УЧЕТ И СПИСАНИЕ ФЛЕШКИ
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Заведением культуры приобретена флеш-память (USB Flash Drive) по цене 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн.) за единицу. На каком счете нужно учитывать флешку? Как ее списать, если она перестала работать? Обязательно ли для этого нужно получать заключение сервисного центра?
(г. Харьков)
Флеш-память (USB Flash Drive), или флешка, является разновидностью внешнего носителя информации для компьютера. Флеш (
от англ. flash) — быстро промелькнуть; осенить, прийти в голову.Флешка предназначена для записи, хранения и передачи информации (текстовые документы, музыка, фотографии, видеофайлы и т. д.) с одного компьютера на другой. К основным достоинствам флешки относится простота в эксплуатации, большая емкость, компактность, энергонезависимость, высокая скорость передачи информации, защищенность от механических и электромагнитных воздействий, универсальность (подходит к любому компьютеру). Между собой флешки отличаются по емкости, типам интерфейса и дополнительным возможностям. Как правило, гарантия производителей на флешки составляет от 1 до 5 лет. Подтверждением гарантийных обязательств является гарантийный талон производителя или продавца.
В бухгалтерском учете материальные ценности, стоимость которых не превышает 1000 грн. (без НДС) и срок полезной эксплуатации которых превышает 365 календарных дней, зачисляются в состав необоротных активов и учитываются как
малоценные необоротные материальные активы на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы». Учет таких объектов ведется с соблюдением требований, предусмотренных Инструкцией по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64). Поэтому в бухгалтерском учете флешки учитываются в составе прочих необоротных материальных активов на субсчете 113.В соответствии с
п.п. 7.7 Инструкции № 64 на малоценные необоротные материальные активы начисляется износ в следующем порядке:— 50 % первоначальной стоимости — в первом месяце передачи в использование объекта необоротных активов;
— остальные 50 % первоначальной стоимости — в месяце ликвидации (списания с баланса) объекта необоротных активов.
При этом, как отмечало Госказначейство в
письме от 27.05.2010 г. № 15-04/1239-9217 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 25), в случае принятия бюджетным учреждением решения о списании с баланса прочих необоротных материальных активов прежде всего необходимо начислить вторую половину износа (т. е. остальные 50 % первоначальной стоимости объекта), и только потом списать такой объект с баланса.Теперь что касается процедуры списания таких объектов с баланса. Напомним, что бюджетные учреждения при списании имущества, в частности
объектов, срок использования которых превышает один год (кроме объектов, относящихся к основным средствам (фондам) и незавершенному строительству), с 15.01.2011 г. руководствуются Типовой инструкцией о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 4).Вопросами, касающимися определения непригодности имущества и установления невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также оформлением необходимой документации на его списание, занимается
комиссия по списанию.Так, комиссия по списанию уполномочена выполнять следующие функции:
— проводить обследование имущества, подлежащего списанию, используя для этого необходимую техническую документацию (технические паспорта, сведения о дефектах и другие документы), а также данные бухгалтерского учета, устанавливать возможность или невозможность восстановления и дальнейшего использования имущества в данном учреждении и вносить предложения о его продаже, бесплатной передаче или ликвидации;
— устанавливать конкретные причины списания имущества: физический износ, моральное старение, нарушение нормальных условий эксплуатации, повреждение в результате аварии и т. п.
Как видим,
Типовой инструкцией не предусмотрены требования о необходимости привлечения сторонней организации для определения непригодности материальных ценностей и установления невозможности или неэффективности проведения восстановительного ремонта. Поэтому такое заключение с выводами о непригодности материальных ценностей (в данном случае — флешки) к дальнейшей эксплуатации оформляет комиссия по списанию.В то же время хотелось бы предупредить о том, что если флешка была списана ранее истечения гарантийного срока, то органы КРУ могут поинтересоваться, обращалось ли учреждение в сервисный центр для устранения причин неисправности флешки. И соответственно могут потребовать заключение сервисного центра о непригодности флешки к дальнейшей эксплуатации.