Темы статей
Выбрать темы

Об отражении в бухучете расходов на реконструкцию помещения, приобретение, замену и списание компьютерной техники

Редакция ББ
Письмо от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХУЧЕТЕ РАСХОДОВ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРИОБРЕТЕНИЕ, ЗАМЕНУ И СПИСАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ

Письмо от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196

(извлечение)

 

<…>

Об отражении расходов на реконструкцию помещения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности

У Областного управления капитального строительства, выступающего заказчиком реконструкции и обустройства помещения для лаборатории медицинского центра, в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций (статья 9).

Областное управление капитального строительства по реконструкции помещения согласно пункту 5 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований по исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228, имеет право брать бюджетные обязательства, расходовать бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами.

В бухгалтерском учете информацию об основных средствах, других необоротных материальных активах, нематериальных активах и незавершенном капитальном строительстве (реконструкции помещения) оно должно отражать, руководствуясь методологическими принципами Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.07.2000 г. под № 459/4680 (с изменениями) (далее — Инструкция № 64).

В соответствии с пунктом 5.2 Инструкции № 64 учет незавершенного капитального строительства (изготовления, создания), достройки, улучшения (дооборудования, реконструкции, модернизации) объектов необоротных активов (с начала и до окончания указанных работ и ввода в эксплуатацию) осуществляется на соответствующих субсчетах счета 14 «Незавершенное капитальное строительство» согласно Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. № 114, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.12.99 г. под № 890/4183 (далее — План счетов).

Учитывая указанное, Областным управлением капитального строительства по реконструкции помещения выполненные строительно-монтажные работы относятся на фактические расходы и накапливаются по дебету соответствующего субсчета счета 14 «Незавершенное капитальное строительство» Плана счетов, кредиту субсчета 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве» Плана счетов и учитываются до ввода объекта в эксплуатацию (пункт 5.3 Инструкции № 64).

При этом Областным управлением капитального строительства по реконструкции помещения в соответствии с пунктами 1.13, 1.14 Инструкции № 64 суммы налога на добавленную стоимость, налоги и сборы, другие услуги и другие расходы, уплачиваемые при приобретении необоротных активов, не учитываются в их стоимости и не увеличивают стоимость необоротных активов, а относятся на фактические расходы по коду экономической классификации расходов, предназначенному для приобретения этих активов.

Областным управлением капитального строительства для приемки-передачи основных средств после окончания их реконструкции применяется «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» ОЗ-2 (бюджет), утвержденный приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. № 125/70, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 22.12.97 г. под № 612/2416 (далее — приказ № 125/70). Акт составляет комиссия, созданная приказом руководителя учреждения, принимающая объект, в двух экземплярах: один — для сдающего учреждения, другой — для принимающего учреждения. Акт утверждается руководителем учреждения, принимающего объект. После оформления акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию).

Отражение в бухгалтерском учете операций по расходам на реконструкцию и обустройство помещения и его передачу после завершения этой реконструкции Лаборатории медицинского центра осуществляется в соответствии с Инструкцией о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 14.08.2000 г. под № 497/4718 (с изменениями) (далее — Инструкция № 61). При этом на основании Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОЗ-2 (бюджет):

— Областным управлением капитального строительства накопленные фактические расходы списываются по дебету субсчета 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве» Плана счетов и кредиту соответствующего субсчета — счета 14 «Незавершенное капитальное строительство» Плана счетов;

— Лабораторией медицинского центра увеличивается стоимость основных средств и фонд в необоротных активах с занесением соответствующих записей в Инвентарные карточки.

В соответствии с Порядком составления финансовой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 25.05.2010 г. № 164, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14.06.2010 г. под № 385/17680 (далее — Порядок № 164), в квартальной и годовой финансовой отчетности отражаются:

— Областным управлением капитального строительства фактические расходы на реконструкцию и обустройство помещения для Лаборатории медицинского центра:

— до завершения и передачи работ в графе «Фактические расходы за отчетный период (год)» Отчета о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м) или Отчета о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (форма № 4-3д, № 4-3м) (приложения 2, 5 к Порядку № 164). А также стоимость незавершенного капитального строительства по реконструкции и обустройству помещения для Лаборатории медицинского центра и сумма вложений в фонд незавершенного капитального строительства в строках 140 «Незавершенное капитальное строительство» актива и 330 «Фонд в необоротных активах» пассива формы 1 Баланс (приложение 1 к Порядку № 164) соответственно. Кроме того, в Отчете о движении необоротных активов (форма № 5) (приложение 8 к Порядку № 164) в строке 410 «Капитальные расходы по не введенным в эксплуатацию основным средствам» приводится сумма, учитываемая по субсчету 141 «Капитальные расходы по не введенным в эксплуатацию основным средствам» Плана счетов, а в строке 620 «Незавершенное капитальное строительство» приводится по не введенным в эксплуатацию объектам капитального строительства сумма расходов, направленных в течение отчетного года на капитальное строительство и улучшение объектов капитального строительства;

— после передачи работ по Акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОЗ-2 (бюджет) — в строке 740 «Незавершенное капитальное строительство» Отчета о движении необоротных активов (форма № 5);

— Лабораторией медицинского центра после принятия по Акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОЗ-2 (бюджет) увеличивается стоимость основных средств и фонд в необоротных активах в строках 112, 122, 132 «Первоначальная стоимость» актива и 330 «Фонд в необоротных активах» пассива формы 1 Баланс (приложение 1 к Порядку № 164), соответственно. Кроме того, в Отчете о движении необоротных активов (форма № 5) (приложение 8 к Порядку № 164) в строке 110 «Здания и сооружения» приводится сумма первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств, которая учитывается согласно Плану счетов по субсчету 103 «Здания и сооружения» и в строке 615 «в том числе после завершения достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации» приводится стоимость необоротных активов после завершения достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации необоротных активов.

 

<…>

Об отражении в бухгалтерском учете приобретения, замены и списания компьютерной техники

В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции № 64 объект основных средств — это законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно; другой актив, соответствующий определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая учреждением.

Если один объект основных средств состоит из частей, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств.

Пунктом 1.6 Инструкции № 64 установлено, что изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов проводится в случае индексации их первоначальной стоимости в соответствии с действующим законодательством Украины, а также при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации соответствующих объектов и модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов.

Компьютерный комплекс, в состав которого входит монитор, который вышел из строя и не подлежит ремонту, необходимо списать с баланса бюджетного учреждения по дебету субсчетов 131 «Износ основных средств» и 401 «Фонд в оборотных активах по их видам» и кредиту субсчета 104 «Машины и оборудование», руководствуясь Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2007 г. № 1314.

От ликвидации компьютерного комплекса на основании «Акта о списании основных средств» ОЗ-3 (бюджет), форма которого утверждена приказом № 125/70, необходимо оприходовать по первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом начисленного износа отдельно каждую составляющую, пригодную к использованию, как отдельный объект. При этом необходимо выполнить бухгалтерские проводки по дебету соответствующих субсчетов счета 10 «Основные средства» или 11 «Прочие необоротные материальные активы» и кредиту субсчетов 131 «Износ основных средств» и/или 132 «Износ других необоротных материальных активов» и 401 «Фонд в необоротных активах по их видам» в соответствии с Инструкцией № 61. Приобретенный на замену списанному монитор оприходуется на баланс бюджетного учреждения в зависимости от стоимости приобретения без НДС такими же бухгалтерскими проводками без учета износа.

 

Первый заместитель Председателя
А. Даневич

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

РАЗЪЯСНЕНИЯ ГОСКАЗНАЧЕЙСТВА ПО ВОПРОСАМ БУХУЧЕТА НЕКОТОРЫХ ОБЪЕКТОВ

В комментируемом

письме Госказначейство рассматривает два вопроса: как учитывать расходы на реконструкцию помещения и как списать пришедший в негодность монитор, если он является частью компьютерного комплекса. Остановимся на них подробнее.

1. Как учитывать расходы на реконструкцию помещения

Госказначейство рассматривает ситуацию, когда Областное управление капитального строительства выполняет функции заказчика по реконструкции и обустройству помещения для лаборатории медицинского центра.

Напомним, что механизм финансирования капитального строительства, в том числе работ по реконструкции, осуществляется с учетом требований

Порядка государственного финансирования капитального строительства, утвержденного постановлением КМУ от 27.01.2001 г. № 1764, в котором под заказчиком понимается юридическое или физическое лицо, которое заказывает выполнение работ, поставку продукции, предоставления услуг, связанных с капитальным строительством, организует проведение торгов (тендеров), заключает договоры (контракты), контролирует ход строительства и осуществляет технический надзор за ним, проводит расчеты за поставленную продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги, принимает законченные работы.

Вопросы заключения и выполнения договоров подряда на проведение работ по новому строительству,

реконструкции, реставрации, капитальному ремонту зданий, сооружений, техническому переоснащению, а также отдельные комплексы или виды работ, связанных со строительством, в настоящее время регулируются Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (глава 61 «Подряд»), Хозяйственным кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (глава 33 «Капитальное строительство»), а также Общими условиями заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденными постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668. Этими документами определены основные задачи, функции, права, обязанности, ответственность сторон договора, прочие условия.

Госказначейство в комментируемом

письме обращает внимание на то, что Областное управление капитального строительства, выполняя функции заказчика, уполномочено брать бюджетные обязательства, расходовать бюджетные средства на цели и в пределах, утвержденных сметами. Соответственно, при таких условиях именно заказчик осуществляет все расчеты с подрядной организацией за выполненные работы на основании заключенного договора подряда. Расчеты за выполненные работы проводятся платежами за объект в целом или промежуточными платежами.

При этом заметим, что

размер аванса не может превышать 30 % стоимости годового объема работ. В этом случае подрядчик обязан использовать аванс на приобретение о поставку необходимых для выполнения работ материалов, конструкций в течение трех месяцев после его получения. По окончании трехмесячного срока неиспользованные суммы аванса возвращаются заказчику. Аналогичные требования в отношении предварительной оплаты работ по капитальному строительству, капитальному ремонту и реконструкции на срок не более трех месяцев установлены постановлением КМУ от 09.10.2006 г. № 1404 «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства».

Окончательные расчеты осуществляются в двухнедельный срок после выполнения и приемки всех предусмотренных договором (контрактом) работ и подписания соответствующего акта.

Как отмечает Госказначейство, заказчик стоимость выполненных работ по реконструкции помещения относит

на фактические расходы и накапливает их у себя в учете (с начала и до окончания указанных работ и ввода объекта в эксплуатацию) по дебету субсчета 141 «Незавершенное капитальное строительство» и кредиту субсчета 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве», учитывая такие расходы до момента ввода объекта в эксплуатацию. После окончания реконструкции помещения заказчик на основании Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ф. ОЗ-2 (бюджет), подписанного им и представителями лаборатории медицинского центра, для которой выполнялись работы, накопленные фактические расходы списывает у себя в учете по дебету субсчета 402 и кредиту субсчета 141.

Основными документами, подтверждающими объем фактически выполненных работ и их стоимость, являются типовые формы

№ КБ-2в «Акт приемки выполненных строительных работ» и № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных строительных работы и расходы». Формы этих документов утверждены приказом Министерства регионального развития и строительства от 04.12.2009 г. № 554.

Пример.

Управлением капитального строительства, выполняющим функции заказчика, получено финансирование из местного бюджета на выполнение работ по реконструкции помещения лаборатории медицинского центра — 1710000 грн. Согласно условиям заключенного договор подряда со строительной организацией размер аванса составил 510000 грн. После подписания Акта приемки выполненных строительных работ ф. № КБ-2в заказчик перечислил остальные средства за выполненные работы по реконструкции помещения. Стоимость работ по реконструкции помещения передана на баланс лаборатории медицинского центра на основании Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет).

В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,
грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

Управление капитального строительства

1

Поступило финансирование для проведения реконструкции помещения

321

702

1710000

2

Перечислен аванс строительной организации

631

321

510000

3

Отнесена на фактические расходы стоимость выполненных строительно-монтажных работ (на основании Акта приемки
выполненных строительных работ)

802

631

1710000

4

Одновременно отражены капитальные расходы по не введенным в эксплуатацию объектам капитального строительства
(без учета НДС)

141

402

1425000

5

Произведены окончательные расчеты со строительной организацией

631

321

1200000

6

После окончания реконструкции передана стоимость выполненных работ (на основании акта приемки-сдачи)

402

141

1425000

Лаборатория медицинского центра

1

Увеличена первоначальная стоимость* помещения на стоимость работ по его реконструкции (на основании акта приемки-сдачи)

103

401

1425000

* Согласно п. 1.6 Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, в случае дооборудования, реконструкции объектов и их модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов, изменяется первоначальная (восстановительная) стоимость таких необоротных активов.

 

2. Как списать пришедший в негодность монитор, если он является частью компьютерного комплекса

Отвечая на этот вопрос, Госказначейство в комментируемом

письме отметило, что если нужно списать непригодный к дальнейшей эксплуатации и не подлежащий восстановительному ремонту монитор, входящий в состав компьютерного комплекса, учреждению придется списать с баланса весь компьютерный комплекс несмотря на то, что остальные части такого компьютерного комплекса (системный блок, клавиатура и мышь) еще могут некоторое время использоваться для нужд учреждения.

Списание объектов, учитываемых в составе основных средств, осуществляется с учетом требований

Типовой инструкции о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 29.11.2010 г. № 447 и Порядка списания объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

После списания комплекса

каждая его составляющая, пригодная к дальнейшему использованию, должна быть оприходована на баланс учреждения как отдельный объект. При этом зачисление на баланс таких объектов нужно осуществлять по первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом износа каждого объекта.

Напомним, что основанием для оприходования материальных ценностей на соответствующих субсчетах учета основных средств является соответствие критериям, определенным для объектов основных средств. Согласно

п. 2.4 Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, единицей учета основных средств является объект основных средств. К основным средствам относятся материальные ценности, стоимость которых больше 1000 грн. (без учета НДС) за единицу (комплект) и срок полезной эксплуатации которых более одного года. Что касается материальных ценностей, которые не соответствуют указанным критериям, то они подлежат зачислению в состав малоценных необоротных материальных активов или запасов.

Пример.

Комиссией по списанию принято решение о списании монитора, который входит в состав компьютерного комплекса стоимостью 3000 грн. Сумма начисленного износа такого комплекса составляет 2400 грн. Составляющие компьютерного комплекса, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, оценены комиссией в таких суммах:

— системный блок — 1800 грн. (сумма износа — 1440 грн.);

— клавиатура — 120 грн. (сумма износа — 60 грн.);

— мышь — 60 грн. (сумма износа — 30 грн.)

Результаты такой оценки оформлены соответствующим актом.

Учреждением приобретен новый монитор стоимостью 1590 грн. (НДС — 265 грн.).

В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Списан компьютерный комплекс с баланса учреждения*:

— первоначальная стоимость

401

104

3000

— сумма износа

131

401

2400

2

На основании Справки о поступлениях в натуральной форме отражена в составе доходов специального фонда стоимость оприходованных материальных ценностей, пригодных для дальнейшей эксплуатации**

323

711

1980

364

323

1980

3

Оприходован системный блок:

— первоначальная стоимость

104

364

1800

 

— одновременно производится вторая запись на создание фонда в необоротных активах

811

401

1800

— на сумму износа

401

131

1440

4

Оприходована клавиатура:

— первоначальная стоимость

113

364

120

— одновременно производится вторая запись на создание фонда в необоротных активах

811

401

120

— на сумму износа

401

132

60

5

Оприходована мышь:

— первоначальная стоимость

113

364

60

— одновременно производится вторая запись на создание фонда в необоротных активах

811

401

60

— на сумму износа

401

132

30

6

Оприходован новый монитор

— первоначальная стоимость (без учета НДС)

104

364

1325

— одновременно производится вторая запись на создание фонда в необоротных активах (без учета НДС)

801
(802, 811)

401

1325

7

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС

801
(802, 811)

364

265

8

Перечислена оплата поставщику

364

321 (323)

1590

* Согласно п. 11 Типовой инструкции о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447, списание имущества производится по первоначальной стоимости (восстановительной, если имущество было переоценено).

** Все поступления в натуральной форме бюджетные учреждения должны отражать в Справке о поступлениях в натуральной форме, которая подается в орган Госказначейства не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца на основании п. 12.16 Порядка обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденного приказом Госказначейства от 25.05.2004 г. № 89, и п. 5.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Госказначейства от 04.11.2002 г. № 205.

 

Теперь остановимся на документальном оформлении рассматриваемых операций.

При списании компьютерного комплекса комиссия составляет

Акт о списании основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет). В акте указываются данные, характеризующие списываемый объект: первоначальная стоимость, сумма начисленного износа, техническое состояние и причины списания. На оборотной стороне указывается информация о тех составляющих компьютерного комплекса (системный блок, клавиатура и мышь), которые пригодны для дальнейшего использования. При этом комиссия проводит оценку каждого объекта исходя из цен на аналогичные объекты с учетом фактического износа каждого объекта. Результаты такой оценки оформляются актом об оценке материальных ценностей, полученных после списания комплекса.

После этого в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждения ф. № ОЗ-6 (бюджет) необходимо сделать запись о списании компьютерного комплекса. Также соответствующую запись нужно сделать в Описи инвентарных карточек по учету основных средств ф. № ОЗ-10 (бюджет) и в Инвентарном списке основных средств ф. № ОЗ-11 (бюджет).

Кроме того,

на оприходованные объекты учета основных средств необходимо завести новые Инвентарные карточки учета основных средств ф. ОЗ-6 (бюджет), а на малоценные необоротные материальные активы — заполнить Инвентарные карточки группового учета основных средств ф. ОЗ-9 (бюджет).

И в заключение несколько слов о дальнейшей судьбе списанной оргтехники (в т. ч. мониторов). Для того чтобы избавиться от отработанной оргтехники, учреждение может обратиться к специализированным предприятиям, занимающимся сбором и утилизацией отходов, оплатив при этом стоимость услуг по утилизации. Однако должны заметить, что стоимость таких услуг значительно превышает стоимость извлеченных цветных металлов, драгметаллов.

Поэтому в целях экономии бюджетных средств учреждение может разобрать списанную технику самостоятельно. Для этого в присутствии членов комиссии по списанию проводится разборка (демонтаж) такой техники. При этом в акте о списании имеет смысл указать, что никакой экономической выгоды от сдачи такой техники утилизационным предприятиям учреждение не получит. В том случае, если в списанной технике содержаться детали и узлы, содержащие драгметаллы, то они должны быть извлечены и сданы специализированным предприятиям.

 

Наталья СЕВОСТЬЯНОВА,
 главный бухгалтер — заместитель начальника
 Государственного казначейства в Харьковской области

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше