Темы статей
Выбрать темы

Охрана общеобразовательного учебного заведения за счет средств родителей

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ОХРАНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РОДИТЕЛЕЙ

 

Елена МОРЕВА, консультант

 

Общеобразовательное учебное заведение I — ІІІ ступеней не имеет возможности организовать охрану помещения вневедомственной охраной. Кроме того, заведению не выделены ассигнования на содержание должности сторожа. Руководителем заведения по просьбе родителей за счет их средств, поступающих в заведение в виде благотворительной помощи, организована охрана помещения частным предприятием.

Не противоречат ли действующему законодательству такие действия родителей и руководителя заведения? Если нет, то как правильно оформить такие операции по охране заведения частным предприятием?

(Луганская обл.)

 

Согласно

п. 105 Положения об общеобразовательном учебном заведении, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 778, источниками финансирования заведения являются:

— средства соответствующего бюджета (для государственных и коммунальных заведений) в размере, предусмотренном нормативами финансирования общего среднего образования для обеспечения учебного процесса в объеме, определенном Государственным стандартом общего среднего образования;

— средства физических, юридических лиц (для частных заведений);

— средства, полученные за предоставление платных услуг;

— доходы от реализации продукции учебно-производственных мастерских, учебно-опытных участков, подсобных хозяйств, от передачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

— кредиты банков (для частных заведений);

благотворительные взносы юридических и физических лиц;

— другие источники, не запрещенные законодательством.

Основным нормативным документом, регулирующим вопросы, связанные с благотворительной деятельностью в Украине, является

Закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г. № 531/97-ВР (далее — Закон о благотворительности).

Этот

Закон определяет общие принципы благотворительности, обеспечивает правовое регулирование отношений в обществе, направленных на развитие благотворительной деятельности. В соответствии с этим Законом благотворительность — это добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в предоставление приобретателям материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной помощи.

В соответствии со

ст. 16 Закона о благотворительности благотворительная помощь может предоставляться приобретателям (в нашем случае — общеобразовательному учебному заведению) в виде:

— единовременной финансовой, материальной и иной помощи;

— систематической финансовой, материальной и иной помощи;

— финансирования конкретных целевых программ;

— помощи на основании договоров (контрактов) о благотворительной деятельности и т. п.

Согласно

п. 2 Порядка получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования, утвержденного постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222, благотворительные взносы могут предоставляться благотворителями приобретателям в денежной форме для нужд их финансирования по направлениям расходов, определенным благотворителем, а также как товары, работы, услуги. Если благотворителем конкретные цели использования средств не определены, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учреждения, заведения — приобретателя согласно первоочередным нуждам, связанным исключительно с основной деятельностью учреждения, заведения.

Как видим, благотворитель может определить цели использования благотворительной помощи, поэтому родители могут указать конкретную цель расходования их средств — для оплаты за охрану заведения.

Если же родители не укажут цели использования своих благотворительных взносов, решение о направлении их расходования может принять руководитель заведения. Кстати, Минюст в

письме от 29.07.2010 г. № 604-0-2-10 также обратил внимание на то, что, если благотворителем конкретные цели использования средств не определены, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учреждения, заведения — приобретателя в соответствии с первоочередными нуждами, связанными исключительно с основной деятельностью учреждения, заведения.

В соответствии с

п. 4 ст.13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) благотворительные взносы, гранты и подарки относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений и зачисляются в доходы спецфонда сметы. Поступления этой подгруппы согласно п. 4 ст. 13 БКУ должны расходоваться согласно расходной части сметы учреждения по спецфонду на организацию основной деятельности бюджетного учреждения.

Благотворительную помощь в виде денежных средств юридические и физические лица, к которым относятся родители, по собственному желанию могут перечислять учебным заведениям через банковские учреждения на их

специальный регистрационный счет. Для учета этих поступлений предназначен субсчет 324 «Специальные регистрационные счета для учета средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений».

Такие поступления отражают в мемориальном ордере № 3 «Накопительная ведомость движения денежных средств специального фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков)» формы № 382 (бюджет). Основанием для внесения записей в этот мемориальный ордер являются выписки органа Госказначейства.

Таким способом помощь может поступать от:

— благотворительных организаций;

— предприятий (организаций);

— физических лиц.

Прием наличных в национальной валюте от физических лиц осуществляется через кассы банков по приходным кассовым документам, а именно по заявлению на перевод наличных на счета заведений образования, о чем указано в

п. 2 гл. 2 Инструкции о кассовых операциях в банках Украины, утвержденной постановлением Правления НБУ от 14.08.2003 г. № 337.

Физическому лицу выдается квитанция, которая подтверждает внесение наличных в кассу банка и содержит наименование банка, осуществившего кассовую операцию, дату ее осуществления, подпись работника банка, принявшего наличные, и оттиск печати (штампа).

Кроме того, добровольные взносы от благотворителей могут также поступать

в кассу заведения или учреждения согласно Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденному постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637). Прием наличных в кассу производится по приходному кассовому ордеру типовой формы № КО-1, подписанному кассиром и главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем заведения.

При приеме наличных в кассу по приходному кассовому ордеру благотворителю выдается заверенная оттиском печати этого заведения квитанция (являющаяся отрывной частью приходного кассового ордера) с подписями кассира и главного бухгалтера или работника заведения, уполномоченного на это руководителем.

На приходном кассовом ордере ставится штамп «Получено».

Отметим: наличная форма благотворительной помощи является наиболее удобной для благотворителей (например, родителей или заменяющих их лиц), поскольку они могут самостоятельно внести наличные в кассу заведения или централизованной бухгалтерии, обслуживающей это заведение, и быть уверены, что их средства оприходованы, поскольку у них на руках будет документальное подтверждение факта внесения ими средств.

Все наличные, поступающие в кассу, в том числе и в виде благотворительных взносов, должны:

— своевременно (в день получения наличных средств) оприходоваться на полную сумму их фактического поступления по данным кассовой книги на основании приходных кассовых ордеров

(п. 2.6 Положения № 637);

— зачисляться на специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств, открытые в органах Госказначейства.

В случае получения благотворительной помощи, имеющей целевой характер, заведения должны отчитываться перед благотворителями о ее использовании.

Остановимся на условиях заключения договора между учебным заведением и поставщиком услуг по охране.

Заключая договор на осуществление услуг по охране, заведение в обязательном порядке должно обратить внимание на наличие лицензии у поставщика услуг, проверить ее номер, даты выдачи и окончания срока действия лицензии, перечень охранных услуг. Именно эти данные подтверждают право на предоставление указанных услуг их поставщиком.

Стороны договора самостоятельно определяют все условия, в частности предмет договора, порядок расчетов за предоставленные услуги, обязанности и ответственность сторон и т. п. согласно требованиям

Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Со стороны заказчика, т. е. общеобразовательного учебного заведения, в договоре об охране объекта следует предусмотреть условия охраны объекта, время, в течение которого будет охраняться помещение, количество лиц, которые будут обеспечивать охрану, стоимость и способ расчета за предоставленные услуги и т. п.

Например, содержание пункта договора о расчете за предоставленные услуги может быть таким:

«Оплата за выполненные услуги осуществляется «Заказчиком» ежемесячно на основании предоставленного «Исполнителем» счета и подписанного сторонами акта приемки-передачи выполненных работ (услуг)».

Расходы, связанные с оплатой за предоставленные услуги по охране общеобразовательного учебного заведения, в соответствии с

Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495, осуществляются по коду экономической классификации расходов 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Поскольку оплата за предоставленные услуги по охране объекта осуществляется согласно заключенному договору на основании

акта выполненных работ (услуг), приведем пример составления такого акта.

Пример.

Согласно заключенному договору между частным предприятием «Зграя» и общеобразовательным учебным заведением № 14 сумма предоставленных услуг этим охранным предприятием определяется из расчета 9,00 грн. за один час работы одного охранника. Оплата услуг по охране объекта осуществляется ежемесячно на основании предоставленного охранным предприятием счета и подписанного сторонами акта приемки-передачи выполненных работ (услуг).

 

img 1 

 

В бухгалтерском учете операции по поступлению благотворительных взносов от родителей и расходованию их на охрану общеобразовательного учебного заведения отражаются следующим образом (см. с. 30).

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Поступили от родителей учащихся денежные средства на спецсчет в виде благотворительных взносов

324

712

4212

2

Предоставлены услуги по охране заведения образования (составлен акт приемки-передачи выполненных услуг)

812

675

4212

3

Уплачено исполнителю за выполненные услуги по охране заведения образования

675

324

4212

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше