Темы статей
Выбрать темы

Об изменении цены договора о закупке

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ ДОГОВОРА О ЗАКУПКЕ

 

Ирина НЕСТРУГИНА, начальник КРО в г. Харькове

 

Областной клинической больницей в марте 2011 года проведена процедура открытых торгов на закупку ГСМ. С победителем заключен договор о закупке бензина А-95 в количестве 18 тыс. л на общую сумму 234 тыс. грн. (в том числе НДС — 40 тыс. грн.). Цена за 1 л бензина по договору составила — 13 грн.

Учитывая, что на момент поставки бензина средняя цена на ГСМ несколько снизилась по сравнению с той ценой, которая была зафиксирована в договоре закупки, учреждение-заказчик обратилось к поставщику ГСМ с предложением уменьшить цену за 1 л бензина и установить ее на уровне 11 грн. Поставщик согласен с нашим предложением об уменьшении цены.

В связи с этим возникли такие вопросы:

1. Как правильно документально оформить изменение цены на бензин?

2. Когда об этом необходимо сообщить в орган Государственного казначейства?

3. Могут ли органы КРУ в ходе проведения проверок по вопросам государственных закупок считать такое завышение цены на ГСМ нарушением законодательства?

(Кировоградская обл.)

 

Отметим, что правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства урегулированы

Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон о закупках), поэтому при ответе на заданные вопросы будем руководствоваться прежде всего этим Законом.

1. Договор о закупке заключается в письменной форме в соответствии с положениями

Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) и Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV с учетом особенностей, определенных Законом о закупках.

При заключении договора о закупке стороны руководствуются

приказом Минэкономики «Об утверждении Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства и Инструкции по заполнению Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства» от 27.07.2010 г. № 925 (далее — Типовой договор).

Согласно

ст. 41 Закона о закупках одним из существенных условий договора о закупке является цена договора.

Вопросам изменения условий договора посвящены

ст. 651 — 654 ГКУ. Так, изменение условий договора допускается только по согласованию сторон, если иное не установлено договором или законом. Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в других случаях, определенных договором или законом. В случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора, договор может быть изменен или расторгнут по согласию сторон, если другое не установлено договором или не вытекает из сути обязательства. Изменение обстоятельств является существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это предусмотреть, они бы не заключили договор или заключили бы его на других условиях. В случае изменения договора обязательства изменяются с момента достижения договоренностей об изменении договора, если иное не предусмотрено договором или не обусловлено характером его изменений.

Изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных договором или законом (

ст. 632 ГКУ).

Как предусмотрено

п. 5 ст. 40 Закона о закупках, условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу продукции) победителя процедуры закупки и не должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами. Исключения составляют случаи уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке.

При этом в

п. 3.2 Типового договора указано, что цена договора может быть уменьшена по взаимному согласию сторон.

Таким образом,

Закон о закупках предусматривает возможность уменьшения цены договора о закупке. При этом такое уменьшение цены договора допускается только по взаимного согласию сторон. В связи с этим поставщик ГСМ должен дать согласие на то, чтобы отпускать топливо по цене, которая будет меньше, чем цена, указанная в договоре о закупке.

Согласно

ст. 654 ГКУ изменение договора совершается в такой форме, как и договор, который изменяется, если иное не установлено договором или законом или не вытекает из обычаев делового оборота. Поэтому в рассматриваемой ситуации сторонам необходимо оформить дополнительное соглашение к договору о закупке, в котором указать новую цену за 1 л бензина.

2. Распорядители бюджетных средств при регистрации и учете обязательств в органах Госказначейства руководствуются

Порядком учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136.

Согласно

п. 2.10 этого Порядка в случае изменения условий бюджетных обязательств, зарегистрированных в органе Госказначейства (например, в случае заключения дополнительных договоров или расторжения ранее заключенных договоров), бюджетной организации необходимо подать в орган Госказначейства Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств и/или Реестр бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств, а также соответствующие подтверждающие документы относительно уточнения реквизитов и показателей таких обязательств, т. е. дополнительное соглашение. Указанные документы надо предоставить в течение 7 рабочих дней со дня изменения условий обязательств (даты заключения договора (допсоглашения) или расторжения договора).

При снятии с регистрации финансовых обязательств распорядители бюджетных средств подают органам Госказначейства Реестр бюджетных финансовых обязательств вместе с документами (например, накладная, акт и др.), подтверждающими факт возврата товаров поставщику по причине несоответствия условиям договора, соответствующее решение суда об объемах и качестве выполненных работ, предоставленных услуг,

дополнительное соглашение об изменении условий договора о закупке и т. п.

При снятии с учета бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств суммы в реестрах

проставляются с минусом.

3. Обращаем внимание: органы КРУ при проведении проверок государственных закупок особое внимание уделяют такому вопросу, как анализ закупочных цен на товары, работы и услуги с целью выявления фактов приобретения товаров, работ и услуг по завышенным ценам (искусственное завышение цен из-за наличия ряда посреднических структур, которые фактически не поставляли товары, а только оформляли документы; завышение поставщиками, в том числе производителями или их официальными дилерами, агентами, дистрибьюторами и т. п., закупочных цен по сравнению со среднерыночными). При этом проверяющие руководствуются Методическими рекомендациями по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», при проведении государственного финансового контроля, утвержденными приказом ГлавКРУ от 28.02.2011 г. № 44 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 12), и Методическими рекомендациями по определению суммы убытков в случае нарушения законодательства в сфере государственных закупок, утвержденными приказом ГлавКРУ от 13.04.2010 г. № 89.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше