КАК СПИСАТЬ АНТИФРИЗ И ТОРМОЗНУЮ ЖИДКОСТЬ
Марина ЕРМОЛЕНКО, главный бухгалтер КРУ в Харьковской области
На балансе учреждения числится транспортное средство (Lanos TF69Y). Для эксплуатации автомобиля в зимний период приобретены специальные жидкости: антифриз и тормозная жидкость.
Как правильно списать антифриз и тормозную жидкость?
(г. Днепропетровск)
Каждое бюджетное учреждение, имеющее на балансе транспортные средства, систематически проводит мероприятия, необходимые для поддержания таких объектов в рабочем состоянии. Комплекс таких операций является
техническим обслуживанием транспортных средств.Заметим, что для транспортных средств перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, и периодичность их проведения установлены
Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102 (далее — Положение № 102).Одним из видов мероприятий по техническому обслуживанию транспортных средств является
сезонное техническое обслуживание, под которым понимается техническое обслуживание, выполняемое для подготовки автомобиля к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях. Такое техобслуживание осуществляется дважды в год (весной и осенью) вместе с очередным ТО-2 (второе техническое обслуживание).Перечень работ по сезонному техническому обслуживанию автомобиля, который, кстати, не является исчерпывающим и может быть дополнен другими операциями, приведен в
приложении В к Положению № 102 и включает в себя:1)
промывку системы охлаждения двигателя, топливного бака и продувку трубопроводов (осенью), радиаторов обогревателя кабины (кузова) и пускового подогревателя;2) проверку состояния и действия кранов системы охлаждения и сливных приспособлений в системах питания и тормозов;
3) снятие аккумуляторной батареи для подзарядки и корректировку плотности электролита;
4) снятие карбюратора и топливного насоса, промывку и проверку состояния и работы на стенде (осенью);
5) снятие топливного насоса высокого давления, промывку и проверку состояния и работы на стенде (осенью);
6) снятие прерывателя-распределителя, очистку, проверку его состояния и, по необходимости, регулировку на стенде;
7) снятие генератора и стартера, очистку, продувку внутренней полости, замену изношенных деталей и смазку подшипников;
8) замену масла в оборудовании спидометра, проверку правильности пломбирования спидометра и его привода;
9) проверку исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя;
10) проверку работоспособности шторок радиатора, уплотнителей дверей, окон, установку (снятие) чехлов утепления;
11) осуществление сезонной замены масел в соответствии с химмотологической картой.
Хотя сезонное техобслуживание и входит в комплекс мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (
п. 3.1 Положения № 102), оно, так же как и ежедневное обслуживание, не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения автомобиля (п. 3.8 Положения № 102).Выполнение таких работ, как замена (заливка) антифриза, является одним из видов работ, указанных в
п. 1 приложения В к Положению № 102. Промывка системы охлаждения, в которую заливается антифриз, включает в себя, в частности, слив отработанной жидкости (вода, антифриз и т. п.) и заливку новой.Термин «антифриз» происходит от греческого «анти», т. е. «против», и английского «freese» — «замерзать» и расшифровывается как водный раствор некоторых веществ (этиленгликоля, глицерина, неорганических солей и др.), не замерзающий при низких температурах. Антифриз применяется в системах охлаждения автомобилей, авиационных и тракторных двигателей при температурах окружающего воздуха от -75 °С до 0 °С.
Термин
«антифриз» тождественен понятию «тосол», которое произошло от сокращенного «ТОС» (технология органического синтеза). Согласно разъяснениям Госкомпредпринимательства, изложенным в письме от 21.06.2004 г. № 4123, тосол в соответствии с ГОСТ 21150-87 и 28084-89 и УКТ ВЭД относится к нефтепродуктам, т. е. к ГСМ.Что касается
тормозной жидкости, то она является неотъемлемой частью гидравлической системы любого транспортного средства. Главное предназначение тормозной жидкости — это передача энергии (усилия) от рабочего органа (педали) к исполняющим механизмам (тормозным цилиндрам), т. е. с ее помощью передается давление от главного тормозного цилиндра к колесным.Заметим, что проверка соответствия уровня тормозной жидкости в резервуаре является одним из видов работ, выполняемых при
первом техническом обслуживании (ТО-1), и указана в п. 20 приложения А к Положению № 102. Первое техническое обслуживание рекомендуется проводить с определенной периодичностью, которая приведена в таблице 1 Положения № 102.Вместе с тем необходимо учесть, что периодичность проведения технического обслуживания, указанная в
Положении № 102, как правило, в большинстве случаев отличается от периодичности проведения технического обслуживания транспортного средства, определенного технической документацией завода-изготовителя. Поэтому в этом вопросе прежде всего нужно руководствоваться теми требованиями и рекомендациями, которые предусмотрены документацией завода-изготовителя транспортного средства.Как известно, нормы списания ГСМ и смазочных материалов утверждены
приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43. Что касается норм расхода тормозных, охлаждающих и других рабочих (эксплуатационных) жидкостей, то для таких жидкостей в указанном документе не предусмотрены какие-либо нормы расхода. Такая информация (нормы расхода и периодичность) устанавливается отдельно на каждый автомобиль согласно рекомендациям заводов-изготовителей, технической документации по эксплуатации.Согласно
Типовой инструкции о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 4), списание имущества с баланса бюджетных учреждений оформляется актом списания. При списании антифриза и тормозной жидкости, использованных для проведения технического обслуживания транспортного средства, оформляется акт списания, типовая форма которого (ф. З-2) утверждена приказом Госказначейства «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и Инструкции об их составлении» от 18.12.2000 г. № 130, или же акт о списании произвольной формы с указанием в нем исчерпывающей информации о списываемом объекте.Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению и списанию антифриза и тормозной жидкости.
Пример
. Бюджетным учреждением за счет средств общего фонда приобретен антифриз Liqui Moly G12 KFS 2001 (концентрат) объемом 1 л — 96 грн. (в том числе НДС — 16 грн.) и жидкость тормозная Liqui Moly DOT-4 объемом 1 л — 102 грн. (в том числе НДС — 17 грн.). Приобретенные жидкости использованы для заливки в систему охлаждения двигателя и тормозную систему автомобиля. Списание антифриза и тормозной жидкости выполнено после их фактического израсходования на основании акта списания.В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующим образом:
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Получены от поставщиков и оприходованы запасы (антифриз и тормозная жидкость) | 235 | 675 | 165 |
2 | Отнесена на расходы сумма НДС, уплаченного при приобретении запасов | 801 (802) | 675 | 33 |
3 | Перечислена оплата поставщику за полученные запасы | 675 | 321 | 198 |
4 | Выданы антифриз и тормозная жидкость со склада водителю Загорулько И. В. | 235/Загорулько | 235 | 165 |
5 | Списана стоимость антифриза и тормозной жидкости после их фактического израсходования (на основании акта списания) | 801 (802) | 235/Загорулько | 165 |