Темы статей
Выбрать темы

Годовой план закупок

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ГОДОВОЙ ПЛАН ЗАКУПОК

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Для того чтобы провести одну из процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, распорядителям бюджетных средств нужно иметь утвержденный годовой план закупок. В какие сроки необходимо составить этот документ, какую информацию в нем указать
и в какие органы направить?

(г. Харьков)

 

Одним из этапов процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства является планирование таких закупок. Согласно

ст. 4 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон) закупки товаров осуществляются в соответствии с годовым планом. Форма годового плана закупок и Инструкция по заполнению формы годового плана закупок утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 (далее — приказ № 922).

 

КОГДА СОСТАВЛЯТЬ ГОДОВОЙ ПЛАН

Прежде всего заметим, что ни в

Законе, ни в приказе № 922 не указано, в какие сроки распорядители бюджетных средств (заказчики процедур закупок) должны утвердить годовой план закупок (изменения к нему). Поэтому распорядители бюджетных средств могут самостоятельно установить срок, в течение которого будет происходить утверждение годового плана закупок.

Естественно, что с утверждением этого документа не стоит особо тянуть, так как именно с разработки и принятия годового плана закупок начинается процесс проведения процедур закупок.

Как же быть бюджетным учреждениям в 2011 году? Ведь

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI был принят в 2010 году, однако местные бюджеты будут утверждены в 2011-м. В результате бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств местных бюджетов на период, пока им не утверждены постоянные сметы, осуществляют расходы на основании временных смет.

Считаем, что на этот период распорядителям бюджетных средств целесообразно утвердить временный план закупок по форме, предусмотренной

приказом № 922. А после того как им будут утверждены годовые бюджетные ассигнования на 2011 год, учреждения смогут составить окончательный годовой план закупок на 2011 год (куда также будет включена информация из временного плана закупок).

Традиционно в этот период заказчиков интересует вопрос — а можно ли проводить процедуры закупок в тот период, когда еще не утверждены сметы? Действительно, в

Законе нет специальной нормы, разрешающей проводить процедуры закупок до утверждения смет. Однако согласно разъяснениям Миэкономики от 23.12.2010 г. (см. с. 18) заказчики могли в конце 2010 года (или в начале 2011 года) начать процедуру закупки за бюджетные средства по соответствующему предмету закупки исходя из его ожидаемой стоимости при условии, что в основных условиях договора о закупке, в договоре о закупке будет предусмотрен соответствующий порядок возникновения договорных обязательств в зависимости от реального финансирования. При этом распорядителям бюджетных средств необходимо учесть требования ч. 1 ст. 23 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI и предусмотреть в договоре условие о возникновении платежных обязательств при наличии соответствующего бюджетного назначения (бюджетных ассигнований). Обязательность наличия такого условия предусмотрена ч. 4 ст. 48 указанного Кодекса, где говорится о том, что обязательства, взятые участниками бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, определенных этим Кодексом или законом о госбюджете на соответствующий год, не считаются бюджетными обязательствами и не подлежат оплате за счет бюджетных средств.

 

ЧТО УКАЗЫВАТЬ В ГОДОВОМ ПЛАНЕ

В годовом плане заказчики указывают информацию о закупках товаров, работ и услуг, которые планируется осуществить в текущем году, и ожидаемая стоимость таких товаров и услуг равна или превышает 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн. Кроме того, в

приложении к годовому плану, которое составляется в произвольной форме, приводится информация о тех закупках, по которым ожидаемая стоимость не превышает для товаров и услуг — 100 тыс. грн., а для работ — 300 тыс. грн.

Остановимся на основных моментах, на которые нужно обратить внимание при составлении годового плана закупок.

1. Определение предмета закупки

(графа 1 годового плана закупок).

Заполнение этой графы годового плана закупок вызывает у заказчиков наибольшее количество вопросов. Напомним, что при определении предмета закупки нужно руководствоваться приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 32). Для вашего удобства представим в таблице обобщенную информацию о том, как определять предмет закупки в зависимости от того, что предполагается закупить — товары, услуги или работы.

 

Порядок определения предмета закупки

Предмет закупки

Порядок определения предмета закупки

1

2

Товары и услуги

На основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97, утвержденного приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822, по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.
Также можно определять отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого и девятого знаков указанного Классификатора (классификационные группы «подкатегория» и «тип»), а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

Как известно, заказчик не имеет права делить закупки на части
с целью избежания проведения процедур закупок. Согласно разъяснениям Госказначества от 18.02.2009 г. № 17/3-06/340-2491 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 11) делением предмета закупки на части будет считаться:
— деление предмета закупки на отдельные части по формальным признакам, свойствам и характеристикам;
— отнесение к разным предметам закупки отдельных узлов и деталей комплектных товаров;
— разбивка общей годовой потребности на части

Если при осуществлении закупки товаров предусматривается также одновременно закупка услуги (услуг), связанной с поставкой товаров (в частности, услуги по транспортировке, установке, монтажу, наладке, инсталляции программного обеспечения, обучению персонала и т. п.), тогда предметом закупки являются товары. При этом стоимость такой услуги (услуг) не должна превышать стоимости самих товаров

Услуги по текущему ремонту

На основании Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 27.08.2000 г. № 174 (далее — ДБН Д.1.1-1-2000)

Учреждениям, которые планируют выполнить текущий ремонт в нескольких помещениях, нужно исходить из того, что согласно ДБН Д.1.1-1-2000 объектом строительства является каждое обособленное здание, производственный корпус или цех, склад, жилой дом и т. д. со всеми приспособлениями, оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными приспособлениями, являющимися неотъемлемыми от него, а также при необходимости инженерными сетями, которые к нему прилегают.
Поэтому, если все виды ремонтных работ принадлежат одному объекту в определении
ДБН Д.1.1-1-2000, текущий ремонт таких помещений считается одним предметом закупки и требует применения одной из процедур, предусмотренных ст. 12 Закона. В данном случае деление предмета закупки приведет к нарушению действующего законодательства в сфере государственных закупок.
В ситуации, когда в годовой смете предусматриваются бюджетные назначения на текущие ремонты в нескольких зданиях, которые размещены в одном комплексе (по одному адресу), при планировании закупок нужно объединять потребность в таких услугах. В этом случае целесообразно в рамках одной процедуры закупок определить несколько частей закупок (лотов). Под частью предмета закупки (лот) понимается определенная заказчиком (по объему, номенклатуре или месту поставки товара (выполнения работ, предоставления услуг)) часть товаров, работ или услуг, на которую в рамках единой процедуры закупки участникам разрешается подавать тендерные предложения, или ценовые предложения, или предложения, внесенные на переговорах при применении процедуры закупки у одного участника

Услуги по выполнению научно-технической деятельности

На основании Государственного классификатора видов научно-технической деятельности, утвержденного приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822, по показателю четвертого знака (классификационная группа «вид») с указанием в скобках конкретного названия научно-технической работы.
В случае осуществления закупок по разным темам научно-технических работ, относящихся к одному виду научно-технических работ согласно этому Классификатору, для их заказа заказчик объявляет процедуру закупки и определяет разные темы научно-технических работ как отдельные лоты

Работы

Осуществляется по объектам строительства с учетом
ДБН Д.1.1-1-2000, а также Ведомственных строительных норм
ВБН Г. 1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования», утвержденных решением коллегии Государственной службы автомобильных дорог от 10.04.2006 г. № 16.
Общая стоимость работ по объекту строительства, которая как раз и является критерием для проведения процедур закупок, определяется на основании данных объектных смет. Объектная смета объединяет в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и отражает общую стоимость работ по объекту строительства

Услуги по профессиональной подготовке, повышению квалификации для безработных граждан, которые предоставляются за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы

Осуществляется по отдельным профессиям (специальностям, направлениям и областям знаний), которые определяются в соответствии с Классификатором профессий ДК 003:2010, утвержденным приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.07.2010 г. № 327

Товары и услуги, необходимые для проведения учебно-тренировочных сборов сборных команд Украины по видам спорта, спортивным соревнованиям и мероприятиям по физической культуре и спорту всеукраинского и международного уровня, в том числе мероприятия по физкультурно-спортивной реабилитации инвалидов, обеспечения участия национальных сборных команд Украины в международных спортивных соревнованиях

Осуществляется по объему, номенклатуре и месту поставки товаров и предоставления услуг отдельно для каждого спортивного мероприятия (или обеспечения участия в нем), если такое мероприятие включено в Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины

 

2. Ожидаемая стоимость предмета закупки

(графа 4 годового плана закупок).

Эта сумма определяется исходя из объема бюджетных ассигнований, утвержденных в смете бюджетного учреждения. При заполнении этой графы сумма указывается в гривнях (цифрами и словами с указанием НДС).

Если предметом закупки являются работы, выполнение которых будет осуществляться в течение длительного периода (более года), то заказчик может указать полную стоимость работ (общую сметную стоимость) и период их выполнения.

Однако нужно учесть, что при регистрации обязательств в органах Госказначейства по долгосрочным обязательствам, срок действия которых превышает один бюджетный год, в Реестре обязательств распорядитель бюджетных средств указывает сумму в пределах плановых показателей текущего бюджетного года на основании данных календарного плана к долгосрочному договору (

п. 2.2 Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Госказначейства от 09.08.2004 г. № 136).

3. В

примечаниях (графа 8 годового плана закупок) заказчик может указать следующую информацию: наименование главного распорядителя бюджетных средств, обоснование выбора процедуры закупки, другую необходимую информацию.

Планирование процедур закупок в течение года в соответствии с утвержденной сметой (планом ассигнований), составление и утверждение годового плана государственных закупок являются одной из функций комитета по конкурсным торгам. План закупок рассматривают на заседании комитета. Решение о его утверждении оформляют протоколом. Этот документ подписывают председатель и секретарь комитета и скрепляют печатью распорядителя бюджетных средств.

 

КОМУ ПОДАВАТЬ

ГОДОВОЙ ПЛАН ЗАКУПОК

В течение

5 рабочих дней со дня их утверждения заказчик направляет годовой план закупок (изменения к нему) таким органам:

в Госказначейство.

Напомним, что необходимость подачи годового плана закупок с приложением к нему распорядителями бюджетных средств в органы Госказначейства предусмотрена

Методическими рекомендациями по перечню подтверждающих документов, предоставляемых распорядителями (получателями) бюджетных средств на стадии регистрации обязательств и оплаты счетов, утвержденными приказом Госказначейства от 14.09.2010 г. № 330 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 37, 41). Кроме того, данное требование предусмотрено п. 2.1 Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Госказначейства от 09.08.2004 г. № 136, где говорится о том, что распорядители бюджетных средств подают в соответствующий орган Госказначейства годовой план государственных закупок (изменения к годовому плану государственных закупок);

в Минэкономики.

К годовому плану закупок также необходимо приложить смету (временную смету) и изменения к ней.

Конечно, если в течение года возникнет необходимость осуществить закупку товаров, работ или услуг с применением одной из процедур закупок, то распорядителям бюджетных средств нужно будет внести изменения в годовой план закупок. Процедура внесения таких изменений в годовой план закупок аналогична вышерассмотренному порядку.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше