Темы статей
Выбрать темы

О порядке отстранения государственных служащих от выполнения служебных обязанностей

Редакция ББ
Письмо от 12.04.2011 г. № 2498/12-11

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

О ПОРЯДКЕ ОТСТРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Письмо от 12.04.2011 г. № 2498/12-11

 

Главным управлением государственной службы Украины в рамках полномочий рассмотрено <…> обращение о предоставлении разъяснения по вопросу порядка отстранения государственных служащих от выполнения служебных обязанностей.

Руководствуясь пунктом 4 Положения о Главном управлении государственной службы Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2007 г. № 1180, сообщаем, что отстранение государственного служащего от выполнения служебных обязанностей реализуется с помощью нескольких процедур, различающихся как основаниями, так и порядком отстранения, а именно:

— отстранение от выполнения полномочий по должности согласно Закону Украины «О государственной службе» (далее — Закон);

— отстранение от работы согласно Кодексу законов о труде Украины (далее — КЗоТ);

— отстранение от должности как обвиняемого согласно Уголовно-процессуальному кодексу Украины (далее — УПК).

Об отстранении государственного служащего от выполнения полномочий по должности согласно Закону Украины «О государственной службе» информируем, что в соответствии со статьей 22 Закона невыполнение служебных обязанностей, которое привело к человеческим жертвам или причинило значительный материальный или моральный вред гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан, является основанием для отстранения государственного служащего от выполнения полномочий по должности с сохранением заработной платы.

Решение об отстранении государственного служащего от выполнения полномочий по должности

принимается руководителем государственного органа, в котором работает этот служащий.

Продолжительность отстранения от выполнения полномочий по должности не должна превышать времени служебного расследования.

Служебное расследование проводится в срок до двух месяцев, в соответствии с Порядком проведения служебного расследования в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13.06.2000 г. № 950.

Согласно указанному Порядку в отношении лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, может быть проведено служебное расследование:

— в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими служебных обязанностей, превышения своих полномочий, которое привело к человеческим жертвам или причинило значительный материальный или моральный вред гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан;

— в случае несоблюдения ими законодательства о государственной службе, службе в органах местного самоуправления, антикоррупционного законодательства, нарушения этики поведения;

— по требованию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, с целью снятия безосновательных, по его мнению, обвинений или подозрения.

Служебное расследование проводится с отстранением лица, уполномоченного на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, от выполнения полномочий по должности или без такого отстранения.

Решение об отстранении принимается по представлению председателя комиссии по проведению служебного расследования

руководителем органа государственной власти, в котором работает служащий.

По другим вопросам, касающимся отстранения государственного служащего от работы согласно КЗоТ и как обвиняемого согласно УПК, рекомендуем обратиться в Министерство социальной политики Украины и Министерство юстиции Украины, к полномочиям которых относится предоставление разъяснений по затронутым вопросам.

 

Заместитель начальника Главгосслужбы А. Вишневский

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ОТСТРАНЕНИЕ ГОССЛУЖАЩЕГО ОТ ИСПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ: РАЗЪЯСНЯЕТ ГЛАВГОССЛУЖБА

Отстранение от работы — это приостановление исполнения работником своих трудовых обязанностей по решению уполномоченных на это компетентных органов, которое возможно только в случаях, предусмотренных законодательством. Оно объявляется приказом или распоряжением руководителя, о чем работник должен быть поставлен в известность.

Отстранение как способ устранения

государственного служащего от исполнения служебных обязанностей без расторжения трудового договора реализуется с помощью нескольких процедур, которые отличаются как основаниями, так и порядком, а именно:

— отстранение от выполнения полномочий по должности в соответствии с

Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII (далее — Закон № 3723);

— отстранение от работы в соответствии с

Кодексом законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ);

— отстранение от должности как обвиняемого в соответствии с

Уголовно-процессуальным кодексом Украины от 28.12.60 г. (далее — УПК).

В комментируемом

письме Главгосслужба обратила внимание на порядок отстранения госслужащего от выполнения полномочий по должности в соответствии с Законом № 3723.

Так, согласно

ст. 22 Закона № 3723 неисполнение служебных обязанностей, которое привело к человеческим жертвам или нанесло значительный материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан, является основанием для отстранения государственного служащего от выполнения полномочий по должности с сохранением заработной платы.

Решение об отстранении государственного служащего от выполнения полномочий по должности

принимается руководителем государственного органа, в котором работает этот служащий.

Продолжительность отстранения от выполнения полномочий по должности

не должна превышать времени служебного расследования. Служебное расследование проводится в срок до двух месяцев в порядке, определенном КМУ.

Порядок проведения служебного расследования в отношении государственных служащих

утвержден постановлением КМУ от 13.06.2000 г. № 950 (далее — Порядок № 950).

Согласно

п. 1 этого Порядка основаниями для проведения служебного расследования могут быть:

— неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами служебных обязанностей, превышение полномочий, которое привело к человеческим жертвам или нанесло значительный материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию, учреждению, организации или объединению граждан;

— несоблюдение государственными служащими законодательства о государственной службе, о борьбе с коррупцией, нарушение этики поведения;

— требование государственного служащего с целью снятия, по его мнению, безосновательных обвинений или подозрения.

Период проведения служебного расследования

не включает времени временной потери трудоспособности лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, в отношении которого оно проводится, время его пребывания в отпуске или служебной командировке или отсутствия по другим причинам, а также время ознакомления лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, и руководителем органа, в котором оно работает, с актом служебного расследования (абз. 3 п. 3 Порядка № 950) .

Служебное расследование проводится

с отстранением лица, уполномоченного на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, от выполнения полномочий по должности либо без такого отстранения. Решение об отстранении принимается по представлению председателя комиссии по проведению служебного расследования руководителем органа государственной власти, в котором работает служащий (п. 4 Порядка № 950).

По результатам служебного расследования специально созданная комиссия составляет акт, в котором указываются факты и суть обвинения или подозрения, ставшие основанием для проведения данного расследования, а также его заключения. Перед подачей на рассмотрение руководителю государственного органа (должностному лицу), назначившему служебное расследование, с актом служебного расследования знакомится государственный служащий, в отношении которого проводилось расследование.

По результатам рассмотрения руководитель органа государственной власти (должностное лицо), принявшее решение о проведении служебного расследования, принимает в десятидневный срок с даты поступления акта служебного расследования соответствующее решение, с которым знакомится лицо, в отношении которого проводилось служебное расследование. Это решение может быть обжаловано государственным служащим согласно законодательству.

Если правомерность решения об отстранении государственного служащего от выполнения полномочий по должности не подтверждается результатами служебного расследования, это решение отменяется.

По вопросам отстранения государственного служащего от работы согласно

КЗоТ и как обвиняемого в соответствии с УПК Главгосслужба посоветовала обратиться в Минсоцполитики и Минюст, к полномочиям которых относится предоставление соответствующих разъяснений. Поэтому отметим следующее.

На государственных служащих распространяется трудовое законодательство, потому основания отстранения от работы, определенные

ст. 46 КЗоТ, в полной мере распространяются на такие категории работников.

В соответствии со

ст. 46 КЗоТ отстранение работников от работы собственником или уполномоченным им органом допускается в случае:

— появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсичного опьянения;

— отказа или уклонения от обязательных медицинских осмотров, обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной охраны;

— в других случаях, предусмотренных законодательством. Для госслужащих такие случаи, как указывалось ранее, определены

ст. 22 Закона № 3723.

В отличие от отстранения согласно

Закону № 3723, отстранение от работы по КЗоТ не требует служебного расследования. Время, в течение которого работник не работал в результате отстранения по рассмотренному основанию, оплате не подлежит.

Что касается отстранения государственного служащего как обвиняемого согласно

УПК, то основанием для отстранения является привлечение должностного лица к уголовной ответственности за должностное преступление или за другое преступление, когда должностное лицо может негативно влиять на ход досудебного или судебного следствия. Определение возможности влияния обвиняемого на ход следствия отнесено к компетенции следователя (ст. 147 УПК).

Отстранение в этом случае применяется только к государственному служащему, который является

обвиняемым, т. е. в отношении его следователь вынес постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

Решение об отстранении принимает следователь по санкции прокурора или его заместителя. Госслужащий отстраняется от должности на основании выданного следователем постановления, копия которого направляется для выполнения в орган государственной власти по месту работы обвиняемого. Отстранение отменяется постановлением следователя (прокурора), когда в дальнейшем исчезает необходимость в применении этой меры.

Статьей 147 УПК на время отстранения не предусмотрено сохранение заработной платы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше