Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения

Редакция ББ
Постановление от 26.01.2011 г. № 59

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Постановление от 26.01.2011 г. № 59

 

В соответствии с частью третьей статьи 56 Бюджетного кодекса Украины Кабинет Министров Украины

постановляет:

1. Утвердить Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения (прилагается).

2. Министерству финансов утвердить:

до 1 марта 2011 г. порядок согласования назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера бюджетного учреждения;

до 1 декабря 2011 г. порядок проведения оценки выполнения главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий.

3. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти:

привести до 1 марта 2011 г. собственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;

обеспечить функционирование бухгалтерских служб министерств, других центральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений, относящихся к сфере их управления, в границах предельной численности работников и средств, предусмотренных на их содержание.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2011 г., кроме подпунктов 1 и 3 пункта 7, подпункта 3 пункта 11 и пункта 18 Типового положения, утвержденного настоящим постановлением, по применению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, которые вступают в силу с 1 января 2013 года.

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

 

Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 26.01.2011 г. № 59

Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения

 

1. Настоящее Типовое положение определяет задачи и функциональные обязанности бухгалтерской службы бюджетного учреждения (далее — бухгалтерская служба), полномочия ее руководителя — главного бухгалтера и требования к его профессионально-квалификационному уровню.

2. Бухгалтерская служба создается как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения, вид которого зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы, — департамент, управление, отдел, сектор или в бюджетном учреждении вводится должность специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы. Обязанности бухгалтерской службы может исполнять централизованная бухгалтерия бюджетного учреждения, которой подчинены другие бюджетные учреждения.

Положение о бухгалтерской службе (должностная инструкция специалиста, на которого возложено выполнение обязанностей бухгалтерской службы) утверждается руководителем бюджетного учреждения.

3. Бухгалтерская служба подчиняется непосредственно руководителю бюджетного учреждения или его заместителю.

4. Бухгалтерская служба в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, приказами Минфина, другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими бюджетные отношения и финансово-хозяйственную деятельность бюджетного учреждения, приказами руководителя бюджетного учреждения, а также положением о бухгалтерской службе.

5. Основными задачами бухгалтерской службы являются:

1) ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и составление отчетности;

2) отражение в документах достоверной и в полном объеме информации о хозяйственных операциях и результатах деятельности, необходимой для оперативного управления бюджетными назначениями (ассигнованиями) и финансовыми и материальными (нематериальными) ресурсами;

3) обеспечение соблюдения бюджетного законодательства при взятии бюджетных обязательств, своевременного представления на регистрацию таких обязательств, осуществления платежей согласно взятым бюджетным обязательствам, достоверного и в полном объеме отражения операций в бухгалтерском учете и отчетности;

4) обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием финансовых и материальных (нематериальных) ресурсов согласно утвержденным нормативам и сметам;

5) предотвращение возникновения негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

6. Бухгалтерская служба бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения, осуществляет методическое руководство и контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам ведения бухгалтерского учета, составления финансовой и бюджетной отчетности в таких учреждениях.

7. Бухгалтерская служба согласно возложенным на нее задачам:

1) ведет бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе, а также другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета, в том числе с использованием унифицированной автоматизированной системы бухгалтерского учета и отчетности;

2) составляет на основании данных бухгалтерского учета финансовую и бюджетную отчетность, а также государственную статистическую, сводную и другую отчетность (декларации) в порядке, установленном законодательством;

3) осуществляет текущий контроль за:

соблюдением бюджетного законодательства при взятии бюджетных обязательств, их регистрации в органах Государственной казначейской службы и осуществлением платежей согласно взятым бюджетным обязательствам;

правильностью зачисления и использования собственных поступлений бюджетного учреждения;

ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой и бюджетной отчетности, соблюдением бюджетного законодательства и национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, а также других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета бухгалтерскими службами бюджетных учреждений, подчиненными бюджетному учреждению;

4) своевременно подает отчетность;

5) своевременно и в полном объеме перечисляет налоги и сборы (обязательные платежи) в соответствующие бюджеты;

6) обеспечивает соблюдение требований нормативно-правовых актов по:

использованию финансовых, материальных (нематериальных) и информационных ресурсов при принятии и оформлении документов по проведению хозяйственных операций;

инвентаризации необоротных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов, расчетов и других статей баланса;

7) проводит анализ данных бухгалтерского учета и отчетности, в том числе сводной отчетности, в отношении причин роста дебиторской и кредиторской задолженности, разрабатывает и осуществляет мероприятия по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, организует и проводит работу по ее списанию согласно законодательству;

8) обеспечивает:

соблюдение порядка проведения расчетов за товары, работы и услуги, закупаемые за бюджетные средства;

достоверность и правильность оформления информации, включенной в реестры бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств;

полноту и достоверность данных подтверждающих документов, которые формируются и подаются в процессе казначейского обслуживания;

хранение, оформление и передачу в архив обработанных первичных документов и учетных регистров, являющихся основанием для отражения в бухгалтерском учете операций и составления отчетности, а также отчетности;

пользователей в полном объеме правдивой и беспристрастной информацией о финансовом состоянии бюджетного учреждения, результатах его деятельности и движении бюджетных средств;

соответствующие структурные подразделения бюджетного учреждения данными бухгалтерского учета и отчетности для принятия обоснованных управленческих решений, составления экономически обоснованных калькуляций себестоимости услуг, которые могут предоставляться за плату согласно законодательству, определение возможных рисков финансово-хозяйственной деятельности;

9) участвует в работе по оформлению материалов, касающихся недостачи, хищения денежных средств и имущества, порчи активов;

10) разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по соблюдению и повышению уровня финансово-бюджетной дисциплины ее работников и работников бухгалтерских служб бюджетных учреждений, подчиненных бюджетному учреждению;

11) осуществляет мероприятия по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий, проведенных государственными органами и подразделениями бюджетного учреждения, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства.

8. Бухгалтерская служба имеет право:

1) представлять бюджетное учреждение в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции бухгалтерской службы, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, фондах общеобязательного государственного социального страхования, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности;

2) устанавливать обоснованные требования к порядку оформления и подачи в бухгалтерскую службу структурными подразделениями бюджетного учреждения первичных документов для их отражения в бухгалтерском учете, а также осуществлять контроль за их соблюдением;

3) получать от структурных подразделений бюджетного учреждения и подчиненных ему бюджетных учреждений необходимые сведения, справки и другие материалы, а также объяснения к ним;

4) вносить руководителю бюджетного учреждения предложения по усовершенствованию порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, осуществления текущего контроля, осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

9. Руководителем бухгалтерской службы является главный бухгалтер, который подчиняется и является подотчетным руководителю бюджетного учреждения или его заместителю.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается с должности согласно законодательству о труде с учетом требований к профессионально-квалификационному уровню, установленных пунктом 11 настоящего Типового положения, руководителем бюджетного учреждения по согласованию с:

Государственной казначейской службой, если бюджетное учреждение является главным распорядителем средств государственного бюджета;

органом Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения в случае, если такое учреждение является главным распорядителем средств местного бюджета;

органом Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения после согласования с руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, если такое учреждение является распорядителем низшего уровня средств государственного или местного бюджета.

Согласование назначения на должность и освобождения с должности главного бухгалтера руководителем бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном Минфином.

Заключение о согласовании (отказе в согласовании) кандидатуры для назначения на должность главного бухгалтера орган Государственной казначейской службы направляет в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего представления руководителя бюджетного учреждения.

10. Отчетность и документы, подписанные лицом, назначенным на должность главного бухгалтера без соблюдения требований, установленных пунктом 9 настоящего Типового положения, органами Государственной казначейской службы не принимаются.

11. Главный бухгалтер (лицо, претендующее на должность главного бухгалтера) должен соответствовать следующим требованиям к профессионально-квалификационному уровню:

1) иметь полное высшее образование в области экономики и финансов, стаж работы на государственной службе, по специальности и на руководящих должностях не менее пяти лет — для лица, претендующего на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения;

2) иметь полное высшее образование в области экономики и финансов, стаж работы по специальности и на руководящих должностях не менее трех лет — для лица, претендующего на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, подчиненного другому бюджетному учреждению;

3) знать законы, другие акты законодательства по вопросам регулирования хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учета, в том числе нормативно-правовые акты Национального банка, национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе, нормативно-правовые акты Минфина по порядку ведения бухгалтерского учета, составления финансовой и бюджетной отчетности, министерств и других центральных органов исполнительной власти по отраслевым особенностям применения национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, а также основы технологии производства продукции, порядок оформления операций и организации документооборота по разделам учета, формы и порядок проведения расчетов, порядок приема, передачи товарно-материальных и других ценностей, хранения и расходования средств, правила проведения и оформления результатов инвентаризации активов и обязательств, основные принципы работы на компьютере и соответствующие программные средства.

12. Принятие (передача) дел главным бухгалтером в случае назначения на должность или освобождения с должности осуществляется после проведения внутренней проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, по результатам которой оформляется соответствующий акт. Копия такого акта направляется бюджетному учреждению, которому подчиняется бюджетное учреждение.

Принятие (передача) дел главным бухгалтером может осуществляться при участии представителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение.

13. Главный бухгалтер:

1) организует работу по ведению бухгалтерского учета и обеспечивает выполнение задач, возложенных на бухгалтерскую службу;

2) осуществляет руководство деятельностью бухгалтерской службы, обеспечивает рациональное и эффективное распределение должностных обязанностей между ее работниками с учетом требований по обеспечению защиты информации и предотвращению злоупотреблением во время ведения бухгалтерского учета;

3) согласовывает проекты договоров (контрактов), в том числе о полной индивидуальной материальной ответственности, обеспечивая соблюдение требований законодательства по целевому использованию бюджетных средств и сохранности имущества;

4) в случае необходимости участвует в организации и проведении проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности в бухгалтерских службах бюджетных учреждений, подчиненных бюджетному учреждению;

5) осуществляет в рамках своих полномочий мероприятия по возмещению виновными лицами убытков от недостач, растрат, хищений;

6) согласовывает кандидатуры работников бюджетного учреждения, которым предоставляется право составлять и подписывать первичные документы по проведению хозяйственных операций, связанных с отпуском (расходованием) денежных средств, документов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и другого имущества;

7) подает руководителю бюджетного учреждения предложения по:

определению учетной политики, изменению выбранной учетной политики с учетом особенностей деятельности бюджетного учреждения и технологии обработки учетных данных, в том числе системы и форм внутрихозяйственного (управленческого) учета и правил документооборота, дополнительной системы счетов и регистров аналитического учета, отчетности и контроля за хозяйственными операциями;

определению оптимальной структуры бухгалтерской службы и численности ее работников;

назначению на должность и освобождению с должности работников бухгалтерской службы;

выбору и внедрению унифицированной автоматизированной системы бухгалтерского учета и отчетности с учетом особенностей деятельности бюджетного учреждения;

созданию условий для надлежащего сохранения имущества, целевого и эффективного использования финансовых, материальных (нематериальных), информационных и трудовых ресурсов;

определению источников погашения кредиторской задолженности, возврата кредитов, полученных из государственного или местного бюджета;

привлечению к ответственности работников бухгалтерской службы, в том числе работников бухгалтерских служб бюджетных учреждений, подчиненных бюджетному учреждению, по результатам контрольных мероприятий, проведенных государственными органами и подразделениями бюджетного учреждения, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства;

усовершенствованию порядка осуществления текущего контроля;

организации обучения работников бухгалтерской службы, в том числе работников бухгалтерских служб бюджетных учреждений, подчиненных бюджетному учреждению, с целью повышения их профессионально-квалификационного уровня;

обеспечению бухгалтерской службы нормативно-правовыми актами, справочными и информационными материалами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;

8) подписывает отчетность и документы, являющиеся основанием для:

перечисления налогов и сборов (обязательных платежей);

проведения расчетов согласно заключенным договорам;

приема и выдачи денежных средств;

оприходования и списания движимого и недвижимого имущества;

проведения других хозяйственных операций;

9) отказывает в принятии к учету документов, подготовленных с нарушением установленных требований, а также документов по хозяйственным операциям, проводимым с нарушением законодательства, и информирует руководителя бюджетного учреждения об установленных фактах нарушения бюджетного законодательства;

10) осуществляет контроль за:

отражением в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций, проводимых бюджетным учреждением;

составлением отчетности;

целевым и эффективным использованием финансовых, материальных (нематериальных), информационных и трудовых ресурсов, сохранностью имущества;

соблюдением требований законодательства по списанию (передаче) движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения;

правильностью проведения расчетов при осуществлении оплаты товаров, работ и услуг, соответствием перечисленных средств объемам выполненных работ, приобретенных товаров или предоставленных услуг согласно условиям заключенных договоров, в том числе договоров аренды;

соответствием взятых бюджетных обязательств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) и соответствием платежей взятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям;

состоянием погашения и списания согласно законодательству дебиторской задолженности бюджетного учреждения и подчиненных ему бюджетных учреждений;

соблюдением требований законодательства при осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг в случае их закупки за бюджетные средства;

оформлением материалов по недостаче, хищению денежных средств и имущества, порче активов;

разработкой и осуществлением мероприятий по соблюдению и повышению уровня финансово-бюджетной дисциплины работников бухгалтерской службы;

устранением нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий, проведенных государственными органами и подразделениями бюджетного учреждения, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства;

выполнением главными бухгалтерами бюджетных учреждений, подчиненных бюджетному учреждению, функций по контролю;

11) согласовывает документы, связанные с расходованием фонда заработной платы, установлением должностных окладов и надбавок работникам;

12) исполняет другие обязанности, предусмотренные законодательством.

14. Главный бухгалтер в случае получения от руководителя бюджетного учреждения распоряжения совершить действия, противоречащие законодательству, информирует в письменной форме руководителя о неправомерности такого распоряжения, а в случае получения данного распоряжения повторно направляет руководителю бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, и руководителю органа Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения соответствующее сообщение.

Руководитель органа Государственной казначейской службы рассматривает в трехдневный срок полученное сообщение и осуществляет при установлении факта нарушения бюджетного законодательства мероприятия согласно законодательству, о чем информирует в письменной форме руководителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, и главного бухгалтера. Если факт нарушения не установлен, руководитель указанного органа информирует об этом в письменной форме руководителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, и главного бухгалтера.

15. Главный бухгалтер или замещающее его лицо не могут получать непосредственно по чекам и другим документам наличные средства и товарно-материальные ценности, а также исполнять обязанности руководителя бюджетного учреждения на период его временного отсутствия.

16. Работники бухгалтерской службы, которые назначаются на должность и освобождаются с должности в порядке, установленном законодательством о труде, подчиняются главному бухгалтеру.

17. В случае временного отсутствия главного бухгалтера (командировки, отпуска, временной потери трудоспособности и т. п.) исполнение его обязанностей возлагается на заместителя главного бухгалтера, а в случае отсутствия заместителя главного бухгалтера согласно приказу руководителя бюджетного учреждения — на другого работника бухгалтерской службы.

18. Организация и координация деятельности главного бухгалтера, контроль за выполнением им своих полномочий осуществляются Государственной казначейской службой путем установления порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета в государственном секторе, согласования назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера, проведения оценки его деятельности.

19. Оценка выполнения главным бухгалтером своих полномочий производится в соответствии с порядком, утвержденным Минфином.

20. Главный бухгалтер в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на него полномочий несет ответственность согласно законам.

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

УТВЕРЖДЕНО ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Как известно, процесс реформирования системы бухгалтерского учета в государственном секторе начался уже давно. Так, с целью усовершенствования системы бухгалтерского учета в государственном секторе с учетом требований международных стандартов была разработана

Стратегия модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007 — 2015 годы, утвержденная постановлением КМУ от 16.01.2007 г. № 34. Данным документом предусмотрен определенный комплекс мероприятий, основной целью которых является исправление существующих недостатков системы бухгалтерского учета и решение неотложных проблем в сфере государственных финансов, в том числе путем внедрения института государственных бухгалтеров.

Однако впоследствии Кабмин отказался от своей первоначально идеи — введения института государственных бухгалтеров, о чем свидетельствует

постановление КМУ от 10.11.2010 г. № 1021 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 43, с. 3), и взамен этого решил установить единые подходы и требования к организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, а также обеспечить нормативно-правовое урегулирование вопроса, касающегося функционирования финансово-бухгалтерских служб субъектов государственного сектора, в том числе главных бухгалтеров.

В настоящее время основным документом, определяющим правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине, является

Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете), положения которого распространяются на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе и на бюджетные учреждения, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность согласно законодательству.

Так, в соответствии со

ст. 8 Закона о бухучете для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие (учреждение, организация) самостоятельно избирает формы его организации:

1) введение в штат должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

2) пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

3) ведение на договорных принципах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

4) самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета

не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

Также этой

статьей предусмотрено, что задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочий руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях определяются Кабинетом Министров Украины.

И вот Кабмин утвердил

Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения (далее — Типовое положение), которое определяет:

— задачи, функциональные обязанности и права бухгалтерской службы бюджетного учреждения (далее — бухгалтерская служба);

— полномочия главного бухгалтера — руководителя бухгалтерской службы;

— требования к профессионально-квалификационному уровню главного бухгалтера.

Рассмотрим их подробно.

 

Бухгалтерская служба

Как определено

Типовым положением , бухгалтерская служба создается как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения. В зависимости от объема, характера и сложности бухгалтерской работы бухгалтерская служба может быть представлена как департамент, управление, отдел, сектор или как вариант — в бюджетном учреждении вводится должность специалиста, на которого возлагается выполнение обязанностей бухгалтерской службы. Кроме того, обязанности бухгалтерской службы может выполнять централизованная бухгалтерия бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения. Независимо от формы организации бухгалтерской службы, она непосредственно подчиняется руководителю бюджетного учреждения или его заместителю. Руководителем бухгалтерской службы является главный бухгалтер, который подчиняется и является подотчетным руководителю бюджетного учреждения или его заместителю.

Руководствуясь

Типовым положением , каждому бюджетному учреждению, при котором создана бухгалтерская служба, необходимо разработать Положение о бухгалтерской службе (должностную инструкцию специалиста, на которого возложены обязанности бухгалтерской службы), которое должен утверждать руководитель бюджетного учреждения. Типовым положением определены задачи (п. 5), функциональные обязанности (п. 7) и права (п. 8) бухгалтерской службы. Поэтому учреждениям не составит особого труда разработать свое Положение о бухгалтерской службе.

Обращаем внимание на то, что с утверждением этого документа не стоит особо тянуть. Ведь в

пп. 2 и 3 комментируемого постановления установлено, что министерства, другие центральные органы исполнительной власти до 1 марта 2010 года должны привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим постановлением. Так что приступить к разработке Положения о бухгалтерской службе учреждениям нужно уже сейчас. И хотя для органов местного самоуправления соблюдение требований Типового положения носит рекомендательный характер, считаем, что его не стоит игнорировать.

И еще один момент. Формируя штат работников бухгалтерской службы, необходимо учесть, что функционирование бухгалтерских служб министерств, других центральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений, относящихся к сфере их управления, должно осуществляться в границах предельной численности работников и средств, предусмотренных на их содержание.

В настоящее время есть некоторые документы, регулирующие численность работников бухгалтерии. Например, типовые штаты централизованных бухгалтерий определены

постановлением Совета Министров Украинской ССР «О типовых штатах централизованных бухгалтерий при областных, городских и районных отделах (управлениях) народного образования, здравоохранения и культуры и при центральных районных и городских больницах» от 17.05.79 г. № 255 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 23). Этим нормативным документом должны пользоваться учреждения и заведения сферы образования и культуры до принятия новых типовых штатов для этих сфер.

Что касается учреждений и заведений здравоохранения, то Типовые штатные нормативы персонала централизованных бухгалтерий при бюджетных заведениях здравоохранения определены в

приложении 45 к приказу Министерства здравоохранения Украины «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33 (далее — приказ № 33).

Оба указанных выше нормативных документа действуют, но поскольку

приказ № 33 был принят позже, то централизованным бухгалтериям при заведениях и учреждениях здравоохранения необходимо руководствоваться именно этим документом.

Также при определении численности работников бухгалтерской службы можно пользоваться

Межотраслевыми нормативами численности работников бухгалтерского учета, утвержденными приказом Минтруда от 26.09.2003 г. № 269.

 

Главный бухгалтер

Достаточно существенные изменения внесены

Типовым положением в порядок назначения (увольнения) с должности главного бухгалтера, а также требования к его профессионально-квалификационному уровню. Рассмотрим эти изменения по порядку.

1. Основные функции главного бухгалтера установлены, прежде всего,

Законом о бухучете. Конкретные задачи, обязанности, права и ответственность главного бухгалтера устанавливаются в его должностной инструкции, при разработке которой бюджетные учреждения руководствовались Справочником квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1 «Профессии работников, являющихся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденным приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336, а также:

— Типовыми профессионально-квалификационными характеристиками должностных лиц местного самоуправления, утвержденными приказом Главного управления государственной службы от 29.12.2009 г. № 406

, — для главных бухгалтеров, которые являются должностными лицами органов местного самоуправления;

Справочником типовых профессиональных характеристик должностей государственных служащих (выпуск 76), утвержденным приказом Главного управления государственной службы от 01.09.99 г. № 65, — для главных бухгалтеров, которые являются государственными служащими.

Что касается

Положения о главных бухгалтерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24.01.80 г. № 59 (далее — Положение № 59), то оно признано недействующим, о чем свидетельствуют разъяснения Минюста (см. письмо от 19.02.2010 г. № 607-0-26-10-3 // «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 17; письмо от 06.11.2003 г. № 20-9-9354), Минфина (см. письма от 12.02.2010 г. № 31-34000-10-5/3091, от 09.12.2003 г. № 31-04200-30-5/7021, от 25.07.2008 г. № 31-34000-2-6/5213, от 30.11.2009 г. № 31-28020-02-10/ 32483), Госказначейства (см. письмо от 03.06.2008 г. № 15-07/1359-8803).

Теперь должностные обязанности главного бухгалтера бюджетного учреждения определены в

п. 13 Типового положения, а требования к профессионально-квалификационному уровню в п. 11 Типового положения.

2. Согласно требованиям

п. 9 Типового положения главный бухгалтер назначается на должность и освобождается с должности руководителем бюджетного учреждения только после согласования с:

Государственной казначейской службой — если бюджетное учреждение является главным распорядителем средств госбюджета;

органом Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения — если бюджетное учреждение является главным распорядителем средств местного бюджета;

органом Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения после согласования с руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения, которому подчиняется бюджетное учреждение, — если бюджетное учреждение является распорядителем низшего уровня средств государственного или местного бюджета.

Порядок согласования назначения на должность и освобождения с должности главного бухгалтера бюджетного учреждения должен утвердить Минфин

до 1 марта 2011 года. Кроме того, Минфину предписано утвердить до 1 декабря 2011 года порядок проведения оценки выполнения главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий.

Заключение о согласовании (отказ в согласовании)

кандидатуры для назначения на должность главного бухгалтера орган Государственной казначейской службы отправляет в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего представления руководителя бюджетного учреждения.

3.

В п. 12 Типового положения урегулирован порядок передачи дел при приеме (передаче) дел главным бухгалтером. Так, передача дел осуществляется после проведения внутренней проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности (кстати, в такой проверке может принимать участие представитель вышестоящей организации) и оформляется соответствующим актом. Форма самого акта является произвольной и устанавливается учреждением самостоятельно. Как указано в Типовом положении, копию акта учреждение должно направить в свою вышестоящую организацию. О порядке оформления документов при увольнении главного бухгалтера и передаче дел в связи с этим новому бухгалтеру мы рассказывали в статье «Порядок передачи дел при смене главного бухгалтера» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 42).

4. Особого внимания заслуживает

п. 14 Типового положения, в котором определен порядок действий бухгалтера в случае получения им от руководителя бюджетного учреждения распоряжения о совершении действий, противоречащих законодательству.

Напомним, что в

п. 15 Положения № 59 указывалось, что главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. В случае получения от руководителя учреждения распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель учреждения.

При этом, как указывал Минюст в

письме от 19.02.2010 г. № 607-0-26-10-3 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 17), направление руководителю записки с уведомлением о незаконности совершаемой операции в том случае, если в последующем она все же будет выполнена бухгалтером, не освобождает бухгалтера от ответственности. В зависимости от того, признаки какого правонарушения будут иметь такие действия, бухгалтер может быть привлечен к уголовной или административной ответственности.

Кроме того, в этом

письме Минюст подчеркнул, что бухгалтер может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности в случае выполнения незаконного распоряжения руководителя даже при условии, что он первоначально отказывался от осуществления незаконных действий и в письменном виде указывал на их противоправность руководителю. Такие обстоятельства не могут считаться освобождающими от ответственности.

Получается, что главный бухгалтер становился заложником ситуации, когда получал от руководителя распоряжение о необходимости совершения действий (операций), противоречащих законодательству.

Теперь, как предусмотрено

п. 14 Типового положения, главный бухгалтер в случае получения от руководителя бюджетного учреждения распоряжения совершить действия, противоречащие законодательству, должен информировать в письменной форме руководителя о неправомерности такого распоряжения. В случае получения данного распоряжения повторно — направить руководителю бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, и руководителю органа Государственной казначейской службы по месту обслуживания бюджетного учреждения, соответствующее сообщение.

В свою очередь руководитель органа Государственной казначейской службы должен рассмотреть в трехдневный срок полученное сообщение и осуществить (

в случае установления факта нарушение бюджетного законодательства) мероприятия в соответствии с законодательством, о чем проинформировать в письменной форме руководителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, и главного бухгалтера. В случае если факт нарушения не будет установлен, руководитель органа Государственной казначейской службы должен проинформировать об этом в письменной форме руководителя бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, и главного бухгалтера. Как видим, теперь в случае получения от руководителя незаконных распоряжений главбух не останется наедине с такой проблемой, а всегда сможет заручиться поддержкой вышестоящей организации и Госказначейства.

5. Согласно с

п. 15 Типового положения главный бухгалтер (или лицо, которое его замещает) не может получать непосредственно по чекам и другим документам наличные средства и товарно-материальные ценности. Связано это с тем, что бухгалтер не является материально-ответственным лицом, хотя этот факт и не исключает возможности привлечения бухгалтера к материальной ответственности в соответствии с КЗоТ. Также следует учесть, что во время временного отсутствия руководителя бюджетного учреждения главный бухгалтер не может выполнять его обязанности. В этом случае обязанности руководителя, как правило, возлагаются на его заместителя.

Типовое положение

вступит в силу с 1 марта 2011 года, кроме отдельных его пунктов, касающихся применения бухгалтерской службой национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, которые вступят в силу с 1 января 2013 года.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше