Темы статей
Выбрать темы

Вопросы инвентаризации

Редакция ББ
Письмо от 27.05.2011 г. № 17-07/1389-7439

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

ВОПРОСЫ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Письмо от 27.05.2011 г. № 17-07/1389-7439

 

Государственное казначейство Украины рассмотрело обращение <…> и сообщает следующее.

1. В пункте 3 статьи 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» указано, что ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием согласно законодательству и учредительным документам.

Единые требования к порядку инвентаризации основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, содержащимися за счет средств бюджетов всех уровней устанавливает Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90, зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины 16.11.98 г. под № 728/3168 (далее — Инструкция).

В соответствии с пунктом 1.10 Инструкции

ответственность за организацию инвентаризации, правильное и своевременное ее проведение несет руководитель учреждения.

Пунктом 1.11 Инструкции предусмотрено, что для проведения инвентаризации приказом руководителя учреждения создается комиссия из числа работников учреждения при обязательном участии главного (старшего) бухгалтера. Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель учреждения или его заместитель.

2. Ввиду того что Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» определяет статус государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, ее функции и правовые принципы деятельности, разъяснения по толкованию норм данного Закона могут быть предоставлены главным разработчиком этого нормативного документа.

3. Согласно пункту 1.15 Инструкции запрещается проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Учитывая указанное, состав такой комиссии нуждается в обновлении.

4. В соответствии с пунктом 2.8 Инструкции на основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших к состоянию непригодности этих объектов. Списание таких объектов проводится в порядке, установленном законодательством Украины.

На выявленные при инвентаризации непригодные или испорченные материальные ценности дополнительно составляются акты, в которых указываются причины, степень и характер порчи материальных ценностей, а также виновные лица, допустившие их порчу (пункт 4.2 Инструкции).

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые стали непригодными, но не списаны, в инвентаризационную ведомость не вписываются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин непригодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. При этом в описях делаются отметки о непригодности (пункт 6.4 Инструкции).

 

И. о. председателя А. Даневич

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ ГОСКАЗНАЧЕЙСТВА ПО ВОПРОСАМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

В комментируемом

письме Госказначейство ответило на ряд вопросов, связанных с проведением инвентаризации. Рассмотрим их подробнее.

 

1. Можно ли включать в состав инвентаризационной комиссии эксперта-оценщика?

Состав и функции инвентаризационной комиссии определены

Инструкцией по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90 (далее — Инструкция № 90). В п. 1.13 этой Инструкции сказано: в состав инвентаризационных комиссий обязательно должны быть включены работники бухгалтерии и другие специалисты (инженеры, технологи, экономисты и др.), хорошо знающие объект инвентаризации и первичный учет.

Однако, подбирая таких специалистов, нужно помнить о том, что инвентаризационная комиссия создается из числа

работников учреждения. В ее состав могут включаться руководители отделов или служб и обязательно главный бухгалтер, а возглавлять комиссию должен руководитель учреждения или его заместитель.

Таким образом, инвентаризационная комиссия формируется исключительно из

работников учреждения (работников бухгалтерии, экономистов, руководителей отделов или служб и т. д.), поэтому включать специалистов сторонних организаций, в частности эксперта-оценщика, в состав инвентаризационной комиссии учреждение не имеет права.

Заметим, что необходимость в привлечении эксперта-оценщика возникает в случаях, предусмотренных

ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

 

2. Нужно ли в состав инвентаризационной комиссии включать работников ГКРС? Должны ли они подписывать инвентаризационные описи?

На этот вопрос Госказначейство не ответило, поэтому разберемся в нем самостоятельно.

Согласно

п. 4 ст. 10 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII контрольно-ревизионным управлениям в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионным подразделениям (отделам, группам) в районах, городах и районах в городах предоставлено право требовать от руководителей подконтрольных учреждений, в отношении которых проводится ревизия, провести инвентаризацию основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов. В случае их отказа органы ГКРС имеют право обратиться в суд с требованием принудить к проведению такой инвентаризации, а до вынесения соответствующего решения судом в присутствии понятых и представителей указанных учреждений, в отношении которых проводится ревизия, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе.

Кроме того, в

п.п. 4.3.3 Практических рекомендаций по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы), одобренных протоколом ГлавКРУ от 04.08.2009 г. № 9 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 35), определено: в первый день ревизии целесообразно инициировать перед руководителем учреждения проведение инвентаризации наличных денежных средств, хранящихся в кассе учреждения, и в период ревизии инициировать проведение инвентаризации денежных средств несколько раз.

Таким образом, в ходе проведения ревизии работники ГКРС вправе

инициировать проведение инвентаризации имущества учреждения. Однако полномочий на самостоятельное проведение инвентаризации контролирующие органы не имеют. Поэтому нет никаких законодательных оснований для включения таких лиц в состав инвентаризационной комиссии. В этом случае работники ГКРС имеют право лишь присутствовать при проведении инвентаризации, поскольку в конечном счете они могут оценить как работу самой инвентаризационной комиссии, так и состояние дел относительно сохранности и использования материальных ценностей в учреждении.

При этом работник ГКРС

может завизировать страницы инвентаризационных описей в целях избежания их подделки (подчисток, исправлений или же замены одного экземпляра другим). Например, при проведении инвентаризации кассы в Акте инвентаризации наличия денежных средств, ценностей (приложение 7 к Инструкции № 90) после подписей членов инвентаризационной комиссии ревизор может указать, что инвентаризация проводилась в его присутствии и скрепить эту запись своей подписью. Аналогичной позиции придерживается и ГлавКРУ, что подтверждается его письмом от 29.11.2004 г. № 12-14/519.

 

3. Можно ли проводить инвентаризацию, если на начало ее проведения один из членов комиссии заболел?

Поскольку в

п. 1.15 Инструкции № 90 содержится запрет на проведение инвентаризации при неполном составе комиссии, то приступать к проведению инвентаризации при отсутствии кого-то из членов комиссии не разрешается. В такой ситуации Госказначейство в комментируемом письме рекомендует обновить состав такой комиссии, т. е. утвердить новый состав инвентаризационной комиссии.

 

4. Если в ходе проведения инвентаризации выявлены непригодные или испорченные материальные ценности, нужно ли такие ценности указывать в инвентаризационных описях?

Инструкцией № 90

предусмотрено, что инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. При проведении инвентаризации проводится констатация наличия объектов как по их местонахождению, так и по материально ответственным лицам.

Учитывая, что в процессе проведения инвентаризации комиссией могут быть выявлены материальные ценности (основные средства, запасы), непригодные для дальнейшего использования, морально устаревшие или физически изношенные, возникает вопрос: указывать ли такие ценности в соответствующих инвентаризационных описях?

Поскольку такие материальные ценности на момент проведения инвентаризации

продолжают учитываться на балансе учреждения, то данные об их фактическом наличии должны быть оформлены документально с учетом следующих особенностей:

— на

основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой указывают дату ввода в эксплуатацию и причины, по которым такие объекты стали непригодными. При выявлении таких объектов инвентаризационной комиссии следует выяснить, проводились ли в учреждении мероприятия по их списанию и реализации согласно требованиям Порядка списания объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314. В этом случае комиссия должна установить непригодность такого объекта к дальнейшей эксплуатации и внести предложения по его реализации или списанию;

— на выявленные при инвентаризации непригодные или испорченные

материальные ценности дополнительно составляются акты, в которых указываются причины, степень и характер их порчи, а также виновные лица, которые это допустили. Акты подписывают все члены комиссии и материально ответственное лицо;

МБП, которые стали непригодными, но не списаны, в инвентаризационные описи не записываются. На них составляют акт с указанием времени эксплуатации, причин непригодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. Акт подписывают все члены комиссии и материально ответственное лицо. В этом случае в описях делаются отметки о непригодности указанных предметов.

В заключение напомним, что при списании материальных ценностей с баланса необходимо руководствоваться

Типовой инструкцией о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше