ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ НА ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Игорь ОМЕЛЬЧЕНКО, заместитель начальника КРУ в Харьковской области
Организация питания и ответственность за питание детей в коммунальных дошкольных учебных заведениях возлагаются на исполнительные органы соответствующих советов, которые при разработке бюджетных запросов и составлении проекта местных бюджетов используют расчетные показатели объема расходов на образовательную сферу.
Родители или заменяющие их лица вносят плату за питание детей в государственном и коммунальном дошкольном учебном заведении в размере, не превышающем 50 % стоимости питания в день в городской и 30 % — в сельской местности. Следовательно, другая часть средств обеспечивается за счет расходов общего фонда на уровне не ниже 50 % стоимости питания в день в городской и 70 % — в сельской местности. В то же время встречаются неединичные случаи, когда вопреки указанному прогнозные показатели расходов и их фактическое выполнение на питание детей из общего и специального фондов местных бюджетов не соответствуют упомянутым выше нормативам.
Является ли неэффективным использование средств из общего и специального фондов на питание детей дошкольного возраста, при планировании которых не была соблюдена пропорциональность распределения, определенная на законодательном уровне?
(г. Харьков)
Вопросы, связанные с взиманием платы с родителей за питание детей в дошкольных учебных заведениях, в первую очередь регламентируются
ст. 35 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (далее — Закон № 2628), постановлением КМУ «О безотлагательных вопросах деятельности дошкольных и интернатных учебных заведений» от 26.08.2002 г. № 1243 и Порядком установления платы для родителей за пребывание детей в государственных и коммунальных дошкольных и интернатных учебных заведениях, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 21.11.2002 г. № 667 (далее — Порядок № 667).В соответствии с
п. 5 ст. 35 Закона № 2628 родители или заменяющие их лица вносят плату за питание детей в государственном и коммунальном дошкольном учебном заведении в размере, не превышающем 50 % (в городской местности) и 30 % (в сельской местности) от стоимости питания в день.Порядок установления платы за питание ребенка в государственном и коммунальном дошкольном учебном заведении определяется КМУ.
Согласно
п. 2.2 Порядка № 667 размер платы по представлению дошкольного учебного заведения устанавливают местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или предприятия, организации и учреждения, которые находятся в государственной (коммунальной) форме собственности и имеют в своем подчинении дошкольные учебные заведения, один раз в год с учетом материального положения семьи и режима работы заведения. Они могут устанавливать дополнительные льготы по плате родителей за питание детей в дошкольных учебных заведениях за счет средств соответствующих местных бюджетов, предприятий, организаций, учреждений.От платы за питание детей
освобождаются родители или заменяющие их лица в семьях, у которых совокупный доход на каждого члена за предыдущий квартал с учетом индекса роста цен не превышал уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированного минимума), который ежегодно устанавливается законом о Госбюджете для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях.Размер платы
уменьшается на 50 % для родителей, в семьях которых трое и более детей.При этом наравне с родными детьми учитываются падчерицы и пасынки, проживающие в этой семье, если они не были учтены в семье своего другого родителя, а также дети, на которых оформлена опека в связи со смертью родителей, лишением их родительских прав, осуждением к лишению свободы, включая время пребывания под следствием или направлением на принудительное лечение и т. п.
Объем расходов на дошкольное образование в 2011 году определяется в соответствии с
п. 23 Формулы распределения объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания и средств, передаваемых в государственный бюджет) между государственным бюджетом и местными бюджетами, утвержденной постановлением КМУ от 08.12.2010 г. № 1149, в зависимости от количества детей в возрасте до 6 лет (включительно) по состоянию на 1 января года, предшествующего планируемому, по статистическим данным и финансовому нормативу бюджетной обеспеченности на одного ребенка дошкольного возраста с учетом коэффициента охвата детей.Следует отметить, что в соответствии с
Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимся к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796, предусмотрено платное обеспечение питанием детей в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях с частичной оплатой согласно законодательству.Такая плата согласно
ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений и зачисляется в доходы специального фонда сметы.Как указано в
п. 17 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228), объемы поступлений в специальный фонд проекта сметы определяются на основании расчетов, составляемых по каждому источнику доходов и/или финансирования бюджета или возврата кредитов в бюджет, которые планируются на следующий год.За основу этих расчетов, в частности, принимается объем предоставления тех или иных платных услуг, а также другие расчетные показатели и размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться в соответствии с законодательством.
На основании указанных показателей определяется
сумма поступлений на следующий год по каждому их источнику с учетом конкретных условий работы учреждения. При формировании показателей, на основании которых определяются поступления планового периода, обязательно учитывается уровень их фактического выполнения за последний отчетный год, а также ожидаемого выполнения за период, предшествующий планируемому. Показатели должны приводиться в объеме, указанном в расчете, и полностью соответствовать показателям бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.Распределение расходов специального фонда проекта сметы производится
исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений, запланированных на эту цель в указанном фонде.Как было указано выше, родители оплачивают только часть стоимости питания, другая же часть оплачивается за счет средств общего фонда сметы.
В соответствии с
п. 20 Порядка № 228 при определении объемов расходов и/или предоставления кредитов из бюджета распорядителей нижестоящего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в планируемом периоде.То есть, как видим, оплата питания детей в дошкольном учебном заведении производится из двух источников, а именно: из общего фонда сметы и специального фонда сметы (плата родителей). Пропорциональность использования средств из этих фондов
четко регламентирована и должна правильно и объективно планироваться.Считаем, что расходование средств из общего и специального фондов на питание детей без соблюдения пропорциональности, определенной законодательством, является не только неэффективным использованием бюджетных средств, но и необоснованным и незаконным их использованием.