Темы статей
Выбрать темы

Об учете урожая, оприходовании узлов, деталей, материалов и агрегатов разобранного оборудования и применении постановления КМУ № 1314 бюджетными учреждениями, содержащимися за счет средств местных бюджетов, в случае списания основных средств

Редакция ББ
Письмо от 08.04.2011 г. № 17-04/931-4925

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

ОБ УЧЕТЕ УРОЖАЯ, ОПРИХОДОВАНИИ УЗЛОВ, ДЕТАЛЕЙ, МАТЕРИАЛОВ И АГРЕГАТОВ РАЗОБРАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КМУ № 1314 БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, В СЛУЧАЕ СПИСАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Письмо от 08.04.2011 г. № 17-04/931-4925

(извлечение)

 

<…>

Об оприходовании урожая научно-исследовательскими хозяйствами, учете его использования для исследования, посева, реализации и приобретенных семян

Отражение в учете операций при производстве продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств осуществляется в соответствии с Инструкцией о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины в 14.08.2000 г. под № 497/4718 (с изменениями).

Так, оприходование готовой продукции сопровождается записью по дебету субсчета 251 и кредиту субсчета 822 «Расходы подсобных (учебных) сельских хозяйств».

На сумму реализованной готовой продукции осуществляется бухгалтерская проводка по дебету субсчета 722 «Реализация продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств» и кредиту субсчета 251.

 

О списании основных средств и оприходовании узлов, деталей, материалов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования

Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок), определяет механизм списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами) (далее — имущество). Списание имущества осуществляется способом, предусмотренным этим Порядком.

В соответствии с пунктом 23 этого Порядка все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, оприходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов.

Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье.

В бухгалтерском учете оприходование деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, пригодных для ремонта другого оборудования, а также материалов, полученных от ликвидации необоротных активов, отражается на соответствующих субсчетах Плана счетов.

По поводу более детального толкования норм Порядка следует обратиться в Фонд государственного имущества Украины как главному разработчику документа.

 

О применении норм Порядка бюджетными учреждениями, содержащимися за счет средств местных бюджетов, в случае списания имущества, которое в соответствии с законодательством признается основными фондами (средствами)

Типовой инструкцией о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 29.11.2010 г. № 447, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 04.01.2011 г. под № 3/18741 (далее — Типовая инструкция), единые требования к порядку списания имущества установлены для всех бюджетных учреждений.

Нормы этой Типовой инструкции распространяются на имущество бюджетных учреждений, срок использования которого более одного года, кроме объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), материальных активов, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами), а также применяются при списании запасов:

— не пригодных для дальнейшего использования;

— поврежденных в результате аварии или стихийного бедствия (при условии, что восстановление их является невозможным или экономически нецелесообразным и они не могут быть реализованы);

— выявленных в результате инвентаризации как недостача.

Согласно положению пункта 2 Типовой инструкции объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами), списываются согласно Порядку списания объектов государственной собственности, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2007 г. № 1314.

 

О должностном лице, уполномоченном согласно законодательству принимать решения о распоряжении имуществом коммунальной собственности

Пунктом 5 Порядка определено, что списание имущества осуществляется субъектом хозяйствования, на балансе которого оно находится, на основании принятого субъектом управления решения о предоставлении согласия на его списание.

Пунктом 9 Типовой инструкции определено, что составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом (руководящим органом), уполномоченным согласно законодательству принимать решения по распоряжению имуществом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее — Закон) территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество.

То есть составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом, уполномоченным согласно законодательству принимать решения по управлению объектами государственной (коммунальной) собственности непосредственно или путем передачи руководителям подчиненных бюджетных учреждений соответствующих полномочий в зависимости от стоимости за единицу (комплект) материальных ценностей и причин списания.

 

Первый заместитель председателя А. Даневич

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО СПИСАНИЮ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ: РАЗЪЯСНЯЕТ ГОСКАЗНАЧЕЙСТВО

Вопросы, которые Госказначейство рассматривает в комментируемых

письмах, возникли у бюджетных учреждений практически сразу после того, как приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447 была утверждена Типовая инструкция о порядке списания имущества бюджетных учреждений (далее — Типовая инструкция № 447 // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 4). О том, что отдельные положения Типовой инструкции № 447, которая, как известно, внесла достаточно существенные изменения в действующий ранее порядок списания имущества бюджетных учреждений, нуждаются в дополнительных разъяснениях Госказначейства, мы отмечали в комментарии к этому документу. И вот наконец-то такие разъяснения появились. Рассмотрим их подробнее.

Каков порядок списания основных средств бюджетными учреждениями, содержащимися за счет средств местных бюджетов?

Данный вопрос возник в связи с тем, что в

п. 1 Типовой инструкции № 447 определено, что положения этого документа применяются к списанию:

имущества, срок использования которого превышает один год, кроме объектов незавершенного строительства и материальных активов, которые в соответствии с законодательством признаются основными средствами (фондами) ;

запасов, непригодных для дальнейшего использования, поврежденных в результате аварии или стихийного бедствия (при условии, что их восстановление является невозможным или экономически нецелесообразным и они не могут быть реализованы), а также выявленных в результате инвентаризации как недостача.

При этом в отношении объектов, относящихся к

основным средствам и незавершенному строительству (незавершенным капитальным инвестициям в необоротные материальные активы), в п. 2 Типовой инструкции № 447 сказано, что они подлежат списанию в соответствии с Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314).

Действительно

, Порядок № 1314 определяет механизм списания объектов незавершенного строительства и основных средств, находящихся в государственной собственности. При этом должны заметить, что из Порядка № 1314 не следует, что этим документом должны также руководствоваться бюджетные учреждения при списании объектов, находящихся в коммунальной собственности.

Поэтому у бюджетных учреждений, находящихся в коммунальной собственности и содержащихся за счет средств местных бюджетов, после отмены с 15.01.2011 г.

Типовой инструкции о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденной совместным приказом Госказначейства и Минэкономики от 10.08.2001 г. № 142/181 (далее — Типовая инструкция № 142), сразу возник вопрос: каким же документом руководствоваться при списании объектов основных средств и незавершенного строительства, находящихся на их балансах?

Заметим, что возможные пути решения этой проблемы были непосредственно определены в

п. 2 приказа Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447, где сказано, что центральные органы исполнительной власти, другие главные распорядители бюджетных средств, имеющие ведомственные отраслевые инструкции по списанию имущества, должны привести их в соответствие с требованиями Типовой инструкции № 447.

Поэтому во многих регионах Украины органы местного самоуправления, опираясь именно на эту норму и руководствуясь полномочиями по управлению коммунальным имуществом, предусмотренными прежде всего

ст. 327 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, а также ст. 43, 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, с целью установления единых требований к порядку списания имущества, являющегося коммунальной собственностью, уже приняли соответствующие документы.

Полагаем, что приводить цитаты из каких-либо местных документов, определяющих порядок списания имущества, находящегося в коммунальной собственности, нецелесообразно, т. к. их положения распространяются на операции по списанию имущества, находящегося в коммунальной собственности определенной территориальной громады. При желании с таким документами можно ознакомиться на официальных сайтах соответствующих органов местного самоуправления (см. например, на сайте управления образования исполкома Кременчугского городского совета — http://kr-osvita.at.ua, Житомирского областного совета — http://www.oblrada.zhitomir.ua, Черновицкого городского совета — http://city.cv.ua и др.).

Таким образом, бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств местного бюджета, при списании имущества должны руководствоваться соответствующим решением о порядке списания коммунального имущества органа, уполномоченного принимать решение об управлении объектами коммунальной собственности.

 

Кто имеет право утверждать акты о списании имущества?

Пожалуй, это один из основных вопросов, который волнует бюджетные учреждения после вступления в силу

Типовой инструкции № 447. И связано это с тем, что в п. 9 данного документа определено: составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом (руководящим органом), уполномоченным в соответствии с законодательством принимать решения о распоряжении имуществом.

Поскольку имущество, находящееся на балансе бюджетных учреждений, находится в их оперативном управлении, возник вопрос: имеет ли право руководитель бюджетного учреждения принимать решения о списании имущества с баланса такого учреждения?

Ведь как известно, утратившая силу

Типовая инструкция № 142 предусматривала, что в определенных случаях (в зависимости от причин и стоимости списываемого имущества) решение о списании имущества принимал непосредственно руководитель учреждения.

Должны отметить, что в связи с отсутствием аналогичной нормы в

Типовой инструкции № 447 вышестоящие организации рекомендовали бюджетным учреждениям определенное время (не указывая, правда, каких-то конкретных периодов) не спешить списывать имущество с баланса.

На сегодняшний день этот вопрос прояснился. Как сообщает Госказначейство в комментируемых

письмах , акты о списании, составленные комиссией, отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством принимать решения об управлении объектами государственной (коммунальной) собственности непосредственно либо путем передачи руководителям подведомственных учреждений бюджетных учреждений соответствующих полномочий в зависимости от стоимости за единицу (комплект) материальных ценностей и причин списания.

Из этого можно сделать вывод о том, что Госказначейство не стало отказываться от применяемых ранее подходов к порядку списания имущества с балансов бюджетных учреждений, по крайней мере в части установления стоимостных критериев. И поэтому в 2011 году, так же, как и раньше,

акты о списании имущества с балансов бюджетных учреждений в зависимости от стоимости такого имущества могут быть утверждены:

— непосредственно

руководителем бюджетного учреждения;

должностным лицом, уполномоченным принимать решение об управлении объектами государственной (коммунальной) собственности.

При этом Госказначейство отмечает, что право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество принадлежит территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах (

п. 1 ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР). Следовательно, именно соответствующие органы местного самоуправления уполномочены принимать решение (выдавать разрешение) на списание имущества, являющегося коммунальной собственностью.

Как уже отмечалось в предыдущем вопросе, во многих регионах Украины органами местного самоуправления уже приняты соответствующие документы по списанию коммунального имущества, в которых, в частности, определена процедура утверждения актов о списании коммунального имущества (в зависимости от стоимости имущества и причин списания).

Таким образом, для каждого региона основополагающим документом в вопросе списания коммунального имущества должно быть решение «своего» органа, уполномоченного принимать решение об управлении коммунальной собственностью. И поэтому бюджетные учреждения при списании имущества должны руководствоваться в первую очередь решением такого органа.

Поскольку органы, уполномоченные управлять государственным или коммунальным имуществом, имеют право делегировать полномочия по утверждению актов о списании имущества непосредственно руководителю учреждения, нужно учитывать, что такое право должно быть оформлено соответствующим документом, где, в частности, должно быть указано, на какое имущество (с указанием стоимостных пределов) распространяется такое право.

 

Каков порядок списания имущества, приобретенного путем централизованных поставок?

Как указано в

письме Госказначейства от 11.04.2011 г. № 17-04/904-5067, Инструкция о порядке отражения в учете бюджетных учреждений операций по централизованной поставке материальных ценностей, утвержденная приказом Госказначейства от 16.12.2002 г. № 232 (далее — Инструкция № 232) утратила силу согласно совместному приказу Госказначейства и Минфина от 11.11.2010 г. № 414. Необходимость отмены Инструкции № 232 связана с приведением нормативно-правовых актов Госказначейства в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. В связи с этим было дано указание центральным органам исполнительной власти, другим главным распорядителям бюджетных средств внести соответствующие изменения в отраслевые инструкции о порядке отражения в учете операций по централизованной поставке материальных ценностей в соответствии с этим приказом.

Заметим, что центральные органы исполнительной власти, другие распорядители бюджетных средств уполномочены были принимать указанные отраслевые инструкции при необходимости, о чем отмечалось еще в

Инструкции № 232. Например, заведения здравоохранения при отражении в учете операций по централизованным поставкам руководствуются Инструкцией о порядке отражения в учете заведений и учреждений системы министерства здравоохранения Украины операций по централизованной поставке материальных ценностей, утвержденной приказом Минздрава от 26.03.2003 г. № 136. Однако пока в этот документ Минздрав не внес никаких изменений после отмены Инструкции № 232.

Каким же документом руководствоваться бюджетным учреждениям при списании имущества, полученного путем централизованных поставок?

Полагаем, что в этом вопросе нужно исходить из того, что на сегодняшний день все-таки не претерпели каких-либо изменений такие основные документы, как

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, и Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61. Поэтому при отражении в бухгалтерском учете операций по централизованным поставкам нужно прежде всего руководствоваться этими документами, а операции, касающиеся списания материальных ценностей, осуществлять с учетом требований Типовой инструкции № 447.

 

Списание основных средств и оприходование узлов, деталей, материалов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования

В

письме Госказначейства от 08.04.2011 г. № 17-04/931-4925 рассматривается вопрос о списании основных средств и оприходовании узлов, деталей, материалов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования.

Напомним, что для установления факта непригодности использования имущества и невозможности и /или неэффективности проведения его соответствующего ремонта или невозможности его использования иным образом, а также для документального оформления списания имущества по приказу руководителя учреждения создается

комиссия по списанию имущества. При этом обязанности комиссии по списанию имущества перечислены в п. 13 Порядка № 1314.

Как отмечал Минфин в

письме от 30.11.2009 г. № 31-22020-19-25/32499 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 15), указанная комиссия осуществляет контроль за изъятием из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, определяет их количество, вес и контролирует сдачу на склад и оприходование на соответствующих балансовых счетах.

Уничтожать, сдавать в металлолом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования пригодных для дальнейшего использования деталей запрещено.

Госказначейство в

письме от 01.09.2010 г. № 17-04-2161-16395 указывало на то, что непригодные детали и материалы отражаются в бухгалтерском учете на субсчете 239 «Прочие материалы» и подлежат обязательной сдаче учреждениям, занимающимся сбором такого сырья.

Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию материальных ценностей (в том числе деталей, содержащих драгоценные металлы), полученных в результате ликвидации объектов основных средств, рассматривался в статьях «Учет вторичного сырья» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 24) и «Что делать с ненужным имуществом» (см. «Бюджетная бухгалтерия» 2009, № 37).

 

Особенности учета готовой продукции научно-исследовательскими хозяйствами

Операции, связанные с производством продукции научно-исследовательскими хозяйствами, имеют свои особенности, хотя и отражаются в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке согласно требованиям

Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61, и Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114.

Так, в течение года учет готовой продукции ведется на субсчете 251 «Продукция подсобных (учебных) сельских хозяйств». Оприходование готовой продукции отражается записью по дебету субсчета 251 и кредиту субсчета 822 «Расходы подсобных (учебных) сельских хозяйств».

На субсчете 822 «Расходы подсобных (учебных) сельских хозяйств» учитываются расходы подсобных сельских и учебно-опытных хозяйств. Учет расходов ведется отдельно по отраслям хозяйства (животноводству, растениеводству), по их видами. По растениеводству ведется отдельно учет расходов на полеводство, овощеводство, садоводство. При необходимости учет может быть организован по отдельным культурам (зерно, овощи, картофель и т. д.).

На субсчете 722 «Реализация продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств» учитывается реализация продукции, которая выпускается подсобными сельскими и учебно-опытными хозяйствами. Кредитовый остаток по этому субсчету отражает сумму прибыли, а дебетовый — убытки от реализации продукции. По окончании года остаток по субсчету 722 относится на субсчет 432 «Результаты выполнения сметы по специальному фонду».

В бухгалтерском учете основные операции по учету и реализации готовой продукции, произведенной научно-исследовательскими хозяйствами, отражаются следующим образом:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Списаны расходы, связанные с производством продукции

822

661, 65, 239, 675

2

Оприходована готовая продукция на склад

251

822

3

Передана готовая продукция на нужды учреждения

239

251

4

Реализована готовая продукция

675

722

5

Отражена сумма налоговых обязательств по НДС

722

641

6

Списана себестоимость готовой продукции

722

251

7

Поступили денежные средства за реализованную готовую продукцию

301, 323

675

 

Заметим, что на сегодняшний день основным документом, регламентирующим порядок планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции научно-исследовательских хозяйств, являются

Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий, утвержденные приказом Министерства аграрной политики от 18.05.2001 г. № 132.

Вопросы, касающиеся деятельности подсобных хозяйств, которые являются структурными подразделениями бюджетных учреждений, рассматривались в статье «Подсобное хозяйство бюджетного учреждения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 25).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше