Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении разъяснений

Редакция ББ
Письмо от 07.06.2011 г. № 17-04/1462-8022

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Письмо от 07.06.2011 г. № 17-04/1462-8022

 

Государственное казначейство Украины рассмотрело письмо <…> о предоставлении разъяснений и отвечает на следующие вопросы.

1. Можно ли осуществлять расходы по КЭКР 1134 на установление детской игровой площадки (площадка сделана из деревянных конструкций) на сумму 5000,00 грн. для детсада?

Согласно Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.07.2000 г. под № 459/4680 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 21.02.2005 г. № 30) (далее — Инструкция № 64), к основным средствам относятся материальные активы, используемые учреждением многократно и непрерывно в процессе выполнения основных функций, предоставления услуг, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет более одного года и стоимость которых без налога на добавленную стоимость и других платежей превышает 1000 гривень за единицу (комплект).

Срок полезного использования (эксплуатации) — ожидаемый период времени, в течение которого основные средства будут использоваться учреждением или с их использованием будут выполняться основные функции и задачи бюджетных учреждений.

Срок полезной (ожидаемой) эксплуатации основных средств учреждения устанавливается министерством по ведомственной подчиненности или (если такие нормативные документы отсутствуют) учреждением самостоятельно в момент приобретения актива. В пределах одного главного распорядителя бюджетных средств на однотипные основные средства устанавливается единый срок их полезной эксплуатации.

Согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27.01.2009 г. под № 79/16095 (далее — приказ № 495), приобретение объектов производственного и непроизводственного назначения осуществляется по коду экономической классификации расходов 2123 «Прочее строительство (приобретение)» (1.2.2 «б»).

Учитывая, что детская игровая площадка должна учитываться как один инвентарный объект, относящийся к основным средствам, расходы должны осуществляться по коду 2123 «Прочее строительство (приобретение)».

2. Информационно-техническое обеспечение судебного процесса: по какому КЭКР оплачивать и какие подтверждающие документы предоставлять в органы Государственного казначейства Украины?

Согласно Порядку оплаты расходов по информационно-техническому обеспечению судебных процессов, связанных с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 г. № 1258, расходы оплачивают физические и юридические лица, обращающиеся в суд с исковыми заявлениями, заявлениями об открытии дел отдельного производства, ходатайствами о предоставлении разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда, о признании решения иностранного суда, не подлежащего принудительному исполнению, и жалобами (п. 2).

С целью перечисления средств для оплаты расходов в графе платежного поручения «Назначение платежа» указывается «Информационно-техническое обеспечение судебного процесса», а также наименование суда, в который лицо обращается с исковым заявлением, жалобой, заявлением об открытии отдельного производства по делу, ходатайством о выдаче разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда или о признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению (абз. 2 п. 11).

Приказом № 495 предусмотрено, что по коду экономической классификации расходов 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» осуществляются расходы на информационно-техническое обеспечение судебных процессов (п.п. 1.3.4 «с»).

Таким образом, расходы на информационно-техническое обеспечение судебных процессов необходимо осуществлять по указанному коду.

3. Реконструкция зданий и сооружений: нюансы учета.

Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, других необоротных материальных активах, нематериальных активах и незавершенном капитальном строительстве бюджетных учреждений, в том числе и по реконструкции зданий и сооружений, определяет Инструкция.

Так, пунктом 1.6 Инструкции № 64 установлено, что изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов проводится в случае достройки, дооборудования, реконструкции.

Для обеспечения сохранения объектов архитектурного и градостроительного наследия могут проводиться ремонтно-реставрационные работы.

Письмом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.02.99 г. № 7/81 определено, что ремонтно-реставрационные работы — это комплекс мероприятий по воссозданию и физическому сохранению памятников в существующем виде без изменения их художественно-исторического вида, включающий реставрацию памятников архитектуры, элементы ремонта, консервации, а также приспособление их для нового использования.

К ремонтно-реставрационным работам относятся: ремонт кровель и водостоков, замена сгнивших деревянных конструкций перекрытий, стропил и пр., ремонт окон и дверей, остекление рам, ремонт печей, поправка и перетирка штукатурки, воссоздание окраски стен внутри и на фасадах, ремонт водопровода, канализации, отопления и другие работы, не изменяющие древние существующие конструкции, материалы, а также детали памятника, обеспечивая полное соответствие прежнему виду памятника.

В состав ремонтно-реставрационных работ входят также работы по приспособлению памятников (реконструкции), определяющиеся задачами современного использования, без нарушения их художественно-исторической ценности. К техническим работам по приспособлению относятся: внутренняя перепланировка, сантехнические и электроосветительные работы, внутреннее благоустройство, благоустройство территории и т. п.

Следовательно, отнесение расходов на проведение ремонтно-реставрационных работ в бухгалтерском учете отражается в соответствии с их экономической сутью и Инструкцией о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 14.08.2000 г. под № 497/4718 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 14.02.2005 г. № 28) (далее — Инструкция № 61).

4. Имеет ли право исполком городского совета предоставить беспроцентный финансовый заем коммунальному предприятию?

Полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов определены в главе 2 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».

При этом частью 4 статьи 16 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) установлено, что бюджетное учреждение не имеет права предоставлять юридическим или физическим лицам кредиты из бюджета (если не установлены соответствующие бюджетные назначения на предоставление кредитов из бюджета).

Бюджетные назначения местных бюджетов устанавливаются решением о местном бюджете на конкретные цели, связанные с реализацией программ и мероприятий согласно статьям 88 — 91 Кодекса (статья 70 Кодекса).

5. Какие подтверждающие документы должны предоставлять получатели бюджетных средств в органы ГКС по результатам проведенных закупок за государственные средства?

В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» Государственное казначейство Украины к осуществлению оплаты по договорам о закупке проверяет наличие и соответствие заключенного договора о закупке отчету о результатах проведения процедуры закупки и годовому плану закупок, правильность их оформления в соответствии с законодательством, а также наличие объявления о проведении процедуры закупки, уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов, сведений о решении Уполномоченного органа о согласовании процедуры закупки (в случае применения процедуры закупки у одного участника), объявления о результатах процедуры закупки, которые были опубликованы в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и соответствующих международных изданиях в случаях, предусмотренных данным Законом.

Получатели бюджетных средств при условии взятия бюджетного обязательства, по которому применяются процедуры закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, подают в Государственное казначейство Украины Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (далее — Реестр) на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях, и оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства, и оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, подтверждающие проведение закупки и предусмотренные законодательством в сфере государственных закупок (отчеты о результатах проведения процедуры закупки, письма-согласования Уполномоченного органа о возможности применения процедуры закупки, требующей согласования, и т. п.) (пункт 2.2 Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Государственного казначейства от 09.08.2004 г. № 136 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 07.07.2006 г. под № 811/12685 (далее — Порядок учета обязательств)).

6. Учет компьютерных программ в бюджетных учреждениях.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Украины к объектам права интеллектуальной собственности, в частности, относятся компьютерные программы.

В разделе 4 «Нематериальные активы» Инструкции определено, что нематериальные активы для взятия на учет должны быть закончены и удостоверены соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и т. п.) в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

На учет в составе нематериальных активов берутся приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектом нематериальных активов после отчуждения их (прав) от прежних собственников и определения его стоимости.

Приобретенный объект авторского права на условиях пользования им, без передачи прав на владение или распоряжение, не учитывается в составе нематериальных активов. Расходы, связанные с приобретением (созданием) таких объектов, признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены без признания таких расходов в будущем нематериальным активом.

Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости (по фактическим расходам на их приобретение и изготовление), а объекты, которые переоценивались, — по восстановительной стоимости.

Отражение в бухгалтерском учете указанных операций осуществляется в соответствии с корреспонденцией субсчетов, приведенной в Инструкции № 61.

7. Прокат аудио- и мультимедийной аппаратуры: порядок учета.

В соответствии со статьей 787 Гражданского кодекса Украины по договору проката наймодатель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по передаче вещей в найм, передает или обязуется передать движимую вещь нанимателю в пользование за плату на определенный срок.

Плата за прокат вещи устанавливается по тарифам наймодателя.

Капитальный и текущий ремонт вещи осуществляет наймодатель за свой счет, если он не докажет, что повреждение вещи случилось по вине нанимателя.

Отражение в бухгалтерском учете оплаты проката вещи осуществляется в соответствии с корреспонденцией субсчетов, приведенной в Инструкции № 61.

8. Особенности учета обязательств по долгосрочным контрактам.

По долгосрочным контрактам, срок действия которых превышает один бюджетный год (долгосрочные договоры, больше одного года), распорядители бюджетных средств подают в Государственное казначейство Украины Реестр на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства, при этом суммы в Реестре проставляются в пределах плановых показателей текущего бюджетного года на основании данных календарного плана к долгосрочному договору (пункт 2.2 Порядка учета обязательств).

Органы Государственного казначейства Украины учитывают обязательства по долгосрочным контрактам в пределах плановых показателей текущего бюджетного года на счетах забалансового учета по группам счетов 941 «Обязательства распорядителей бюджетных средств по средствам государственного бюджета» и 942 «Обязательства распорядителей бюджетных средств по средствам местного бюджета» Плана счетов бухгалтерского учета выполнения государственного и местных бюджетов, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 28.11.2000 г. № 119 (далее — План счетов).

9. Какие санкции применяют органы Государственного казначейства Украины в случае нарушения бюджетными учреждениями порядка учета обязательств?

К полномочиям Государственного казначейства Украины, в части контроля за соблюдением бюджетного законодательства, относится осуществление контроля за соответствием взятых бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорта бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) (пункт 4 части 1 статьи 112 Кодекса).

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства по ведению бухгалтерского учета относится к полномочиям органов Государственной контрольно-ревизионной службы (пункт 5 части 1 статьи 113 Кодекса).

Нарушение распорядителями бюджетных средств учета бюджетных обязательств в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 116 Кодекса является нарушением бюджетного законодательства.

В случае осуществления указанного нарушения согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 117 Кодекса к участникам бюджетного процесса могут применяться следующие меры воздействия:

— предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;

— приостановление операций с бюджетными средствами в порядке, установленном статьей 120 этого Кодекса.

10. Погашение обязательств в прошлом году, отражение в учете и отчетности.

По мере принятия решения распорядителем бюджетных средств о погашении бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств, оставшихся непогашенными на конец прошлого бюджетного периода, распорядители бюджетных средств осуществляют регистрацию таких бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств в текущем бюджетном периоде путем представления Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов (пункт 2.14 Порядка учета обязательств).

В бухгалтерском учете бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства, оставшиеся непогашенными на конец прошлого бюджетного периода, отражаются на счетах забалансового учета по группам счетов 941 «Обязательства распорядителей бюджетных средств по средствам государственного бюджета» и 942 «Обязательства распорядителей бюджетных средств по средствам местного бюджета» Плана счетов.

Распорядители бюджетных средств бюджетную кредиторскую задолженность прошлых лет отражают в Отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м) согласно требованиям пункта 3.6 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 05.01.2011 г. № 2 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 02.02.2011 г. под № 144/18882 (далее — Порядок № 2).

Органы Государственного казначейства Украины на основании отчетов распорядителей и получателей бюджетных средств, предварительно сверенных с данными аналитического учета в части зарегистрированных финансовых обязательств, составляют Отчет о бюджетной задолженности (приложение 6 к приказу Государственного казначейства Украины от 01.11.2010 г. № 403 «Об утверждении форм финансовой и бюджетной отчетности о выполнении местных бюджетов» и приложение 2 к Порядку составления органами Государственного казначейства Украины бюджетной отчетности о выполнении государственного бюджета, утвержденному приказом Государственного казначейства Украины от 24.01.2011 г. № 11).

11. Особенности отражения в Отчете о задолженности по бюджетным средствам (ф. № 7) кредиторской задолженности прошлых лет.

Отражение бюджетной кредиторской задолженности прошлых лет в Отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м) осуществляется согласно требованиям пункта 3.6 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 05.01.2011 г. № 2 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 02.02.2011 г. под № 144/18882 (далее — Порядок № 2).

Заполнение отдельных строк и граф бюджетной отчетности по форме № 7д, № 7м (приложение 10 к Порядку № 2) и составление отчетности текущего бюджетного периода по отражению кредиторской задолженности прошлых лет имеют следующие особенности.

Во-первых, в графе 8 «Кредиторская задолженность на начало отчетного года, всего» формы № 7д, № 7м (приложение 10 к Порядку № 2) приводится сумма кредиторской задолженности, соответствующая данным графы «Кредиторская задолженность на конец отчетного периода (года), всего» формы № 7д, № 7м (приложение 10 к Порядку составления финансовой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденному приказом Государственного казначейства Украины от 25.05.2010 г. № 164 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 14.06.2010 г. под № 385/17680) годовой бюджетной отчетности за предыдущий отчетный период.

В графе 9 «Кредиторская задолженность на конец отчетного периода (года), всего» формы № 7д, № 7м (приложение 10 к Порядку № 2) отражается сумма кредиторской задолженности, возникшая на отчетную дату при исполнении сметы (плана использования бюджетных средств) за текущий и прошлые отчетные годы, кроме задолженности, которая приводится в Справке о кредиторской задолженности, сложившейся по состоянию на 01.01.2011 г. по обязательствам, не считающимся бюджетными (приложение 33 к Порядку № 2) согласно пункту 4.21 Порядка № 2.

Второе, на что необходимо обратить внимание при составлении отчетности текущего бюджетного периода о кредиторской задолженности прошлых лет, — это то, что в законе о Государственном бюджете Украины на отчетный год могут отсутствовать бюджетные назначения по бюджетным программам, по которым распорядители бюджетных средств получали бюджетные ассигнования в прошлом бюджетном периоде.

Учитывая приведенное, согласно пункту 4.2 Порядка № 2 в объяснительной записке указывается, в частности, информация о кредиторской задолженности по бюджетным программам, бюджетные назначения по которым законом о Государственном бюджете Украины на отчетный год не утверждались, сведения о перерегистрации такой задолженности по бюджетным программам отчетного года и причины, по которым такая перерегистрация не проведена.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.15 Порядка № 2 в графах «Кредиторская задолженность, прошлых периодов» и «Кредиторская задолженность, текущего года» Справки о причинах возникновения просроченной кредиторской задолженности общего фонда (приложение 27 к Порядку № 2) приводится подробная информация о причинах возникновения просроченной кредиторской задолженности общего фонда, в частности:

— взятие обязательств с превышением сметных назначений и/или полномочий;

из них:

— по коду экономической классификации расходов 1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений»;

— по коду экономической классификации расходов 1160 «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей»;

— отказ в регистрации финансовых обязательств в связи с отсутствием полного пакета документов;

— ассигнований направлено меньше, чем определено плановыми показателями;

— приостановление взятия обязательств в соответствии с решениями Правительства;

— приостановка операций по решению судебных, контролирующих органов;

— возобновление задолженности согласно решениям контролирующих и судебных органов;

— прочее.

Эта Справка составляется по соответствующим данным Отчета о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м) по общему фонду.

12. Особенности осуществления операций с наличными бюджетных учреждений при казначейском обслуживании.

Порядок оформления документов для выплаты наличных распорядителям или получателям бюджетных средств определен в Порядке обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденном приказом Государственного казначейства Украины от 25.05.2004 г. № 89, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10.06.2004 г. под № 716/9315 (далее — Порядок № 89), и в Порядке казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденном приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2002 г. № 205, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 26.11.2002 г. под № 919/7207 (далее — Порядок № 205).

Для оформления документов на получение заработной платы, стипендии, пособия, расходов на служебные командировки и других средств, выдаваемых на расходы, которые не могут быть проведены безналичной оплатой, распорядители и получатели бюджетных средств подают в органы Государственного казначейства заявку на выдачу наличных и перечисление средств на вкладные счета в двух экземплярах, по форме, предусмотренной Порядком № 89 и Порядком № 205.

Заявки на выдачу наличных выписываются распорядителями и получателями бюджетных средств на лиц, с которыми у них заключены договоры о полной материальной ответственности и которые имеют право получать и выдавать средства.

В заявках на выдачу наличных на выплату заработной платы указываются суммы налога на доходы физических лиц, суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, другие налоги и обязательные платежи, удержанные из заработной платы и начисленные на фонд заработной платы в соответствии с действующим законодательством.

Выдача наличных средств под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома, разрешается на срок не более 10 рабочих дней со дня выдачи наличных средств под отчет, а на все прочие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не более двух рабочих дней, включая день получения наличных средств под отчет.

Если подотчетному лицу одновременно выданы наличные как на командировку, так и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе и для закупки у населения сельхозпродукции и заготовки вторсырья), то срок, на который выданы наличные под отчет на эти цели, может быть продлен до окончания срока командировки.

13. Университет предоставляет услуги по теплоснабжению: учет операций.

Согласно Бюджетному кодексу Украины собственные поступления бюджетных учреждений получаются дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включаются в специальный фонд бюджета (пункт 4 статьи 13).

Собственные поступления бюджетных учреждений делятся на следующие группы:

— первая группа — поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно законодательству;

— вторая группа — другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений.

В составе первой группы среди прочих выделяются следующие подгруппы:

— подгруппа 1 — плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями в соответствии с их основной деятельностью;

— подгруппа 2 — поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности.

Если арендодатель имеет право на предоставление коммунальных услуг, в частности услуг по теплоснабжению, то указанные средства должны зачисляться как собственные поступления — плата за услуги, предоставляемые бюджетным учреждением. При этом предоставление таких услуг должно быть предусмотрено законами и нормативно-правовыми актами.

Если арендодатель не имеет права на предоставление услуг по теплоснабжению, водоснабжению и т. п., то средства, поступающие от арендатора за потребленные тепло и воду, могут направляться только на возмещение понесенных расходов. То есть по соответствующему КЭКР возмещается часть оплаты за полученный природный ресурс.

Отражение в бухгалтерском учете указанных операций осуществляется в соответствии с корреспонденцией субсчетов, приведенной в Инструкции № 61.

14. Порядок открытия и закрытия бюджетных счетов при реорганизации учреждения.

Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 02.12.2002 г. № 221, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 17.12.2002 г. под № 976/7264 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 25.11.2010 г. № 436) (далее — Порядок), регламентирует взаимоотношения между органами Государственного казначейства Украины и распорядителями и получателями бюджетных средств, отделенными структурными подразделениями распорядителей бюджетных средств, предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, а также органами, контролирующими взимание поступлений бюджета, и органами местного самоуправления в процессе открытия (закрытия) счетов.

Главой 4 Порядка определен перечень документов, предоставляемых для открытия счетов. Процедура закрытия счетов определена в главе 7 этого Порядка.

В частности, распорядители бюджетных средств для открытия бюджетных счетов подают в орган Государственного казначейства Украины следующие документы:

— заявление об открытии счетов установленного образца за подписью руководителя и главного бухгалтера или других должностных лиц, которым в соответствии с утвержденной в установленном порядке карточкой с образцами подписей и оттиска печати предоставлено право первой и второй подписей;

— копию Справки о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, удостоверенную в нотариальном порядке или органом, выдавшим справку;

— копию надлежащим образом зарегистрированного (утвержденного) учредительного документа, удостоверенную органом, осуществившим регистрацию, или в нотариальном порядке. Положения юридических лиц публичного права, утверждаемые распорядительними актами Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, удостоверения не требуют. Клиенты, действующие на основании законов, учредительные документы не подают;

— копию документа, подтверждающего взятие клиента на учет в органе государственной налоговой службы, удостоверенную органом, выдавшим документ, или в нотариальном порядке;

— карточку с образцами подписей и оттиска печати и перечень счетов, которыми могут распоряжаться указанные в карточке (временной карточке) лица, в двух экземплярах, оформленные с учетом соответствующих требований;

— копию уведомления о взятии клиента на учет в соответствующем органе Пенсионного фонда Украины как плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, удостоверенную выдавшим его органом или в нотариальном порядке;

— копию справки о включении распорядителя в Единый реестр распорядителей и получателей бюджетных средств, удостоверенную органом, выдавшим документ;

— утвержденную смету распорядителей бюджетных средств, кроме расходов бюджетов, сметы для осуществления которых не составляются.

В случае реорганизации клиента в результате слияния, присоединения, разделения, преобразования счет может быть закрыт уполномоченным органом (правопреемником) при условии представления им следующих документов:

— заявления о закрытии счета;

— копии решения органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, — копии решения суда или соответствующих органов государственной власти о прекращении юридического лица, удостоверенной в нотариальном порядке или органом, принявшим такое решение;

— карточки с образцами подписей и оттиска печати уполномоченного органа (правопреемника) и перечень счетов, которыми могут распоряжаться указанные в карточке лица, в двух экземплярах, оформленные в соответствии с требованиями Порядка.

Если на регистрационном счете нет остатка средств, то карточка с образцами подписей и оттиска печати не подается (п.п. 7.4.1).

15. Возмещение коммунальных расходов при аренде за прошлый год: нужно ли регистрировать обязательство в Государственной казначейской службе?

По условиям договора аренды расходы по уплате коммунальных платежей может брать на себя арендодатель, с последующим возмещением указанных расходов арендатором. При этом средства, уплачиваемые арендатором, отражаются как возмещение осуществленных расходов.

Если задолженность по уплате коммунальных услуг арендатора (бюджетного учреждения) является бюджетной, она должна быть отражена в Отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, 7м) согласно требованиям пункта 3.6 Порядка № 2.

По мере принятия решения распорядителем бюджетных средств о погашении бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств, оставшихся непогашенными на конец прошлого бюджетного периода, распорядители бюджетных средств осуществляют регистрацию таких бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств в текущем бюджетном периоде путем предоставления Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов (пункт 2.14 Порядка учета обязательств).

Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных этим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами (кроме расходов, осуществляемых в соответствии с частью 6 статьи 48 Кодекса) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются (часть 4 статьи 48 Кодекса).

 

И. о. председателя А. Даневич

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ГОСКАЗНАЧЕЙСТВО ОТВЕЧАЕТ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Установка детской игровой площадки: какой КЭКР применять

Основываясь на нормах

Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), Госказначейство в комментируемом письме напоминает о том, какие материальные активы учреждение может отнести в состав основных средств.

В бухгалтерском учете необоротные активы (к числу которых относятся и основные средства) отражаются по

первоначальной стоимости, в которую включаются все фактические расходы, связанные с их приобретением, сооружением и изготовлением. Поэтому в данной ситуации стоимостью объекта основных средств будет считаться стоимость устанавливаемого оборудования (детской игровой площадки) с учетом расходов на его установку и изготовление. Эту сумму организация — исполнитель работ указывает в документах на установку детской игровой площадки (акт выполненных работ). Именно по этой стоимости учреждение должно оприходовать в бухгалтерском учете детскую игровую площадку как объект основных средств. При этом сумма уплаченного НДС при его оприходовании не относится на увеличение первоначальной стоимости площадки, а списывается на фактические расходы учреждения.

Как указывает Госказначейство в комментируемом

письме, детская игровая площадка должна учитываться как один инвентарный объект. Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью необоротных активов каждому объекту необоротных активов, независимо от того, находится он на складе или эксплуатации, нужно присвоить соответствующий инвентарный номер. В данном случае детской игровой площадке присваивается восьмизначный инвентарный номер. На такой объект заполняется Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях (ф. № ОЗ-6 (бюджет)).

Учитывая, что расходы на изготовление и установку детской игровой площадки превышают 1000 грн., Госказначейство указывает на то, что такие расходы осуществляются по

КЭКР 2123 «Прочее строительство (приобретение)».

В бухгалтерском учете такой объект учреждение должно оприходовать на субсчет 104 «Машины и оборудование» (подгруппа 9 «Прочие машины и оборудование»).

Пример.

Дошкольным учебным заведением заключен договор с подрядной организацией на выполнение работ по изготовлению и установке детской игровой площадки (площадка состоит из деревянных конструкций). Согласно договору общая стоимость работ составляет 5100 грн. (в том числе НДС — 850 грн.). После выполнения работ с подрядной организацией подписан акт выполненных работ.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,
грн.

дебет

кредит

1

Оприходован объект основных средств
(детская игровая площадка) без НДС

104

364

4250

2

Одновременно произведена запись на создание
фонда в необоротных активах

802 (811)

401

4250

3

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС

802 (811)

364

850

4

Перечислены средства за выполненные работы

364

321 (323)

5100

 

2. Оплата расходов на информационно-техническое обеспечение судебных процессов

Механизм осуществления оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение судебных процессов, связанных с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел, определен

Порядком оплаты расходов по информационно-техническому обеспечению судебных процессов, связанных с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел, утвержденным постановлением КМУ от 21.12.2005 г. № 1258. Этим же постановлением утверждены размеры указанных расходов.

Данный

Порядок будет интересен тем бюджетным учреждениям, которые приняли решение обратиться в суд с исковыми заявлениями, ходатайствами и жалобами.

Следует учесть, что документы, подтверждающие оплату расходов, прилагаются к исковым заявлениям, заявлениям, ходатайствам, жалобам, которые подаются в суд в соответствии с процессуальным законодательством. Документом об оплате расходов является квитанция учреждения банка или отделения почтовой связи, которые приняли платеж, платежное поручение, подписанное уполномоченным должностным лицом и скрепленное печатью учреждения банка с отметкой о дате выполнения платежного поручения.

Госказначейство в комментируемом

письме обратило внимание на правильность оформления платежного поручения на перечисление средств для оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение судебных процессов и указало, что расходы на информционно-техническое обеспечение судебных процессов учреждения осуществляют по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

3. Как учитывать расходы на проведение ремонтно-реставрационных работ

Госказначейство в комментируемом

письме отмечает, что в случае проведения ремонтно-реставрационных работ такие расходы можно классифицировать как реконструкцию зданий и сооружений. Перечень работ, относящихся к ремонтно-реставрационным, приведен в письме Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 09.02.99 г. № 7/81.

Ремонтно-реставрационные работы осуществляются только на основе научно-проектной документации, разработанной специализированной проектной организацией (при наличии соответствующей лицензии) и согласованной с органом охраны памятников архитектуры.

Если учреждение осуществляет работы по достройке, дообрудованию,

реконструкции и модернизации необоротных активов, т. е. при выполнении работ, направленных на улучшение эксплуатационных качеств активов, с изменением его технико-эксплуатационных (паспортных) характеристик, такие расходы относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов. Об этом сказано в п. 1.6 Инструкции № 64 и письме ГКУ от 10.05.2007 г. № 3.4-04/1276-5692.

Рассмотрим следующий

пример.

Учреждением заключен договор с подрядной организацией на выполнение работ по реконструкции здания. Согласно договору подряда стоимость таких работ составляет 450 тыс. грн. (в том числе НДС — 75 тыс. грн.). Работы выполнены согласно договору, что подтверждено актом выполненных работ. Оплата осуществлена за счет средств общего фонда сметы.

В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующим образом:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,
грн.

дебет

кредит

1

Списана на фактические расходы* стоимость выполненных работ по реконструкции здания

801 (802)

364 (675)

450000

2

Увеличена первоначальная стоимость здания на стоимость выполненных работ по реконструкции (без НДС)

103

401

375000

3

Перечислены средства подрядной организации
за выполненные работы

364 (675)

321

450000

 

* Расходы, связанные с проведением реконструкции, осуществляют по КЭКР 2140 «Реконструкция и реставрация» (в зависимости от вида объекта применяется код 2141 «Реконструкция жилищного фонда», 2143 «Реконструкция других объектов», 2144 «Реставрация памятников культуры, истории, архитектуры»).

 

После окончания работ прием в эксплуатацию реконструированных, достроенных и модернизированных объектов необоротных активов осуществляется на основании Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет). Кроме того, стоимость работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации должна быть отражена в инвентарных карточках учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). В инвентарную карточку также вносят все качественные и количественные изменения в характеристике объекта, происшедшие в результате его реконструкции.

 

4. О возможности предоставления финансовой помощи (ссуды) исполкомом горсовета

Бюджетным кодексом Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (

далее — БКУ), в частности ч. 4 ст. 16, запрещено бюджетным учреждениям осуществлять какие-либо заимствования в любой форме. Исключения касаются случаев, предусмотренных ст. 16 БКУ . Также бюджетным учреждениям запрещено предоставлять юридическим или физическим лицам какие-либо кредиты за бюджетные средства (если не установлены соответствующие бюджетные назначения на предоставление кредитов из бюджета).

Под

бюджетным назначением понимают полномочия главного распорядителя бюджетных средств, предоставленные БКУ, законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), которое имеет количественные, часовые и целевые ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования.

Бюджетные назначения местных бюджетов устанавливаются решением о местном бюджете на соответствующий год на конкретные цели, связанные с реализацией программ и мероприятий. Согласно

ч. 3 ст. 71 БКУ капитальные расходы бюджета развития направляются на социально-экономическое развитие регионов; выполнение инвестиционных программ (проектов); строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; строительство газопроводов и газификацию населенных пунктов; строительство и приобретение жилья отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством; сохранение и развитие историко-культурных мест Украины и заповедников; строительство и развитие сети метрополитенов; приобретение вагонов для коммунального электротранспорта; развитие дорожного хозяйства; приобретение школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи; компьютеризацию и информатизацию общеобразовательных учебных заведений; другие мероприятия, связанные с расширенным воссозданием.

Поэтому такие средства могут быть выделены из местного бюджета исполкомом горсовета только в случае, если решением о местном бюджете на соответствующий год предусмотрено выделение определенной суммы бюджетных ассигнований субъекту хозяйствования

на осуществление конкретных мероприятий. В этом случае такой субъект хозяйствования является получателем бюджетных средств, на которого в полной мере распространяются требования бюджетного законодательства (в части получения и расходования бюджетных средств).

 

5. Какие документы, подтверждающие проведение процедуры закупок, нужно подавать органам Госказначейства

Согласно

ст. 7 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI на органы Госказначейства возлагаются полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере закупок.

Порядок регистрации бюджетных обязательств, по которым применяются процедуры закупки, определен

Порядком учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Госказначейства от 09.08.2004 г. № 136 (далее — Порядок № 136).

Как отмечает Госказначейство в комментируемом

письме и что также предусмотрено п. 2.2 Порядка № 136, по тем зарегистрированным бюджетным обязательствам, по которым применяются процедуры закупок товаров, работ и услуг, распорядители и получатели бюджетных средств подают в органы Госказначейства Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов и/или их копии, которые удостоверены в установленном порядке* и которые подтверждают факт взятия бюджетных обязательств. Кроме того, нужно подать оригиналы или копии документов, которые подтверждают проведение процедуры закупки и которые предусмотрены законодательством в сфере государственных закупок (отчеты о результатах проведения процедуры закупки, письма-согласования Уполномоченного органа о возможности применения процедуры закупки, которая требует согласования, и т. п.). Обращаем внимание на то, что такие документы необходимо предоставить в орган Госказначейства в течение 7 рабочих дней с даты, указанной в отчете о результатах проведения процедуры закупки.

*

Копии документов могут быть заверены нотариально либо лицом, которое имеет на это право. При заверении копий документов необходимо руководствоваться Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением КМУ от 17.10.97 г. № 1153.

Также напомним, что перечень документов, которые распорядители и получатели бюджетных средств должны подавать органам Госказначейства для регистрации обязательств, приведен в

Методических рекомендациях по перечню подтверждающих документов, предоставляемых распорядителями (получателями) бюджетных средств на стадии регистрации обязательств и оплаты счетов, утвержденных приказом Госказначейства от 14.09.2010 г. № 330 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 37, № 41).

В примечаниях к данному документу сказано, что для регистрации обязательств распорядители и получатели бюджетных средств должны подать в органы Госказначейства оригиналы или копии документов, которые подтверждают проведение процедуры закупки в случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки равняется или превышает пороговые показатели стоимости для закупок товаров, работ или услуг, установленных законодательством в сфере государственных закупок. К таким документам относятся:

1) годовой план государственных закупок с приложением к нему;

2) отчет о результатах проведения процедуры закупки;

3) договор о закупке;

4) письмо-согласование Уполномоченного органа о возможности применения процедуры закупки, которая требует согласования;

5) извлечение опубликованных в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и соответствующих международных изданиях (в случаях, установленных законодательством в сфере государственных закупок), а именно:

— объявления о проведении процедуры закупки;

— сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов;

— сведения о решении Уполномоченного органа о согласовании процедуры закупки (в случае применения процедуры закупки у одного участника);

— объявления о результатах процедуры закупки.

 

6. Особенности учета компьютерных программ

В комментируемом

письме Госказначейство обращает внимание на учетные моменты, которые касаются таких объектов интеллектуальной собственности, как компьютерные программы.

Напомним, что согласно

ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.93 г. № 3792-XII компьютерная программа — это набор инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в каком-либо другом виде, выраженных в форме, пригодной для считывания компьютером, которые приводят его в действие для достижения определенной цели или результата (это понятие охватывает как операционную систему, так и прикладную программу, выраженную в исходном или объектном коде).

Критерием и основанием для оприходования таких объектов являются охранные документы, которые согласно действующему законодательству удостоверяют правомерность приобретения учреждением права собственности на такие объекты. Поэтому только те компьютерные программы, на которые учреждение получило исключительные

права на владение, пользование и распоряжение, учреждения могут учитывать в составе объектов нематериальных активов.

В свое время Госказначейством были разработаны

Рекомендации о единых подходах к приобретению и отражению в бухгалтерском учете бюджетных учреждений программного обеспечения, которые приведены в письме от 17.09.2007 г. № 3.4-04/2055-10882 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 38) и в которых достаточно подробно описаны принципы учета программного обеспечения.

Так, если учреждение приобретает программное обеспечение,

на которое имущественные права ему не передаются (имущественные и авторские права на объект интеллектуальной собственности на такое программное обеспечение остаются у разработчика, а заказчику предоставляется право пользования этим программным обеспечением без передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его использованием третьим лицам), то оплата расходов на приобретение такого программного обеспечения осуществляется по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Например, оплата за установление (инсталляцию) программного обеспечения (программных продуктов, информационных систем и комплексов, баз данных, веб-страниц/сайтов/порталов), последующее пользование им, сопровождение и обслуживание, в том числе обучение пользователей. Такое программное обеспечение учреждения не учитывают в составе нематериальных активов.

Если в документах на приобретение программного обеспечения определено, что учреждение

получает исключительные права на владение, пользование и распоряжение программным обеспечением, то его приобретают по КЭКР 2300 «Приобретение земли и нематериальных активов» и учитывают на субсчете 121 «Авторские и смежные с ними права».

В бухгалтерском учете операции по приобретению компьютерных программ учреждения отражают следующим образом (см. с. 18):

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

Учреждением приобретено программное обеспечение, на которое получено право пользования

1

Отнесена на расходы установка компьютерной программы по автоматизации бухгалтерского учета (согласно акту выполненных работ)

801
(802, 811)

675

2

Перечислены средства за компьютерную программу и услуги по ее установке

675

321 (323)

3

Установлена обновленная версия компьютерной программы (согласно акту выполненных работ)

801
(802, 811)

675

4

Перечислены средства за предоставление информационных услуг

675

321 (323)

Учреждением приобретено программное обеспечение, на которое получено исключительное право владения, пользования и распоряжения

1

Оприходованы исключительные имущественные права на веб-сайт, разработанный по техническому заданию бюджетного учреждения (без НДС)

121

675

2

Одновременно производится запись на создание фонда в необоротных активах (сумма без НДС)

801
(802, 811)

401

3

Списаны суммы НДС и копеек по приобретенному нематериальному активу

801
(802, 811)

675

4

Перечислены средства за выполненные работы и переданное авторское право

675

321, 323

 

Подробно эти вопросы рассматривались в статье «Компьютерные программы: особенности учета» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 14). Вопросы, касающиеся управленческого учета компьютерных программ, на которые оформлены только права пользования, и особенностей проведения их инвентаризации, освещались в статье «Инвентаризация нематериальных активов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 40).

7. Прокат аудио- и мультимедийной аппаратуры: порядок учета

Некоторые бюджетные организации предоставляют услуги проката инструментов, инвентаря, оборудования. Так, право на предоставление таких платных услуг учреждениям и организациям предоставлено следующими нормативно-правовыми актами:

 

№ п/п

Бюджетные учреждения

Вид услуги

Основание

1

2

3

4

1

Учреждения культуры и искусств

Прокат музыкальных инструментов, культурно-спортивного и туристического инвентаря, звуко- и видеотехники, сценических костюмов, обуви, театрального реквизита, инструментов и бытовой техники для технического творчества, пластинок магнитофонных и видеокассет с записями (классические произведения и т. п.), экспозиционного оборудования (витрины, щиты, экспозиционные столы и т. п.)

Пункт 4 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться учреждениями культуры и искусств, основанными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденного постановлением КМУ от 05.06.97 г. № 534

2

Учреждения и организации телевидения и радиовещания

Прокат видео- и аудиокассет с записями, прокат телефильмов

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учреждениями и организациями телевидения и радиовещания, основанными на государственной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 04.06.99 г. № 969

3

Заведения физической культуры и спорта

Предоставление услуг по прокату спортивного снаряжения, оборудования и инвентаря

Пункт 13 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться заведениями физической культуры и спорта, содержащимися за счет бюджетных средств, утвержденного постановлением КМУ от 14.04.2009 г. № 356

4

Учебные заведения, другие учреждения и заведения сферы образования

Предоставление напрокат предметов культурно-бытового назначения, садово-огородного инвентаря, аудио- и видеотехники, театральных и сценических костюмов, театрального реквизита, инструментов и оборудования, аудио- и видеозаписей, экспозиционного оборудования видеокомплексов, видеомонтажных студий, фотопавильонов, звуколабораторий, видеопросмотровых аудиторий, других площадей, инвентаря и оборудования, если это не предусмотрено учебным планом и не относится к деятельности, которая финансируется за счет средств общего фонда государственного и местных бюджетов

Пункт 5 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796

 

Средства, полученные учреждениями от предоставления платных услуг по прокату, зачисляются на специальный счет как собственные поступления. Согласно

п. 4 ст. 13 БКУ такие поступления относятся ко второй подгруппе первой группы собственных поступлений. Расходуются они на организацию хозяйственной деятельности и хозяйственные нужды учреждения, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

В бухгалтерском учете средства, полученные от предоставления услуг по прокату, бюджетные учреждения отражают следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Начислена плата за предоставленные платные услуги по прокату оборудования, инвентаря, инструментов *

364
(675)

711

2

Получены денежные средства за предоставленные платные услуги

323

675
(675)

3

Осуществлены расходы за счет средств, полученных как плата за услуги

811

364
(675)

 

* Задолженность за предоставленные учреждением платные услуги должна быть отражена на основании первичных документов (акта выполненных работ/предоставленных услуг, соответствующих договоров и т. п.) на субсчете 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» при предоставлении услуг или сразу после их предоставления, а не при фактическом поступлении платы за них.

В случае если услуги предоставлены, а оплата за них еще не поступила, то в бухгалтерском учете учреждения обязательно следует начислить доход за предоставленные услуги с отражением дебиторской задолженности за их получателями

.

 

Заметим, что предоставление услуг по прокату имеет определенные сходства с предоставлением имущества в аренду. Однако, как известно, действующим законодательством предусмотрены достаточно строгие требования в отношении операций по аренде государственного и коммунального имущества, а именно к порядку расчета, распределения и перечисления арендной платы. Поэтому предоставление услуг по прокату различного движимого имущества (оборудования, инвентаря, инструментов и т. п.), при условии, что соответствующим перечнем платных услуг бюджетному учреждению дано на это право, является более привлекательным вариантом.

8. Особенности учета обязательств по долгосрочным контрактам

Госказначейство в комментируемом

письме обращает внимание на то, что по заключенным долгосрочным договорам, т. е. тем договорам, по которым предусмотрено выполнение обязательств в течение срока, превышающего один год, распорядители бюджетных средств при регистрации бюджетных обязательств руководствуются Порядком № 136. Так, в Реестре бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств указывают суммы в пределах плановых показателей текущего бюджетного года на основании данных календарного плана к долгосрочному договору. Заметим, что в этом случае в графе «Данные бюджетного обязательства: срок действия договора» проставляется срок действия договора (дата начала и дата окончания действия договора). При этом по долгосрочным договорам (срок действия которых превышает один календарный год) сроком действия является текущий год.

Минэкономики в

разъяснении от 07.07.2011 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 29) обращало внимание на особенности определения предмета закупки в случае закупки долгосрочных работ.

 

9. Санкции органов Госказначейства за нарушение порядка учета обязательств

Одним из видов нарушений бюджетного законодательства является нарушение порядка регистрации и учета бюджетных обязательств (

п. 21 ч. 1 ст. 116 БКУ).

О необходимости соблюдения сроков регистрации бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств Госказначейство в этом году неоднократно обращало внимание, в частности, в

письмах от 31.03.2011 г. № 17-06/882-4568 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 15)
и от 12.05.2011 г. № 17-06/1195-6460 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 21).

Напомним, что об основных видах бюджетных правонарушений и административной ответственности, которая за них предусмотрена, мы подробно рассказывали в статье «Изменения законодательства, связанные с принятием нового Бюджетного кодекса Украины» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 36), а о мерах воздействия за нарушение бюджетного законодательства — в статье «Бюджетный кодекс: новости и основные положения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 39).

 

10, 11. Кредиторская задолженность прошлых лет: порядок отражения в учете и отчетности

В комментируемом

письме Госказначейство разъяснило, как распорядителям бюджетных средств, имеющим кредиторскую задолженность прошлых лет, нужно отражать такие операции в учете и отчетности.

Конечно, наличие непогашенной кредиторской задолженности прошлых лет — ситуация достаточно неприятная для любого бюджетного учреждения. Ведь причиной ее возникновения в учреждении может являться не только недостаточное финансирование расходов учреждения, произведенных в пределах утвержденных показателей сметы, но и несовершенство планирования объема расходов на обеспечение своей деятельности, несовершенство управления бюджетными ресурсами, а также несоблюдение бюджетным учреждением финансовой дисциплины при взятии бюджетных обязательств и осуществлении платежей. К тому же для органов КРУ проверка состояния расчетной дисциплины в подконтрольных учреждениях является одним из важнейших вопросов.

В связи с этим Госказначейство неоднократно в своих

письмах акцентирует внимание на этом вопросе и рекомендует бюджетным учреждениям принимать различные меры, направленные на недопущение возникновения кредиторской задолженности.

 

12. Особенности осуществления операций с наличными средствами бюджетными учреждениями при казначейском обслуживании

Заметим, что, кроме тех документов, на которые ссылается Госказначейство в комментируемом

письме , основным документом, определяющим порядок осуществления операций с наличными средствами, является Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637).

Работник, получивший наличные средства под отчет, обязан отчитаться об израсходованной наличности путем подачи Отчета об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет (далее — Отчет). Форма Отчета и порядок его заполнения утверждены

приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 996.

Сроки возврата неизрасходованных денежных средств, полученных работником

на командировку, установлены Налоговым кодексом Украины (далее — НКУ). Так, согласно абз. 4 п.п. 170.9.2 ст. 170 НКУ при наличии у работника излишка израсходованных средств, полученных на командировку, он обязан возвратить его в кассу или перечислить на банковский счет учреждения, выдавшего средства, до или во время подачи Отчета .

Обращаем внимание на то, что начиная с 1 января 2011 года

Отчет должен быть предоставлен до окончания пятого банковского дня, следующего за днем, в котором налогоплательщик:

— заканчивает командировку;

— завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет лица, выдавшего средства под отчет.

Таким образом, предельные сроки возврата денежных средств, полученных работником на командировку, совпадают со сроками предоставления Отчета.

Что касается срока для возврата средств, полученных работником

для решения производственных (хозяйственных) вопросов, то они установлены НКУ и Положением № 637. Первые применяются налоговыми органами для целей налогообложения доходов физических лиц, вторые — для определения фактов нарушения правил наличного обращения. О том, что грозит работнику за нарушение сроков возврата излишне израсходованных денежных средств, выданных под отчет или на командировку, мы писали в статье «Налоговый кодекс: первое знакомство» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 48).

 

13. Услуги по теплоснабжению: учет операций

Перечни платных услуг, которые могут предоставлять бюджетные учреждения, утверждаются Кабинетом Министров Украины. Некоторым бюджетным учреждениям разрешено предоставлять коммунальные услуги, в том числе услуги по теплоснабжению.

В частности, виды платных услуг, которые могут предоставлять учреждения и заведения образования, определены

Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796. В п.п. 4 п. 7 этого Перечня предусмотрено, что учебные заведения могут предоставлять гражданам, которые пользуются услугами, указанными в п. 1 — 3 (т. е. тем, кто проживает в общежитиях учебных заведений), коммунальные услуги, услуги по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию домов и помещений, коммунальные услуги пользователям помещений и зданий, не находящихся на балансе учебных заведений.

В этом случае учебное заведение зачисляет средства, полученные за предоставленные коммунальные услуги, на специальный счет как

собственные поступления (вторая подгруппа первой группы).

Что касается тех учреждений-арендодателей, которые не имеют права на предоставление платных коммунальных услуг, то

суммы, возмещенные им арендатором за коммунальные услуги, к собственным поступлениям бюджетных учреждений не относятся, а направляются на восстановление расходов.

В бухгалтерском учете доходы, полученные от предоставления коммунальных услуг, отражаются аналогично операциям по предоставлению услуг проката (см. вопрос 7 этого

письма). Также вопрос возмещения коммунальных расходов при аренде помещения рассматривается в письме Госказначейства от 31.05.2011 г. № 17-04/1412--7555 (см. с. 4 этого номера).

 

14. Порядок открытия и закрытия бюджетных счетов при реорганизации учреждения

Одним из этапов, с которыми сталкиваются бюджетные учреждения в результате реорганизации, является закрытие счетов в органах Госказначейства. Процедура открытия и закрытия счетов в органах Госказначейства установлена

Порядком открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Госказначейства от 02.12.2002 г. № 221. Для открытия бюджетных счетов распорядители бюджетных средств должны подать перечень документов, указанных в гл. 4, а в случае закрытия — перечень документов, указанных в гл. 7 этого Порядка.

Заметим, что вопросы, касающиеся процесса и этапов ликвидации бюджетных учреждений, снятия с учета в налоговых органах, фондах социального страхования, подробно рассматривались в статье «Ликвидация и реорганизация бюджетных учреждений: вопросы и ответы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 11).

 

15. Регистрация обязательств при возмещении коммунальных расходов при аренде за прошлый год

На нюансы регистрации бюджетных обязательств, которые остались непогашенными на конец предыдущего бюджетного периода, Госказначейство обращает внимание в вопросе 10 и 11 данного

письма.

Также вопрос возмещения коммунальных расходов при аренде помещения рассматривается в

письме Госказначейства от 31.05.2011 г. № 17-04/1412-7555 (см. с. 4 этого номера ).

В комментарии к этому документу мы рассмотрели наиболее интересные моменты, связанные с арендой имущества.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше