Темы статей
Выбрать темы

Об аренде государственного имущества

Редакция ББ
Письмо от 10.05.2011 г. № 10-16-6393

ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА УКРАИНЫ

ОБ АРЕНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

Письмо от 10.05.2011 г. № 10-16-6393

(извлечение)

 

<…>

1. В соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» под понятием «предприятия» в данном Законе понимаются также и организации. В свою очередь, в соответствии с частью 3 статьи 83 Гражданского кодекса Украины учреждение является организацией, созданной одним или несколькими лицами (учредителями), которые не участвуют в управлении им, путем объединения (выдела) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества.

Таким образом,

норма, касающаяся возможности быть арендодателем недвижимого государственного имущества, общая площадь которого не превышает 200 кв. м на одно предприятие, распространяется и на бюджетные учреждения и организации.

2. В соответствии с Типовым договором аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденным приказом Фонда государственного имущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774, арендатор обязуется ежемесячно до 15 числа предоставлять арендодателю информацию о перечислении арендной платы за предыдущий месяц. Таким образом,

арендная плата за текущий месяц может уплачиваться и в следующем месяце, когда уже будет известен индекс инфляции за текущий месяц.

Что касается бюджетных учреждений, которые согласно пункту 10 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества уплачивают арендную плату в размере

1 гривни в год, то эта плата, как правило, уплачивается в течение месяца после заключения договора аренды, а в дальнейшем индексируется за каждый год аренды недвижимого государственного имущества.

3. В соответствии со статьей 10 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» одним из

существенных условий договора аренды является, в частности, обеспечение выполнения обязательств — неустойка (штраф, пеня), поручительство, задаток, гарантия и т. п. Закон не предусматривает исключений из этой нормы.

4. Согласно пункту 20 Порядка проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденного приказом Фонда государственного имущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149, предоставленные участниками конкурса материалы и предложения (кроме предложения о размере арендной платы) рассматриваются на заседаниях комиссии до проведения конкурса с целью формирования списка участников, допущенных к подаче конкурсных предложений арендной платы. Указанный список утверждается приказом арендодателя. Арендодатель в течение рабочего дня после утверждения списка сообщает участникам конкурса выбранными ими средствами связи об их допуске или недопуске (с указанием оснований) к подаче конкурсных предложений арендной платы. В случае поступления одного предложения, соответствующего условиям конкурса, с лицом, которое его подало, заключается договор аренды.

5. Что касается платы за пользование земельным участком, то отмечаем, что пользование земельным участком не является предметом договора аренды государственного имущества.

Плата за пользование земельным участком регулируется отдельно.

 

Заместитель Председателя Фонда И. Хотей

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ВОПРОСЫ АРЕНДЫ ГОСИМУЩЕСТВА: РАЗЪЯСНяет ФГИУ

В комментируемом

письме Фонд государственного имущества Украины (далее — ФГИУ) рассматривает ряд актуальных вопросов, касающихся аренды имущества бюджетных учреждений. Остановимся на них подробно с учетом изменений, которые недавно были внесены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по арендным отношениям» от 21.04.2011 г. № 3269-VI (далее — Закон № 3269) в Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон № 2269) // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 22.

1.

Предыдущая редакция ст. 5 Закона № 2269 предусматривала, что арендодателями являются предприятия — относительно индивидуально определенного имущества и недвижимого имущества, общая площадь которых не превышает 200 кв. м на одно предприятие, а с разрешения органов, указанных в абз. 2 и 3 этой же статьи, — также относительно структурных подразделений предприятий (филиалов, цехов, участков) и недвижимого имущества, площадь которого превышает 200 кв. м.

Как указывает ФГИУ в комментируемом

письме, эта норма, т. е. возможность быть арендодателем недвижимого государственного имущества, общая площадь которого не превышает 200 кв. м, распространялась и на бюджетные учреждения и организации.

Однако хотим обратить внимание, что данной нормой

бюджетные учреждения не могли руководствоваться в полной мере, ведь на тот момент существовали противоречия между ст. 5 Закона № 2269 и ст. 287 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ). Так, ст. 287 ХКУ предусматривала, что арендодателями государственного и коммунального имущества являются, в частности, государственные (коммунальные) предприятия — относительно отдельного индивидуально определенного имущества, а с разрешения арендодателей, указанных в п. 2 этой же статьи, — также относительно целостных имущественных комплексов их структурных подразделений и недвижимого имущества.

Поэтому в результате такого противоречия начиная с 01.01.2004 г. бюджетные учреждения и организации фактически

были лишены права выступать в качестве арендодателей недвижимого имущества любой площади, а предоставлять такое имущество в аренду могли лишь с разрешения ФГИУ, его региональных отделений или органов, уполномоченных управлять коммунальным имуществом. Кстати, в свое время на этот момент обращал внимание ФГИУ в инструктивном письме от 13.02.2004 г. № 10-16-1962.

И только после того, как были внесены изменения

Законом № 3269 в ст. 5 Закона № 2269 и ст. 287 ХКУ, эти противоречия наконец-то устранены. В настоящее время бюджетные учреждения и организации могут быть арендодателями недвижимого государственного и коммунального имущества, общая площадь которого не превышает 200 кв. м.

2.

Пунктом 3.3 Типового договора аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденного приказом ФГИУ от 23.08.2000 г. № 1774 (далее — Типовой договор), предусмотрено, что арендная плата за каждый следующий месяц определяется путем корректировки арендной платы за предыдущий месяц на индекс инфляции за следующий месяц. Аналогичное требование содержится в п. 13 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее — Методика № 786).

Пример расчета месячной арендной оплаты и ее корректировки на индекс инфляции был приведен в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 16.

Как известно, относительно размера арендной платы для бюджетных организаций существует отдельная норма. Так, согласно

п. 10 Методики № 786 размер годовой арендной платы за аренду недвижимого имущества бюджетными организациями, которые содержатся за счет государственного бюджета, государственными и коммунальными заведениями здравоохранения, которые содержатся за счет государственного и местных бюджетов, составляет 1 грн.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости индексации арендной платы, уплачиваемой бюджетными учреждениями. Как отмечает ФГИУ в комментируемом

письме, эта плата, как правило, перечисляется в течение месяца после заключения договора аренды и поэтому в дальнейшем подлежит индексации за каждый год аренды недвижимого государственного имущества.

Таким образом, арендная плата, уплачиваемая бюджетными учреждениями — арендаторами, подлежит индексации. Однако в отличие от общего порядка индексации арендной платы в этом случае такой расчет будет осуществляться один раз в год в сроки, установленные в договоре аренды.

3.

С целью своевременного получения арендной платы в договоре аренды должна быть предусмотрена обязанность арендатора по уплате пени за нарушение сроков уплаты арендной платы (ст. 10 Закона № 2269).

Кроме того, в

п. 3.7 Типового договора сказано о том, что арендная плата, перечисленная несвоевременно или не в полном объеме, подлежит индексации и взимается в бюджет и балансодержателю с учетом пени за каждый день просрочки, включая день оплаты.

Как отмечал ФГИУ в

письме от 19.06.2007 г. № 10-16-9580 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 26, с. 20), пеня устанавливается, как правило, в размере двойной учетной ставки НБУ на дату начисления пени от суммы задолженности.

Вместе с тем нужно обратить внимание на особенности распоряжения такими средствами.

Все дело в том, что бюджетные учреждения в случае получения пени от арендаторов за просрочку арендного платежа не смогут отнести сумму пени к собственным поступлениям, поскольку в

ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.06.2010 г. № 2456-VI в составе собственных поступлений бюджетных учреждений не предусмотрен такой вид поступлений, как пеня (штраф и другие виды обеспечения выполнения обязательств), в отличие от непосредственно платы за аренду имущества.

Как отмечало Госказначейство в

письме от 13.04.2007 г. № 3.3-07/877-4520 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 17), доходы бюджетных учреждений, не относящиеся ни к одной из групп собственных поступлений, не могут принадлежать бюджетным учреждениям и должны перечисляться в доход бюджета.

Поэтому вся сумма пени, полученной арендодателем за просрочку уплаты арендной платы от арендатора,

подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета. К такому же выводу пришли и специалисты Госказначейства (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 31, с. 20).

4.

Заметим, что Законом № 3269 установлен новый порядок принятия решения о предоставлении имущества в аренду и определения арендаторов. Так, согласно обновленной редакции ст. 9 Закона № 2269 арендодатель в течение пяти дней после согласования условий договора аренды с органом, уполномоченным управлять соответствующим имуществом (в случаях, предусмотренных данным Законом, — органом Антимонопольного комитета Украины), а в случае, если заявление об аренде имущества не требует согласования (относительно аренды отдельного индивидуально определенного имущества, кроме недвижимого), в течение 15 дней после даты ее регистрации размещает в официальных печатных средствах массовой информации и на веб-сайтах арендодателей объявления о намерении передать имущество в аренду или отказывает в заключении договора аренды и сообщает об этом заявителю.

После истечения срока, предусмотренного для принятия заявлений об аренде соответствующего имущества, арендодатель в течение трех дней принимает решение по результатам изучения спроса на объект аренды. В случае

если подано лишь одно заявление, то конкурс на право аренды не проводится и договор аренды заключается с заявителем. В случае поступления двух и более заявлений, арендодатель объявляет конкурс на право аренды.

Порядок проведения конкурса теперь будет определяться:

— для объектов, находящихся в государственной собственности, — Кабмином, а не ФГИУ. Напомним, что в настоящее время еще действует

Порядок проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденный приказом ФГИУ от 13.10.2004 г. № 2149. Вполне очевидно, что в ближайшее время этот документ утратит силу. Кстати, на сайте ФГИУ (www.spfu.gov.ua) можно ознакомиться с проектом постановления КМУ «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право аренды государственного имущества»;

— для объектов, принадлежащих АР Крым, — органами, определенными Верховной Радой АР Крым;

— для объектов, находящихся в коммунальной собственности, — органами местного самоуправления

5.

Последний вопрос, рассмотренный ФГИУ в комментируемом письме, касается платы за пользование земельным участком, на котором расположено предоставленное в аренду здание (помещение). В письме абсолютно справедливо указывается, что плата за пользование земельным участком регулируется отдельно, т. е. не подпадает под сферу действия Закона № 2269.

Так,

ст. 797 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV предусмотрено что плата, взимаемая с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельных частей), состоит из платы за пользование ими и платы за пользование земельными участками.

Основываясь на этой норме при заключении договоров аренды помещений арендодатели нередко выдвигают требование о компенсации арендатором расходов бюджетного учреждения, связанных с уплатой налога на землю. Напомним, что бюджетные учреждения освобождены от уплаты налога на землю согласно

ст. 282 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), однако обязаны уплатить этот налог в том случае, если предоставляют свои здания (их части) в аренду (п. 284.3 НКУ).

В свое время ГлавКРУ

в письме от 15.06.2007 г. № 25-18/446 отмечало: арендаторы могут возмещать земельный налог только в том случае, если это прямо предусмотрено в договоре аренды помещений. В противном случае арендодатель не имеет правовых оснований требовать от арендатора возмещения своих расходов на уплату земельного налога.

Таким образом, при заключении договора аренды помещения

стороны могут предусмотреть, что арендодатель, помимо арендной платы, имеет право на возмещение земельного налога. В этом случае арендатор будет компенсировать арендодателю — бюджетной организации расходы по уплате земельного налога.

Также об особенностях учета сумм возмещения земельного налога арендодателем — бюджетной организацией шла речь в

письмах Госказначейства от 25.05.2010 г. № 15-04/1166-8951 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 31) и от 11.08.2010 г. № 17-06/1999-14985.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше