Темы статей
Выбрать темы

Увольнение должностного лица органа местного самоуправления по окончании полномочий: ответы на вопросы

Редакция ББ
Ответы на вопросы

УВОЛЬНЕНИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОКОНЧАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Владимир ШПАЧЕНКО, юрист

 

О ДАТЕ УВОЛЬНЕНИЯ БЫВШЕГО СЕЛЬСКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

 

Сельскому председателю на основании решения сессии от 29.10.2010 г. предоставлен отпуск с 11.11.2010 г. по 08.01.2011 г. (за отработанный период с 18.04.2008 г. по 17.04.2010 г.) с последующим увольнением в связи с окончанием срока полномочий и выходом на пенсию.

После выборов сельский председатель не был переизбран на следующий срок. 15.11.2010 г. состоялась сессия, на которой принял полномочия вновь избранный сельский председатель.

27.11.2010 г. бывшему сельскому председателю выплачены отпускные, материальная помощь на оздоровление и для решения социально-бытовых вопросов в размере одного должностного оклада каждая.

Правильно ли это? Какую дату увольнения следует внести в трудовую книжку бывшего председателя? Нужно ли в табеле рабочего времени до 08.01.2011 г. указывать период его отпуска?

(Кировоградская обл.)

 

Увольнение сельского, поселкового, городского председателя должно проводиться с учетом требований действующего законодательства Украины.

Согласно

ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон о местном самоуправлении) полномочия сельского, поселкового, городского председателя заканчиваются в день открытия первой сессии соответствующего сельского, поселкового, городского совета, избранного на следующих очередных местных выборах, или, если совет не избран, с момента вступления в эту должность другого лица, избранного на следующих местных выборах, кроме случаев досрочного прекращения его полномочий в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 79 этого Закона.

В свою очередь, полномочия сельского, поселкового, городского председателя

начинаются с момента объявления соответствующей сельской, поселковой, городской избирательной комиссией на пленарном заседании совета решения о его избрании.

Согласно

ст. 46 Закона о местном самоуправлении первая сессия вновь избранного сельского, поселкового, городского совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем через две недели после регистрации вновь избранных депутатов совета в количестве, обеспечивающем полномочия состава совета согласно ст. 45 этого Закона. Первое пленарное заседание первой сессии открывает председатель указанной территориальной избирательной комиссии, который информирует совет об итогах выборов депутатов, а также об итогах выборов соответственно сельского, поселкового, городского председателя. С момента признания полномочий депутатов совета нового созыва и вновь избранного сельского, поселкового, городского председателя в соответствии со ст. 42 данного Закона на пленарных заседаниях совета первой сессии председательствует вновь избранный председатель.

Таким образом, полномочия сельского, поселкового, городского председателя

заканчиваются в момент вступления в эту должность другого лица, избранного согласно закону.

В случае окончания срока полномочий в трудовой книжке сельского, поселкового, городского председателя делается запись: «

Уволен в связи с окончанием срока полномочий, пункт 1 статьи 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», с указанием даты увольнения и порядкового номера записи.

Соответственно в трудовой книжке вновь избранного сельского, поселкового, городского председателя в разделе «Сведения о работе» делается запись об избрании на соответствующую должность с указанием даты избрания, основания для внесения записи (номер и дата протокола территориальной избирательной комиссии и сессии совета, где он был оглашен), порядкового номера записи.

На это обращала внимание Главгосслужба в

Методических рекомендациях по особенностям увольнения должностных лиц из органов местного самоуправления, доведенных письмом от 06.02.2002 г. № 42/621.

Следовательно,

срок пребывания на службе сельского, поселкового, городского председателя определяется сроком его полномочий на должности.

Учитывая изложенное, трудовые отношения с сельским, поселковым, городским председателем должны быть прекращены не на общих основаниях, предусмотренных

КЗоТ, а на дополнительном основании, установленном ст. 42 Закона о местном самоуправлении, согласно которой полномочия сельского, поселкового, городского председателя заканчиваются в день открытия первой сессии соответствующего сельского, поселкового, городского совета.

Поскольку полномочия сельского председателя истекли 15.11.2010 г., когда состоялась сессия сельского совета, где принял полномочия вновь избранный сельский председатель, считаются невозможными предоставление бывшему сельскому председателю неиспользованного отпуска после 15.11.2010 г. и выплата материальной помощи на оздоровление.

При увольнении ему должна быть выплачена компенсация за ежегодный основной отпуск продолжительностью пропорционально отработанному времени за период работы с 18.04.2008 г.

по дату увольнения (т. е. по 15.11.2010 г.) и в случае достижения соответствующего стажа государственной службы — за дополнительный отпуск за стаж государственной службы полной продолжительности.

Порядок учета рабочего времени

работников определен приказом Госкомстата Украины «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 г. № 489. Поскольку с 15.11.2010 г. бывший сельский председатель уже не является работником соответствующего совета, то с этой даты табель в отношении такого работника не ведется.

Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов выплачивается независимо от выхода работника в ежегодный отпуск. Решение о ее выплате принимается соответствующим советом. Поэтому бывшему сельскому председателю может быть предоставлена материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов на общих основаниях

до его увольнения.

Согласно

ст. 18 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III (далее — Закон № 2493) предельный возраст пребывания на службе в органах местного самоуправления составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эти ограничения не распространяются на должностных лиц местного самоуправления, избираемых на соответствующие должности.

Поскольку ограничения по предельному возрасту не распространяются на должностных лиц органов местного самоуправления, которые избираются на соответствующие должности согласно

Закону о местном самоуправлении, в случае избрания на выборную должность лица после достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах местного самоуправления или достижения этого возраста в период пребывания на выборной должности для назначения или продления выплаты пенсии местным органам Пенсионного фонда Украины направляется письмо за подписью сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного, районного в городе, областного совета, а на председателей — за подписью секретаря или заместителя председателя соответствующего совета. Такие разъяснения предоставлены Главгосслужбой в Методических рекомендациях по порядку продления срока пребывания на службе в органах местного самоуправления согласно статье 18 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления», доведенных письмом от 04.07.2001 г. № 742/3721. В соответствии со ст. 21 Закона № 2493 в случае увольнения с работы в органах местного самоуправления в связи с выходом на пенсию должностным лицам местного самоуправления выплачивается единовременная денежная помощь в размере 10 месячных должностных окладов при наличии не менее 10 лет стажа на должностях в органах местного самоуправления или на должностях, отнесенных к соответствующим категориям должностей государственных служащих.

Обязательным условием для выплаты указанной помощи

является увольнение должностного лица с работы в органах местного самоуправления в связи с выходом на пенсию должностного лица местного самоуправления.

Окончание срока полномочий как самостоятельное основание для увольнения

не дает права на выплату денежной помощи в размере 10 должностных окладов, поскольку не предусматривает выхода на пенсию.

Однако законодательством не запрещено расторжение трудового договора по нескольким основаниям, если такие основания являются самостоятельными и не исключают возможности их одновременного применения. Поэтому для получения указанной денежной помощи должностные лица, работающие на выборных должностях, должны обратиться в соответствующий совет с заявлением о выплате им единовременной денежной помощи в размере 10 месячных должностных окладов в соответствии со

ст. 21 Закона № 2493 в связи с выходом на пенсию.

В таком случае в трудовую книжку вносится запись: «

Уволен в связи с окончанием срока полномочий и выходом на пенсию», указываются соответствующая норма Закона о местном самоуправлении , дата и номер решения сессии совета, порядковый номер записи.

 

НА МОМЕНТ УВОЛЬНЕНИЯ СЕЛЬСКИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАХОДИТСЯ НА БОЛЬНИЧНОМ: ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЛИ ЕМУ ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ?

 

15 сентября 2010 года сельскому председателю открыт листок нетрудоспособности. В следующих листках нетрудоспособности имеется отметка: «Продолжает болеть». В листке нетрудоспособности от 11.12.2010 г. указано, что председатель 30.12.2010 г. направлен на МСЭК, 11.01.2011 г. осмотрен МСЭК с заключением: «Продление больничного листка». Последний листок нетрудоспособности выдан 01.04.2011 г. с отметкой: «Продолжает болеть». Бывший сельский председатель является пенсионером — ликвидатором последствий аварии на ЧАЭС.

Решением сессии от 16.11.2010 г. были признаны полномочия нового сельского председателя.

Правомерны ли выплаты по листкам нетрудоспособности после объявления результатов выборов?

Необходимо ли и в дальнейшем выплачивать бывшему председателю пособие по временной нетрудоспособности?

(Полтавская обл.)

 

Увольнение работника по инициативе собственника

(ст. 40 КЗоТ) не допускается в период его временной нетрудоспособности (кроме увольнения по п. 5 этой статьи), а также в период пребывания работника в отпуске.

Однако, как было указано в предыдущем ответе, трудовые отношения с сельским, поселковым, городским председателем должны быть прекращены не на общих основаниях, предусмотренных

КЗоТ, а на дополнительном основании, установленном ст. 42 Закона о местном самоуправлении, согласно которой полномочия сельского, поселкового, городского председателя заканчиваются в день открытия первой сессии соответствующего сельского, поселкового, городского совета.

В случае окончания срока полномочий издается распоряжение о сложении полномочий председателя и в трудовой книжке сельского, поселкового, городского председателя делается запись: «

Уволен в связи с окончанием срока полномочий, часть первая статьи 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», указываются дата и номер решения сессии совета, распоряжения председателя, его дата и номер и порядковый номер записи.

Следовательно, увольнение указанных лиц происходит в день окончания срока их полномочий в соответствии с указанными нормами

независимо от того, находятся ли они на больничном или в отпуске, поскольку основанием для их увольнения определен специальным законом юридический факт о приобретении полномочий на указанных должностях другими лицами.

Поскольку полномочия сельского председателя истекли 16.11.2010 г., когда состоялась сессия сельского совета, где принял полномочия вновь избранный сельский председатель, то трудовые отношения с бывшим сельским председателем должны были быть прекращены на эту дату. Несоблюдение этого правила является нарушением

ст. 42 Закона о местном самоуправлении. Таким образом, если соответствующая запись не была внесена в трудовую книжку сельского председателя, то необходимо ее внести.

Листки нетрудоспособности должностным лицам, уволенным в связи с окончанием срока полномочий, оплачиваются в соответствии с

Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2011 г. 2240-III (далее — Закон № 2240).

Увольнение работника,

заболевшего в период работы (в нашем случае сельский председатель заболел в период работы), в связи с окончанием срока полномочий не лишает его права на оплату листка нетрудоспособности. Так, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 2240 право на материальное обеспечение в связи со временной потерей трудоспособности возникает с наступлением нетрудоспособности в период работы, включая и день увольнения.

При этом листок нетрудоспособности оплачивается не по день увольнения, а в порядке, установленном

ч. 2 ст. 35 Закона № 2240, т. е. пособие по временной нетрудоспособности выплачивается ФССВПТ начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или до установления медико-социальной экспертной комиссией (далее — МСЭК) инвалидности (установления другой группы, подтверждения ранее установленной группы инвалидности), независимо от увольнения застрахованного лица в период потери трудоспособности.

Оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств работодателя.

Количество листков нетрудоспособности, которые будут подлежать оплате,

должно определяться по принципу, что они выданы по страховым случаям, наступившим в период работы.

Если в листке нетрудоспособности, выданном работнику после даты его увольнения, указано «приступить к работе» (код — 1), следующий листок нетрудоспособности оплате не подлежит, поскольку это уже будет иной страховой случай нетрудоспособности, наступивший не в период работы.

Согласно предоставленным читателем листкам нетрудоспособности первый листок нетрудоспособности выдан в период работы сельского председателя. Остальные листки нетрудоспособности являются его продлением. Поэтому все листки нетрудоспособности оплачиваются на общих основаниях.

Что касается листка нетрудоспособности, в котором бывший сельский председатель направлен в МСЭК, то отметим следующее.

В соответствии с

п. 7 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением КМУ от 03.12.2009 г. № 1317, МСЭК проводит осмотр временно нетрудоспособного лица, обратившегося для установления инвалидности, в течение семи дней со дня поступления документов.

Согласно

п. 4.4. Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздрава от 13.11.2001 г. № 455 (далее — Инструкция № 455), лицам, не признанным инвалидами:

— в случае признания их трудоспособными срок временной нетрудоспособности заканчивается датой осмотра в МСЭК;

в случае признания их нетрудоспособными листок нетрудоспособности продлевается до восстановления трудоспособности или повторного направления на МСЭК.

Поскольку в данном случае лицо не признано инвалидом, но признано нетрудоспособным, листок нетрудоспособности продлевается и подлежит оплате на общих основаниях и также все продолжения этого листка.

Согласно

п. 4.3 Инструкции № 455 в случае признания больного инвалидом листок нетрудоспособности закрывается днем поступления документов больного на МСЭК, дата установления инвалидности обязательно указывается в листке нетрудоспособности.

Поскольку листок нетрудоспособности закрывается днем поступления документов на МСЭК, пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФССВПТ предоставляется также до дня поступления документов на МСЭК.

 

СЕЛЬСКИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПО ОКОНЧАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ СТАЛ НА УЧЕТ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ: НА КАКИЕ ВЫПЛАТЫ ОН ИМЕЕТ ПРАВО?

 

После выборов сельский председатель не был переизбран на следующий срок. Свою кандидатуру на выборах он не выдвигал. Согласно трудовой книжке до избрания на должность сельского председателя он работал разнорабочим фермерского хозяйства, которым в ноябре 2010 года была предоставлена справка об отсутствии рабочих мест (т. е. предоставить предыдущую или равноценную работу на этом предприятии невозможно).

Срок полномочий сельского председателя истек 09.11.2010 г. С этой даты по 12.01.2011 г. на учете в центре занятости он не находился, а с 12.01.2011 г. стал на учет в центре занятости.

Выплачивать ли среднемесячную заработную плату в течение шести месяцев бывшему сельскому председателю? Имеет ли он право одновременно получать среднемесячную заработную плату и пособие по безработице?

(Полтавская обл.)

 

Статья 118 Кодекса законов о труде Украины

предусматривает гарантии для работников, избранных на выборные должности, в частности по окончании полномочий по выборной должности им должна предоставляться предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Аналогичная по содержанию гарантия предусмотрена и

абз. 1 ч. 2 ст. 33 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV (далее — Закон о статусе депутатов) для депутатов местных советов (депутаты сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета), работавших в совете на постоянной основе. Так, депутату местного совета, работавшему в совете на постоянной основе, по окончании таких полномочий предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия депутата, на другом предприятии, в учреждении, организации.

В соответствии с

абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона о статусе депутатов в случае невозможности предоставления соответствующей работы (должности) на период трудоустройства за бывшим депутатом местного совета сохраняется, но не более шести месяцев средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности в совете, выплачиваемая из соответствующего местного бюджета. Если бывший депутат местного совета имеет право на пенсионное обеспечение или ему назначена пенсия по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет согласно закону, за ним не сохраняется средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности в совете. Другие причины для несохранения средней заработной платы Законом о статусе депутатов не установлены.

Что касается сельского председателя, то отметим следующее. Согласно

п. 5 ст. 12 Закона о местном самоуправлении на сельских, поселковых, городских председателей распространяются полномочия и гарантии депутатов советов, предусмотренные законом о статусе депутатов советов, если иное не установлено законом.

Поэтому в случае прекращения полномочий сельский председатель имеет право на гарантии, установленные

ст. 33 Закона о статусе депутатов, в том числе и на выплату средней заработной в течение шести месяцев на период трудоустройства в случае невозможности предоставления соответствующей работы (должности).

Бывший сельский председатель для получения средней заработной платы на время трудоустройства должен предоставить в совет справку о невозможности его трудоустройства предприятием, где он работал до избрания, на предыдущей или равноценной работе (должности) и трудовую книжку. На основании этого советом издается соответствующее распоряжение.

Лица, уволенные из органов местного самоуправления в связи с окончанием срока полномочий, не лишены права как застрахованные лица обратиться в Фонд общеобязательного государственного страхования на случай безработицы за содействием в трудоустройстве и назначением пособия по безработице, условия и продолжительность выплаты которого определяются в соответствии со

ст. 22 и 23 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III (далее — Закон № 1533). Указанные лица регистрируются в центре занятости как ищущие работу на общих основаниях. При отсутствии подходящей работы решение о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости по их личным заявлениям с восьмого дня после регистрации в центре занятости по месту жительства как ищущих работу.

При этом выплату пособия по безработице в соответствии с

п. 4 ст. 31 Закона № 1533 откладывают на срок, равный периоду, в течение которого застрахованному лицу в соответствии с законами предоставляется выходное пособие или другие выплаты при увольнении с предприятий, учреждений и организаций или по окончании срока полномочий по выборной должности, которые обеспечивают частичную или временную компенсацию потерянного заработка.

Выплата средней заработной платы при этом не прекращается, поскольку действующим законодательством не установлено, что предоставление статуса безработного может быть основанием для прекращения ее выплаты.

 

ПЕРИОД ТРУДОУСТРОЙСТВА НЕ ЗАЧИСЛЯЕТСЯ В СТАЖ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Зачисляется ли в стаж службы в органах местного самоуправления период трудоустройства по окончании полномочий сельского председателя?

(г. Киев)

 

В случае невозможности предоставления соответствующей работы на период трудоустройства за бывшим сельским председателем сохраняется, но не более шести месяцев средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности в совете, выплачиваемая из соответствующего местного бюджета.

Следовательно, только при условии невозможности предоставления предыдущей или равноценной работы бывшему председателю закон гарантирует сохранение средней заработной платы на период его трудоустройства, но не более шести месяцев.

Исчисление стажа службы в органах местного самоуправления для установления надбавки за выслугу лет, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков и назначение пенсии осуществляются согласно

Порядку исчисления стажа государственной службы, утвержденному постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283.

Указанным

Порядком не предусмотрено зачисление периода трудоустройства в стаж службы в органах местного самоуправления, поскольку это время лицо не состоит в трудовых отношениях с соответствующим органом местного самоуправления.

Согласно

ч. 2 ст. 33 Закона о статусе депутатов время, когда бывший сельский председатель временно не работал в связи с невозможностью предоставления ему предыдущей или равноценной работы (должности) непосредственно по окончании срока его полномочий, зачисляется, но не более шести месяцев в страховой стаж и стаж работы (службы) по специальности, по которой он работал до избрания в местный совет, где он исполнял свои обязанности на постоянной основе.

В стаж, дающий право на получение денежного вознаграждения в соответствии с постановлением КМУ «Об утверждении Порядка выдачи денежного вознаграждения государственным служащим за добросовестный непрерывный труд в органах государственной власти, образцовое исполнение трудовых обязанностей» от 24.02.2003 г. № 212, не зачисляется (но и не перерывает его) период трудоустройства, в течение которого выплачивалась средняя заработная плата на период трудоустройства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше