Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении пособия по временной нетрудоспособности лицу, получившему травму во время службы в Афганистане

Редакция ББ
Письмо от 10.12.2010 г. № 04-29-2525

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ ПОТЕРЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИи ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ЛИЦУ, ПОЛУЧИВШЕМУ ТРАВМУ ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ В АФГАНИСТАНЕ

Письмо от 10.12.2010 г. № 04-29-2525

 

Рассмотрев <…> обращение по вопросу предоставления пособия по временной нетрудоспособности лицу, которое во время прохождения военной службы в Афганистане получило травму, сообщаем.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III, общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, подлежат:

1) лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования или у физических лиц, в том числе в иностранных дипломатических и консульских учреждениях, других представительствах нерезидентов, а также избранные на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других органах;

2) члены коллективных предприятий, сельскохозяйственных и других производственных кооперативов.

Следовательно, лица, проходящие военную службу, не подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением.

Статьей 1 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011 (далее — Закон № 2011) определено, что социальная защита военнослужащих — деятельность (функция) государства, направленная на установление системы правовых и социальных гарантий, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод, удовлетворение материальных и духовных потребностей военнослужащих в соответствии с особым видом их служебной деятельности, статуса в обществе, поддержание социальной стабильности в военной среде. Это право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, в старости, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 4 Закона № 2011 обеспечение выполнения данного Закона, других нормативно-правовых актов по социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 11 Закона № 2011 военнослужащие, ставшие инвалидами в результате боевых действий, а также участники боевых действий приравниваются в правах к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Поскольку временная нетрудоспособность застрахованного лица является следствием травмы, полученной во время выполнения служебного долга в Афганистане, пособие по временной нетрудоспособности в данном случае за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности

не предоставляется.

 

И. о. директора Э. Ушаков

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

НЮАНСЫ ОПЛАТЫ ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ С ДИАГНОЗОМ
«ПОСЛЕДСТВИЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ»

В вышеприведенных

письмах Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — ФСН) и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — ФССВПТ) предоставлен ответ на такой вопрос нашего читателя: «Должностное лицо органа местного самоуправления работает с 2001 года. В 1987 году во время исполнения служебных обязанностей в Афганистане им была получена черепно-мозговая травма. На протяжении 2001 — 2009 гг. таким лицом предоставлялись листки нетрудоспособности с диагнозом «последствия черепно-мозговой травмы». Комиссия по социальному страхованию вынесла решение об оплате листков нетрудоспособности за счет ФССВПТ. Во время проверки исполнительным комитетом этого Фонда было указано, что листки нетрудоспособности за 2008 — 2009 гг. не должны оплачиваться за счет средств ФССВПТ. За счет каких средств необходимо оплачивать такие листки нетрудоспособности?»

Далее укажем, к каким выводам пришли специалисты ФСН и ФССВПТ, отвечая на этот вопрос.

 

Позиция ФСН

Из

письма ФСН от 27.12.2010 г. № 1191-08-2 (см. с. 7) следует, что в этом случае пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФСН не выплачивается. Действительно, основанием для выплаты пособия является, в частности, акт расследования несчастного случая или акт расследования профессионального заболевания по установленным формам. Поскольку в данном случае не идет речи о несчастном случае на производстве или о профессиональном заболевании, то оснований для составления указанных документов нет, соответственно нет и оснований для оплаты листков нетрудоспособности за счет средств ФСН. С этим мы согласны.

 

Позиция ФССВПТ

В

письме от 10.12.2010 г. № 04-29-2525 (см. с. 9) специалисты ФССВПТ отметили: поскольку временная нетрудоспособность застрахованного лица является следствием травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей в Афганистане, пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФССВПТ не предоставляется.

Как следует из устных разъяснений специалистов ФССВПТ, такая позиция основывается на следующем. Поскольку на момент получения травмы лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, т. е. не было застрахованным лицом, то листки нетрудоспособности, выданные с диагнозом «последствия черепно-мозговой травмы»,

не оплачиваются. Если же на момент получения травмы лицо было застрахованным (находилось в трудовых отношениях с предприятием, учреждением, организацией и за него уплачивались страховые взносы), то листки нетрудоспособности с диагнозом «последствия черепно-мозговой травмы» оплачиваются на общих основаниях.

Подчеркнем, что мы не согласны с таким выводом, и вот почему.

Во-первых

, как предусмотрено ст. 4 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III (далее — Закон № 2240), право на материальное обеспечение и социальные услуги по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности имеют застрахованные граждане Украины. Право на получение пособия по временной нетрудоспособности возникает с наступлением страхового случая в период работы (включая время испытания и день увольнения), если другое не предусмотрено законодательством.

В данном случае на момент наступления страхового случая лицо работало на условиях трудового договора, т. е.

являлось застрахованным лицом.

Во-вторых

, исключительный перечень случаев, когда пособие по временной нетрудоспособности не предоставляется, приведен в ст. 36 Закона № 2240, а именно:

1) в случае получения застрахованным лицом травм или его заболевания при совершении им преступления;

2) в случае умышленного нанесения вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей либо симуляции болезни;

3) за время нахождения под арестом и за время проведения судебно-медицинской экспертизы;

4) за время принудительного лечения, назначенного по постановлению суда;

5) в случае временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, происшедшими вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением;

6) за время пребывания застрахованного лица в отпуске без сохранения заработной платы, в творческом отпуске, дополнительном отпуске в связи с обучением.

В-третьих

, согласно ст. 51 Закона № 2240 основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является оформленный должным образом листок нетрудоспособности.

Другими словами, действующим законодательством

не предусмотрены ограничения на оплату листков нетрудоспособности работнику, если его временная нетрудоспособность является следствием травмы, полученной на тот момент, когда он еще не был застрахованным лицом.

Однако, как следует из устных разъяснений специалистов ФССВПТ, в своей работе этот Фонд строго придерживается мнения, изложенного в комментируемом

письме. Поэтому во избежание споров с проверяющими в подобных случаях (если причиной временной нетрудоспособности работника является травма, полученная, когда он не был застрахованным лицом) лучше просить врача не указывать диагноз «последствия черепно-мозговой травмы» в листке нетрудоспособности.

Напомним, что согласно

п. 3.2 Инструкции о порядке заполнения листка нетрудоспособности, утвержденной совместным приказом Минздрава, Минтруда, ФССВПТ и ФСН от 03.11.2004 г. № 532/274/136-ос/1406, в листке нетрудоспособности первичный и заключительный диагнозы, а также шифр МКХ-10 указываются исключительно с письменного согласия больного.

Кроме того, в комментируемом

письме специалисты ФССВПТ со ссылкой на ст. 1 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII (далее — Закон № 2011) указывают, что социальная и правовая защита военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Другими словами, по мнению ФССВПТ, вопросы материального обеспечения

военнослужащих в случае их полной, частичной или временной потери трудоспособности относятся к компетенции органов государственной власти и органов, местного самоуправления.

Однако подчеркнем: на момент наступления страхового случая лицо уже не являлось военнослужащим. Кроме того, ни

Законом № 2011, ни другим нормативно-правовым актом не установлены какие-либо льготы и гарантии по оплате временной нетрудоспособности бывшего военнослужащего, который работает на условиях трудового договора и является застрахованным лицом, если такая нетрудоспособность является следствием травмы, полученной во время прохождения военной службы (в том числе в Афганистане).

Поэтому при оплате такой временной нетрудоспособности должны применяться нормы

специального Закона № 2240, который определяет правовые, организационные и финансовые основы общеобязательного государственного социального страхования застрахованных лиц на случай временной потери трудоспособности.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше