Темы статей
Выбрать темы

Особенности расчета и уплаты спецводосбора бюджетными учреждениями

Редакция ББ
Статья

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА И УПЛАТЫ СПЕЦВОДОСБОРА БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

 

В данной статье рассмотрим наиболее распространенные вопросы, которые возникают у бюджетных учреждений относительно уплаты и порядка расчета сбора за специальное использование воды, заполнения и предоставления соответствующей отчетности.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

КОГДА БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОСВОБОЖДЕНЫ ОТ УПЛАТЫ СПЕЦВОДОСБОРА

Согласно

п. 323.1 ст. 323 НКУ плательщиками сбора за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Как видим, из определения плательщиков сбора за специальное использование воды (далее — спецводосбор) четко следует, что бюджетные учреждения к этой категории не относятся.

Однако полностью освободить бюджетные учреждения от необходимости уплаты спецводосбора не позволяет норма, содержащаяся в

п. 326.13 ст. 326 НКУ. В этом пункте определено: в случае если водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляется на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения.

Напомним, что под

хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений понимается любая деятельность, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленная на получение дохода. Как известно, для бюджетных учреждений такие средства являются собственными поступлениями и зачисляются в состав специального фонда их смет в соответствии с требованиями ст. 13 БКУ.

В частности, к первой группе собственных поступлений —

поступления от платы за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству, — относятся такие подгруппы:

1)

плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности;

2) поступление бюджетных учреждений от

дополнительной (хозяйственной) деятельности;

3)

плата за аренду имущества бюджетных учреждений;

4) поступление бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

Означает ли это, что бюджетные учреждения при получении любых доходов, зачисляемых с состав специального фонда, становятся плательщиками спецводосбора? Вполне очевидно, что нет. Все дело в том, что для бюджетных учреждений сам факт получения дохода от хозяйственной деятельности не всегда является единственным условием, при котором учреждение автоматически становится плательщиком спецводосбора, что соответственно влечет за собой обязанности подавать налоговую декларацию по спецводосбору и уплачивать его в бюджет. В данном случае определяющим фактором является непосредственное использование воды в процессе осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода. Например, если учреждение получило доходы от реализации непригодного имущества (макулатура, металлолом и др.), то понятно, что при получении таких доходов вода не участвовала в получении доходов.

Итак, можно говорить о том, что освобождение от уплаты спецводосбора для бюджетных учреждений сохраняется в случае, если они используют воду исключительно для собственных нужд (питьевых и санитарно-гигиенических) без получения дохода в денежной, материальной или нематериальной формах. Кстати, именно такой позиции придерживается ГНАУ в

письме от 11.04.2011 г. № 10193/7/15-0817 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 16) . Другими словами, если бюджетное учреждение или организация использует воду исключительно для собственных потребностей, то спецводосбор не взимается.

Как известно, одним из наиболее распространенных видов хозяйственной деятельности бюджетных учреждений, направленных на получение дохода, является сдача помещений в аренду и предоставление различных платных услуг. Поэтому далее рассмотрим эти ситуации подробнее с учетом выводов ГНАУ, изложенных в указанном выше

письме.

 

КТО ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ СПЕЦВОДОСБОРА, ЕСЛИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СДАЕТ ПОМЕЩЕНИЕ В АРЕНДУ

Достаточно часто бюджетные учреждения сдают помещения (их части) в аренду. В этом случае порядок уплаты спецводосбора зависит от следующих факторов: кому сдается такое помещение, для каких нужд арендатор использует воду, а также от наличия у арендатора договора на поставку воды. Рассмотрим, какие могут быть варианты:

1) арендатором является бюджетное учреждение, которое

не использует воду для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода.

В этом случае ГНСУ считает, что

ни арендодатель, ни арендатор не уплачивают спецводосбор за объемы фактически использованной воды таким учреждением;

2) арендатором является бюджетное учреждение, которое

использует воду для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода.

В ситуации, когда арендатор использует воду не только для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, но расходует воду и для хозяйственной деятельности, определяющим фактором является

наличие у арендатора договора на поставку воды.

Конечно, наиболее приемлемым для арендодателя — бюджетного учреждения является вариант, когда арендатор самостоятельно заключает договор на поставку воды с поставщиком воды. При таких обстоятельствах

арендатор выступает вторичным водопользователем, и соответственно он самостоятельно уплачивает спецводосбор за объемы фактически использованной им воды с учетом объема потерь воды в системах снабжения.

В этом случае арендатор устанавливает отдельный счетчик на воду и будет уплачивать за использованную им воду непосредственно организации — поставщику воды согласно заключенному договору на поставку воды. При таких обстоятельствах бюджетное учреждение-

арендодатель (при условии неиспользования объемов воды для осуществления хозяйственной деятельности) спецводосбор не уплачивает.

Пожалуй, менее привлекательным для арендодателя является вариант, когда арендатор использует объемы воды

для осуществления хозяйственной деятельности без заключения отдельного договора на поставку воды. Ведь в этом случае плательщиком спецводосбора будет выступать бюджетное учреждение (арендодатель), так как именно оно имеет договор на поставку воды. При этом уплачивать спецводосбор арендодатель будет за объем воды, фактически использованной аренд

атором (при условии неиспользования объемов воды для осуществления хозяйственной деятельности).

Таким образом, в случае когда бюджетное учреждение предоставляет помещение в аренду и арендатор использует воду для хозяйственной деятельности, уплата спецводосбора зависит от того, заключен ли таким арендатором договор на поставку воды или нет. В этой ситуации также возможны два варианта:

— если договор на поставку воды заключен арендатором, то соответственно именно он является вторичным водопользователем и плательщиком спецводосбора;

— если договор на поставку воды заключен арендодателем, то плательщиком спецводосбора будет именно он.

Конечно, такой вариант для бюджетного учреждения неприемлем, ведь для осуществления таких расходов в смете учреждения должны быть запланированы соответствующие ассигнования.

В связи с этим в данной ситуации можно порекомендовать следующее:

1) бюджетное учреждение полностью оплачивает стоимость услуг водоснабжения и водоотведения, а затем рассчитывает долю услуг, потребленных арендатором. В этом случае, кроме договора аренды помещения, между арендатором и арендодателем заключается договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного помещения и предоставление коммунальных услуг арендатору. Типовая форма такого договора утверждена приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774;

2) устанавливаются отдельные счетчики для учета воды, потребленной непосредственно бюджетным учреждением — арендодателем и арендатором. При этом арендатор будет самостоятельно осуществлять расходы на уплату спецводосбора на основании договора на поставку воды.

Вполне очевидно, что для бюджетного учреждения второй вариант является наиболее приемлемым. Поэтому, заключая договор аренды помещения, рекомендуем поручить арендатору установить отдельный счетчик и самостоятельно заключить договор на поставку воды.

 

ЕСЛИ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

Одним из видов собственных поступлений бюджетных учреждений являются средства, получаемые за оказание платных услуг. Поскольку предоставление бюджетными учреждениями различных* платных услуг направлено на получение дохода, то у бюджетного учреждения возникают основания для уплаты спецводосбора.

*

В связи с этим также напомним, что бюджетные учреждения могут предоставлять только те платные услуги, которые устанавливаются соответствующими перечнями платных услуг, утверждаемыми постановлениями КМУ.

В частности, если бюджетное учреждение использует воду не только для собственных нужд, но и для деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальных формах, т. е.

предоставляет какие-либо платные услуги с использованием воды, такое учреждение является плательщиком спецводосбра.

Таким образом, если бюджетное учреждение

имеет договор на поставку воды и использует объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах (т. е. предоставляет услуги за соответствующую плату), то спецводосбор исчисляется на общих основаниях. При этом учреждение должно уплачивать спецводосбор исходя из всего объема фактически использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения, а не только того объема воды, который фактически используется в хозяйственной деятельности.

Если бюджетное учреждение

не имеет договора на поставку воды, но использует объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах (т. е. предоставляет любые услуги за соответствующую плату), то сбор за специальное использование воды должен уплачивать непосредственно поставщик воды для бюджетного учреждения на общих основаниях, исходя из всего объема фактически использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения.

К ситуациям, когда бюджетные учреждения при предоставлении платных услуг используют воду и соответственно являются плательщиками спецводосбора, можно отнести такие: обеспечение питанием детей в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях, предоставление помещений общежитий для проживания, предоставление банно-прачечных услуг и пр.**

**

См. также консультации из Единой базы налоговых знаний ГНСУ, опубликованные в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 21, № 27.

Отдельно хотелось бы сказать о таких услугах, которые бюджетные учреждения могут оказывать без взимания какой-либо платы, т. е. предоставление таких услуг не направлено на получение дохода. Например, в случае использования воды заведениями здравоохранения для проведения лечебных процедур, стирки белья и приготовления пищи больным. Учитывая, что в процессе предоставления таких услуг заведение использует воду, однако за такие услуги не взимает с пациентов (больных) отдельную плату, то оснований для уплаты спецводосбора нет.

 

КАКОВ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТА ОБЛОЖЕНИЯ СПЕЦВОДОСБОРом

Согласно

п. 324.1 ст. 324 НКУ объектом обложения спецводосбором является фактический объем воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

Объем фактически использованной воды исчисляется всеми водопользователями самостоятельно на основании

данных первичного учета согласно показаниям измерительных приборов.

При отсутствии измерительных приборов объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.). В случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установки существует***, спецводосбор уплачивается в

двукратном размере.

***

Однако ГНСУ пока не уточнила, каким образом определяется возможность/невозможность установки измерительных приборов.

Для расчета суммы спецводосбора, кроме объема использованной воды, водопользователям нужно располагать следующей информацией:

— из какого источника поступает вода (надземного или подземного), а также знать наименование надземного источника или область (район) расположения подземного источника;

— какое значение имеет источник воды: общегосударственное или местное;

— установленный лимит водопотребления;

— ставки спецводосбора и применяемые к нему коэффициенты.

Такую информацию водопользователи получают при оформлении разрешения на спецводопользование либо при заключении договора на поставку воды.

Напомним, что разрешения на спецводопользование выдаются водопользователям в соответствии со

ст. 49 ВКУ:

1) государственными органами охраны окружающей природной среды — при использовании воды водных объектов общегосударственного значения;

2) Советом министров АР Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды — при использовании воды водных объектов местного значения.

В таком разрешении устанавливаются лимиты забора воды, использования воды и сброса загрязняющих веществ. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены специально уполномоченными государственными органами без корректировки разрешения.

В свою очередь, Минприроды в

письме от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП разъяснило, что разрешение на специальное водопользование оформляет лишь первичный водопользователь. Для вторичных водопользователей разрешением на специальное водопользование является установленный в разрешении первичного водопользователя лимит использования воды и отведения сточных вод абонентами, а также договор между ними. Отдельным документом разрешение на специальное водопользование для вторичных водопользователей не оформляется. Следовательно, сбор за специальное использование воды вторичным водопользователем исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды, установленных в разрешении первичного водопользователя лимитов, ставок сбора и коэффициентов.

 

КАК ЗАПОЛНИТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО СПЕЦВОДОСБОРУ

Для бюджетных учреждений формой отчетности по спецводосбору является

Налоговая декларация по сбору: за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование карьерной, шахтной, дренажной воды (далее Декларация). Эта форма отчетности утверждена приказом № 1009. Данным приказом утверждены несколько форм деклараций по спецводосбору, однако для бюджетных учреждений интерес представляет только указанная форма отчетности. Также приказом № 1009 утверждены соответствующие Перерасчеты налоговых обязательств, которые подаются субъектами хозяйствования в случае уточнения налоговых обязательств.

Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками спецводосбора, подают

Декларацию в налоговый орган по месту их налоговой регистрации, в сроки, установленные для квартального отчетного периода, т. е. в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

Таким образом, предельным сроком подачи

Декларации за I полугодие 2011 года является 9 августа 2011 года.

Бюджетные учреждения могут подать

Декларацию одним из следующих способов:

1) подать лично или уполномоченным на это лицом. При этом один экземпляр

Декларации будет подан в орган ГНС, а второй, с подписью ответственного о приеме Декларации и штампом органа ГНС, остается в учреждении. Наличие штампа является подтверждением подачи Декларации;

2) отправить по почте по адресу налогового органа с уведомлением о вручении и описью вложения согласно

Порядку оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденному постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799. В этом случае отправить Декларацию нужно не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока ее подачи (п. 49.5 ст. 49 НКУ, п. 1.7 Порядка). В данном случае подтверждением сдачи Декларации будет уведомление о вручении с подписью ответственного лица органа ГНС;

3) отправить средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. Подтверждением подачи

Декларации в данном случае является квитанция о ее получении (п. 49.3 ст. 49 НКУ).

Согласно

п. 328.7 ст. 328 НКУ одновременно с налоговыми декларациями по сбору за спецводопользование плательщики сбора должны подавать в органы ГНС также и копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистическую отчетность об использовании воды (ф. № 2-ТП (водгосп)).

Далее приведем ответ специалистов ГНАУ, приведенный в Единой базе налоговых знаний:

«Вопрос: Подаются ли органам ГНС плательщиками сбора за специальное использование воды копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды № 2-ТП (водгосп), если объем использованной воды на сутки не превышает 50 куб. м?

Ответ: Водопользователи согласно Инструкции о заполнении формы № 2-ТП (водгосп), утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 30.09.97 г. № 230 (далее — Инструкция), составляют статистический отчет об использовании воды по форме № 2-ТП (водгосп). Положениями Инструкции предусмотрено, что государственному учету подлежит использование вод промышленными, строительными, транспортными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, организациями и учреждениями, т. е. водопользователями независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности, источников водоснабжения и приемников обратных вод. При этом отчет подают водопользователи, которые забирают из природных водных объектов 50 куб. м на сутки и более. Охватывание учетом меньших по объемам водопользователей решается областной государственной администрацией по предоставлению региональных управлений (отделов) комплексного использования водных ресурсов Госводхоза Украины, о чем уведомляются водопользователь и его вышестоящая организация. Все водопользователи, которые должны отчитываться, обязаны в срок, указанный органами Госводхоза Украины, но не позднее 5 числа, следующего за отчетным кварталом, подать отчеты по форме № 2-ТП (водгосп) региональным органам Госводхоза Украины. Одновременно копии отчетов подаются водопользователями своей вышестоящей организации, местным органам охраны окружающей природной среды и местным налоговым администрациям.

Таким образом, плательщики сбора за специальное использование воды, у которых объем использованной воды на сутки не превышает 50 куб. м, должны подать органам государственной налоговой службы

копию разрешения на специальное водопользование или договора на поставку воды (в случае внесения изменений в разрешение на специальное водопользование или договор на поставку воды подается их копия) вместе с налоговой декларацией сбора за специальное использование воды. При этом желательно подать вышеуказанные копии вместе с налоговой декларацией сбора за специальное использование воды за I квартал 2011 года. Такими налогоплательщиками органам государственной налоговой службы не подается копия формы № 2-ТП при условии, что статистические отчеты по форме № 2-ТП (водгосп) региональным органам Госводхозу не подавались».

Уплачивается спецводосбор в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи

Декларации, по месту налоговой регистрации плательщика сбора (п. 328.4 ст. 328 НКУ). Поэтому уплатить спецводосбор за I полугодие 2011 года нужно не позднее 19 августа 2011 года.

Для плательщиков, имеющих в своем составе филиалы, отчетность по спецводосбору имеет определенные особенности.

Так, если воду используют филиал, отделение, другое обособленное подразделение водопользователя, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляют отдельный баланс, то подавать налоговые декларации и уплачивать сбор за спецводопользование такие подразделения должны по месту своей налоговой регистрации (

п. 328.5 ст. 328 НКУ).

Если воду используют структурные подразделения, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс, то подавать налоговые декларации и уплачивать сбор должен водопользователь, в состав которого входят такие структурные подразделения, по местонахождению водных объектов (

п. 328.6 ст. 328 НКУ).

Заметим, что приказ № 1009 не содержит каких-либо требований к порядку заполнения Декларации. Поэтому для удобства водопользователей далее представим в таблице основные правила заполнения Декларации:

 

№ п/п

Название графы

Код графы

Как заполняется

1

2

3

4

1

Назви водних об’єктів та показники

2

При заполнении этой сроки нужно руководствоваться перечнем водных объектов, приведенных в ст. 325 НКУ

2

Фактичний обсяг використаної води з урахуванням обсягу втрат води у системах водопостачання <…>, куб. м

3

Приводится объем фактически использованной воды нарастающим итогом за соответствующий налоговый отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год). Такие данные заносятся на основании данных первичного учета по показаниям измерительных приборов

3

Ставки збору, грн. коп. / 1 (100; 10000) куб. м

4

Ставки спецводосбора приводятся в гривнях с копейками на 1, 100 и 10000 куб. м поэтому при заполнении этой графы нужно перенести соответствующую ставку спецводосбора из ст. 325 НКУ

4

Коефіцієнти, що застосовуються до ставок збору

5

Эту графу заполняют только те плательщики, которые имеют право применять коэффициенты (0,005 или 0,3). Так, это касается жилищно-коммунальных предприятий (п. 325.9 ст. 325 НКУ) и теплоэлектростанций с прямоточной системой водоснабжения (п. 329.8 ст. 329 НКУ).
Таким образом, бюджетные учреждения в этой строке ставят прочерк

5

Установлений річний ліміт використання води, куб. м

6

В этой строке первичные водопользователи указывают годовой лимит использования воды, указанный в разрешении на специальное водопользование, а вторичные водопользователи (которые заключили договор на поставку воды с первичным водопользователем) — годовой лимит, который установлен в разрешении первичного водопользователя для такого вторичного водопользователя и который должен быть указан в договоре на поставку воды.
В случае отсутствия у первичного водопользователя разрешения на специальное водопользование или в случае отсутствия у вторичного водопользователя указанного в договоре на поставку воды годового лимита в колонке 6 ставится прочерк. В этом случае сбор за специальное использование воды уплачивается за весь объем использованной воды, которая подлежит оплате, как за сверхлимитное использование

6

Суми збору, обчисленого в межах ліміту, грн. коп. <…>

7

Указывается сумма спецводосбора за фактически использованную воду в пределах установленного годового лимита с начала года.
Рассчитывается как произведение граф 3, 4, 5, деленное на 100.
Суммы сбора указываются в гривнях с копейками с округлением до двух десятичных знаков

7

Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги, грн. коп. <…>

8

Отражается сумма спецводосбора за воду, использованную сверх установленного годового лимита. При превышении установленного годового лимита использования воды спецводосбор уплачивается в пятикратном размере (п. 327.1 ст. 327 НКУ).
Рассчитывается следующим образом: (графа 3 - графа 6) х
х графа 4 х графа 5 х 5

8

Усього нараховано збору, грн. коп. <…>

9

Приводится общая сумма спецводосбора: сумма показателей, приведенных в графах 7 и 8. При этом графа 9 должна равняться сумме граф 10 и 11

9

У тому числі:

Напомним, что в соответствии с БКУ сумма сбора за спецводопользование поступает в общий фонд госбюджета и местные бюджеты. Распределение суммы сбора между госбюджетом и местными бюджетами водопользователи выполняют самостоятельно в зависимости от статуса источника, из которого потребляется вода, т. е. зависит от того, потребляется вода из источников общегосударственного или местного значения. О порядке такого распределения ГНАУ разъясняла в письме от 09.06.2011 г. № 16087/7/15-0817.
В графе 10 — 50 % от общей суммы спецводосбора за использование воды из объектов государственного значения.
В графе 11 — остальные 50 % от общей суммы спецводосбора за использование воды из объектов государственного значения и вся сумма спецводосбра за использование воды из объектов местного значения

до державного бюджету, грн. коп.

10

до місцевих бюджетів, грн. коп.

11

 

КАК ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ

По общему правилу, установленному

п. 50.1 ст. 50 НКУ, если в следующих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, допущенные в ранее поданной им налоговой декларации, он может исправить ошибку одним из способов:

1) направить

уточняющий расчет как самостоятельный документ. В этом случае на бланке Декларации в верхнем правом поле проставляется отметка «Уточняющий». При таком способе исправления ошибки необходимо уплатить сумму недоплаты (раздел V Декларации) и штраф в размере 3 % (раздел VII Декларации) такой суммы до подачи такого уточняющего расчета;

2) отразить сумму недоплаты в составе

Декларации (раздел V), подаваемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства. В этом случае сумма штрафа (раздел VIII Декларации) уплачивается в размере 5 % такой суммы с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому сбору. При таком варианте исправления ошибки вместе с Декларацией за текущий отчетный период подается специальное приложение Перерасчет налоговых обязательств сбора, в котором производится непосредственно перерасчет налогового обязательства в связи с исправлением ошибки. Заметим, что за каждый отчетный период, который уточняется, составляется отдельное приложение. Форма такого документа утверждена приказом № 1009.

Кроме того,

п.п. 129.1.2 ст. 129 НКУ в случае самостоятельного выявления налогоплательщиком занижения налогового обязательства предусмотрена необходимость начисления пени на сумму такого занижения за весь период занижения. При этом ГНАУ в письме от 03.06.2011 г. № 15666/7/16-1517-26 указывала на то, что при самостоятельном выявлении налогоплательщиком занижения суммы налогового обязательства пеня начисляется на сумму занижения и за весь период занижения (со дня наступления срока погашения налогового обязательства по день фактической уплаты (включительно) суммы заниженного налогового обязательства) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения. Для отражения суммы пени в Декларации предусмотрен раздел IX.

Штрафные санкции в размере 3 и 5 %

не применяются только в том случае, если налогоплательщик после подачи Декларации за отчетный период подает новую Декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока подачи Декларации за такой же отчетный период.

Обратим ваше внимание на ответственность за непредоставление

Декларации и неуплату спецводосбора.

Так, за нарушение налогового законодательства о предоставлении Декларации и уплате спецводосбора предусмотрены такие штрафные санкции:

 

Нарушение

Ответственность

Непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой отчетности

Штраф в размере 170 грн. за каждое такое непредоставление или несвоевременное предоставление.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждое такое непредоставление или несвоевременное предоставление (п. 120.1 ст. 120 НКУ)

Нарушение правил уплаты (перечисления) налогов

Штраф в следующих размерах (п. 126.1 ст. 126 НКУ):
— при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10 % погашенной суммы налогового долга;
— при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20 % погашенной суммы налогового долга

Также на сумму налогового долга начисляется пеня (п. 129.1 ст. 129 НКУ).
Пеня начисляется, в частности, в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного налогоплательщиком в случае выявления его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования).
Пеня начисляется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения.
Начисление пени заканчивается в день зачисления средств на соответствующий счет
Госказначейства и/или в других случаях погашения налогового долга и/или денежных
обязательств

Если определение или доначисление налогового обязательства производится контролирующими органами, то применяются штрафные санкции в соответствии с п. 123.1 ст. 123 НКУ.

 

КАК ОТРАЖАЮТСЯ РАСХОДЫ НА УПЛАТУ СПЕЦВОДОСБОРА

В соответствии с

Инструкцией № 495 расходы на уплату налогов и сборов, обязательных платежей в бюджет в соответствии с законодательством, в том числе расходы на уплату спецводосбора, осуществляются по КЭКР 1135 «Прочие расходы».

В бухгалтерском учете начисление спецводосбора отражается записью:

Дт 801, 802, 811 — Кт 641. При уплате водосбора производится запись:
Дт 641— Кт 321, 323.

Покажем на примере, как нужно заполнять

Декларацию.

Пример.

Бюджетное учреждение заключило договор на поставку воды. Вода используется для приготовления пищи в детских дошкольных заведениях, а также для предоставления банно-прачечных услуг.

Источником воды являются поверхностные воды Северского Донца (они имеют общегосударственное значение). Годовой лимит установлен на уровне 450 м3. По данным счетчика, во II квартале использовано 80 м3.Ставка сбора за специальное использование воды составляет 52,60 грн./100 м3. В этом случае Декларация за I полугодие 2011 года заполняется следующим образом:

 

№ з/п

Назви водних об’єктів та показники

Фактичний обсяг використаної води з урахуванням обсягу втрат води у системах водопостачання; фактичний обсяг води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату; фактичний обсяг води, необхідної для поповнення водних об’єктів
(у т. ч. фільтрації, випаровування), куб. м

Ставки збору, грн. коп. /
1 (100; 10000) куб. м

Коефіцієнти, що застосовуються
до ставок збору

Установлений річний ліміт використання води, куб. м

Суми збору, обчисленого в межах ліміту, грн. коп., к. 3 або к. 6
(якщо к. 3 > к. 6) х к. 4 х к. 5

Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги, грн. коп., заповнюється,
якщо к. 3 > к. 6 (к. 3 - к. 6) х к. 4 х к. 5 х 5

Усього нараховано збору, грн. коп.
к. 7 або к. 8 + к. 7 або к. 3 х (к. 4/1 (100; 10000))**** х к. 5 або (к. 3 х (к. 4/1 (100; 10000))**** х к. 5) х 2

У тому числі:

до державного
бюджету, грн. коп.

до місцевих бюджетів, грн. коп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

І

Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3 + р. 4 + р. 5 +  р. 6) (крім вод для потреб гідроенергетики та водного транспорту):

42,08

21,04

21,04

1

спеціальне використання поверхневих та підземних вод, усього (р. 1.1 + р. 1.2)
(крім р. 2, р. 3, р. 4, р. 5, р. 6):

42,08

21,04

21,04

1.1

водні об’єкти загальнодержавного значення, усього (р. 1.1.1 + р. 1.1.2), у тому числі:

42,08

21,04

21,04

1.1.1

поверхневі водні об’єкти*****:

42,08

21,04

21,04

1.1.1.1

Сіверський Донець

80

52,60/100 куб. м

450

42,08

42,08

21,04

21,04

II

Нарахована сума збору за попередній звітний період (квартал, півріччя, 3-и квартали), усього (р. 2.1 + р. 2.2 + р. 2.3 + р. 2.4 + р. 2.5 + р. 2.6):

2.1

спеціальне використання поверхневих та підземних вод

III

Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 3.1 + р. 3.2 + р. 3.3 +  р. 3.4 + р. 3.5 + р. 3.6):

42,08

21,04

21,04

3.1.

спеціальне використання поверхневих та підземних вод
(р. 1 р. І - р. 2.1 р. ІІ)

42,08

21,04

21,04

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ

— Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ВКУ

— Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Приказ № 1009 —

приказ ГНАУ «Об утверждении форм налоговых деклараций сбора за специальное использование воды» от 24.12.2010 г. № 1009.

Инструкция № 495 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше