Темы статей
Выбрать темы

О финансировании программ

Редакция ББ
Письмо от 27.01.2011 г. № 31-11010-12-10/2327

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

О ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОГРАММ

Письмо от 27.01.2011 г. № 31-11010-12-10/2327

 

Министерство финансов Украины рассмотрело запрос <…> о финансировании программ и сообщает.

Согласно статье 20 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) в бюджетном процессе программно-целевой метод применяется на уровне государственного бюджета и на уровне местных бюджетов (по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета).

Особыми составляющими программно-целевого метода в бюджетном процессе являются бюджетные программы, ответственные исполнители бюджетных программ, паспорта бюджетных программ, результативные показатели бюджетных программ.

Бюджетная программа — совокупность мероприятий, направленных на достижение единой цели, задач и ожидаемого результата, определение и реализацию которых осуществляет распорядитель бюджетных средств в соответствии с возложенными на него функциями (ст. 2 Кодекса).

Ответственный исполнитель бюджетных программ определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом). Ответственным исполнителем бюджетных программ может быть главный распорядитель бюджетных средств по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом, и/или распорядитель бюджетных средств нижестоящего уровня, который выполняет бюджетные программы в системе главного распорядителя.

Ответственный исполнитель бюджетных программ в процессе их выполнения обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего срока реализации соответствующих бюджетных программ в пределах определенных бюджетных назначений.

Результативные показатели бюджетной программы используются для оценки эффективности бюджетной программы и включают количественные и качественные показатели, определяющие результат выполнения бюджетной программы, характеризуют ход ее реализации, степень достижения поставленной цели и выполнения задач бюджетной программы. Такие показатели должны подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.

На всех стадиях бюджетного процесса его участники в рамках своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ, которая предусматривает мероприятия по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на основании анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, содержащейся в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах об исполнении смет и отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ.

Результаты оценки эффективности бюджетных программ, в том числе заключения органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, являются основанием для принятия решений о внесении в установленном порядке изменений в бюджетные назначения текущего бюджетного периода, соответствующих предложений в проект бюджета на плановый бюджетный период и в прогноз бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, включая приостановление реализации соответствующих бюджетных программ.

В то же время сообщаем, что принципы применения программно-целевого метода на уровне местных бюджетов определены распоряжением Кабинета Министров Украины от 23.05.2007 г. № 308-р «Об одобрении Концепции реформирования местных бюджетов» (с изменениями и дополнениями).

Сегодня продолжается эксперимент по применению программно-целевого метода составления и исполнения местных бюджетов в Автономной Республике Крым, Житомирской, Луганской и Львовской областях.

Полномасштабное внедрение программно-целевого метода на уровне местных бюджетов с практическим применением всех его элементов будет осуществляться в дальнейшем в рамках реализации мероприятий Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективная власть».

В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку разработки региональных целевых программ, мониторинга и отчетности об их выполнении (далее — Методические рекомендации), утвержденными приказом Министерства экономики Украины от 04.12.2006 г. № 367, региональные целевые программы готовятся в соответствии с основными принципами разработки государственных целевых программ, указанными в Законе Украины «О государственных целевых программах».

Согласно пункту 3 раздела I Методических рекомендаций региональная целевая программа — это совокупность взаимосвязанных задач и мероприятий, согласованных по срокам и ресурсному обеспечению со всеми задействованными исполнителями, направленных на решение самых актуальных проблем развития региона или отдельных отраслей экономики либо социально-культурной сферы региона, реализация которых осуществляется за счет средств местного бюджета и является составляющей ежегодной программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя на соответствующий год. Регион — это субъект системы административно-территориального устройства — Автономная Республика Крым, область, города Киев и Севастополь.

Пунктом 5 раздела I Методических рекомендаций предусмотрено, что основанием для разработки программы является существование проблемы на уровне региона, решение которой требует привлечения бюджетных средств, координации общих действий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

Кроме того, статьей 143 Конституции Украины и статьей 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» определено, что сельские, поселковые и городские советы могут утверждать программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевые программы по другим вопросам местного самоуправления и контролировать их выполнение.

В отношении Закона Украины «О борьбе с коррупцией» от 05.11.95 г. № 356/95-ВР следует отметить, что он утратил силу согласно Закону Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 г. № 1506-VI, который, в свою очередь, утратил силу в соответствии с Законом Украины «О признании утратившими силу некоторых законов Украины о предотвращении и противодействии коррупции» от 21.12.2010 г. № 2808-VI.

 

Заместитель Министра Е. Кузькин

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ВЫПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ ПРОГРАММ, ПРИНЯТЫХ СЕЛЬСКИМИ,
ПОСЕЛКОВЫМИ И ГОРОДСКИМИ СОВЕТАМИ

Вопросы, затронутые в комментируемом

письме, касаются того, какими нормативными документами следует руководствоваться при выполнении бюджетных программ, утвержденных сельскими, поселковыми и городскими советами, и какими критериями оценки пользоваться при выполнении местных программ, принятых указанными советами.

Напомним, что эти вопросы мы рассматривали в консультации «Выполнение местных программ» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 40, с. 13).

В

письме Минфин в первую очередь напомнил: программно-целевой метод в бюджетном процессе применяется как на уровне государственного, так и местных бюджетов.

Право разрабатывать и утверждать бюджетные программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевые программы по другим вопросам местного самоуправления сельским, поселковым и городским советам предоставлено

ст. 143 Конституции Украины и ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

На программно-целевой метод в бюджетном процессе ориентируется и новый

Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Что касается местных программ, то на сегодняшний день существуют

Методические рекомендации о порядке разработки региональных целевых программ, мониторинга и отчетности об их выполнении, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 04.12.2006 г. № 367, которые распространяются на региональные целевые программы, к которым относятся далеко не все местные программы, принятые сельскими, поселковыми и городскими советами.

Как отметил Минфин, на сегодняшний день принципы применения программно-целевого метода на уровне местных бюджетов определены

распоряжением КМУ «Об одобрении Концепции реформирования местных бюджетов» от 23.05.2007 г. № 308-р. Но это распоряжение не содержит конкретных требований к выполнению местных бюджетных программ в частности по критериям их оценки.

Полномасштабное внедрение программно-целевого метода на уровне местных бюджетов с практическим применением всех его элементов будет осуществляться в рамках реализации мероприятий

Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективная власть».

Надеемся, что в ближайшее время будет принят еще ряд нормативных документов, которые будут регулировать аспекты принятия и выполнения местных бюджетных программ.

Однако все же считаем, что на сегодняшний день до принятия соответствующего нормативного документа сельским, поселковым и городским советам при утверждении и выполнении бюджетных программ следует соблюдать общие требования, определенные действующим законодательством, на которые мы обращали внимание в указанной выше консультации.

Так, контроль за выполнением каждой бюджетной программы осуществляет ответственный исполнитель, который определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Минфином или местным финорганом. Именно ответственный исполнитель бюджетных программ в процессе их выполнения обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего срока реализации соответствующих бюджетных программ в рамках определенных бюджетных назначений.

Основанием для принятия решений о внесении в установленном порядке изменений в бюджетные назначения текущего бюджетного периода являются результаты оценки эффективности бюджетных программ, в том числе заключения органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление финансового контроля.

Как определенно в

п. 6 ст. 20 БКУ, участники бюджетных программ осуществляют оценку их эффективности на всех стадиях бюджетного процесса . Такая оценка предусматривает мониторинг, анализ и контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Критерии оценки бюджетных программ определяются в соответствии с

Общими требованиями к определению результативных показателей бюджетной программы, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 10.12.2010 г. № 1536 (далее — Общие требования № 1536).

Так, в соответствии с

п. 4 Общих требований № 1536 результативные показатели делятся на следующие группы.

1.

Показатели затрат. Они определяют объемы и структуру ресурсов, которые обеспечивают выполнение бюджетной программы и характеризуют структуру расходов бюджетной программы.

2.

Показатели продукта. Используются для оценки достижения поставленной цели. Показателями продукта являются, в частности, объем произведенной продукции, предоставленных услуг или выполненных работ во исполнение бюджетной программы, количество пользователей товарами (работами, услугами).

3.

Показатели эффективности. Определяются как расходы ресурсов на единицу показателя продукта; отношение максимального количества произведенных товаров (выполненных работ, предоставленных услуг) к определенному объему финансовых ресурсов; достижение определенного результата.

4. Показатели качества. Под ними понимают совокупность свойств, характеризующих достигнутые результаты качества созданного продукта, которые удовлетворяют потребителя в соответствии с их назначением и отражают ослабление негативных или усиление положительных тенденций в предоставлении услуг (товаров, работ) потребителям за счет средств бюджетной программы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше