Темы статей
Выбрать темы

Изучаем изменения, внесенные в Налоговый кодекс

Редакция ББ
Статья

ИЗУЧАЕМ ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Ольга Витковская, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

6 августа 2011 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI (далее — Закон № 3609).

В данной статье расскажем об основных изменениях в правилах налогообложения, на которые нужно обратить внимание бюджетным учреждениям.

 

НДС

 

Регистрация плательщиком НДС

Несколько упрощена процедура подачи заявления о регистрации лица в качестве плательщика налога. Так, если ранее

п. 183.7 ст. 183 НКУ предусматривал, что такое заявление подается непосредственно руководителем юридического лица, то сейчас заявление о регистрации плательщика НДС также может подать и представитель юридического лица.

Отменена норма

п. 183.10 ст. 183 НКУ, предусматривающая требование о том, что лицо считается плательщиком НДС с 1 числа месяца, следующего за месяцем достижения предельного объема налогооблагаемых операций в 300 тыс. грн. Наличие этой нормы в НКУ фактически приводило к тому, что до момента регистрации плательщиком НДС такое лицо обязано было уплачивать этот налог (без права отнесения суммы НДС в налоговый кредит и права выписки налоговых накладных).

Теперь согласно обновленной редакции

п. 183.10 ст. 183 НКУ любое лицо, подлежащее обязательной регистрации плательщиком НДС, однако не подавшее в орган налоговой службы регистрационное заявление, несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита. Получается, что в этом случае бюджетное учреждение, которое своевременно (не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем достижения предельного объема налогооблагаемых операций в 300 тыс. грн.) подало регистрационное заявление, до момента такой регистрации (т. е. до даты, указанной в свидетельстве о регистрации плательщика НДС) за этот период никаких налоговых обязательств по НДС начислять не должно.

 

База налогообложения

Согласно обновленному

п. 188.1 ст. 188 НКУ база налогообложения по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 НКУ, с учетом общегосударственных налогов и сборов и сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи. Таким образом, сейчас на услуги сотовой мобильной связи НДС исчисляется исходя из стоимости услуг с учетом сбора в Пенсионный фонд. Напомним, что ГНАУ в письме от 12.04.2011 г. № 10374/7/16-1517 обращала внимание на необходимость включения с 01.01.2011 г. такого сбора в базу налогообложения.

 

Освобожденные операции

Перечень операций, не являющихся объектом налогообложения (

ст. 196 НКУ), и операций, освобожденных от налогообложения (ст. 197 НКУ), не изменился.

Единственное дополнение, на которое стоит обратить внимание, внесено

Законом № 3609 в п.п. «г» п.п. 197.1.7 ст. 197 НКУ. Этот подпункт предусматривает освобождение от налогообложения операций по поставке услуг по питанию детей в дошкольных, общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях и граждан в заведениях здравоохранения. Добавлена оговорка о том, что порядок предоставления таких услуг утверждается КМУ. Заметим, что на сегодняшний день такой документ уже существует — это Порядок предоставления услуг по питанию детей в дошкольных, учеников в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, операции по предоставлению которых освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 02.02.2011 г. № 116 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 10).

 

Налоговая накладная

Дополнен перечень обязательных реквизитов в налоговой накладной (далее — НН). Теперь в НН, которая составлена для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины (импортных товаров), появился новый

обязательный реквизит — «код товару згiдно з УКТ ЗЕД» (п. 201.1 ст. 201 НКУ). При этом сами реквизиты НН, приведенные в п. 201.1 ст. 201 НКУ, отныне называются обязательными.

В связи с таким нововведением стоит ожидать обновления формы НН, утвержденной

приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969. До этого времени, по всей видимости, при выписке НН на такие товары можно указывать в графе 3 «Номенклатура постачання товарів/послуг продавця» после наименования товара код УКТ ВЭД.

Кроме того, теперь в

п. 198.6 ст. 198 НКУ четко указано, что в налоговый кредит не относятся суммы НДС, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров (услуг), не подтвержденные НН, или подтвержденные НН, оформленными с нарушением требований ст. 201 НКУ (ранее не было указано, о каких требованиях идет речь).

 

Установлен срок для регистрации НН в Едином реестре налоговых накладных

Как предусмотрено

п. 201.10 ст. 201 НКУ, продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю НН после регистрации ее в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН).

Согласно

п. 11. подразд. 2 разд. ХХ НКУ такой регистрации подлежат НН, если сумма НДС в одной НН превышает:

— 1 млн грн. — с 01.01.2011 г.;

— 500 тыс. грн. — с 01.04.2011 г.;

— 100 тыс. грн. — с 01.07.2011 г.;

— 10 тыс. грн. — с 01.01.2012 г.

Заметим, что теперь в

НКУ четко установлен срок для регистрации НН в ЕРНН — не позднее 20 календарных дней, следующих за датой их выписки.

Также стоит обратить внимание на то, что начиная с

01.01.2012 г. в ЕРНН нужно будет регистрировать не только НН с суммой НДС более 10 тыс. грн., но и НН, выписанные при поставке подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, независимо от суммы НДС.

 

ПЛАТА (НАЛОГ) зА ЗЕМЛЮ

 

Особенности применения льготы по налогу на землю

Прежде всего отметим, что

ст. 282 НКУ, в которой перечислены налогоплательщики, которым предоставлены льготы по уплате земельного налога (к числу которых, как известно, относятся и бюджетные организации), осталась в неизменном виде.

Вместе с тем обращаем внимание на то, что претерпел некоторые изменения

п. 284.3 ст. 284 НКУ, в котором содержится требование об уплате земельного налога на общих основаниях теми землепользователями, которые имеют соответствующие льготы по этому налогу, но сдают в аренду земельные участки, отдельные здания или их части. В частности, эта норма не будет распространяться на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) не только другим бюджетным учреждениям (как в настоящее время), но и дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования, имеющим льготу по этому налогу согласно п.п. 282.1.8 ст. 282 этого Кодекса.

Обращаем внимание на то, что эта норма начнет действовать

с 01.01.2012 г.

 

Продлены сроки декларирования

К числу нововведений можно отнести изменение сроков подачи налоговой декларации по плате за землю на текущий год, установленных

п. 286.2 ст. 286 НКУ. Так, ранее предусматривалось, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года предоставляют соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год. Наряду с этим п. 286.3 ст. 286 НКУ указывал на право плательщика налога на землю предоставлять ежемесячную новую отчетную налоговую декларацию, освобождающую его от обязанности предоставления налоговой декларации до 1 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.

Сейчас благодаря изменениям, внесенным

Законом № 3609 в указанные подпункты НКУ, эта проблема урегулирована и начиная со следующего года срок подачи годовой налоговой декларации по плате за землю перенесен с 1 на 20 февраля. Таким образом, теперь установлены одинаковые предельные сроки подачи как для годовой, так и для первой месячной декларации по плате за землю — 20 февраля текущего года.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ

Достаточно серьезные изменения внесены в порядок взимания экологического налога. При этом должны заметить, что касаются они в большей части той составляющей этого налога, которая уплачивается налогоплательщиками за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения.

Напомним, что согласно

п. 241.1 ст. 241 НКУ обязанность удерживать и перечислять экологический налог в бюджет во время реализации топлива, предоставлять соответствующую отчетность контролирующему органу, а также нести ответственность за определенные нарушения возложена не на самих плательщиков налога (к числу которых, в частности, относятся и бюджетные учреждения), а на налоговых агентов. Перечень субъектов хозяйствования, относящихся к налоговым агентам, с 01.10.2011 г. претерпит изменения.

Так,

к налоговым агентам будут отнесены субъекты хозяйствования, которые:

1)

осуществляют торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают топливо заказчику или по его поручению другому лицу, изготовленное из давальческого сырья такого заказчика (п.п. 241.2.1 ст. 241 НКУ);

2)

осуществляют ввоз топлива на таможенную территорию Украины (п.п. 241.2.2 ст. 241 НКУ).

В связи с этим изложен в новой редакции

п.п. 242.1.4 ст. 242 НКУ, в котором определены объект и база обложения экологическим налогом для налоговых агентов, а также п.п. 249.4 ст. 249 НКУ, определяющий порядок исчисления налога налоговыми агентами.

Однако должны заметить, что, как и прежде,

к числу налоговых агентов не относятся бюджетные учреждения. Поэтому указанные изменения в правилах взимания экологического налога их не коснуться.

Наряду с этим обращаем внимание на то, что пока остается без каких-либо изменений ситуация с уплатой экологического налога за размещение отходов. Напомним, что связана эта проблема в большей части с появлением

писем ГНАУ от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817, от 17.05.2011 г. № 9126/6/15-081 и от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 29), в которых представлена обновленная, достаточно фискальная позиция налогового ведомства относительно взимания эконалога за размещение отходов.

Заметим также, что не так давно в Единой базе налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНСУ (

www.sta.gov.ua), появилась сле­дующая консультация специалистов ГНСУ:

«

Вопрос: Кто является плательщиком экологического налога за размещение отходов в случае заключения между субъектом хозяйствования договора аренды помещения и т. п. (в том числе, когда договором предусмотрены начисление и уплата экологического налога в части размещения опасных и бытовых отходов арендатором)?

Ответ

: <…> Таким образом, плательщиком экологического налога является каждый субъект хозяйствования (в том числе арендатор и арендодатель), который осуществляет размещение отходов (в том числе опасных и бытовых) в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала. Заключение между субъектами хозяйствования договора аренды помещения и т. п., которым предусмотрены начисление и уплата экологического налога, в части размещения отходов (в том числе опасных и бытовых) арендатором, не влияет на определение плательщиков экологического налога».

И еще один момент, на который стоит обратить внимание. При расчете экологического налога нужно учитывать особенности применения ставок этого налога. Так, в соответствии с

п. 2 подразд. 5 разд. XIX «Заключительных положений» НКУ по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 01.01.2011 г. до 31.12.2012 г. включительно, ставки налога составляют 50 % от предусмотренных ст. 243, 244, 245 и 246 НКУ.

 

СБОР ЗА ПЕРВУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Законом № 3609

внесено ряд уточнений в ст. 233 и 234 НКУ. Так, в п.п. 233.1.1 ст. 233 НКУ дополнено, что база обложения сбором за первую регистрацию транспортного средства для прочих колесных транспортных средств определяется по объему цилиндров двигателя в куб. см.

Также в

п.п. 234.1.9 ст. 234 НКУ указано, что для прочих колесных транспортных средств, которые не указаны в п.п. 234.1.1 — 234.1.8 ст. 234 НКУ, установлена ставка транспортного сбора — в размере 5 грн. за 100 куб. см объема цилиндров двигателя.

 

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

 

Налоговые декларации

Законом № 3609

внесено ряд уточнений в порядок подачи налоговых деклараций:

1.

Подпункт 48.5.1 ст. 48 НКУ дополнен новым абзацем, в котором определено, что достаточным подтверждением достоверности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме либо наличие электронной цифровой подписи налогоплательщика.

2. При подаче налоговой отчетности

в электронной форме налогоплательщик обязан отправить декларацию не позднее окончания последнего часа дня, в которой истекает предельный срок ее предоставления (п. 49.5 ст. 49 НКУ).

3. В новой редакции изложен

п. 49.15 ст. 49 НКУ, в котором сформулированы условия, при которых налоговая декларация, направленная по почте или средствами электронной связи, считается неподанной, а именно при одновременном соблюдении таких условий:

— заполнена с нарушением требований

п. 48.3 и 48.4 ст. 48 НКУ;

налоговый орган направил налогоплательщику письменный отказ в принятии его налоговой декларации.

4. Внесены некоторые уточнения в отношении подачи уточняющих расчетов. Согласно

п. 50.2 ст. 50 НКУ налогоплательщик не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, который проверяется контролирующим органом, во время проведения документальных плановых и внеплановых выездных проверок.

 

Налоговые консультации

Закон № 3609

вернул право ГНСУ утверждать обобщающие письменные налоговые консультации, под которыми понимают обнародование позиции контролирующего органа, сложившейся по результатам обобщения налоговых консультаций, предоставленных налогоплательщикам (п.п. 14.1.173 ст. 14 НКУ).

Как предусмотрено

п. 52.6 ст. 52 НКУ, центральный орган контролирующего органа проводит периодическое обобщение налоговых консультаций, касающихся значительного количества налогоплательщиков либо значительной суммы налоговых обязательств, и утверждает приказом обобщающие налоговые консультации, подлежащие обнародованию. По сути, такие консультации будут представлять собой аналог обобщающих налоговых разъяснений, применяемых до 01.01.2011 г. При этом следует помнить о том, что не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, который действовал в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной или электронной форме, а также если он руководствовался обобщающей налоговой консультацией, в частности на основании того, что в дальнейшем они были изменены или отменены (п. 53.1 ст. 53 НКУ).

Также нужно обратить внимание на такие новшества:

— установлен срок, в течение которого контролирующий орган должен

предоставить ответ на запрос налогоплательщика, — 30 календарных дней, следующих за днем получения такого обращения данным контролирующим органом. После истечения этого срока и неполучения ответа на заданный вопрос плательщик имеет право обжаловать такое бездействие контролирующего органа на основании п.п. 17.1.7 ст. 17 НКУ;

— налоговые консультации могут быть предоставлены не только в устной или письменной форме, но и в

электронной форме (п. 52.3 ст. 52 НКУ).

 

ПРОЧИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Что касается остальных вопросов, касающихся администрирования налогов и сборов, полагаем, что для бюджетных учреждений интерес могут вызвать такие измененные нормы

НКУ:

— добавлен еще один вид налогового периода —

календарное полугодие (п. 34.1 ст. 34 НКУ);

— расширены

полномочия должностных органов ГНС, а именно: при проведении проверок проверяющие могут требовать предоставить им не только документы, но и пояснения (п.п. 20.1.2 ст. 20 НКУ);

— расширен перечень оснований для направления налоговым органом письменного запроса о предоставлении ему информации

(п. 73.3 ст. 73 НКУ);

 — внесены изменения в процедуру обжалования решений контролирующих органов (

п. 56.18 ст. 56 НКУ).

 

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Законом № 3609

внесены существенные изменения в разд. IV НКУ, касающийся порядка взимания налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Подчеркнем, что все рассмотренные далее изменения вступили в силу со дня опубликования Закона № 3609, т. е. с 06.08.2011 г.

 

Суммы индексации стипендии и НДФЛ

Напомним, что

НКУ , вступивший в силу 01.01.2011 г., не содержал прямых норм относительно необложения НДФЛ сумм индексации стипендий, выплачиваемых из бюджета учащимся, студентам и т. д. Это дало повод налоговым органам трактовать положения НКУ следующим образом: суммы индексации стипендии не являются стипендией, о которой идет речь в п.п. 165.1.26 ст. 165 НКУ, поэтому их следует облагать на общих основаниях (см. письмо ГНСУ от 27.04.2011 г. № 8004/6/17-0715 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 25, с. 7). Такая фискальная позиция вызвала немало вопросов со стороны учебных заведений, выплачивающих стипендию, ведь до этого к сумме индексации стипендии применялись те же правила налогообложения, которые установлены для самой стипендии.

С принятием

Закона № 3609 все стало на свои места. Так, согласно обновленному п.п. 165.1.26 НКУ «сумма стипендии (включая сумму ее индексации, начисленную согласно закону)», выплачиваемая из бюджета учащемуся, студенту, курсанту военных учебных заведений, ординатору, аспиранту или адъюнкту, не включается в состав его общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода в пределах суммы, определенной абз. 1 п.п. 169.4.1 ст. 169 НКУ. Сумма превышения, при ее наличии, подлежит налогообложению при ее начислении (выплате) по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 НКУ.

Таким образом,

с 06.08.2011 г. к сумме индексации стипендии должны применяться те же правила налогообложения, которые установлены для самой стипендии (т. е. сумму индексации стипендии облагают НДФЛ в том же порядке, который действовал до вступления в силу НКУ).

Это значит, что сумма индексации стипендии будет облагаться НДФЛ только в том случае,

если размер стипендии вместе с индексацией превысит сумму, установленную абз. 1 п.п. 169.4.1 ст. 169 НКУ (в 2011 году — 1320,00 грн.).

Если же размер стипендии вместе с индексацией не превышает 1320,00 грн., то удерживать НДФЛ не следует.

Пример 1.

В сентябре 2011 года стипендия, выплачиваемая учащимся профессионально-технического заведения, с учетом индексации составила 273,40 грн. (200,00 грн. — сумма стипендии, 73,40 грн. — сумма индексации стипендии).

Поскольку сумма стипендии вместе с индексацией не превышает 1320,00 грн., то она не облагается НДФЛ.

Пример 2.

В сентябре 2011 года стипендия, выплачиваемая студентам вузов из числа детей-сирот, с учетом индексации составила 1680,32 грн. (1160,00 грн. — сумма стипендии, 520,32 грн. — сумма индексации стипендии). Поскольку сумма стипендии вместе с индексацией превышает 1320,00 грн., то сумма превышения облагается НДФЛ на основании п.п. 165.1.26 НКУ. Сумма НДФЛ составит 54,05 грн. ((1680,32 грн. - 1320,00 грн.) х 15 %).

Кроме того,

Законом № 3609 подкорректирован п.п. 165.1.23 ст. 165 НКУ, согласно которому в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода не включаются стоимость имущества (ранее — одежды, обуви), а также суммы денежной помощи, которые предоставляются детям-сиротам или детям, лишенных родительской опеки (в том числе выпускникам профессионально-технических учебных заведений и высших учебных заведений I и VI уровня аккредитации), в порядке и размерах, определенных КМУ.

На сегодняшний день денежное и материальное обеспечение студентам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, выплачивается на основании

постановления КМУ «Об улучшении воспитания, обучения, социальной защиты и материального обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» от 05.04.94 г. № 226 (далее — постановление № 226).

Суммы материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые выплачиваются в размерах и на условиях, предусмотренных

постановлением № 226, не подлежат обложению НДФЛ.

 

Пособие по беременности и родам не облагается НДФЛ

Напомним, что в

п.п. 165.1 ст. 165 НКУ приведен перечень доходов, которые не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход. Однако пособие по беременности и родам в этом перечне не было указано. Этот факт давал основание полагать, что пособие должно облагаться НДФЛ. Комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики в письме от 23.02.2011 г. 04-27/108 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 9) опроверг такие предположения и указал, что пособие по беременности и родам не облагается НДФЛ на основании п.п. 165.1.1 ст. 165 НКУ как компенсация потери зарплаты на период отпуска в связи с беременностью и родами, полученная из фонда общеобязательного государственного социального страхования.

Чтобы окончательно поставить точку в этом вопросе,

Законом № 3609 подкорректирован п.п. 165.1.1 ст. 165 НКУ, где теперь четко указано: в налогооблагаемый доход физического лица не включается сумма пособия по беременности и родам.

 

Предельный размер дохода для предоставления НСЛ на детей

Напомним, что отдельным категориям налогоплательщиков, имеющим детей, предоставляется налоговые социальные льготы (далее — НСЛ), размеры которых, применяющиеся с 1 января 2011 года, приведем в табл.:

 

Категория налогоплательщика

Расчет размера НСЛ

Размер НСЛ, грн.

Лицо, содержащее двоих и более детей в возрасте до 18 лет (

п.п. 169.1.2 ст. 169 НКУ)

941,00 х 50 % х 100 % х количество детей в возрасте до 18 лет

470,50

— в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет

Одинокая мать (отец), вдова (вдовец) или опекун, попечитель, имеющие ребенка (детей) до 18 лет* (

п.п. «а» п.п. 169.1.3 ст. 169 НКУ)

941,00 х 50 % х 150 % х количество детей в возрасте до 18 лет

705,75

— в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет

*Для целей применения НСЛ под одинокой матерью (отцом) или опекуном, попечителем понимаются лица, которые на момент применения работодателем льготы, определенной п.п. «а» п.п. 169.1.3 ст. 169 НКУ, имеют ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, не находясь в браке, зарегистрированном согласно закону.

Лицо, содержащие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (

п.п. б» п.п. 169.1.3 ст. 169 НКУ).

941 х 50 % х 150 % х количество детей в возрасте до 18 лет

705,75

— в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет

 

Указанные в таблице категории налогоплательщиков имеют право на НСЛ только при условии, что их зарплата не превышает предельного размера дохода, дающего право на применение НСЛ.

Вступившим в силу с 01.01.2011 г.

НКУ было предусмотрено, что при предоставлении льготы на детей предельный доход рассчитывался кратно количеству детей только в одном случае: если НСЛ предоставляется на основании п.п. 169.1.2 ст. 169 НКУ, т. е. лицам, содержащим двоих и более детей в возрасте до 18 лет.

Теперь согласно обновленному

абз. 2 п.п. 169.4.1 ст. 169 НКУ предельный доход для получения права на НСЛ кратно количеству детей (т. е. 1320,00 грн. хх количество детей) определяется не только для родителя, который содержит двоих и более детей до 18 лет, но и для:

— одинокой матери (отца), вдовы (вдовца) или опекуна, попечителя (

п.п. «а» п.п. 169.1.3 ст. 169 НКУ);

— лица, содержащего ребенка-инвалида (

п.п. «б» п.п. 169.1.3 ст. 169 НКУ).

Считаем, что применять эту норму следует уже с месяца, в котором вступили в силу изменения, т. е. с августа 2011 года.

Пример 3.

Работница является одинокой матерью двух детей в возрасте до 18 лет. Ее заработная плата составляет 2300,00 грн.

Предельный размер дохода для предоставления НСЛ определяется кратно количеству детей (1320 грн.

х 2 детей = 2640 грн.), при условии, что отец детей (в случае его наличия) не пользуется правом на увеличение предельного размера дохода кратно количеству детей. О том, что отец не пользуется правом на увеличение предельного размера дохода кратно количеству детей, работнице следует указать в заявлении о самостоятельном избрании места применения НСЛ. Если таким правом пользуется отец детей, то предельный размер дохода для нее будет определяться на общих основаниях и составит 1320 грн.

Допустим, что отец детей не пользуется правом на увеличение размера дохода для определения права на НСЛ кратно количеству детей, тогда (поскольку

зарплата работницы не превышает 2640,00 грн.) она может воспользоваться правом на НСЛ на основании п.п. 169.1.2 ст. 169 НКУ, как лицо, содержащее двоих и более детей в возрасте до 18 лет. В этом случае размер предоставляемой НСЛ составит 941,00 грн. (470,50 грн. х 2 детей).

Кроме того, работница может воспользоваться правом на НСЛ на основании

п.п. «а» п.п. 169.1.3 ст. 169 НКУ как одинокая мать. В этом случае размер предоставляемых НСЛ составит 1411,50 грн. (705,75 грн. х 2 детей). До внесения комментируемых изменений работница не могла воспользоваться таким правом, поскольку предельный доход для получения права на НСЛ не определялся кратно количеству детей.

Согласно п.п. 169.3.1 ст. 169 НКУ в случае, если плательщик налога имеет право на применение НСЛ по двум и более основаниям, ему предоставляется

одна НСЛ по основанию, предусматривающему наибольший размер НСЛ. В связи с этим работнице предоставляется НСЛ на основании п.п. «а» п.п. 169.1.3 ст. 169 НКУ как одинокой матери.

Пример 4.

Работница является одинокой матерью шестилетнего ребенка. Ее зарплата за август составила 1537,00 грн. Предельный размер дохода для предоставления НСЛ определяется кратно количеству детей (1320,00 грн. х 1 ребенок = 1320,00 грн.).

Учитывая, что зарплата работницы превышает 1320,00 грн., она не имеет право на НСЛ на основании

п.п. «а» п.п. 169.1.3 ст. 169 НКУ, как одинокая мать.

Пример 5.

Работница, состоящая в браке, имеет двоих детей в возрасте до 18 лет, один из которых является инвалидом. Ее зарплата за август составила 2300,00 грн.

Предельный размер дохода для предоставления НСЛ определяется кратно количеству детей (1320,00 грн.

х 2 детей = 2640,00 грн.), при условии, что отец детей (в случае его наличия) не пользуется правом на увеличение предельного размера дохода кратно количеству детей. О том, что отец не пользуется правом на увеличение предельного размера дохода кратно количеству детей, работнице следует указать в заявлении о самостоятельном избрании места применения НСЛ. Если таким правом пользуется отец детей, то предельный размер дохода для нее будет определяться на общих основаниях и составит 1320 грн.

Допустим, что отец детей не пользуется правом на увеличение размера дохода для определения права на НСЛ кратно количеству детей, тогда (поскольку

зарплата работницы не превышает 2640,00 грн.) она может воспользоваться правом на НСЛ на основании п.п. 169.1.2 ст. 169 НКУ, как лицо, содержащее двоих и более детей в возрасте до 18 лет. В этом случае размер предоставляемых НСЛ составит 1176,25 грн. (470,50 грн. + 750,75 грн.). Так, согласно п.п. 169.3.1 ст. 169 НКУ только для лиц, содержащих двоих и более детей, в том числе инвалида (инвалидов), НСЛ в размере 470,50 грн. и НСЛ в размере 750,75 грн. суммируются (см. письмо ГНАУ от 25.02.2011 г. № 4062/6/17-0215 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 14).

 

База налогообложения вознаграждения по ГПД

Напомним, что вознаграждение физическому лицу за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовому договору (далее — ГПД) является базой для обложения единым взносом на общеобязательное государственное социальное страхование

(далее — ЕСВ). При начислении такого дохода субъект хозяйствования должен применить ставку в части начислений в размере 34,7 %, а в части удержаний — 2,6 %.

Исключение составляют ГПД, заключенные с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности,

указанным в извлечении из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI).

Ранее на основании

п.п. 164.2.2 ст. 164 НКУ для целей обложения НДФЛ суммы вознаграждений по ГПД не уменьшались на сумму ЕСВ.

Теперь

п. 164.6 ст. 164 НКУ дополнен новым абзацем, согласно которому база налогообложения доходов физических лиц в виде вознаграждения по ГПД за выполнение работ (предоставление услуг) определяется так же, как и для заработной платы, т. е. сумма вознаграждения уменьшается на сумму ЕСВ в части удержаний. НДФЛ удерживается по ставкам, определенным п. 167.1 ст. 167 НКУ (15 и 17 %).

Пример 6.

Учреждение заключило с физическим лицом ГПД на выполнение работ. Сумма вознаграждения составила 3000,00 грн. Вознаграждение выплачивается физическому лицу единовременно, после подписания акта выполненных работ.

Сумма ЕСВ в части удержаний составит 78,00 грн. (3000,00 грн.

х 2,6 %).

Сумма НДФЛ составит 438,30 грн. ((3000,00 грн. - 78,00 грн.)

х 15 %).

Сумма вознаграждения по ГПД составит 2483,70 грн. (3000,00 грн. - 78,00 грн. - 438,30 грн.).

 

Подтверждение предпринимательского статуса

Напомним, что согласно

п. 177.8 ст. 177 НКУ субъект хозяйствования, начисляющий (выплачивающий) частному предпринимателю, работающему на общей системе налогообложения, доход от операций в пределах избранных им видов деятельности, не должен удерживать НДФЛ. В данном случае обязанность уплаты налога возложена на самого предпринимателя (п. 177.1 ст. 177 НКУ).

До внесения изменений в

НКУ Законом № 3609 для того, чтобы субъекты хозяйствования не удерживали НДФЛ с предпринимательских доходов, физлицо-предприниматель должно было предоставить выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — Госреестр) о государственной регистрации его как субъекта предпринимательской деятельности.

Теперь же предприниматель должен предоставить своему контрагенту

копию документа, подтверждающего его государственную регистрацию в соответствии с законом в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Таким документом является извлечение или выписка из госреестра. Кроме того, подтвердить статус можно и копией Свидетельства о госрегистрации, если предприниматель регистрировался до 07.05.2011 г. и не менял сведения в Госреестре.

 

НДФЛ с начисленных, но невыплаченных доходов уплачивается в течение 30 календарных дней

В

п.п. 168.1.5 ст. 168 НКУ добавлена норма, согласно которой при невыплате налоговым агентом начисленного дохода НДФЛ, подлежащий удержанию из такого начисленного дохода, налоговый агент должен уплатить в бюджет в сроки, установленные НКУ для месячного налогового периода, т. е. не позднее 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца начисления (п. 57.1 ст. 57 НКУ с учетом п.п. 49.18.1 ст. 49 НКУ).

Кроме того, из

п.п. «ґ» п. 176.2 ст. 176 НКУ исключена прямая норма, согласно которой указанные в Налоговом расчете по ф. № 1ДФ суммы налога, уплачиваемые в бюджет, являлись согласованными суммами налогового обязательства налогового агента и в случае неполной или несвоевременной уплаты взимались в бюджет вместе с уплатой штрафов и пени.

 

Налоговая скидка по НДФЛ

Напомним, что налоговая скидка является аналогом налогового кредита, предусмотренным

Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV, утратившим силу с 01.01.2011 г.

Под налоговой скидкой понимается документально подтвержденная сумма (стоимость) расходов налогоплательщика — резидента в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов (физических или юридических лиц), в течение отчетного года, на которую разрешается уменьшение его общего годового налогооблагаемого дохода, полученного по итогам отчетного года в виде зарплаты. Перечень расходов, которые налогоплательщик вправе включить в налоговую скидку, приведен в

п. 166.3 ст. 166 НКУ. Основания для начисления налоговой скидки отражаются в годовой налоговой декларации.

Согласно обновленному

п. 164.1 ст. 164 НКУ в случае использования права на налоговую скидку базой налогообложения будет чистый годовой налогооблагаемый доход, который определяется путем уменьшения общего налогооблагаемого дохода с учетом п. 164.6 ст. 164 НКУ (т. е. за вычетом ЕСВ в части удержаний) на суммы налоговой скидки.

Кроме того, внесены изменения в

п.п. 166.4.3 ст. 166 НКУ, в соответствии с которыми физические лица смогут воспользоваться правом на налоговую скидку до конца налогового года, следующего за отчетным. Значит, для того чтобы реализовать право на налоговую скидку за 2011 год, подать годовую налоговую декларацию можно будет в течение всего 2012 года. Отметим, что воспользоваться правом на налоговый кредит за 2010 год можно было только до 1 мая 2011 года.

 

Декларация по НДФЛ

Разделом II «Заключительные и переходные положения» Закона № 3609 предусмотрено, что штрафы, пеня и другие взыскания за неправильное определение в налоговой декларации по НДФЛ, которая подавалась во исполнение п.п «д» п. 176.2 ст. 176 НКУ*, общей суммы доходов, которые были начислены (выплачены, предоставлены) в пользу налогоплательщиков, общей суммы НДФЛ, удержанного из этих доходов, объемов перечисленного налога в бюджет, а также за несвоевременное предоставление такой налоговой декларации не применяются. Органы исполнительной службы не имеют права принудительно применять вышеперечисленные санкции. Начисленные ранее суммы штрафов и не уплаченные в бюджет подлежат списанию.

* Напомним, что п.п. «д» п. 176.2 ст. 176 НКУ, которым предусматривалась подача налоговой декларации по НДФЛ за базовый период, равный одному месяцу, исключен из данного Кодекса Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» от 07.04.2011 г. № 3221-VI .

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше