Темы статей
Выбрать темы

О своевременном взыскании дебиторской задолженности

Редакция ББ
Письмо от 01.03.2011 г. № 25-18/287

ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

О СВОЕВРЕМЕННОМ ВЗЫСКАНИИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Письмо от 01.03.2011 г. № 25-18/287

 

Главное контрольно-ревизионное управление Украины с целью надлежащего обеспечения состояния финансовой дисциплины при осуществлении бюджетными учреждениями, организациями и государственными предприятиями финансово-хозяйственной деятельности направляет следующее разъяснение.

1. Так, в ходе контрольных мероприятий выявляются неединичные случаи списания подконтрольными учреждениями дебиторской задолженности должникам (просроченной задолженности, по которой истекли сроки исковой давности) без принятия каких-либо мер претензионно-искового характера.

С целью недопущения таких действий подконтрольными учреждениями и осуществления правильной квалификации подобных нарушений финансовой дисциплины обращаем внимание на следующее.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка взаимодействия государственной контрольно-ревизионной службы, органов прокуратуры, внутренних дел, Службы безопасности Украины, утвержденного приказом ГлавКРУ, МВД, СБУ и Генпрокуратуры от 19.10.2006 г. № 346/1025/685/53, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.10.2006 г. под № 1166/13040, материальный ущерб (убытки) — это стоимость утраченных активов или недополученных доходов, определяемая по данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности объекта контроля или экспертной оценкой и другими определенными законодательством способами.

При этом под утратой активов подразумевается безвозвратное уменьшение активов по причине: перечисления (уплаты) средств; отчуждения, недостачи, уничтожения (порчи) или приобретения неликвидного (испорченного) имущества; потери должника в обязательстве; уменьшения доли государственной (коммунальной) собственности в уставном фонде хозяйственного общества.

В соответствии со статьей 509 Гражданского кодекса Украины обязательством является правоотношение, в котором одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, предоставить услугу, уплатить деньги и т. п.) или воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязанности.

Статьей 610 Гражданского кодекса Украины установлено, что нарушением обязательства является его невыполнение или выполнение с нарушением условий, определенных содержанием обязательства (ненадлежащее выполнение).

Согласно части 1 статьи 611 Гражданского кодекса Украины в случае нарушения обязательства наступают правовые последствия, установленные договором или законом, в частности:

1) прекращение обязательства в результате одностороннего отказа от обязательства, если это установлено договором или законом, или расторжение договора;

2) изменение условий обязательства;

3) уплата неустойки;

4) возмещение убытков и морального ущерба.

Главой 19 Гражданского кодекса Украины определено понятие исковой давности и ее виды, которыми установлены конкретные сроки, в пределах которых лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.

Пропуск срока исковой давности лишает сторону права на уплату должником неустойки, возмещение должником нанесенных убытков невыполнением, ненадлежащим выполнением обязательства, в частности невыполнением условий договора (не поставлен товар, не оплачены надлежащие суммы платежей по договорам и т. п.).

Фактически происходит потеря должника в обязательстве, т. е. пропуск сроков исковой давности кредитором имеет последствием потерю активов предприятием, учреждением, организацией, что необходимо квалифицировать как нанесение убытков по вине лиц, которыми не осуществлены соответствующие действия, а именно не обеспечено проведение претензионно-исковой работы, в соответствии с обязанностями, возложенными на них должностными инструкциями, положениями, уставами, законными и подзаконными актами.

2. Кроме того, следует обратить внимание, что Рекомендациями Министерства юстиции Украины от 15 января 1996 года № 2 до сведения руководителей, предпринимателей, работников юридических службы и других структурных подразделений доводился порядок ведения претензионной и исковой работы на предприятии, в учреждении, организации.

Пунктом 1.4 указанных Рекомендаций отмечено, что руководители предприятий несут персональную ответственность за состояние претензионно-исковой работы. Несоблюдение установленного порядка предъявления и рассмотрения претензий и исков является нарушением государственной дисциплины и влечет за собой ответственность виновных в этом должностных лиц согласно действующему законодательству Украины. Руководители и другие должностные лица предприятий обязаны вести борьбу с фактами задержек при рассмотрении претензий, безосновательных отказов в удовлетворении обоснованных требований заявителей претензий, доведения до суда бесспорных исков и осуществлять мероприятия по устранению причин и условий, порождающих обоснованные претензии.

Так, согласно подпункту 12.13 пункта 10 Общего положения о юридической службе министерства, другого органа исполнительной власти, государственного предприятия, учреждения и организации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины 26.11.2008 г. № 1040, юридическая служба органа исполнительной власти в соответствии с возложенными на нее задачами организует претензионную и исковую работу, осуществляет контроль за ее проведением; проводит вместе с заинтересованными структурными подразделениями анализ результатов хозяйственной деятельности органа исполнительной власти, изучает условия и причины возникновения непродуктивных расходов, нарушения договорных обязательств, а также состояние дебиторской и кредиторской задолженности.

Подпунктами 8, 9 пункта 11 этого же Положения определено, что юридическая служба предприятия организует претензионную и исковую работу, проводит анализ ее результатов; осуществляет контроль за соблюдением структурными подразделениями установленного на предприятии порядка предъявления и рассмотрения претензий.

Следовательно, при проведении контрольных мероприятий в части контроля за состоянием и учетом дебиторской задолженности, выполнением договорных обязательств и т. п. необходимо обращать внимание на наличие в учреждениях, организациях, государственных предприятиях утвержденного внутреннего порядка ведения претензионно-исковой работы, положения о юридической службе, должностных инструкций работников и наличие в этих документах соответствующих обязанностей по проведению претензионно-исковой работы, осуществлению контроля за такой работой, контроля за выполнением хозяйственных договоров и т. п.

Таким образом, в случае установления в ходе контрольных мероприятий случаев непринятия мер по своевременному взысканию дебиторской задолженности и, как следствие, истечения сроков ее взыскания, т. е. допущение потери должника в обязательстве, такие факты следует квалифицировать как нанесение убытков юридическому лицу, а в случае если соответствующие платежи по договорным обязательствам должны были направляться в государственный бюджет — соответственно как нанесение убытков государству.

<…>

 

Первый заместитель Председателя В. Костюшко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше