Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», при проведении государственного финансового контроля

Редакция ББ
Приказ от 28.02.2011 г. № 44

ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УКРАИНЫ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ ПРОВЕРОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ УКРАИНЫ «ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК», ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Приказ от 28.02.2011 г. № 44

(извлечение)

 

С целью обеспечения единого методологического подхода к проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок соблюдения требований действующего законодательства при осуществлении закупок за государственные средства в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» при проведении государственного финансового контроля (прилагаются).

2. Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, утвержденные приказом ГлавКРУ от 05.06.2009 г. № 137, использовать в ходе проверок закупок, которые осуществлялись в период действия Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921, и Временного положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.03.2008 г. № 274.

При этом п. 15 Методических рекомендаций по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, утвержденных приказом ГлавКРУ от 05.06.2009 г. № 137, признать утратившим силу.

<…>

 

Председатель П. Андреев

 

 

Утверждены приказом ГлавКРУ от 28.02.2011 г. № 44

Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», при проведении государственного финансового контроля

 

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», при проведении государственного финансового контроля (далее — Рекомендации) разработаны с целью реализации статьи 2 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине».

2. Пользователями настоящих Рекомендаций являются органы государственной контрольно-ревизионной службы.

3. Термины, приведенные в настоящих Рекомендациях, употребляются в значениях, предусмотренных Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» и Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине».

4. Основной задачей проверок государственных закупок является контроль за соблюдением руководством и комитетом по конкурсным торгам министерств и других органов исполнительной власти, государственных фондов, бюджетных учреждений, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также предприятий и организаций, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество (далее — подконтрольные учреждения), правильного и законного использования государственных средств при закупке товаров, работ и услуг, обеспечения добросовестной конкуренции, открытости и прозрачности на всех стадиях закупок.

5. Предметом проверки государственных закупок являются плановые документы по закупкам, хозяйственные договоры, финансово-хозяйственные операции, первичные и сводные учетные документы, финансовая и статистическая отчетность, документация конкурсных торгов и другие документы, касающиеся проведения процедур закупок на всех стадиях их осуществления.

6. Проверка государственных закупок заключается в документальной и фактической проверке соблюдения подконтрольными учреждениями законодательства о государственных закупках и проводится органами государственной контрольно-ревизионной службы в рамках проверки на всех стадиях государственных закупок от планирования до полного выполнения договоров.

 

II. Основные вопросы проверки осуществления государственных закупок

1. Проверка соблюдения законодательства по созданию комитета по конкурсным торгам.

2. Проверка годового плана закупок и изменений к нему на соответствие смете, государственной программе. Для предприятий — проверка соответствия плана закупок финансовому и инвестиционному плану на соответствующий период.

3. Проверка соблюдения порядка выбора процедур закупок согласно действующему законодательству.

4. Проверка соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части прозрачности осуществления государственных закупок.

5. Проверка соответствия документации конкурсных торгов, квалификационной документации и запроса для участия в процедуре ценовых предложений требованиям законодательства.

6. Проверка соблюдения порядка предоставления комитетом по конкурсным торгам разъяснений в связи с внесением изменений к документации конкурсных торгов или на запросы участников.

7. Проверка соответствия конкурсных предложений (ценовых предложений) требованиям документации конкурсных торгов (приглашениям к участию в торгах) и законодательству.

8. Проверка наличия, соответствия утвержденной форме и достоверности составления протоколов раскрытия конкурсных предложений.

9. Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки конкурсных предложений, определения победителя, акцепта конкурсного предложения победителя торгов.

10. Проверка соблюдения порядка составления отчета о результатах процедуры закупки.

11. Проверка обоснованности и правильности применения процедуры закупки у одного участника.

12. Проверка соблюдения законодательства при заключении договоров на закупку товаров, работ и услуг и соответствия условий заключенных договоров требованиям документации конкурсных торгов, условиям конкурсного предложения.

13. Проверка выполнения условий договоров, наличия оснований для перечисления государственных средств.

14. Анализ закупочных цен на товары, работы и услуги.

15. Проверка других документов, касающихся деятельности комитета по конкурсным торгам и закупкам, которые проверяются.

 

III. Проверка соблюдения требований законодательства в сфере государственных закупок

Законодательная база

— Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI, который опубликован в газете Верховной Рады Украины «Голос України» от 30.06.2010 г. № 118 (4868) и вступил в силу 30.07.2010 г. (далее — Закон);

— постановление Кабинета Министров Украины от 28.07.2010 г. № 668 «Об утверждении Порядка согласования применения процедуры закупки у одного участника»;

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 916 «Об утверждении Типового положения о комитете по конкурсным торгам»;

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок»;

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 921 «Об утверждении Порядка определения предмета закупки»;

— приказ Министерства экономики Украины от 28.07.2010 г. № 932 «Об определении официального печатного издания по вопросам государственных закупок, международного информационного издания по вопросам государственных закупок и веб-портала Уполномоченного органа по вопросам закупок»;

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 919 «Об утверждении стандартной документации конкурсных торгов»;

— приказ Министерства экономики Украины от 27.07.2010 г. № 925 «Об утверждении Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства и Инструкции по заполнению Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства».

 

1. Проверка соблюдения законодательства по созданию комитета по конкурсным торгам (статья 11 Закона)

1.1. В ходе проверки соблюдения требований законодательства по созданию и функционированию комитета по конкурсным торгам исследуются: приказы о создании комитета по конкурсным торгам, изменения к приказам о создании комитета по конкурсным торгам, соответствующие свидетельства установленного образца о прохождении обучения или повышении квалификации специалистов в сфере осуществления государственных закупок (повторного обучения или повышения квалификации), положения о комитете по конкурсным торгам.

1.2. В обязательном порядке подлежит проверке соответствие фактического количества членов комитета по конкурсным торгам количеству, предусмотренному Законом, наличие у всех членов комитета по конкурсным торгам свидетельств о прохождении обучения или повышении квалификации специалистов в сфере осуществления государственных закупок в порядке, установленном Уполномоченным органом.

1.3.

При проверке необходимо обратить внимание на следующее:

— состав комитета по конкурсным торгам и положение о комитете по конкурсным торгам утверждаются решением заказчика (генерального заказчика). В состав комитета по конкурсным торгам не могут входить должностные лица и представители участников, члены их семей, а также народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым и депутаты местных советов.

Типовое положение о комитете по конкурсным торгам утверждено приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 916 «Об утверждении Типового положения о комитете по конкурсным торгам»;

— руководство работой комитета по конкурсным торгам осуществляет его председатель. Председатель комитета по конкурсным торгам организует работу комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций.

Председатель комитета по конкурсным торгам назначает своего (своих) заместителя (заместителей), ответственного секретаря и определяет функции каждого члена комитета по конкурсным торгам;

— решение комитета по конкурсным торгам оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комитета, присутствующими на заседании комитета по конкурсным торгам. Если член комитета по конкурсным торгам отказался подписать протокол, это заносится в протокол с указанием причин отказа;

— решения по вопросам, рассматриваемым на заседаниях комитета, принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее двух третей членов комитета. При условии равного распределения голосов голос председателя комитета является решающим.

Члены комитета по конкурсным торгам несут персональную ответственность за принятые ими решения в соответствии с законами Украины.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об установленных нарушениях требований статьи 11 Закона.

 

2. Проверка годового плана закупок и изменений к нему на его соответствие смете, государственной программе. Для предприятий — проверка соответствия плана закупок финансовому плану на соответствующий период (статья 4 Закона)

2.1. Во время проверки этого вопроса исследуются: годовой план государственных закупок и изменения к нему; смета, изменения к смете, расчеты к смете или финансовый план, изменения к финансовому плану, расчеты к финансовому и инвестиционному планам, протоколы по выбору процедур закупок.

2.2. Заполнение годового плана проверяется на соответствие форме годового плана закупок и инструкции по заполнению формы годового плана закупок, утвержденным

приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок», и требованиям статьи 4 Закона.

2.3. Во время проверки годового плана закупок необходимо проверить, направлялись ли в Государственное казначейство Украины годовой план, изменения к нему, и направлялись ли в Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения годовой план, смета (временная смета), финансовый план (план ассигнований, план использования бюджетных (государственных) средств), изменения к ним.

В ходе проверки следует обратить внимание:

Закупки осуществляются только в соответствии с годовым планом (часть первая статьи 4 Закона).

Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части для избежания проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона (часть вторая статьи 4 Закона).

Запрещается необоснованный выбор заказчиком других процедур с целью избежания проведения открытых торгов.

Запрещаются выбор и проведение процедур закупок без их утверждения в годовом плане государственных закупок.

С целью соблюдения режима экономии и недопущения расходования бюджетных ассигнований, не обусловленных необходимостью, в обязательном порядке анализируется обоснованность и целесообразность необходимости в закупке товаров, работ и услуг (с учетом деятельности объекта контроля плановых показателей, наличия соответствующих запасов на складах и т. п.). Указанный анализ проводится с учетом требований Бюджетного кодекса Украины и постановления Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений».

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об установленных нарушениях требований статьи 4 Закона, в том числе о соответствии форме годового плана, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок», и правомерно ли осуществлены закупки без применения процедур закупок.

 

3. Проверка соблюдения порядка выбора процедур закупок согласно действующему законодательству Украины

3.1. Во время проверки этого вопроса исследуются: годовой план государственных закупок; протоколы по выбору процедур закупок.

3.2. Проверка порядка определения процедур закупок базируется на:

— проверке наличия протоколов о выборе процедур закупок;

— сопоставлении информации в протоколах о выборе процедур закупок с данными годового плана государственных закупок;

— проверке правильности принятых решений по выбору процедуры закупки;

— проверке соблюдения порядка определения предметов закупки в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97, утвержденным приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822; Правилами определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденными приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. № 174; Государственным классификатором видов научно-технической деятельности ДК 015-97, утвержденным приказом Государственного комитета Украины стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.97 г. № 822.

В ходе проверки следует обратить внимание:

Приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 921 «Об утверждении Порядка определения предмета закупки» установлен порядок определения предмета закупки.

При осуществлении проверки государственных закупок необходимо учитывать особенности отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ и услуг, и случаи (по отдельному перечню), на которые не распространяется действие Закона.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об установленных нарушениях Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 921.

 

4.

Проверка соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части прозрачности осуществления государственных закупок (статья 10 Закона)

В ходе проверки этого вопроса исследуются:

4.1. Обнародование на веб-портале Уполномоченного органа таких документов конкурсных торгов, как (часть первая статьи 10 Закона):

объявление о проведении процедуры закупки — после опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, но не позднее чем за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом для отдельных процедур закупки не установлен иной срок;

обоснование применения процедуры закупки у одного участника — одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки;

сведения, касающиеся решения Уполномоченного органа о согласовании или отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника, — не позднее чем через 15 рабочих дней с даты выдачи письма-согласования (письма об отказе в согласовании);

документация конкурсных торгов или квалификационная документация — после опубликования объявления о проведении процедуры закупки в государственном официальном печатном издании по вопросам закупок, но не позднее чем за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом для отдельных процедур закупки не установлен иной срок;

изменения к документации конкурсных торгов или квалификационной документации и разъяснения к ней (в случае наличия) — в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об их внесении, но не позднее чем за семь дней до даты раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений;

протокол раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений — в течение трех рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений;

информация об отклонении предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений и основания такого отклонения в виде протокола — в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения;

сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения — в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки;

уведомление участников о результатах процедуры закупки — в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки;

сообщение о результатах проведения предварительной квалификации — в течение трех рабочих дней после ее завершения;

объявление о результатах процедуры закупки — после опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, но не позднее чем через семь дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов либо признании их несостоявшимися;

сообщение об отмене торгов или признании их несостоявшимися, сообщение об отмене процедуры закупки у одного участника (в случае наличия) — в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения;

отчет о результатах проведения процедуры закупки — в течение трех рабочих дней со дня его утверждения;

информация об одностороннем расторжении договора о закупке (в случае наличия) — в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

4.2. Опубликование в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок таких документов конкурсных торгов, как (часть вторая статьи 10 Закона):

объявление о проведении процедуры закупки (объявление о проведении открытых торгов, объявление о проведении процедуры двухступенчатых торгов, объявление о проведении предварительной квалификации, запросе ценовых предложений, информация о применении процедуры закупки у одного участника);

сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения;

сведения о решении Уполномоченного органа о согласовании или отказе в согласовании применения процедуры закупки (в случае применения процедуры закупки у одного участника);

объявление о результатах процедуры закупки (объявление о результатах проведения торгов, сообщение о результатах проведения предварительной квалификации, информация о результатах процедуры запроса ценовых предложений, информация о результатах проведения процедуры закупки у одного участника, сообщение об отмене торгов или признании их несостоявшимися, сообщение об отмене процедуры закупки у одного участника).

4.3. Размещение в международном информационном издании по вопросам государственных закупок Уполномоченного органа и на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке объявлений о проведении процедуры закупки и о результатах процедуры закупки, если ожидаемая стоимость предмета закупки превышает сумму, эквивалентную:

для товаров — 200 тысячам евро;

для услуг — 300 тысячам евро;

для работ — 500 тысячам евро.

Курс евро фиксируется согласно официальному курсу Национального банка Украины, установленному на день направления для опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок объявления о проведении процедуры закупки (часть четвертая статьи 10 Закона).

В ходе проверки следует обратить внимание:

Приказом Министерства экономики Украины от 28.07.2010 г. № 932 «Об определении официального печатного издания по вопросам государственных закупок, международного информационного издания по вопросам государственных закупок и веб-портала Уполномоченного органа по вопросам закупок» определены:

— официальным печатным изданием по вопросам государственных закупок — информационный бюллетень «Вестник государственных закупок»;

— международным информационным изданием по вопросам государственных закупок — международное печатное издание «Аnnоuncеr of the public purchasing»;

— веб-порталом Уполномоченного органа в сфере закупок — официальный общегосударственный веб-портал «Государственные закупки» по адресу в сети Internet

www.tender.me.gov.ua.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об установленных нарушениях статьи 10 Закона.

 

5. Проверка соответствия документации конкурсных торгов, квалификационной документации и запроса для участия в процедуре ценовых предложений требованиям законодательства (статья 22, часть третья статьи 37 и часть вторая статьи 36 Закона)

5.1. В ходе проверки этого вопроса исследуются: документация конкурсных торгов, квалификационная документация, запросы для участия в процедуре ценовых предложений и изменения к ним.

5.2. Проверка правильности составления документации конкурсных торгов (статья 22 Закона) базируется на:

— исследовании полноты и правильности отражения информации, предусмотренной при составлении документации конкурсных торгов (наличие всех разделов, определенных законодательством);

— проверке наличия информации о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующей технической спецификации (в случае необходимости — планы, чертежи, рисунки или описания предмета закупки). При этом техническая спецификация должна содержать: детальное описание закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе их технические и качественные характеристики; требования по техническим и функциональным характеристикам предмета закупки, если описание составить невозможно или если целесообразнее указать такие показатели; ссылку на стандартные характеристики, требования, условные обозначения и терминологию, связанную с закупаемыми товарами, работами или услугами, предусмотренные существующими международными или национальными стандартами, нормами и правилами. Технические, качественные характеристики предмета закупки должны предусматривать необходимость применения мероприятий по защите окружающей среды;

— проверке установления срока, в течение которого предложения конкурсных торгов считаются действительными, но не менее 90 дней с даты раскрытия предложений конкурсных торгов.

5.3. Необходимо учитывать то, что:

— документация конкурсных торгов не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников;

— техническая спецификация к документации конкурсных торгов не должна содержать ссылки на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. Если такая ссылка необходима, спецификация должна содержать выражение «

или эквивалент».

Приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 919 «Об утверждении стандартной документации конкурсных торгов» утверждена стандартная документация конкурсных торгов.

5.4. Проверка правильности составления квалификационной документации (часть третья статьи 37 Закона) базируется на:

— исследовании полноты и правильности отражения информации, предусмотренной при составлении квалификационной документации (наличие всех разделов, определенных законодательством);

— проверке наличия информации о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующей технической спецификации (в случае необходимости — планы, чертежи, рисунки или описание предмета закупки). При этом техническая спецификация должна содержать: детальное описание закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе их технические и качественные характеристики; требования по техническим и функциональным характеристикам предмета закупки, если описание составить невозможно или если целесообразнее указать такие показатели; ссылку на стандартные характеристики, требования, условные обозначения и терминологию, связанную с закупаемыми товарами, работами или услугами, предусмотренные действующими международными или национальными стандартами, нормами и правилами. Технические, качественные характеристики предмета закупки должны предусматривать необходимость применения мероприятий по защите окружающей среды;

5.5. Необходимо учитывать то, что:

— квалификационная документация не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников;

— техническая спецификация к квалификационной документации не должна содержать ссылки на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. Если такая ссылка необходима, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент»;

— заказчик в срок, который не должен превышать 10 дней с даты раскрытия квалификационных предложений, уведомляет каждого участника о результатах предварительной квалификации.

5.6. Проверка правильности составления запросов для участия в процедуре ценовых предложений (часть вторая статьи 36 Закона) базируется на:

— исследовании полноты и правильности отражения информации, предусмотренной частью второй статьи 36 Закона;

— проверке наличия описания предмета закупки или его частей (если заказчик предусматривает подачу ценовых предложений по частям), в том числе их необходимых технических и других параметров.

5.7. Необходимо учитывать то, что:

— запросы для участия в процедуре ценовых предложений не должны содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников;

— срок подачи участниками ценовых предложений устанавливается заказчиком, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня опубликования запроса ценовых предложений в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок в соответствии со статьей 10 Закона.

5.8. При закупке работ по строительству у заказчика конкурсных торгов проверяется наличие оформленных в установленном порядке:

— проектно-сметной документации.

Все виды ремонтно-строительных работ, кроме текущего ремонта, требуют наличия проектно-сметной документации. Объем и стоимость текущего ремонта, выполняемого хозяйственным способом, может быть определен на основании дефектных актов и расценочных описей работ.

Проектно-сметную документацию для строительства принимает заказчик на основании Акта о приемке проектно-изыскательской, научно-технической продукции, который является основанием для оплаты выполненной работы.

Состав, порядок разработки, оформления, согласования и утверждения проектной документации на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений гражданского назначения и новое строительство, реконструкцию и техническую переоснащение объектов производственного назначения должны соответствовать требованиям Государственных строительных норм Украины ДБН А.2.2-3-2004 «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства», утвержденных приказом Госстроя Украины от 20.01.2004 г. № 8, а согласование и утверждение проектно-сметной документации на капитальный и текущий ремонт жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства должны осуществляться в соответствии с Порядком проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, зарегистрированным в Минюсте 12.02.2004 г. под № 189/8788 (письмо Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре и Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 24.02.2005 г. № 7/8-134, № 4/3-260);

положительного экспертного заключения (Порядок утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 31.10.2007 г. № 1269 (вступил в силу с 01.01.2008 г.), и Государственные строительные нормы Украины ДБН А.2.2-3-2004 «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства», утвержденные приказом Госстроя Украины от 20.01.2004 г. № 8). То есть на проектно-сметную документацию должно быть предоставлено органами государственной экспертизы положительное экспертное заключение (действующее в течение срока действия технических условий и архитектурно-планировочного задания). Заключение комплексной государственной экспертизы может быть положительным, т. е. рекомендуемым к утверждению, или отрицательным — с замечаниями по доработке или обоснованию о невозможности реализации этого проекта.

Отдельные работы не требуют заключения комплексной государственной экспертизы. Конкретный их перечень приведен в приказе Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 12.09.2001 г. № 179, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 26.09.2001 г. № 844/6035;

приказа, решения, распоряжения, постановления об утверждении проектно-сметной документации. Согласно требованиям постановления КМУ от 31.10.2007 г. № 1269 проектно-сметная документация должна быть утверждена (до 30 млн грн. — руководителем предприятия-заказчика, до 100 млн грн. — облгосадминистрациями или министерствами; 100 млн грн. и более — КМУ);

составленных титулов строений. На объекты реконструкции и строительства должны быть составлены и поданы в Госказначейство титулы строений (Порядок утверждения титулов строений (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий государственной собственности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.09.97 г. № 995 (с изменениями)).

Титул является обязательным документом и составляется только на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое переоснащение. В титуле указываются начало и конец строительства, источники финансирования и задачи по введению в действие мощностей и основных фондов. Утверждаются титулы в том же порядке, что и проекты строительства.

Ремонтные работы (капитальный и текущий) не подпадают под действие постановления Кабинета Министров Украины от 08.09.97 г. № 995, поэтому независимо от видов ремонта титулы не составляются.

При отсутствии титула строения (объекта, очереди строительства) и приказа, решения или постановления об утверждении проектно-сметной документации Казначейство не имеет права финансировать за счет централизованных капитальных вложений строительство, ремонт, реконструкцию;

лицензии Госстроя на выполнение ремонтно-строительных работ;

разрешения Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля на выполнение строительных работ по новому строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту зданий, сооружений и других объектов, расширению и техническому переоснащению.

Разрешение на право выполнения строительных работ предоставляется застройщику (заказчику) и генеральному подрядчику в соответствии с Положением о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденным приказом Госстроя Украины от 05.12.2000 г. № 273 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.12.2000 г. под № 945/5166.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об установленных нарушениях статьи 22, статьи 37 и статьи 36 Закона, а также не установлены ли заказчиком в документации конкурсных торгов дискриминационные требования к участникам в нарушение статьи 5 Закона и принципов осуществления закупок, определенных статьей 3 Закона.

 

6. Проверка соблюдения порядка предоставления комитетом по конкурсным торгам разъяснений в связи с внесением изменений в документацию конкурсных торгов или на запросы участников (статья 23 Закона)

6.1. В ходе проверки этого вопроса исследуются: документация конкурсных торгов, квалификационная документация, запросы участникам процедуры запроса ценовых предложений и изменения к ним, запросы участников конкурсных торгов о предоставлении разъяснения, разъяснения комитета по конкурсным торгам, протоколы комитета по конкурсным торгам по проведению собрания с целью разъяснения каких-либо запросов по документации конкурсных торгов.

6.2. Проверка правильности предоставления разъяснений комитетом по конкурсным торгам базируется на:

— исследовании поступления запросов о предоставлении разъяснений от участников конкурсных торгов;

— проверке полноты предоставления ответа комитетом по конкурсным торгам на запросы участников конкурсных торгов о предоставлении разъяснений и в установленные Законом сроки;

— проверке наличия протоколов комитета по конкурсным торгам о проведении собрания с целью разъяснения любых запросов по документации конкурсных торгов и направления этих протоколов всем лицам, которым была подана документация конкурсных торгов, независимо от их присутствия на собрании;

— проверке обнародования предоставленных разъяснений по документации конкурсных торгов и внесенным в нее изменениям (часть первая статьи 10 Закона).

6.3. При проверке необходимо учитывать то, что участник, получивший от заказчика документацию конкурсных торгов, имеет право не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи предложений конкурсных торгов обратиться к заказчику за разъяснениями по поводу документации конкурсных торгов. Заказчик должен предоставить разъяснение на запрос в течение трех дней со дня его получения всем лицам, которым была предоставлена документация конкурсных торгов.

Заказчик имеет право по собственной инициативе или по результатам запросов внести изменения в документацию конкурсных торгов, продлив срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов не менее чем на семь дней, и уведомить в письменном виде в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о внесении указанных изменений всех лиц, которым была выдана документация конкурсных торгов.

В случае осуществления закупки по сокращенной процедуре заказчик не имеет права по собственной инициативе или по результатам запросов вносить изменения в документацию конкурсных торгов, кроме случаев, когда внесение таких изменений необходимо для приведения в соответствие документации конкурсных торгов с требованиями действующего законодательства или таких изменений требует решение органа обжалования. В таком случае заказчик обязан внести соответствующие изменения в документацию конкурсных торгов и продлить срок подачи предложений конкурсных торгов.

В случае несвоевременного предоставления заказчиком разъяснений по содержанию документации конкурсных торгов или несвоевременного внесения в нее изменений заказчик должен продлить срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов не менее чем на семь дней и уведомить об этом всех лиц, которым была выдана документация конкурсных торгов.

6.4. Работники органов ГКРС при проведении контрольных мероприятий должны проверять наличие фактов непредоставления или несвоевременного либо неполноценного предоставления разъяснений на запросы участников конкурсных торгов по документации конкурсных торгов с целью создания условий, нарушающих свободный доступ участников к информации.

При этом в случае установления указанных фактов в ходе проверки органов государственной власти или местного самоуправления и если они привели к отклонению конкурсных предложений участников конкурсных торгов, следует

извещать об этом правоохранительные органы, учитывая требования пункта «г» первой части статьи 5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией», где указано, что государственный служащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права отказывать физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, умышленно задерживать ее, предоставлять недостоверную или неполную информацию.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о непредоставлении или несвоевременном или неполноценном предоставлении разъяснений на запросы участников конкурсных торгов по документации конкурсных торгов в нарушение статьи 23 Закона.

 

7. Проверка соответствия конкурсных предложений (ценовых предложений) требованиям документации конкурсных торгов (запросов для участия в процедуре ценовых предложений) и законодательству

7.1. В ходе проверки этого вопроса исследуются: конкурсные предложения участников (ценовые предложения участников); документы, поданные в составе конкурсного предложения участников в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов; документация конкурсных торгов.

7.2. Проверка базируется на сопоставлении поданных участниками конкурсных предложений (ценовых предложений) с требованиями документации конкурсных торгов (приглашения к участию в торгах) и законодательства в части соответствия:

— срока действия конкурсных предложений участников сроку, определенному документацией конкурсных торгов;

— документов, поданных участниками в подтверждение их квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов, перечню квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов, и требованиям статьи 16 Закона.

К тому же следует отметить, что документы, поданные в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов, должны действовать на дату раскрытия или более позднюю дату, если иное не установлено документацией конкурсных торгов или законодательством.

7.3. С целью выявления участников — связанных лиц в обязательном порядке исследованию подлежат уставные документы, поданные участниками в составе их конкурсных предложений.

7.4. С целью анализа возможности своевременной и полной поставки товаров, выполнения работ и предоставления услуг проверяется наличие документов, требуемых абзацем 5 части 2 статьи 16, а именно баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, справки из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам.

7.5. С целью подтверждения достоверности документов, предоставленных в составе конкурсных предложений участников, проверяются соответствие компетенции предоставившего их учреждения, достоверность указанных документов и правильность указанных в них данных.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о нарушении требований статьи 17 и 29 и допущении заказчиком к оценке предложений участников конкурсных торгов, не соответствующих требованиям, установленным в документации конкурсных торгов и статьей 16 Закона.

 

8.

Проверка наличия, соответствия утвержденной форме и достоверности составления протоколов раскрытия конкурсных предложений (статья 27 Закона)

8.1. В ходе проверки этого вопроса исследуются: протоколы раскрытия конкурсных предложений; конкурсные предложения участников торгов; документация конкурсных торгов, реестр полученных конкурсных предложений участников торгов.

8.2. Проверка базируется на:

— проверке соответствия протокола раскрытия — форме составления протокола раскрытия, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок»;

— проверке протоколов раскрытия конкурсных предложений на соответствие дате, месту и времени раскрытия конкурсных предложений, определенных в документации конкурсных торгов;

— сопоставлении реестров полученных конкурсных предложений участников с данными протокола раскрытия;

— сопоставлении изложенной в протоколе раскрытия информации на предмет соответствия участников квалификационным требованиям, предусмотренным документацией конкурсных торгов (квалификационной документацией), и сверке с фактически имеющимися документами, поданными в составе конкурсных предложений участников в подтверждение квалификационных требований.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о нарушении требований статьи 27 Закона и соответствии форме составления протокола раскрытия, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок».

 

9. Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки конкурсных предложений, определения победителя, акцепта конкурсных предложений победителя торгов (статьи 28, 31 и 36 Закона)

9.1. В ходе проверки этого вопроса исследуются: протоколы оценки и определения победителя процедуры закупки; документация конкурсных торгов; конкурсные предложения участников торгов; сообщение об акцепте и о результатах торгов.

9.2. Общий срок рассмотрения, оценки и определения победителя процедуры закупки не должен превышать 20 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов.

При осуществлении закупок по сокращенной процедуре общий срок рассмотрения, оценки и определения победителя процедуры закупки не должен превышать 10 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов.

Общий срок для рассмотрения ценовых предложений и определения победителя процедуры закупки не должен превышать пяти дней со дня раскрытия ценовых предложений.

9.3. Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки конкурсных предложений, определения победителя, акцепта конкурсных предложений базируется:

в случае проведения открытых торгов, двухступенчатых торгов, предварительной квалификации (статья 28 Закона):

— на соблюдении общего срока осуществления оценки конкурсных предложений;

— на сравнении критериев и методики оценки, предусмотренных документацией конкурсных торгов (квалификационной документацией), с данными протокола оценки, по которым определен победитель торгов;

— на исследовании протокола оценки на предмет допуска к оценке участников, которые должны были быть отклонены как не соответствующие требованиям документации конкурсных торгов (квалификационной документации) или установленным квалификационным требованиям;

— на соответствии удельного веса ценового критерия требованиям действующего законодательства (не менее 50 %);

— на проверке акцепта конкурсного предложения, определенного наилучшим по результатам оценки;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений (статья 36 Закона):

— на проверке отсутствия нескольких ценовых предложений от одного и того же участника процедуры закупки;

— на проверке правильности определения победителя торгов с учетом наименьшей цены и квалификационных требований, указанных в приглашении.

9.4. Учесть то, что для оценки конкурсных предложений могут привлекаться соответствующие экспертные организации или отдельные эксперты на договорных началах между заказчиком и ними согласно положениям гражданского законодательства. Рекомендации таких экспертных организаций или экспертов могут быть использованы при определении победителя процедуры закупки. Взаимоотношения и порядок расчетов между сторонами договора и участниками определяются в документации конкурсных торгов.

9.5. Кроме того, заказчик имеет право запросить от любого участника процедуры закупки повторное подтверждение соответствия его квалификационным требованиям, установленным в документации конкурсных торгов, или обратиться за подтверждением такой информации к государственным органам или к соответствующим экспертным предприятиям, учреждениям, организациям, а также по поводу проверки цены его конкурсного предложения.

9.6. Один и тот же участник не может подавать более одного конкурсного предложения при проведении процедуры закупки.

9.7. В случае установления арифметических ошибок, выявленных в поданном конкурсном предложении при проведении процедуры оценки заказчик имеет право на их исправление при условии получения письменного согласия участника, подавшего это конкурсное предложение, на такое исправление.

9.8. Проверка акцепта конкурсных предложений осуществляется с учетом следующих требований:

в случае проведения открытых торгов, двухступенчатых торгов, предварительной квалификации (статья 31 Закона):

в день определения победителя заказчик акцептует предложение конкурсных торгов, признанное наиболее экономически выгодным по результатам оценки;

заказчик обязан в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении победителя направить победителю торгов сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов, а всем участникам — письменное сообщение о результатах торгов с указанием наименования и местонахождения участника-победителя, предложение конкурсных торгов которого признано наиболее экономически выгодным по результатам оценки;

сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов обязательно бесплатно публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений (статья 36 Закона):

заказчик акцептует ценовое предложение в день определения победителя. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении победителя заказчик обязан направить победителю процедуры закупки сообщение об акцепте ценового предложения, а всем участникам — сообщение о результатах процедуры запроса ценовых предложений с указанием наименования и местонахождения участника-победителя;

сообщение об акцепте ценового предложения обязательно бесплатно публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о нарушениях требований статей 28, 31 и 36 Закона.

 

10. Проверка соблюдения порядка составления отчета о результатах процедуры закупки (статья 19 Закона)

10.1. В ходе проверки этого вопроса исследуются: отчеты о результатах осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

10.2. Проверка соблюдения составления отчета о результатах процедуры закупки базируется на:

— проверке соответствия отчетов о результатах торгов форме, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок»;

— исследовании полноты и правильности отражения информации, предусмотренной при составлении отчета о результатах торгов.

10.3. Учесть то, что при сокращении срока подачи конкурсных предложений участников торгов обоснования такой неотложной необходимости указываются в отчете о результатах проведения процедуры закупки и не должны свидетельствовать о намерениях заказчика ослабить конкуренцию между участниками.

Если в результате проведения торгов не был заключен договор о закупке, в отчете о результатах проведения процедуры закупки указываются основания принятия решения о незаключении этого договора.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о нарушении требований статьи 19 Закона и соответствии форме составления отчета о результатах проведения процедуры закупке, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок».

 

11. Проверка обоснованности и правильности применения процедуры закупки у одного участника (статья 39 Закона)

11.1. В ходе проверки этого вопроса исследуются:

протокол (протоколы) заседания комитета по конкурсным торгам о принятии решения о применении процедуры закупки у одного участника; письмо-обращение к Уполномоченному органу; информация о применении процедуры закупки у одного участника, обнародованная в соответствии со статьей 10 Закона; договор о закупке товаров, работ и услуг; обоснование применения процедуры закупки у одного участника; годовой план закупок; оригиналы или копии экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие оснований для применения процедуры закупки у одного участника в соответствии с частью второй статьи 39 Закона; копии учредительных документов участника, свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, заверенные подписью уполномоченного лица участника, скрепленной печатью, с указанием должности и даты подписи, если получение лицензии (разрешения) на осуществление вида деятельности, необходимого для выполнения договора о закупке, предусмотрено законодательством (для юридических лиц); копии паспорта, а в случае его отсутствия — другого документа, удостоверяющего личность, и документа о присвоении идентификационного номера (для физических лиц); копии паспорта, а в случае его отсутствия — другого документа, удостоверяющего личность, свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение лицензии (разрешения) на осуществление вида деятельности, необходимого для выполнения договора о закупке, предусмотренные законодательством (для физических лиц — предпринимателей).

11.2. Проверка соблюдения правильности применения процедуры закупки у одного участника базируется:

— на проверке наличия протокола о выборе процедуры закупки;

— на проверке протокола переговоров с участником процедуры закупки у одного участника и предоставления им подтвержденной документально информации о его соответствии квалификационным требованиям в соответствии со статьей 16 Закона;

— на проверке информации о применении процедуры закупки у одного участника, обнародованной в соответствии со статьей 10 Закона, с проставлением даты и номера регистрации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок;

— на проверке наличия подтверждающих документов (экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие условий применения процедуры закупки). Кроме того, необходимо проверять соответствие компетенции предоставившего их учреждения, достоверность указанных документов, правильность указанных в них данных и даты их выдачи;

— на проверке учредительных документов участника, свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, заверенных подписью уполномоченного лица участника, скрепленной печатью, с указанием должности и даты подписи, если получение лицензии (разрешения) на осуществление вида деятельности, необходимого для выполнения договора о закупке, предусмотрено законодательством (для юридических лиц), и соответствия другим квалификационным требованиям, определенным статьей 16 Закона;

— на проверке правильности определения оснований для согласования процедуры закупки у одного участника согласно требованиям части второй статьи 39, а именно:

при применении основания, связанного с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключении договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса необходимо проверять наличие договоров или других документов, подтверждающих наличие у участника авторских прав именно на согласуемый предмет закупки;

при применении основания отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставленные только определенным поставщиком (исполнителем),

при отсутствии при этом альтернативы необходимо проверять, кем фактически поставлены товары, выполнены работы или предоставлены услуги, т. е. исследовать, участником ли, с которым заключен договор, фактически выполнялись работы, не перечислялись ли средства субподрядным организациям, выполнявшим эти работы.

В случае перечисления средств субподрядным организациям проводить углубленную проверку соответствующих перечислений с целью подтверждения законности закупки услуг у указанных организаций;

при применении основания возникновения

срочной необходимости в товарах, работах или услугах, в том числе необходимых для оперативной немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограниченных во времени и не подконтрольных заказчику, которых нельзя было избежать, следует проверять сроки реализации договора, заключенного в результате предоставленного согласования на применение процедуры закупки у одного участника, т. е. анализировать, действительно ли закупка произведена в связи со срочной необходимостью и в сроки, определенные ею. Кроме того, проверять реальное положение начала поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ.

Проверять безусловность того, что заказчик не мог предусмотреть экономических или социальных обстоятельств, в результате которых возникла срочная необходимость в закупке, в частности проверять, не установлены ли нормативными и распорядительными актами предварительно требования к заказчику на предмет соответствующей закупки.

Кроме того, при проверке необходимо обращать внимание на срок применения процедуры закупки у одного участника и исследовать, не применена ли процедура в последний момент необходимости поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ для избежания открытых торгов;

при применении основания, когда заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников, необходимо проверять наличие не менее двух уведомлений об отмене процедуры закупки из-за отсутствия достаточного количества участников, предметом закупки у которых были товары, работы и услуги, являющиеся предметом закупки у одного участника, применение процедуры которой предусматривается согласовать, с указанием даты и номера регистрации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, и отчетов о результатах проведения такой процедуры закупки;

— на проверке наличия согласования о применении процедуры закупки у одного участника. Кроме того, отдельное внимание стоит уделять проверке соответствия закупленных товаров, работ и услуг предмету закупки, количеству, виду и другим характеристикам, определенным в письме-согласовании, предоставленном Уполномоченным органом.

11.3. При проверке документов, подтверждающих основания для применения процедуры у одного участника, необходимо учесть, что указанные документы должны быть приняты в текущем году.

11.4. Сведения о решении Уполномоченного органа о согласовании или отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника не позднее чем через 15 рабочих дней с даты выдачи письма-согласования (письма об отказе в согласовании) должны быть опубликованы в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и обнародованы на веб-портале Уполномоченного органа.

11.5. Согласование процедур закупок у одного участника осуществляется в соответствии с Порядком согласования применения процедуры закупки у одного участника, утвержденным

постановлением Кабинета Министров Украины от 28.07.2010 г. № 668 «Об утверждении Порядка согласования применения процедуры закупки у одного участника».

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о нарушении требований статьи 29 Закона и постановления Кабинета Министров Украины от 28.07.2010 г. № 668 «Об утверждении Порядка согласования применения процедуры закупки у одного участника».

 

12. Проверка соблюдения законодательства при заключении договоров на закупку товаров, работ и услуг и соответствия условий заключенных договоров требованиям документации конкурсных торгов, условиям конкурсного предложения (статьи 40, 41 и 42 Закона)

12.1. В ходе проверки этого вопроса исследуются:

в случае проведения открытых торгов, двухступенчатых торгов, предварительной квалификации:

договоры; акцептованные конкурсные предложения; раздел «Существенные условия договора» документации конкурсных торгов;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений:

договоры; акцептованные ценовые предложения; запросы ценовых предложений.

12.2. Проверка процедуры заключения договоров на закупку товаров, работ и услуг на предмет соответствия законодательству о государственных закупках и условия заключенных договоров требованиям документации конкурсных торгов, условиям конкурсного предложения базируется:

в случае проведения открытых торгов, двухступенчатых торгов, предварительной квалификации:

— на проверке соблюдения сроков заключения договоров;

— на сопоставлении условий заключенных договоров существенным условиям договора, предусмотренным документацией конкурсных торгов и требованиям Закона.

При этом следует учитывать, что существенными условиями договора о закупке обязательно являются:

предмет договора (наименование, номенклатура, ассортимент);

количество товаров, работ и услуг и требования по их качеству;

порядок осуществления оплаты;

цена договора;

срок и место поставки товаров, предоставления услуг, выполнения работ;

срок действия договора;

права и обязанности сторон;

указание условия о возможности сокращения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов;

ответственность сторон.

Если стороны не достигли согласия по всем существенным условиям, договор о закупке считается незаключенным. Если участник совершил фактические действия по выполнению договора, правовые последствия таких действий определяются в соответствии с Гражданским кодексом Украины;

— на сопоставлении условий заключенных договоров условиям акцептованного конкурсного предложения. Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов (в том числе цены за единицу продукции) победителя процедуры закупки и не должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами, кроме случаев сокращения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок);

— на проверке соблюдения сроков заключения договоров;

— на сопоставлении условий заключенных договоров условиям, предусмотренным запросами ценовых предложений;

— на сопоставлении условий заключенных договоров условиям акцептованного ценового предложения. Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания ценового предложения (в том числе цены за единицу продукции) победителя процедуры закупки и не должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами, кроме случаев сокращения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке.

12.3. В ходе проверки следует обратить внимание:

в случае проведения процедур открытых, двухступенчатых торгов и предварительной квалификации следует учитывать, что:

заказчик заключает договор о закупке с участником, предложение конкурсных торгов которого акцептовано, не позднее чем через 30 дней со дня акцепта предложения согласно требованиям документации конкурсных торгов и акцептованного предложения. С целью обеспечения права на обжалование решений заказчика договор о закупке не может быть заключен ранее чем через 14 дней с даты опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов;

при осуществлении закупок по сокращенной процедуре с участником, предложение конкурсных торгов которого акцептовано, заказчик заключает договор о закупке согласно требованиям документации конкурсных торгов и акцептованного предложения в срок не ранее чем через пять дней со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, но не позднее чем через 14 дней со дня акцепта;

договор о закупке, заключенный с нарушением сроков, предусмотренных абзацами третьим, четвертым этой части, является ничтожным в соответствии со статьей 42 Закона;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений следует учитывать, что:

заказчик заключает с победителем договор о закупке в соответствии с основными условиями договора, указанными в запросе, в срок не ранее чем через пять рабочих дней со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте ценового предложения, но не позднее чем через 14 дней со дня определения победителя;

договор о закупке, заключенный с нарушением сроков, предусмотренных этой частью, является ничтожным в соответствии со статьей 42 Закона;

в случае проведения процедуры закупки у одного участника следует учитывать, что:

заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника в срок не ранее чем через 14 дней (пять рабочих дней в случае применения процедуры закупки по основаниям, определенным пунктом 3 части второй этой статьи) со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сведений о решении Уполномоченного органа о согласовании процедуры закупки у одного участника;

договор о закупке, заключенный с нарушением сроков, предусмотренных этой частью, является ничтожным в соответствии со статьей 42 Закона.

При исследовании вопроса согласования процедур закупок у одного участника необходимо обратить внимание на соответствие суммы согласования сумме договора, заключенного согласно указанной процедуре. Проверять фактически заключенные договоры на закупку товаров, работ и услуг на предмет соответствия условиям проектов договоров, предоставленных в пакете документов для согласования Министерством экономики Украины. Кроме того, проверять выполнение условий договоров, наличие оснований для перечисления средств. Сравнивать ожидаемую стоимость закупки, стоимость, указанную в письме-согласовании, с суммой, на которую в результате заключен договор. Проводить соответствующие сравнения всех других условий договоров.

12.4. Для определения полноты расчетов между заказчиком и участником процедур закупок при осуществлении проверок соблюдения законодательства в сфере закупок за государственные средства следует проводить встречные сверки, отслеживать полноту выполнения договоров и обращать особое внимание на формирование цен в заключенных договорах.

Необходимо анализировать калькуляции и спецификации к договорам, а в случае проведения процедуры закупки у одного участника сравнивать подававшиеся в Уполномоченный орган и фактически подписанные и выполнявшиеся.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о нарушениях требований статьи 40 Закона.

12.5. При проверке учесть то, что участник — победитель процедуры закупки при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии на осуществление такого вида деятельности предусмотрено законодательством.

12.6. Запрещается заключения договоров, предусматривающих расходование государственных средств до/без проведения процедур закупок, кроме случаев, предусмотренных Законом.

Договор о закупке в соответствии со статьей 42 Закона является ничтожным в случае его заключения в период обжалования процедуры закупки в соответствии со статьей 18 Закона, а также в случае его заключения с нарушением сроков, предусмотренных абзацами третьим, четвертым части второй статьи 31, абзацем четвертым части пятой статьи 36 и абзацем первым части третьей статьи 39 Закона.

Приказом Министерства экономики Украины от 27.07.2010 г. № 925 «Об утверждении Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства и Инструкции по заполнению Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства» утвержден Типовой договор о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о нарушении требований статей 40, 41 и 42 Закона.

 

13. Проверка выполнения условий договоров, наличия оснований для перечисления государственных средств

13.1. В ходе проверки этого вопроса исследуются договоры, дополнительные соглашения к договорам, платежные поручения, накладные, бухгалтерские регистры.

13.2. Проверка базируется на:

— сопоставлении условий заключенных договоров (в части оплаты) с фактически осуществленными перечислениями средств;

— проверке правильности и своевременности выполнения договорных обязательств поставщиками;

— проверке достоверности и

реальности дебиторской и кредиторской задолженности;

— проверке соблюдения установленного порядка списания дебиторской и кредиторской задолженности;

— проверке соблюдения участником условий договора в части определенных Календарным планом сроков поставки товаров, предоставления услуг и выполнения работ;

— проверке фактической поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг) путем инвентаризации, обследования и контрольного обмера закупленных (полученных) объектом контроля товарно-материальных ценностей, работ, услуг и других действий.

13.3. В ходе проверки следует обратить внимание на соответствие существенных условий заключенных договоров (цена за единицу, количество/объем, общая стоимость) размеру фактически уплаченной суммы и поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, предоставленным услугам). Одновременно нужно исследовать вопрос своевременности оприходования товарно-материальных ценностей и отражения этих операций в регистрах бухгалтерского учета.

13.4. Учесть то, что заключение дополнительных соглашений к основному договору из-за увеличения количества предмета закупки или расширения перечня предмета закупки приводит к осуществлению закупок без проведения процедур государственных закупок, что нарушает требования статьи 2 Закона.

При проверке этого вопроса в части определения нарушений при выполнении условий договоров и при оплате товаров, работ и услуг следует пользоваться Методическими рекомендациями по оформлению органами государственной контрольно-ревизионной службы результатов ревизии, утвержденными приказом ГлавКРУ от 28.04.2009 г. № 93.

13.5. Для того чтобы оптимально проверить вопрос, касающийся выполнения условий договоров и перечисления средств бюджетными учреждениями и получателями государственных средств, следует применять Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136.

При этом следует обратить внимание, что проверяется договор как юридическое обязательство на соответствие финансовым обязательствам в виде подтверждающих документов (акты выполненных работ (предоставленных услуг), накладные, квитанции, чеки и т. п.), а затем платежные поручения и другие расчетные документы проверяются на соответствие финансовым обязательствам — подтверждающим документам.

 

14. Анализ закупочных цен на товары, работы и услуги

14.1. Проверка этого вопроса осуществляется в случае установления нарушений, рассмотренных в пунктах 2 — 13 настоящих Методических рекомендаций, и с целью выявления фактов приобретения товаров, работ и услуг по завышенным ценам (искусственное завышение цен из-за наличия ряда посреднических структур, которые фактически не поставляли товары, а только оформляли документы; завышение поставщиками, в том числе производителями или их официальными дилерами, агентами, дистрибьюторами и т. п., закупочных цен по сравнению со среднерыночными).

Проверка осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по определению суммы убытков в случае нарушения законодательства в сфере государственных закупок, утвержденными приказом ГлавКРУ от 13.04.2010 г. № 89.

14.2. При закупке работ по строительству необходимо учесть:

формирование сметной нормативной базы и порядка ее применения в строительстве согласно статье 12
Закона Украины от 03.12.90 г. № 507-ХII «О ценах и ценообразовании» возложено на Минрегионстрой Украины. Соответственно законное толкование спорных вопросов, связанных со строительством, может быть предоставлено только Минрегионстроем Украины;

прямые расходы в сметах и в актах приемки выполненных работ при проведении расчетов определяются на основании

сметных норм (общегосударственные строительные сметные нормативы, ведомственные сметные нормативы, сметные нормативы для отдельных строений, индивидуальные сметные нормы). Правила применения сметных норм при определении прямых расходов в стоимости строительства приведено в ДБН Д.1.1-1-2000;

общегосударственные строительные сметные нормы обязательны для применения всеми организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности при определении стоимости строений, строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности;

К ведомственным относятся нормативы, которые разрабатываются в обоснованных случаях, когда для принятых для специализированного строительства технологии и организации работ затраты трудовых и материально-технических ресурсов отличаются от уровня, принятого в общегосударственных.

Они не должны противоречить общегосударственным или дублировать их.

Ведомственные нормы обязательны для организаций, учреждений и предприятий министерства или другого центрального органа исполнительной власти, утвердившего эти нормы. Для организаций, учреждений и предприятий, входящих в сферу управления других министерств и органов исполнительной власти, эти нормативы могут быть обязательными при условии принятия ими соответствующего решения.

 

15. Проверка других документов, касающихся деятельности комитета по конкурсным торгам, и проверяемых закупок

В ходе проверки других документов, касающихся деятельности комитета по конкурсным торгам, и закупок исследуются обращения участников, жалобы, решения уполномоченного центрального органа и органа обжалования и т. п.

По результатам проверки других документов формируется заключение с учетом влияния этих документов на совершение нарушений, рассмотренных в предыдущих пунктах.

 

Начальник Управления контроля в сфере государственных закупок А. Зражевский

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

ОРГАНЫ ГКРС БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ ГОСЗАКУПКИ ПО НОВОЙ МЕТОДИКЕ

В связи с принятием в прошлом году

Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон) возникла необходимость во внесении изменений в нормативные документы, касающиеся закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

На этот раз изменения коснулись методических рекомендаций по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы (далее — ГКРС) проверок государственных закупок. Как известно, до настоящего времени органы ГКРС в ходе по проведению проверок процедур государственных закупок руководствовались

Методическими рекомендациями по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, утвержденными приказом ГлавКРУ от 05.06.2009 г. № 137 (далее — Методические рекомендации № 137 // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 25).

Прежде всего отметим, что в связи с принятием комментируемых

Методических рекомендаций по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», при проведении государственного финансового контроля, утвержденных приказом ГлавКРУ от 28.02.2011 г. № 44 (далее — Методические рекомендации № 44), Методические рекомендации № 137 не утратили силу. Признан утратившим силу только п. 15 этого документа, касающийся анализа закупочных цен на товары, работы и услуги.

Методические рекомендации № 137

органы ГКРС и далее будут использовать при проверках закупок, осуществлявшихся в период действия Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921, и Временного положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 28.03.2008 г. № 274.

Рассмотрим основные изменения в проверках госзакупок.

1. В

Методических рекомендациях № 44 приведено определение термина «подконтрольные учреждения», к которым отнесены руководство и комитет по конкурсным торгам министерств и других органов исполнительной власти, государственных фондов, бюджетных учреждений, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также предприятий и организаций, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество.

2.

Предметы проверки государственных закупок практически остались без изменений (хотя ранее они назывались объектами проверки) и дополнены первичными и сводными учетными документами, касающимися проведения процедур закупок на всех стадиях их осуществления.

3. Указано, что проверка государственных закупок заключается в

документальной и фактической проверке соблюдения подконтрольными учреждениями законодательства о государственных закупках и проводится органами ГКРС в рамках проверки на всех стадиях государственных закупок от планирования до полного выполнения договоров.

Такое уточнение является вполне уместным. Ведь, как известно, проверки (ревизии), осуществляемые органами ГКРС, в зависимости от вопросов программы ревизии проводятся путем документальной и фактической проверки (

п. 16 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550 // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 25).

Напомним, что под

стадией государственной закупки понимается любой момент государственной закупки в течение всего периода ее проведения, начиная с планирования и обнародования информации о государственной закупке и до полного выполнения обязательств по договору, заключенному по ее результатам.

4. Основные вопросы проверки осуществления государственных закупок, приведенные в

разд. II Методических рекомендаций № 44, особых изменений не претерпели и полностью отвечают требованиям Закона. Прежде всего это касается п. 1 — 10 разд. III Методических рекомендаций № 44.

Вместе с тем особое внимание следует обратить на

п. 11 разд. III Методических рекомендаций № 44, касающийся проверки обоснованности и правильности применения процедуры закупки у одного участника. В зависимости от того, что именно является основанием для применения процедуры закупки у одного участника, Методическими рекомендациями № 44 с целью правомерности применения этой процедуры выдвигаются отдельные требования к каждому из этих оснований. Приведем эти требования в таблице (см. с. 24).

 

Основания для применения процедуры
закупки у одного участника
(п. 2 ст. 39 Закона Украины
«Об осуществлении государственных закупок»)

Как проводится проверка соблюдения правильности применения процедуры закупки у одного участника

1) закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного либо художественного конкурса

Проверяется наличие договоров или других документов, подтверждающих наличие у участника авторских прав именно на согласуемый предмет закупки

2) отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы

Проверяется, кем фактически поставлены товары, выполнены работы или предоставлены услуги, т. е. исследуется, участником ли, с которым заключен договор, фактически выполнялись работы, не перечислялись ли средства субподрядным организациям, выполнявшим эти работы.
В случае перечисления средств субподрядным организациям будет проводиться углубленная проверка соответствующих перечислений с целью подтверждения законности закупки услуг у указанных организаций

3) возникновение срочной необходимости в товарах, работах или услугах, в том числе необходимых для оперативной немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограниченных во времени и неподконтрольных заказчику, которые нельзя было избежать

Проверяются сроки реализации договора, заключенного в результате предоставленного согласования на применение процедуры закупки у одного участника, т. е. будет анализироваться, действительно ли закупка проведена в связи со срочной необходимостью и в сроки, определенные ею. Кроме того, будет проверяться реальное начало поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ.
Будет проверяться безусловность того, что заказчик не мог предусмотреть экономических или социальных обстоятельств, в результате которых возникла срочная необходимость в закупке, в частности будет проверяться, не установлены ли нормативными и распорядительными актами предварительно требования к заказчику по поводу соответствующей закупки.
Кроме того, при проверке будет обращаться внимание на срок применения процедуры закупки у одного участника и исследоваться, не применена ли процедура в последний момент необходимости поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ для избежания открытых торгов

4) если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников

Будет проверяться наличие не менее двух уведомлений об отмене процедуры закупки из-за отсутствия достаточного количества участников, предметом закупки у которых были те же товары, работы и услуги, которые являются предметом закупки у одного участника, применение процедуры которой предусматривается согласовать, с указанием даты и номера регистрации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, и отчетов о результатах проведения такой процедуры закупки

 

Следует иметь в виду, что документы, подтверждающие основания для применения процедуры у одного участника, должны быть

приняты в текущем году.

Кроме того, при исследовании вопроса согласования процедур закупок у одного участника органы ГКРС будут обращать внимание на

соответствие суммы согласования с суммой заключенного по указанной процедуре договора.

Будут проверяться фактически заключенные договоры на закупку товаров, работ и услуг на предмет соответствия условиям проектов договоров, предоставленных в пакете документов для согласования Министерством экономики Украины. Кроме того, будет проверяться выполнение условий договоров, наличие оснований для перечисления средств, сравниваться ожидаемая стоимость закупки, стоимость, указанная в письме-согласовании, с суммой, на которую в результате заключен договор, а также будут проводиться соответствующие сравнения всех других условий договоров.

5. Кроме того, имеются интересные моменты, касающиеся проверок соблюдения законодательства при заключении договоров на закупку товаров, работ и услуг и соответствия условий заключенных договоров требованиям документации конкурсных торгов, условиям конкурсного предложения.

Как указано в

п. 12.4 Методических рекомендаций № 44, для определения полноты расчетов между заказчиком и участником процедур закупок при осуществлении проверок соблюдения законодательства в сфере закупок за государственные средства следует проводить встречные сверки, отслеживать полноту выполнения договоров и обращать особое внимание на формирование цен в заключенных договорах. Ревизоры будут анализировать калькуляции и спецификации к договорам, а в случае проведения процедуры закупки у одного участника сравнивать подававшиеся в уполномоченный орган и фактически подписанные и выполнявшиеся.

Для того чтобы оптимально проверить вопросы выполнения условий договоров и перечисления средств бюджетными учреждениями и получателями государственных средств, ревизорам следует обратить внимание, что

проверяется договор как юридическое обязательство на соответствие финансовым обязательствам в виде подтверждающих документов (акты выполненных работ (предоставленных услуг), накладные, квитанции, чеки и т. п.), а затем платежные поручения и другие расчетные документы проверяются на соответствие финансовым обязательствам подтверждающих документов.

6. Несколько слов хотелось бы сказать по поводу проверки закупок работ по строительству

(п. 5.8, 14.2 Методических рекомендаций № 44). Основные вопросы, касающиеся проверки использования бюджетных средств на ремонтно-строительные работы, определены в Методических рекомендациях по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство, утвержденных приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 12). И хотя на сегодняшний день в Методических рекомендациях № 44 отсутствуют какие-либо ссылки, отметим, что именно из этого документа перекочевали требования по составлению документов, которые должны оформляться при заключении подрядных договоров (проектно-сметная документация, экспертное заключение, титулы застройки и пр.).

Надеемся, что принятие

Методических рекомендаций № 44 позволит органам ГКРС в полной мере осуществлять контроль за правильным и законным использованием государственных средств при закупках товаров, работ и услуг, поскольку злоупотребления в этой сфере значительные. Что касается распорядителей бюджетных средств, то знакомство с этом документом, несомненно, будет полезным и для них.

 

Игорь ОМЕЛЬЧЕНКО, заместитель начальника КРУ в Харьковской области

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше