Темы статей
Выбрать темы

Уплата сбора за специальное использование воды при наличии на балансе артезианской скважины

Редакция ББ
Ответы на вопросы

УПЛАТА СБОРА ЗА СПЕЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ ПРИ НАЛИЧИИ НА БАЛАНСЕ АРТЕЗИАНСКОЙ СКВАЖИНЫ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Бюджетное учреждение (психиатрическая больница) имеет на балансе артезианскую скважину с пресной водой, которая используется для собственных нужд учреждения. На балансе больницы есть сельскохозяйственное подразделение, где проходят трудотерапию пациенты. Подсобное хозяйство занимается выращиванием сельскохозяйственной продукции. Часть выращенной продукции передается в больницу и используется для обеспечения питанием пациентов (на собственные нужды), а остальная часть реализуется населению. Является ли в таком случае учреждение плательщиком сбора за специальное использование воды?

(Хмельницкая обл.)

 

Наличие на земельном участке скважины, из которой вода используется для обеспечения собственных нужд учреждения, — явление достаточно распространенное. Однако в некоторых случаях за такую автономность учреждению приходится осуществлять дополнительные расходы, помимо расходов на бурение скважины.

Прежде всего заметим, что вода из артезианской скважины относится к

питьевым подземным водам. Подземные воды являются частью водного фонда Украины, порядок использования которого регулируется Водным кодексом Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР (далее— ВКУ).

В соответствии со

ст. 48 ВКУ забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты относятся к специальному водопользованию.

Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами в первую очередь для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных нужд. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений.

Заметим, что разрешения на спецводопользование выдаются водопользователям в соответствии со

ст. 49 ВКУ:

1) государственными органами охраны окружающей природной среды — при использовании воды водных объектов общегосударственного значения;

2) Верховным Советом АР Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды — при использовании воды водных объектов местного значения.

Разрешения выдаются по ходатайству водопользователей с обоснованием потребности в воде, которое согласовывается (при использовании подземных вод) с Государственной геологической службой или дочерними предприятиями НАК «Недра Украины».

Процедура согласования и выдачи таких разрешений регулируется

Порядком согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденным постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321.

Как разъясняло Минприроды

в письме от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП, разрешение на специальное водопользование оформляет лишь первичный водопользователь. Для вторичных водопользователей разрешением на специальное водопользование является установленный в разрешении первичного водопользователя лимит использования воды и отведения сточных вод абонентами и договор между ними. Отдельным документом разрешение на специальное водопользование для вторичных водопользователей не оформляется.

В разрешении на специальное водопользование, в частности, указываются срок его действия (от 3 до 25 лет) и лимит забора воды. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректировки разрешения на специальное водопользование.

Согласно

п. 323.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) плательщиками сбора за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Как видим, в число плательщиков сбора за специальное использование воды (далее — спецводосбор) бюджетные учреждения не входят. Однако таким учреждениям нужно учитывать

п. 326.13 НКУ, в котором определено: в случае если водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляется на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения.

Напомним, что под

хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений понимается любая деятельность, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленная на получение дохода.

Как известно, для бюджетных учреждений такие средства являются собственными поступлениями и зачисляются в состав специального фонда их смет в соответствии с требованиями

ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. В частности, к числу собственных поступлений бюджетных учреждений относятся поступления от дополнительной (хозяйственной) деятельности и от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

В рассматриваемой ситуации учреждение использует воду, добываемую из артезианской скважины, для удовлетворения собственных нужд, а также для выращивания сельскохозяйственной продукции, которая реализуется населению. Поскольку в этом случае учреждение использует воду не только для собственных нужд, но и для деятельности,

направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальных формах, то такое учреждение должно уплачивать спецводосбор.

Согласно

п. 326.2 НКУ спецводосбор исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды (подземной, поверхностной, полученной от других водопользователей) водных объектов с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения, установленных в разрешении на специальное водопользование, лимитов использования воды, ставок сбора и коэффициентов.

Подробно о порядке расчета спецводосбора и заполнения соответствующей отчетности мы расскажем в одном из ближайших номеров нашей газеты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше