Темы статей
Выбрать темы

Об обложении налогом на доходы физических лиц материальной помощи

Редакция ББ
Письмо от 26.03.2011 г. № 6005/6/17-0715

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ОБ ОБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Письмо от 26.03.2011 г. № 6005/6/17-0715

 

Государственная налоговая служба Украины, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — Кодекс), рассмотрела письмо <…> об обложения налогом на доходы физических лиц материальной помощи и сообщает <…>.

В то же время сообщаем, что согласно абзацу первому статьи 11 Кодекса законов о труде от 10.12.71 г. № 322-VIII (далее — Кодекс о труде) на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют права юридического лица, заключается коллективный договор.

Коллективный договор заключается на основании действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов (статья 10 Кодекса о труде).

Подпунктом 14.1.48 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса установлено, для целей раздела IV «Налог на доходы физических лиц» этого Кодекса заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

В соответствии с подпунктом 163.1.1 пункта 163.1 раздела IV «Налог на доходы физических лиц» Кодекса объектом налогообложения резидента является общий месячный налогооблагаемый доход.

Согласно подпункту 164.2.1 пункта 164.2 статьи 164 Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога согласно условиями трудового договора (контракта).

Следовательно,

если выплата материальной помощи имеет систематический характер и такая помощь предоставляется всем или большинству работников, например помощь на оздоровление, при этом ее выплаты предусмотрены положениями об оплате труда наемных работников (коллективным договором, отраслевым соглашением и т. п.), принятыми согласно нормам трудового законодательства, то такая материальная помощь с целью налогообложения приравнивается к заработной плате и вся сумма такой помощи включается в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога и облагается налогом по ставкам, установленным пунктом 167.1 статьи 167 Кодекса, с учетом требований пункта 164.6 статьи 164 Кодекса.

Если работодатель оказывает

отдельным работникам нецелевую благотворительную (материальную) помощь по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами, имеющую разовый характер, например для решения социально-бытовых нужд, то ее налогообложение регулируется пунктом 170.7 статьи 170 Кодекса, согласно абзацу третьему подпункта 170.7.1 которого установлено, что нецелевой считается помощь, предоставляемая без установления таких условий или направлений.

В соответствии с абзацем первым подпункта 170.7.3 пункта 170.7 статьи 170 Кодекса не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому подпункта 169.4.1 пункта 169.4 статьи 169 этого Кодекса, установленного на 1 января такого года, т. е. в 2011 году — 1320 грн. Сумма превышения помощи над указанным размером включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога согласно подпункту 164.2.18 пункта 164.2 статьи 164 Кодекса и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставкам, установленными пунктом 167.1 статьи 167 Кодекса.

При этом в случае получения нецелевой благотворительной помощи от благотворителя — физического или юридического лица плательщик налога обязан подать годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы, если общая сумма полученной нецелевой благотворительной помощи в течение отчетного налогового года превышает ее предельный размер, установленный абзацем первым подпункта 169.4.1 пункта 169.4 статьи 169 этого Кодекса (абзац четвертый подпункта 170.7.3 пункта 170.7 статьи 170 Кодекса).

Подпунктом 168.1.2 пункта 168.1 статьи 168 Кодекса установлено, что налог уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежные документы на выплату дохода лишь при условии одновременной подачи расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет.

Благотворитель — юридическое лицо указывает сведения о предоставленных суммах нецелевой благотворительной помощи в налоговой отчетности (абзац третий подпункта 170.7.3 пункта 170.7 статьи 170 Кодекса). Согласно подпункту «б» пункта 176.2 статьи 176 Кодекса указанные выше доходы, полученные плательщиками налога, отражаются налоговым агентом в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога по форме № 1ДФ по признаку дохода «169» в соответствии с приказом ГНА Украины от 24.12.2010 г. № 1020, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13.01.2011 г. под № 46/18784.

 

Заместитель председателя комиссии
 по проведению реорганизации ГНА Украины,
 заместитель Председателя ГНС Украины
С. Лекарь

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

УДЕРЖАНИЕ НДФЛ С МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ: РАЗЪЯСНЯЕТ ГНСУ

В комментируемом

письме ГНСУ обратила внимание на порядок удержания налога на доходы физлиц с сумм материальной помощи, выплачиваемой работникам, после вступления в силу Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), в частности:

— материальной помощи на оздоровление;

— материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов.

 

Материальная помощь на оздоровление

Прежде всего напомним, что согласно

п.п. 2.3.3 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5 (далее — Инструкция № 5,) материальная помощь, имеющая систематический характер и предоставляемая всем или большинству работников (в том числе на оздоровление, кроме сумм, указанных в п. 3.31 Инструкции № 5), относится к фонду дополнительной заработной платы. Поэтому она в полной мере считается зарплатной выплатой и к ней должны применяться те же правила, что и для заработной платы.

Так, в комментируемом

письме специалисты ГНСУ подчеркнули: материальная помощь, которая имеет систематический характер и предоставляется всем или большинству работников, например помощь на оздоровление, с целью налогообложения приравнивается к заработной плате и облагается налогом на доходы физлиц на общих основаниях. Это значит, что:

— вся сумма материальной помощи облагается налогом на доходы по ставке 15 %;

— сумма материальной помощи учитывается при определении права работника на получение налоговой социальной льготы (далее — НСЛ);

— выплата такой матпомощи отражается в налоговом расчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «

101».

Добавим также, что материальная помощь на оздоровление облагается единым взносом на социальное страхование (как в части начислений, так и в части удержаний), поскольку такая матпомощь входит в фонд оплаты труда и облагается налогом на доходы физлиц.

 

Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов

Такой вид материальной помощи предоставляется государственным служащим, работникам органов местного самоуправления, работникам государственных и коммунальных библиотек, государственных и коммунальных клубных заведений.

Решение о выплате материальной помощи принимает руководитель соответствующего учреждения исходя из обстоятельств, изложенных в заявлении работника, а также при наличии достаточных средств для ее выплаты, т. е. матпомощь выплачивается

в пределах фонда оплаты труда, утвержденного сметой учреждения, и при условии выплаты всем работникам обязательных выплат, доплат и надбавок.

Как следует из комментируемого

письма, материальная помощь, которая предоставляется отдельным работникам по их заявлениям при наступлении определенных обстоятельств и имеет разовый характер, например для решения социально-бытовых вопросов, не является заработной платой в понимании НКУ. С позиции НКУ такая выплата является нецелевой благотворительной помощью и при ее налогообложении можно руководствоваться правилами, установленными п. 170.7 ст. 170 НКУ.

Так,

п. 170.7 ст. 170 НКУ определено: не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами — юридическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем размер суммы предельного размера дохода, определенного согласно абз. 1 п.п. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 НКУ (в 2011 году — 1320 грн.).

Напомним, что похожую норму содержал и

Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV (далее — Закон № 889). Однако для необложения нецелевой благотворительной помощи Закон № 889 выдвигал дополнительное условие: на такого плательщика налога должно распространяться право на получение НСЛ. Как видим, НКУ такого условия не содержит. В связи с этим со вступлением в силу НКУ работодатель может предоставлять работникам необлагаемую нецелевую благотворительную помощь, в частности материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов, независимо от того, имеют ли они право на НСЛ или нет.

Однако обратим внимание на такой момент. Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов не будет облагаться налогом на доходы физлиц

только в том случае, если в учреждении:

— выплата материальной помощи на решение социально-бытовых вопросов носит

разовый характер;

— такая матпомощь предоставляется

отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами в непредвиденных (экстренных) случаях, когда необходимость ее получения возникает внезапно;

— такая матпомощь выплачивается за счет экономии фонда оплаты труда, т. е. если средства на ее выплату не были специально предусмотрены сметой.

Если же материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов предоставляется всем или большинству работников, расходы на ее выплату предусмотрены сметой, то в этом случае применять нормы п. 170.7 ст. 170 НКУ нельзя. Такая матпомощь должна облагаться налогом на доходы физлиц на общих основаниях, т. е. в порядке, установленном для материальной помощи на оздоровление.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше