Темы статей
Выбрать темы

Благотворительная помощь бюджетным учреждениям после вступления в силу Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»

Редакция ББ
Ответы на вопросы

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНА «О ПРИНЦИПАХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Как правильно оформить поступление в бюджетное учреждение благотворительной (спонсорской) помощи с целью избежания обвинений в коррупции в связи с введением в действие Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции»?

(Кировоградская обл.)

 

Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VI

(далее — Закон № 3206), вступивший в силу 01.07.2011 г., определяет основные принципы предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений, возмещения нанесенных в результате совершения коррупционных правонарушений убытков, ущерба, восстановления нарушенных прав, свобод или интересов физических лиц, прав или интересов юридических лиц, интересов государства.

Заметим, что

Закон № 3206 предусматривает ограничения в отношении получения подарков (пожертвований). В частности, в соответствии со ст. 8 Закона № 3206 лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненным к ним лицам (указанным в п. 1 и п.п. «а», «б» п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 3206*) запрещается непосредственно или через других лиц получать подарки от юридических или физических лиц:

1) за решения, действия или бездействие в интересах дарителя, принимаемые как непосредственно таким лицом, так и при его содействии другими должностными лицами и органами;

2) если лицо, дарящее подарок (осуществляющее пожертвование), находится в подчинении такого лица.

* Лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления; должностными лицами юридических лиц публичного права, получающими зарплату за счет государственного или местного бюджета; лицами, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляют публичные услуги; должностными лицами иностранных государств и международных организаций.

В то же время подарки, полученные лицами, определенными в

п. 1 и п.п. «а», «б» п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 3206, как подарки государству, АР Крым, территориальной громаде, государственным или коммунальным учреждениям либо организациям, соответственно являются государственной или коммунальной собственностью и передаются органу, учреждению или организации в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Исходя из вышеуказанного

получение благотворительной помощи (пожертвования) непосредственно бюджетным учреждением или организацией, а не их должностными лицами нельзя квалифицировать как коррупционное правонарушение. Однако с целью избежания обвинения в коррупции должностных лиц, с согласия которых происходила передача благотворительной (спонсорской) помощи учреждению, поступление такой помощи обязательно должно быть документально оформлено и отражено в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Стоит отметить, что не все бюджетные учреждения имеют право на получение благотворительной помощи. Причем ранее такое ограничение не было четко прописано на законодательном уровне, а только следовало из разнообразных разъяснений по этому вопросу и непрямых норм отдельных документов. В частности,

ст. 2 Закона Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» от 30.06.99 г. № 783-ХІV предусмотрено, что органы государственной власти осуществляют свою деятельность исключительно за счет бюджетного финансирования в пределах, предусмотренных Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год (подробнее см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 42).

Теперь же

ст. 17 Закона № 3206 абсолютно однозначно определено: органам государственной власти и местного самоуправления запрещается получать от физических, юридических лиц бесплатно услуги и имущество, кроме случаев, предусмотренных законами или действующими международными договорами Украины.

Таким образом, указанные органы не могут получать и направлять на собственное содержание подарки, за исключением передачи услуг и имущества, согласно закону или международным договорам в рамках осуществления соответствующих программ или проектов.

Что же касается документального оформления поступления благотворительных взносов от благотворительных организаций, юридических или физических лиц, то по этому поводу после вступления в силу

Закона № 3206 никаких особенностей не предусмотрено.

Общие требования к получению, использованию и учету благотворительных взносов и пожертвований от юридических и физических лиц, как резидентов, так и нерезидентов, бюджетными учреждениями определены

Порядком получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования, утвержденным постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222 (далее — Порядок № 1222). Так, в соответствии с положениями Порядка № 1222 благотворительные взносы могут предоставляться благотворителями учреждениям в денежной форме для нужд их финансирования по направлениям расходов, определенным благотворителем, а также как товары, работы, услуги. Если же благотворителями конкретные цели использования таких средств не определены, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учреждения, заведения — приобретателей согласно первоочередными потребностям, связанным исключительно с основной деятельностью учреждения, заведения.

Порядок документального оформления получения благотворительной помощи зависит именно от того, в какой форме такая помощь предоставляется учреждению. В частности,

Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), предусматривает, что необоротные активы, полученные бесплатно в виде безвозвратной помощи, подарка, принимаются комиссией, созданной приказом руководителя учреждения, в состав которой обязательно входят работник бухгалтерии и представитель учреждения вышестоящего уровня. Оприходование на баланс учреждения необоротных активов в соответствии с п.п. 6.3 п. 6 Инструкции № 64 проводится на основании Акта приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет). Оформление принятия отдельных предметов необоротных активов также разрешается непосредственно на основании документов, ставших основанием для получения ценностей (счетов-фактур, накладных и др.). При этом необоротные активы, полученные бесплатно от других учреждений, зачисляются на баланс учреждения по первоначальной (восстановительной) стоимости передавшего их учреждения с приведением начисленной суммы износа за полное количество календарных месяцев их пребывания в эксплуатации (п.п. 1.24 п. 1 Инструкции № 64).

В случае же поступления благотворительных взносов в виде запасов (производственных запасов, материалов, продуктов питания или малоценных и быстроизнашивающихся предметов) в соответствии с

Инструкцией по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 08.12.2000 г. № 125 (далее — Инструкция № 125), они принимаются комиссией, созданной приказом руководителя учреждения, в состав которой обязательно входят работник бухгалтерии и представитель организации вышестоящего уровня. Комиссия составляет акт, в котором указываются наименование, количество и стоимость полученных материальных ценностей согласно сопроводительным документам или по рыночным свободным ценам на их аналогичные виды, если их стоимость не указана. Данные акта отражаются в бухгалтерском учете.

Бухгалтерией и материально ответственными лицами учет запасов, полученных в качестве благотворительной помощи, ведется в общем порядке, но отдельно от запасов, приобретенных учреждением за счет средств общего или специального фондов сметы доходов и расходов

(п. 35 Инструкции № 125).

Благотворительно (в качестве благотворительной помощи) выполненные работы и предоставленные бюджетным учреждениям услуги оформляются

Актом приемки-передачи выполненных работ (предоставленных услуг).

Оприходование благотворительных взносов в форме денежных средств осуществляется учреждением на основании:

приходного кассового ордера (ф. № КО-1) — если наличность поступила в кассу учреждения;

выписки из специального регистрационного счета если благотворительные взносы поступили на счет учреждения.

При оформлении подобных операций следует учитывать, что благотворительные взносы, полученные бюджетными учреждениями согласно действующему законодательству, в соответствии со

ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений, которые включаются в специальный фонд бюджета. Поэтому независимо от организационно-правовой формы хозяйствования, подчиненности и формы собственности юридического лица, предоставляющего благотворительную помощь, бюджетное учреждение — получатель относит ее стоимость к доходам специального фонда.

Отметим, что до окончания отчетного периода учреждение-получатель должно подать в орган Госказначейства

Справку о поступлениях в натуральной форме, если благотворительная помощь поступила в натуральной форме (как товары, работы или услуги).

Ввиду того что распорядители бюджетных средств преимущественно не планируют в смете благотворительные поступления, в случае их фактического получения необходимо внести

изменения в смету в части специального фонда в соответствии с требованиями п. 47 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, на основании справки Государственной казначейской службы о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета и справки об изменениях к смете.

Отражая поступление благотворительной помощи в бухгалтерском учете, бюджетные учреждения должны руководствоваться прежде всего

Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным совместным приказом Минфина и ГУ Госказначейства от 10.12.99 г. № 114. В частности, этим Порядком предусмотрено ведение учета благотворительных взносов и подарков на субсчете 712 «Доходы по прочим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений».

При формировании бухгалтерских проводок следует также учитывать, что

Инструкцией по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 26.12.2003 г. № 242, предусмотрено, что средства, поступившие учреждению для выполнения отдельных поручений, а также в качестве грантов, подарков, благотворительных взносов, инвестиций (в денежной и в натуральной форме), следует учитывать на субсчете 324 «Специальные регистрационные счета для учета средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений».

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения получение благотворительной помощи будет отражаться следующим образом:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Оприходованы необоротные активы, полученные в виде благотворительной помощи

324

712

364

324

101 — 122

364

Одновременно произведена запись

812

401

2

Оприходованы материалы, полученные в виде благотворительной помощи

324

712

364

324

231 — 239

364

3

Оприходованы малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, поступившие в качестве благотворительной помощи

324

712

364

324

221

364

Одновременно сделана запись

812

411

4

Поступил благотворительный взнос в наличной форме в кассу учреждения

364

712

301

364

Внесена наличность на специальный регистрационный счет

324

301

5

Поступил благотворительный взнос (в безналичной форме) на специальный регистрационный счет

364

712

324

364

6

Отражены благотворительно выполненные работы (предоставленные услуги)

324

712

364

324

812

364

 

Заметим, что для учета операций начисления доходов специального фонда, в том числе полученных в виде благотворительной помощи, используется

мемориальный ордер № 14 «Накопительная ведомость начисления доходов специального фонда бюджетных учреждений», форма которого утверждена Инструкцией о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденной приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68 (далее — Инструкция № 68). К тому же на каждый вид доходов специального фонда согласно требованиям Инструкции № 68 открываются отдельные мемориальные ордеры, которые нумеруются соответственно № 14-1, 14-2, 14-3. Кроме того, данная операция должна быть отражена также в мемориальном ордере № 4 «Накопительная ведомость по расчетам с другими дебиторами» по каждому известному благотворителю. Стоит также напомнить, что расчеты с дебиторами, осуществляемые за счет средств специального фонда, учитываются в отдельном мемориальном ордере по данной форме.

В конце месяца подсчитываются итоговые обороты по каждому мемориальному ордеру и в виде соответствующей корреспонденции счетов переносятся к книгу Журнал-главная.

Также напомним, что учреждения, которые получают, в частности, гранты, подарки и благотворительную помощь, обязаны составлять Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений (форма № 4-2д, № 4-2м).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше