Темы статей
Выбрать темы

О применении процедуры закупки у одного участника, предусмотренной Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок»

Редакция ББ
Разъяснение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ У ОДНОГО УЧАСТНИКА, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ЗАКОНОМ УКРАИНЫ «ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

Разъяснение от 19.04.2011 г.

 

С 30.07.2010 г. введен в действие Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон), который устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

Процедура закупки, предварительная квалификация участников не могут проводиться до/без публикации объявления о проведении процедуры закупки в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок согласно абзацу первому части второй этой статьи (часть третья статьи 10 Закона).

Заказчик безвозмездно обнародует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном данным Законом, информацию о закупке, а именно для процедуры закупки у одного участника объявление о проведении процедуры закупки (информация о применении процедуры закупки у одного участника) и обоснование применения процедуры закупки у одного участника — одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки. (Контактные данные Государственного хозрасчетного издательско-полиграфического предприятия «Зовнішторгвидав України»)

Процедура закупки у одного участника применяется заказчиком в виде исключения в случае: 1) закупки произведений искусства или закупки, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключения договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса; 2) отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы; 3) возникновение срочной потребности в товарах, работах или услугах, в том числе необходимых для оперативной немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ограниченных во времени и неподконтрольных заказчику, которых нельзя было избежать; 4) если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников (часть вторая статьи 39 Закона).

Согласно части первой статьи 39 Закона закупка у одного участника — это процедура, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров.

Заказчик во время проведения переговоров требует от участника представления им подтвержденной документально информации о соответствии участника квалификационным требованиям согласно статье 16 данного Закона.

Заказчик в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о применении процедуры закупки у одного участника обеспечивает публикацию в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и размещение на веб-портале Уполномоченного органа согласно статье 10 данного Закона информации о применении процедуры закупки у одного участника (абзац третий части первой статьи 39 Закона), которая должна содержать: наименование и местонахождение заказчика; адрес веб-портала Уполномоченного органа, на котором размещается информация о закупке, в соответствии со статьей 10 данного Закона; адрес веб-сайта, на котором дополнительно размещается информация заказчика о закупке (при наличии); наименование, количество товара и место его поставки, вид работ и место их выполнения или вид услуг и место их предоставления; сроки поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг; наименование, местонахождение и контактные телефоны участника, с которым проведены переговоры; цену предложения; регистрационный счет заказчика, открытый в органах Государственного казначейства Украины (при осуществления закупки за счет бюджетных средств).

Обоснование применения процедуры закупки у одного участника должно содержать: условия применения процедуры закупки; ссылку на экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки.

Анализируя вышеизложенное,

публикация в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и размещение на веб-портале Уполномоченного органа согласно статье 10 данного Закона информации о применении процедуры закупки у одного участника (объявления) и обоснования применения процедуры закупки у одного участника, которое подается одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки, считаются началом проведения процедуры закупки у одного участника.

В то же время согласно части первой статьи 39 Закона процедура закупки у одного участника применяется заказчиком после согласования с Уполномоченным органом в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины. Такой порядок не должен противоречить данному Закону.

Для применения процедуры закупки у одного участника заказчик подает в Уполномоченный орган документы, определенные Порядком согласования применения процедуры закупки у одного участника, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

Порядок согласования применения процедуры закупки у одного участника (далее — Порядок) утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 28.07.2010 г. № 668 «Об утверждении Порядка согласования применения процедуры закупки у одного участника» (с изменениями).

Уполномоченный орган в срок, который не должен превышать 15 рабочих дней со дня поступления документов в Уполномоченный орган, принимает решение о согласовании либо отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника.

В случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 39 Закона, Уполномоченный орган принимает решение о согласовании либо отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления документов в Уполномоченный орган.

Согласно абзацу второму пункта 4 Порядка по результатам рассмотрения указанных документов соответствующими структурными подразделениями Министерства экономического развития и торговли структурное подразделение, к функциям которого относится координация осуществления государственных закупок, готовит проект решения о согласовании либо отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника.

Решение о согласовании либо отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника Министерство экономического развития и торговли принимает в течение 15 рабочих дней после регистрации поданных заказчиком документов (в случае закупки согласно пункту 4 части второй статьи 39 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» — в течение пяти рабочих дней) и оформляет его письмом за подписью Министра экономики или уполномоченного им лица по форме согласно приложениям 1 и 2. Письмо готовится в двух экземплярах (один направляется заказчику, а другой вместе с пакетом поданных документов хранится в Министерстве экономического развития и торговли в течение трех лет) (пункт 5 Порядка).

Заказчик не позднее чем через 15 рабочих дней со дня выдачи письма-согласования либо письма об отказе в согласовании применения процедуры закупки обеспечивает публикацию в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и размещение на веб-портале Уполномоченного органа сведений о решении Уполномоченного органа о согласовании либо отказе в согласовании применения процедуры закупки у одного участника с обязательным указанием даты и номера письма-согласования либо письма об отказе в согласовании процедуры закупки.

Таким образом,

получение письма-согласования дает право заказчику применить процедуру закупки у одного участника. То есть начать проведение переговоров с участником, которые оформляются решением комитета по конкурсным торгам — протоколом, после проведения которых заказчик заключает договор о закупке с участником в срок не ранее чем через 14 дней (пять рабочих дней в случае применения процедуры закупки по основаниям, определенным пунктом 3 части второй этой статьи) со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сведений о решении Уполномоченного органа о согласовании процедуры закупки у одного участника. Договор о закупке, заключенный с нарушением сроков, предусмотренных частью третьей статьи 39 Закона, считается никчемным.

Информация о результатах процедуры закупки у одного участника публикуется в порядке, предусмотренном статьей 32 данного Закона (часть четвертая статьи 39 Закона).

Процедура закупки у одного участника отменяется, если заказчиком допущены нарушения порядка опубликования информации о применении процедуры закупки в одного участника, определенного данным Законом, и нарушения, повлиявшие на объективность определения победителя процедуры закупки (часть пятая статьи 39 Закона).

В свою очередь, статьей 252 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что срок определяется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом срок определяется календарной датой либо указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Согласно статье 253 Гражданского кодекса Украины течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало.

Таким образом, течение срока начинается

со следующего дня после соответствующей календарной даты или совершения определенного действия, имеющего юридическое значение.

 

Справочно

. В порядке информирования сообщаем, что прием документов, поданных почтовым отправлением, осуществляется в Минэкономики по адресу: 01008, г. Киев, ул. М. Грушевского, 12/2.

В то же время для ускорения регистрации документов о применении процедуры закупки у одного участника в Минэкономики рекомендуем подавать их непосредственно в почтовый ящик, расположенный по адресу: г. Киев, бульвар Дружбы Народов, 28, 1 этаж.

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ЧТО СЧИТАЕТСЯ НАЧАЛОМ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ У ОДНОГО УЧАСТНИКА

В комментируемом документе, размещенном на сайте Минэкономики (

http://www.me.gov.ua/), разъясняются некоторые вопросы, касающиеся применения процедуры закупки у одного участника. В частности, одним из таких вопросов, является правильность определения начала процедуры закупки. Ведь практически каждого заказчика, принявшего решение о применении процедуры закупки у одного участника, в случаях, определенных ч. 2 ст. 39 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI, интересует вопрос: какую дату нужно считать началом процедуры закупки у одного участника?

Все дело в том, что вариантов ответа на этот вопрос может быть несколько: дата получения письма-согласования Уполномоченного органа, либо дата опубликования информации о применении процедуры закупки у одного участника в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и размещения на веб-портале Уполномоченного органа, либо дата принятия заказчиком решения о проведении процедуры закупки.

Как известно, дату начала процедуры закупки заказчики указывают в графе 6 «Ориентировочное начало проведения процедуры закупок» годового плана закупок. Этот документ бюджетные учреждения, являющиеся заказчиками процедуры закупок, в течение 5 рабочих дней со дня утверждения (внесения изменений) направляют органу Госказначейства и Минэкономики. Особенности составления этого документа мы рассматривали в материале, опубликованном в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 3.

Итак, в комментируемом

разъяснении Минэкономики указывает на то, что началом проведения процедуры закупки у одного участника считается опубликование в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и размещение на веб-портале Уполномоченного органа информации о применении процедуры закупки у одного участника (объявление) и обоснование применения процедуры закупки у одного участника, которое подается одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки.

Заметим, что достаточно долгое время Минэкономики придерживалось иного мнения по этому вопросу. Так, в

разъяснении Минэкономики от 06.02.2009 г. № 3303-27/48 отмечалось, что при проведении процедуры закупки у одного участника началом процедуры является дата получения соответствующего согласования, выданного Уполномоченным органом.

Однако теперь, как видим, Минэкономики изменило свое мнение и считает, что

получение письма-согласования дает заказчику право применять процедуру закупки у одного участника. А поскольку процедура закупки у одного участника уже фактически была начата заказчиком, то получение письма-согласования уполномоченного органа является основанием для того, чтобы заказчик мог перейти к проведению переговоров с участником, после чего заключается договор о закупке.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше