Темы статей
Выбрать темы

На день увольнения должностное лицо органа местного самоуправления болеет. Оплачивать ли больничный?

Редакция ББ
Ответы на вопросы

НА ДЕНЬ УВОЛЬНЕНиЯ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БОЛЕЕТ. ОПЛАЧИВАТЬ ЛИ БОЛЬНИЧНЫЙ?

 

Владимир ШПАЧЕНКО, юрист

 

С 11.11.2010 г. по 10.12.2010 г. заместителю председателя районного совета предоставлен основной отпуск на 30 календарных дней.

С 12.11.2010 г. по 26.11.2010 г. он находился на больничном.

С 11.12.2010 г. по 25.12.2010 г. на основании заявления и больничных листов распоряжением председателя районного совета от 29.11.2010 г. отпуск был продлен на 15 календарных дней.

30.11.2010 г. в связи с окончанием срока полномочий заместитель председателя районного совета был освобожден от занимаемой должности решением сессии районного совета (30 ноября — день отпуска).

С 02.12.2010 г. по 11.12.2010 г. он находился на больничном. При сдаче больничного он подал заявление о продлении отпуска, однако распоряжением председателя районного совета от 16.12.2010 г. ему назначили выплату компенсации за 24 календарных дня отпуска (за период с 17.12.2009 г. по 16.12.2010 г.), не принимая во внимание его больничный и заявление о продлении отпуска.

В трудовой книжке сделана запись об освобождении от должности 30.11.2010 г. на основании решения сессии районного совета.

Просим разъяснить, правильно ли осуществлены выплаты заместителю председателя районного совета после 30.11.2010 г.

(Черниговская обл.)

 

Согласно

ст. 56 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон о местном самоуправлении) районный, районный в городе совет избирает заместителя председателя совета. Заместитель председателя районного совета избирается соответствующим советом в рамках срока его полномочий из числа депутатов этого совета путем тайного голосования и осуществляет свои полномочия до прекращения им полномочий депутата совета соответствующего созыва, кроме случаев досрочного прекращения его полномочий в порядке, установленном ч. 3 и 4 этой статьи.

Согласно

ст. 43 Закона о местном самоуправлении исключительно на пленарных заседаниях районного совета решаются вопросы избрания председателя совета, соответственно заместителя председателя районного совета и первого заместителя, освобождения их от должности. То есть заместитель председателя районного совета осуществляет свои полномочия до избрания соответствующим советом заместителя председателя совета нового созыва, кроме случаев досрочного прекращения полномочий.

Учитывая изложенное, трудовые отношения с председателем районного совета должны быть прекращены не на общих основаниях, предусмотренных

Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ), а на дополнительном основании, установленном ст. 56 Закона о местном самоуправлении.

При окончании срока полномочий в трудовой книжке заместителя председателя районного совета делается запись:

«Уволен в связи с окончанием срока полномочий, пункт 1 статьи 56 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», с указанием даты увольнения и порядкового номера записи.

Так, 30.11.2010 г. решением сессии районного совета нового созыва заместитель председателя районного совета был уволен в связи с окончанием срока полномочий, поэтому запись в трудовой книжке сделана правильно.

При увольнении ему должна быть выплачена компенсация за ежегодный основной отпуск продолжительностью пропорционально отработанному времени

по дату увольнения (т. е. по 30.11.2010 г.) и в случае достижения соответствующего стажа службы в органах местного самоуправления — за дополнительный отпуск за стаж службы в органах местного самоуправления.

Но на день увольнения заместитель председателя районного совета находился в отпуске с правом его продления, поскольку в период отпуска он находился на больничном с 12.11.2010 г. по 26.11.2010 г. Так, согласно

ст. 80 КЗоТ ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период или продлен в случае временной нетрудоспособности работника, удостоверенной в установленном порядке.

Больничные.

В отношении оплаты листков нетрудоспособности отметим следующее.

Увольнение работника, заболевшего в период работы, в связи с окончанием срока полномочий не лишает его права на оплату листка нетрудоспособности. В соответствии с

абз. 2 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III право на материальное обеспечение в связи с временной потерей трудоспособности возникает с наступлением нетрудоспособности в период работы, включая и день увольнения.

При этом листок нетрудоспособности оплачивается не по день увольнения, а за весь период до восстановления трудоспособности или установления МСЭК инвалидности независимо от увольнения застрахованного лица.

Количество листков нетрудоспособности, которые будут подлежать оплате,

должно определяться по принципу, что они выданы по страховым случаям, наступившим в период работы. Если в листке нетрудоспособности, открытом в периоде, когда работник еще работал, и выданном работнику после даты его увольнения, указано «приступить к работе» (код — 1), следующий листок нетрудоспособности такого работника оплате не подлежит, поскольку это будет уже другой страховой случай нетрудоспособности, наступивший не в период работы.

Поэтому листок нетрудоспособности, выданный с 12.11.2010 г. по 26.11.2010 г., т. е. в период работы, подлежит оплате на общих основаниях.

Что касается листка нетрудоспособности, выданного с 02.12.2010 г. по 11.12.2010 г., т. е. когда работник уже был уволен с работы, то он оплате

не подлежит.

Отпускные.

Перед уходом в отпуск работнику были начислены отпускные за 30 календарных дней, но работник использовал всего 5 дней отпуска (11, 27, 28, 29, 30 ноября), поскольку находился на больничном с 12.11.2010 г. по 26.11.2010 г. Поэтому с работника необходимо удержать сумму отпускных, начисленных за остальные 25 календарных дней отпуска и:

— за период с 12.11.2010 г. по 26.11.2010 г. начислить больничные;

— начислить сумму компенсации за неиспользованный отпуск. При этом следует проверить, на отпуск какой продолжительности имел право работник за фактически отработанный период перед увольнением. Так, если заместителю председателя районного совета был предоставлен основной отпуск на 30 календарных дней за период работы с 17.12.2009 г. по 16.12.2010 г. (больше неиспользованных отпусков работник не имеет) и продолжительность ежегодного отпуска работника составляет 30 календарных дни, то продолжительность ежегодного отпуска за период, фактически отработанный работником (с 17.12.2009 г. по

30.11.2010 г.), составляет 29 календарных дней. Поскольку перед отпуском работнику были выплачены отпускные за 30 календарных дней, то с такого работника нужно удержать сумму отпускных за 1 календарный день.

Если же работник имеет неиспользованные отпуска, то компенсация за их неиспользование должна быть выплачена в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Поскольку 30.11.2010 г. работник уволен, то он

не имеет права на продление отпуска в связи с болезнью с 02.12.2010 г. по 11.12.2010 г.

 

 

После выборов сельский председатель не был переизбран на второй срок. С 01.11.2010 г. по 06.12.2010 г. он находится в отпуске за отработанный период. С 10 ноября болеет по сегодняшний день. Ему выданы три листка нетрудоспособности:

— первый — с 10.11.2010 г. по 11.11.2010 г. (с записью «продолжает болеть»);

— второй — с 12.11.2010 по 25.11.2010 г. (с указанием «первичный»);

— третий — с 26.11.2010 г. по 05.12.2010 г. (с указанием «первичный»).

11.11.2010 г. прошла сессия, на которой принял полномочия вновь избранный сельский председатель.

Имеет ли право уволенный сельский председатель находиться в отпуске? Имеет ли право сельский совет начислять ему больничные?

Сохраняется ли в течение шести месяцев за ним средняя заработная плата? Если да, то облагается ли она единым социальным взносом?

(Винницкая обл.)

 

Увольнение сельского, поселкового, городского председателей и их трудоустройство после увольнения проводятся с учетом требований действующего законодательства Украины.

Согласно

ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон о местном самоуправлении) полномочия сельского, поселкового, городского председателя заканчиваются в момент вступления в эту должность другого лица, избранного в соответствии с законом. Полномочия сельского, поселкового, городского председателя в случаях, предусмотренных ст. 79 этого Закона (в случае его обращения с личным заявлением в соответствующий совет о сложении им полномочий председателя; прекращения его гражданства; вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении его; нарушения им требований по ограничению совмещения его деятельности с другой работой (деятельностью), установленных этим Законом; признания него судом недееспособным, без вести отсутствующим или объявления умершим; его смерти, а также если он нарушает Конституцию или законы Украины, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществление предоставленных ему полномочий) могут быть прекращены досрочно. Основания прекращения службы в органах местного самоуправления также определены ст. 20 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

В случае окончания срока полномочий в трудовой книжке сельского, поселкового, городского председателя делается запись: «

Уволен в связи с окончанием срока полномочий, пункт 1 статьи 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», с указанием даты увольнения и порядкового номера записи. В случае досрочного прекращения полномочий сельского, поселкового, городского председателя в трудовой книжке указывается основание досрочного прекращения полномочий согласно ст. 79 указанного Закона или ст. 20 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III (решение сессии совета или местного референдума, его дата и номер) и порядковый номер записи.

При увольнении председателю сельсовета должна быть выплачена компенсация за ежегодный основной отпуск пропорционально отработанному времени

по дату увольнения (т. е. по 11.11.2010 г.) и в случае достижения соответствующего стажа службы в органах местного самоуправления — за дополнительный отпуск за стаж службы в органах местного самоуправления.

На день увольнения председатель сельсовета находился в отпуске с правом его продления, поскольку в период отпуска он находился на больничном. Так, согласно

ст. 80 КЗоТ ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период или продлен в случае временной нетрудоспособности работника, удостоверенной в установленном порядке. Но поскольку 11.11.2010 г. работник уволен, то права на продление отпуска в связи с болезнью он не имеет.

Поэтому, как и в предыдущем случае, нужно исходить из следующего. Количество листков нетрудоспособности, которые будут подлежать оплате,

должно определяться по принципу, что они выданы по страховым случаям, наступившим в период работы. Если в листке нетрудоспособности, открытом в периоде, когда работник еще работал, и закрытом после даты его увольнения, указано «приступить к работе» (код — 1), следующий листок нетрудоспособности оплате не подлежит, поскольку это уже будет другой страховой случай нетрудоспособности, наступивший не в период работы.

Поэтому листок нетрудоспособности, выданный председателю сельсовета 10.11.2010 г., оплачивается на общих основаниях. Следующий листок нетрудоспособности, выданный 12.11.2010 г., т. е. после увольнения председателя сельсовета, не оплачивается, поскольку в нем не указано, что он является продолжением первого листка нетрудоспособности, но указано, что он является первичным. Однако исходя из данных обоих листков нетрудоспособности следует, что второй листок по факту является продолжением первого, но он неправильно оформлен. Поэтому, для того чтобы оплатить такой листок нетрудоспособности, в нем должно быть указано, что он является продолжением первого листка нетрудоспособности. Для этого рекомендуем направить работника в учреждение здравоохранения, выдавшее второй листок нетрудоспособности, с ксерокопиями первого и второго листка нетрудоспособности для внесения соответствующих изменений во второй листок нетрудоспособности. Только после этого он может быть оплачен.

Что касается третьего листка нетрудоспособности, выданного с 26.11.2010 г. по 05.12.2010 г., то он оплате

не подлежит, поскольку не является продолжением предыдущих двух листков нетрудоспособности.

Отпускные.

Перед уходом в отпуск работнику были начислены отпускные. Поэтому с него нужно удержать сумму отпускных, начисленную за дни отпуска, и:

— начислить сумму компенсации за неиспользованный отпуск. При этом следует проверить, на отпуск какой продолжительности работник имел право за время, фактически отработанное перед увольнением. Если же работник имеет неиспользованные отпуска, то компенсация за их неиспользование должна была быть выплачена в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете:

— за период с 10.11.2010 г. по 11.11.2010 г. начислить больничные вместо отпускных.

Сохранение среднего заработка

. Статья 118 КЗоТ предусматривает гарантии для работников, избранных на выборные должности. В частности, после окончания полномочий по выборной должности им предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Аналогичная по содержанию гарантия предусмотрена и

абз. 1 ч. 2 ст. 33 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV (далее — Закон о статусе депутатов) для депутатов местных советов (депутаты сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета), работавших в совете на постоянной основе. Так, депутату местного совета, работавшему в совете на постоянной основе, после окончания таких полномочий предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия депутата, на другом предприятии, в учреждении, организации.

В соответствии с

абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона о статусе депутатов в случае невозможности предоставления соответствующей работы (должности) на период трудоустройства за прежним депутатом местного совета сохраняется (но не более 6 месяцев) средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности в совете, выплачиваемая из соответствующего местного бюджета. Если бывший депутат местного совета имеет право на пенсионное обеспечение или ему назначена пенсия по возрасту, по инвалидности, в связи с утратой кормильца, за выслугу лет согласно закону, за ним не сохраняется средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности в совете. Другие причины для несохранения средней заработной платы Законом о статусе депутатов не установлены.

Что касается сельского председателя, то отметим следующее. Согласно

п. 5 ст. 12 Закона о местном самоуправлении на сельских, поселковых, городских председателей распространяются полномочия и гарантии депутатов советов, предусмотренные законом о статусе депутатов советов, если иное не установлено законом.

Поэтому в случае прекращения полномочий сельский председатель имеет право на гарантии, установленные

ст. 33 Закона о статусе депутатов, в том числе и на выплату средней заработной платы в течение 6 месяцев на период трудоустройства в случае невозможности предоставления соответствующей работы (должности).

Средняя заработная плата рассчитывается согласно

Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Согласно

ст. 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-V плательщиками единого взноса являются:

работодатели (предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования), которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта);

работники — граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины) и лица без гражданства, работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях, у других юридических лиц.

Таким образом, на выплату, осуществляемую лицу, которое не находится с учреждением в трудовых отношениях, единый социальный взнос

не начисляется и с нее не удерживается.

Однако следует отметить, что Налоговым кодексом Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ такие выплаты не освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц, потому они облагаются этим налогом на общих основаниях.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше