УПЛАТА СБОРА ЗА СПЕЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ ПРИ НАЛИЧИИ НА БАЛАНСЕ АРТЕЗИАНСКОЙ СКВАЖИНЫ
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетное учреждение (психиатрическая больница) имеет на балансе артезианскую скважину с пресной водой, которая используется для собственных нужд учреждения. На балансе больницы есть сельскохозяйственное подразделение, где проходят трудотерапию пациенты. Подсобное хозяйство занимается выращиванием сельскохозяйственной продукции. Часть выращенной продукции передается в больницу и используется для обеспечения питанием пациентов (на собственные нужды), а остальная часть реализуется населению. Является ли в таком случае учреждение плательщиком сбора за специальное использование воды?
(Хмельницкая обл.)
Наличие на земельном участке скважины, из которой вода используется для обеспечения собственных нужд учреждения, — явление достаточно распространенное. Однако в некоторых случаях за такую автономность учреждению приходится осуществлять дополнительные расходы, помимо расходов на бурение скважины.
Прежде всего заметим, что вода из артезианской скважины относится к
питьевым подземным водам. Подземные воды являются частью водного фонда Украины, порядок использования которого регулируется Водным кодексом Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР (далее— ВКУ).В соответствии со
ст. 48 ВКУ забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты относятся к специальному водопользованию.Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами в первую очередь для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений.
Заметим, что разрешения на спецводопользование выдаются водопользователям в соответствии со
ст. 49 ВКУ:1) государственными органами охраны окружающей природной среды — при использовании воды водных объектов общегосударственного значения;
2) Верховным Советом АР Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды — при использовании воды водных объектов местного значения.
Разрешения выдаются по ходатайству водопользователей с обоснованием потребности в воде, которое согласовывается (при использовании подземных вод) с Государственной геологической службой или дочерними предприятиями НАК «Недра Украины».
Процедура согласования и выдачи таких разрешений регулируется
Порядком согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденным постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321.Как разъясняло Минприроды
в письме от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП, разрешение на специальное водопользование оформляет лишь первичный водопользователь. Для вторичных водопользователей разрешением на специальное водопользование является установленный в разрешении первичного водопользователя лимит использования воды и отведения сточных вод абонентами и договор между ними. Отдельным документом разрешение на специальное водопользование для вторичных водопользователей не оформляется.В разрешении на специальное водопользование, в частности, указываются срок его действия (от 3 до 25 лет) и лимит забора воды. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректировки разрешения на специальное водопользование.
Согласно
п. 323.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) плательщиками сбора за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.Как видим, в число плательщиков сбора за специальное использование воды (далее — спецводосбор) бюджетные учреждения не входят. Однако таким учреждениям нужно учитывать
п. 326.13 НКУ, в котором определено: в случае если водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляется на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения.Напомним, что под
хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений понимается любая деятельность, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленная на получение дохода.Как известно, для бюджетных учреждений такие средства являются собственными поступлениями и зачисляются в состав специального фонда их смет в соответствии с требованиями
ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. В частности, к числу собственных поступлений бюджетных учреждений относятся поступления от дополнительной (хозяйственной) деятельности и от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).В рассматриваемой ситуации учреждение использует воду, добываемую из артезианской скважины, для удовлетворения собственных нужд, а также для выращивания сельскохозяйственной продукции, которая реализуется населению. Поскольку в этом случае учреждение использует воду не только для собственных нужд, но и для деятельности,
направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальных формах, то такое учреждение должно уплачивать спецводосбор.Согласно
п. 326.2 НКУ спецводосбор исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды (подземной, поверхностной, полученной от других водопользователей) водных объектов с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения, установленных в разрешении на специальное водопользование, лимитов использования воды, ставок сбора и коэффициентов.Подробно о порядке расчета спецводосбора и заполнения соответствующей отчетности мы расскажем в одном из ближайших номеров нашей газеты.