

4. Поле

«Сума податкового боргу станом на 01.01.2011» заполняется только при предоставлении Налогового расчета за I квартал 2011 года.

 

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО РАСЧЕТА

Как и прежде, налоговый агент составляет

Налоговый расчет в двух экземплярах, один из которых подается в орган ГНС, а второй — с подписью лица, ответственного за принятие Налогового расчета, штампом и проставленным номером порции, полученным при обязательной регистрации расчета в органе ГНС, — возвращается налоговому агенту и хранится у него.

Уполномоченные подразделения

подают Налоговый расчет в отношении физических лиц, которым они начисляют (выплачивают) доход, в орган ГНС по своему местонахождению. При этом в реквизитах Налогового расчета указываются данные о таком уполномоченном подразделении, как о налоговом агенте.

За

неуполномоченное обособленное подразделение все обязанности налогового агента выполняет юридическое лицо. Соответственно юридическое лицо подает за такое подразделение Налоговый расчет в виде отдельной порции в орган ГНС по своему местонахождению. Кроме того, копию отчета юрлицо направляет и в орган ГНС по местонахождению своего обособленного подразделения. Для этого оно должно стать на учет в органе ГНС по местонахождению каждого неуполномоченного подразделения. В этом случае в реквизитах Налогового расчета указываются данные юридического лица, состоящего на учете в органе ГНС.

По добровольному решению

налогового агента Налоговый расчет может быть подан органу ГНС в электронной форме (п.п. 2.3.2 Порядка № 1020). Напомним, что п.п. 2.3.2 действовавшего ранее Порядка № 451 предусматривал не право, а обязанность налогового агента формировать Налоговый расчет в электронном виде при наличии у него компьютерной техники.

Налоговые агенты обязаны отражать всю информацию о начисленных и выплаченных физическим лицам доходах. Подчеркнем, что в

Налоговом расчете отражаются как облагаемые, так и необлагаемые доходы, начисленные (выплаченные) физическим лицам в отчетном квартале.

 

СОГЛАСОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Согласно

п. 54.2 НКУ согласование денежного обязательства по сумме налоговых обязательств по НДФЛ, подлежащему удержанию и уплате (перечислению) в бюджет в случае начисления/выплаты дохода в пользу плательщика налога — физического лица, производится в момент возникновения налогового обязательства, который определяется по календарной дате, установленной разд. IV НКУ для предельного срока уплаты налога в соответствующий бюджет.

Как указано в

п.п. 168.1.4 НКУ, для целей применения п. 54.2 НКУ под термином «предельный срок уплаты в бюджет налога» понимаются сроки уплаты налога, определенные этим пунктом, а именно:

— день выплаты дохода (

п.п. 168.1.2 НКУ);

— банковский день, следующий за днем начисления (выплаты, предоставления) дохода (при выплате дохода в неденежной форме или наличностью из кассы,

п.п. 168.1.4 НКУ).

Таким образом,

согласование денежного обязательства в отношении суммы налоговых обязательств по НДФЛ происходит при выплате дохода либо в банковский день, следующий за днем начисления (выплаты, предоставления) дохода в неденежной форме или за днем выплаты дохода из кассы.

По поводу согласования налоговых обязательств по начисленным, но не выплаченным доходам отметим следующее.

Суммы НДФЛ, указанные в

налоговом расчете, считаются согласованными суммами налогового обязательства и в случае неполной или несвоевременной уплаты взыскиваются в бюджет вместе с уплатой штрафов и пени, начисляемых с первого до последнего дня срока подачи Налогового расчета, установленного НКУ (п.п. «ґ» п. 176.2 НКУ).

Сроки уплаты налогового обязательства предусмотрены

абз. 1 п. 57.1 НКУ, согласно которому плательщик налогов должен самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в поданной им налоговой декларации, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для подачи налоговой декларации.

Из вышесказанного следует, что согласование налоговых обязательств по НДФЛ, удержанному с начисленных, но невыплаченных доходов происходит по

Налоговому расчету. Соответственно НДФЛ с таких доходов должен быть уплачен в течение 10 календарный календарных дней, следующих за предельным сроком подачи Налогового расчета.

Устные консультации работников налоговых органов подтверждают такую точку зрения.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

Согласно

п. 119.2 НКУ непредоставление, предоставление с нарушением установленных сроков или не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, и суммах удержанного из них налога влекут за собой наложение штрафа в размере 510 грн.

Те же действия, совершенные плательщиком налогов, который в течение года уже был привлечен к ответственности за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа

в размере 1020 грн.

Если налоговый агент в одном из следующих налоговых периодов (до начала проверки контролирующим органом)

самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, то он обязан направить уточняющий Налоговый расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3 % от такой суммы до подачи такого уточняющего расчета (п. 50.1 НКУ).

В тоже время, на наш взгляд, не стоит забывать о положениях

п. 7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Напомним, что согласно этой норме

НКУ штрафные санкции за нарушение налогового законодательства за период с 1 января по 30 июня 2011 года применяются в размере не более 1 грн. за каждое нарушение. Поэтому вполне логичным будет вывод, что штрафные санкции в размере не более 1 грн. распространяются на любые нарушения налогового законодательства, допущенные налогоплательщиками в период с 1 января по 30 июня 2011 года, в том числе на случаи применения штрафных санкций за непредоставление или предоставление Налогового расчета с нарушением установленных НКУ сроков, а также за невыполнение плательщиками налогов требований относительно внесения изменений в налоговую отчетность.

Однако на данный момент остается неизвестной позиция ГНАУ по этому вопросу, поскольку налоговики уже несколько раз меняли свою точку зрения на этот счет. Так, в

письме от 31.12.2010 г. № 29429/7/10-1017/5190 разъяснялось, что налоговые органы будут применять штраф в размере 1 грн. за любое нарушение налогового законодательства, совершенное в период с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. Однако уже в письме от 03.02.2011 г. № 2963/7/10-1017/302 ГНАУ пересмотрела свою точку зрения и настаивает на том, что штрафная санкция, предусмотренная п. 7 подразд. 10 разд. XX НКУ, применяется за нарушения налогового законодательства исключительно при исчислении налоговых обязательств за период с 01.01.2011 г. по 30.06.2011 г. Однако это разъяснение было отозвано письмом ГНАУ от 23.03.2011 г. № 8199/7/10-1017/1114. Поэтому официальная позиция ГНАУ на сегодняшний день неизвестна.

Что касается административной ответственности, то за непредоставление или предоставление с нарушением установленных

НКУ сроков подачи Налогового расчета должностным лицам грозит предупреждение либо админштраф, предусмотренный ст. 1634 КоАП. В соответствии с данной статьей КоАП неуведомление или несвоевременное уведомление органа ГНС по установленной форме о доходах граждан влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 34 до 51 грн.). Те же действия, совершенные лицом, которое на протяжении года уже привлекалось к административной ответственности за такое же нарушение, влекут за собой наложение штрафа на такое лицо в размере от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 до 85 грн.).

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП

— Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Приказ № 1020

— приказ ГНАУ «Об утверждении формы Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога (форма № 1ДФ) и Порядка заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога» от 24.12.2010 г. № 1020.

Инструкция № 268

— Инструкции по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

Порядок № 451 — Порядок заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451 (утратил силу).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше