Темы статей
Выбрать темы

О применении некоторых норм Типового положения об аттестации педагогических работников

Редакция ББ
Письмо от 22.02.2011 г. № 1/9-118

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ НЕКОТОРЫХ НОРМ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Письмо от 22.02.2011 г. №1/9-118

 

На многочисленные обращения по поводу применения пункта 4.3 Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2010 года № 930, зарегистрированного в Министерстве юстиции 14 декабря 2010 года под № 1255/18550 (далее — Типовое положение), разъясняем.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 г. № 632 «О реализации статьи 54 Закона Украины «Об образовании» и статьи 48 Закона Украины «О высшем образовании» утвержден Перечень квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников. Перечнем предусмотрены квалификационные категории «специалист высшей категории», «специалист первой категории», «специалист второй категории», «специалист».

Приказом Министерства образования и науки от 26.09.2005 г. № 557 «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» (приложение 6) установлено, что специалистам, имеющим образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра, устанавливается 9-й тарифный разряд. 9-й тарифный разряд соответствует квалификационной категории «специалист».

В соответствии с п. 4.3. Типового положения квалификационная категория «специалист» присваивается педагогическим работникам с полным высшим образованием, которые ранее не аттестовались, т. е. наличие у работника полного высшего педагогического образования является достаточным основанием для присвоения ему квалификационной категории «специалист». В таких случаях выпускникам высших учебных заведений, принятым на педагогические должности, устанавливается квалификационная категория «специалист» (9-й тарифный разряд). Следующая квалификационная категория присваивается им по решению аттестационной комиссии.

Учитывая, что при приеме на работу таким работникам уже установлена квалификационная категория «специалист», по результатам аттестации может быть принято решение о присвоении следующей квалификационной категории — «специалист второй категории».

Такая позиция обусловлена тем, что полное высшее педагогическое образование дает право выпускникам высших учебных заведений на получение квалификационной категории «специалист», как получившим квалификацию, достаточную для осуществления профессиональной деятельности, и указанная квалификационная категория присваивается им одновременно с приемом на работу.

Квалификационная категория «специалист» может также присваиваться решением аттестационных комиссий в случаях, когда педагогические работники, имевшие более высокии категории, снизили уровень своей профессиональной деятельности.

 

Председатель комиссии по реорганизации Министерства Б. Жебровский

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:
разъясняет МИНОБРАЗОВАНИЯ

Согласно

п. 4 ст. 54 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII педагогические работники подлежат аттестации. По результатам аттестации определяются соответствие работника занимаемой должности, уровень его квалификации, присваиваются категории, педагогические звания. В 2011 году аттестация педагогических работников будет осуществляться в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение № 930).

В комментируемом

письме Минобразования разъясняет вопросы, связанные с применением норм п. 4.3 Типового положения № 930.

В соответствии с

п. 4.3 Типового положения № 930 квалификационная категория «специалист» присваивается педагогическим работникам с полным высшим образованием, которые раньше не проходили аттестацию и деятельность которых характеризуется: способностью обеспечивать усвоение учениками, студентами, курсантами, слушателями, воспитанниками учебных программ; знанием основ педагогики, психологии, детской и возрастной физиологии; знанием теоретических основ и современных достижений науки по предмету, который они преподают; использованием информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе; умением решать педагогические проблемы; умением устанавливать контакт с учениками (воспитанниками), родителями, коллегами по работе; соблюдением педагогической этики, морали.

В связи с этим у членов аттестационных комиссий, а также у педагогических работников, которые раньше не проходили аттестацию, возник вопрос: может ли быть присвоена педработникам, не проходившим аттестацию, сразу квалификационная категория «специалист второй категории», ведь выпускники ВУЗов уже имеют квалификационный уровень специалиста или магистра? В тоже время

п. 4.7 Типового положения № 930 предусмотрено, что присвоение квалификационных категорий по результатам аттестации проводиться последовательно.

В комментируемом

письме Минобразования разъяснило, что приказом Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. №557 (приложение 6) установлено, что специалистам, которые имеют образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра, устанавливается 9-й тарифный разряд, что уже соответствует квалификационной категории «специалист». То есть наличие у работника полного высшего образования уже является достаточным основанием для присвоения ему квалификационной категории «специалист». В таких случаях выпускникам высших учебных заведений, которых приняли на педагогические должности, сразу устанавливается квалификационная категория «специалист».

Учитывая то, что при приеме на работу таким педработникам уже установлена квалификационная категория «специалист», по результатам первой аттестации может быть принято решение о присвоении следующей квалификационной категории «специалист второй категории».

Таким образом, в соответствии с

п. 3.13 Типового положения № 930 работники, принятые на должность педагогических работников после окончания высших учебных заведений, уже после двух лет работы на занимаемой должности могут проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационной категории «специалист второй категории». Если такой педагогический работник не будет соответствовать квалификационным требованиям для присвоения квалификационной категории «специалист второй категории», аттестационной комиссией ему может быть подтверждена квалификационная категория «специалист».

Также в комментируемом

письме Минобразования подчеркнуло: квалификационная категория «специалист» может присваиваться решением аттестационных комиссий в случаях, когда педагогические работники, которые имели более высокие категории, понизили уровень своей профессиональной деятельности.

По нашему мнению, данная позиция Минобразования является правильной, так как одной из основных целей введения в действие

Типового положения № 930 является стимулирование целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.

 

Светлана МЕРЕНКОВА, ведущий контролер-ревизор КРО в г. Харькове

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше