Темы статей
Выбрать темы

О порядке списания имущества бюджетных учреждений

Редакция ББ
Письмо от 15.07.2011 г. № 17-07/1700-10076

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

О ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Письмо от 15.07.2011 г. № 17-07/1700-10076

(извлечение)

 

<…>

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (статья 19 Конституции Украины).

В соответствии с пунктом 12 части первой статьи 2 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) бюджетные учреждения — органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета.

Порядок ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета по согласованию с Министерством финансов Украины (статья 56 Кодекса).

Единые требования к порядку списания имущества бюджетных учреждений установлены Типовой инструкцией о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 29.11.2010 г. № 447, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 04.01.2011 г. под № 3/18741 (далее — Типовая инструкция).

Нормы этой Типовой инструкции распространяются на имущество бюджетных учреждений, срок использования которого больше одного года, кроме объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), материальных активов, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами). А также применяются при списании запасов:

— не пригодных для дальнейшего использования;

— поврежденных вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть реализованы);

— выявленных в результате инвентаризации как недостача.

Согласно требованиям пункта 2 Типовой инструкции объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами), списываются согласно Порядку списания объектов государственной собственности, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — постановление № 1314).

Бесплатная передача имущества, являющегося государственной собственностью, из сферы управления министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, Фонда государственного имущества, других государственных органов, которые в соответствии с законодательством осуществляют функции по управлению государственным имуществом, Национальной академии наук, отраслевых академий наук, других учреждений и организаций, которым государственное имущество передано в бесплатное пользование, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или самоуправляемых организаций осуществляется согласно требованиям постановления Кабинета Министров Украины от 21.09.98 г. № 1482 «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» (пункт 5 Типовой инструкции).

Пунктом 9 Типовой инструкции определено, что составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом (руководящим органом), уполномоченным согласно законодательству принимать решения по распоряжению имуществом.

Пунктом 5 постановления № 1314 определено, что списание имущества осуществляется субъектом хозяйствования, на балансе которого оно находится, на основании принятого субъектом управления решения о даче согласия на его списание.

В соответствии со статьями 26, 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее — Закон) принятие решений о наделении органов самоорганизации населения отдельными собственными полномочиями органов местного самоуправления, а также о передаче средств, материально-технических и других ресурсов, необходимых для их осуществления; об отчуждении в соответствии с законом коммунального имущества; о передаче другим органам отдельных полномочий по управлению имуществом, относящимся к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, определение пределов этих полномочий и условий их осуществления осуществляется исключительно на пленарных заседаниях соответствующего совета.

В пункте 1 статьи 60 Закона указано, что территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество.

То есть

составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения руководителем бюджетного учреждения, содержащегося за счет средств соответствующего местного бюджета и согласования в соответствии с законодательством на пленарных заседаниях соответствующего совета, уполномоченного принимать решение по управлению этими объектами коммунальной собственности непосредственно или путем передачи руководителям бюджетных учреждений соответствующих полномочий в зависимости от стоимости за единицу (комплект) материальных ценностей и причин списания.

 

Глава ликвидационной комиссии — первый

заместитель Председателя А. Даневич

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

СПИСАНИЕ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯМИ,

СОДЕРЖАЩИМИСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Пожалуй, после вступления в силу

Типовой инструкции о порядке списания имущества бюджетных учреждений (далее — Типовая инструкция № 447) // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 4, одним из вопросов, который особо волновал бюджетные учреждения и на который долгое время не было ответа Госказначейства, касался порядка списания имущества учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств местного бюджета.

Заметим, что основная проблема заключалась в правильном трактовании

п. 9 Типовой инструкции № 447, в котором определено, что составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом (руководящим органом), уполномоченным в соответствии с законодательством принимать решение о распоряжении имуществом.

Напомним, что не так давно Госказначейством были представлены разъяснения о порядке применения указанного

пункта Типовой инструкции № 447 (см. письмо от 08.04.2011 г. № 17-04/931-4925 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 19). Так, в этом письме Госказначейство пришло к следующему выводу: составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом, уполномоченным согласно законодательству принимать решение об управлении объектами государственной (коммунальной) собственности непосредственно или путем передачи руководителям подчиненных бюджетных учреждений соответствующих полномочий, в зависимости от стоимости за единицу (комплект) материальных ценностей и причин списания.

Как мы указывали в комментарии к данному

письму, из этих выводов следовало, что, так же как и раньше, т. е. до принятия Типовой инструкции № 447, акты о списании имущества с балансов бюджетных учреждений в зависимости от стоимости такого имущества могут быть утверждены:

— непосредственно

руководителем бюджетного учреждения;

должностным лицом, уполномоченным принимать решение об управлении объектами государственной (коммунальной) собственности.

Кроме того, мы обращали особое внимание на то, что именно органы, уполномоченные управлять государственным или коммунальным имуществом, имеют право делегировать полномочия по утверждению актов о списании имущества непосредственно руководителям учреждений. При этом такое право должно быть оформлено соответствующим документом, где, в частности, указывается, на какое имущество (с указанием стоимостных пределов) распространяется такое право.

Также мы отмечали, что во многих регионах Украины органами местного самоуправления уже приняты соответствующие документы по списанию коммунального имущества, в которых, в частности, определена процедура утверждения актов о списании коммунального имущества (в зависимости от стоимости имущества и причин списания).

Таким образом, для каждого региона основополагающим документом в вопросе списания коммунального имущества должно быть решение «своего» органа, уполномоченного принимать решение по управлению коммунальной собственностью. И поэтому бюджетные учреждения при списании имущества должны руководствоваться прежде всего решением такого органа.

В комментируемом письме Госказначейство полностью подтвердило наши выводы и указало, что решения о передаче полномочий по управлению имуществом, находящимся в коммунальной собственности территориальной громады, определение границ этих полномочий и условий их осуществления, принимаются исключительно на пленарных заседаниях соответствующего совета.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше