МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН УКРАИНЫ «ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»
Письмо-разъяснение от 30.09.2011 г. № 3303-25/12551-07
Министерство экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития) в связи со вступлением в силу 3 октября 2011 года Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» (далее — Закон), которым внесены изменения, в частности, в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон с изменениями), на многочисленные обращения субъектов сферы государственных закупок по применению законодательства о государственных закупках с изменениями, учитывая информацию, предоставленную в рамках компетенции Министерством финансов Украины, Министерством социальной политики Украины, Государственной налоговой службой Украины, Государственной таможенной службой Украины, Государственной казначейской службой Украины о таких изменениях, сообщает.
О завершении процедур, начатых до вступления в силу Закона
В соответствии с пунктом 1 раздела ІІ Заключительных положений Закона данный Закон вступает в силу через 60 дней со дня его опубликования («Голос Украины», 2011, № 142).
Указанная норма определяет правовой механизм вступления в силу Закона.
В соответствии со статьей 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают либо отменяют ответственность лица.
Частью второй статьи 5 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает либо отменяет гражданскую ответственность.
При этом в части второй статьи 4 Гражданского кодекса Украины указано, что актами гражданского законодательства, в частности, являются законы Украины.
Вместе с тем в соответствии с решением Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или в другом нормативно-правовом акте.
Учитывая, что такое указание в Законе отсутствует, процедуры закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, начатые до вступления в силу Закона, завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона.
В частности, в случае если заказчик начал процедуру закупки до вступления в силу Закона, информация публикуется и обнародуется в соответствии с требованиями, действовавшими до вступления в силу Закона.
Если решение об одностороннем расторжении договора о закупке, заключенного до вступления в силу Закона, принято после введения его в действие, информация об одностороннем расторжении договора о закупке обнародованию не подлежит.
Таким образом, осуществление государственных закупок с соблюдением порядка, установленного Законом, начинается со дня вступления его в силу, а именно с 03.10.2011 г.
Согласно части первой статьи 5 Гражданского кодекса Украины акты гражданского законодательства регулируют отношения, возникшие со дня вступления их в силу.
В соответствии со статьей 11 этого Кодекса гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, в частности из договоров и других сделок.
Таким образом, в случае внесения изменений в договор о закупке путем заключения дополнительного соглашения после вступления в силу Закона к таким правоотношениям применяются нормы Закона.
Учитывая изложенное, нормы об основаниях и порядке внесения изменений в существенные условия договора о закупке, в том числе о продлении действия договора о закупке, предусмотренные частями пятой, шестой статьи 40 Закона с изменениями, распространяются на договоры о закупке, заключенные до вступления в силу Закона.
Также Минэкономразвития как уполномоченный орган, осуществляющий регулирование и координацию в сфере государственных закупок (далее — Уполномоченный орган), обращает внимание всех субъектов сферы государственных закупок, что в соответствии с пунктом 3 раздела ІІ Заключительных положений Закона до приведения актов законодательства в соответствие с данным Законом законы и другие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей данному Закону.
О применении процедуры закупки у одного участника
В соответствии с частью первой статьи 39 Закона с изменениями закупка у одного участника — это процедура, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками и акцепта предложения победителя процедуры закупки у одного участника.
Частью второй статьи 39 Закона с изменениями определено, что процедура закупки у одного участника применяется заказчиком в виде исключения в случае: закупки произведений искусства или закупки, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключения договора о закупке с победителем архитектурного либо художественного конкурса; отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы либо услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы; неотложной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также оказанием в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам; если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников; необходимости осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации либо обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами либо услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, предоставителя услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием; закупки товаров на товарных биржах; закупки товаров в случае прекращения хозяйственной деятельности, в частности в результате банкротства, по договоренности с кредиторами.
Решение о применении процедуры закупки у одного участника принимается заказчиком при наличии оснований, определенных в части второй статьи 39 Закона с изменениями, без согласования с Уполномоченным органом.
Наряду с этим письма-согласования о применении процедуры закупки у одного участника, изданные Уполномоченным органом до вступления в силу Закона в соответствии с Порядком согласования применения процедуры закупки у одного участника, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.07.2010 г. № 668, остаются действительными и могут быть использованы заказчиками, которые их получили, при заключении договора о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника.
При этом отмечаем, что начиная с даты вступления в силу Закона Минэкономразвития не имеет правовых оснований для предоставления согласования (отказа в согласовании) применения процедуры закупки у одного участника, в том числе в случае, когда заказчик обратился за согласованием до вступления в силу Закона.
Если до вступления в силу Закона была опубликована информация о проведении процедуры закупки у одного участника и при этом на дату вступления в силу Закона согласование Уполномоченного органа не было получено, заказчик обнародует отчет о результатах проведения процедуры закупки у одного участника, в пункте 12 которого указывается, что согласование Уполномоченного органа в применении этой процедуры закупки не получено в связи со вступлением в силу Закона.
В то же время исходя из норм части пятой статьи 11 Закона с изменениями, решение комитета по конкурсным торгам, в частности о применении процедуры закупки у одного участника, оформляется протоколом, подписываемым всеми членами комитета, присутствующими на заседании комитета по конкурсным торгам.
В соответствии с частью третьей статьи 39 Закона с изменениями общий срок для определения победителя процедуры закупки у одного участника не должен превышать 5 дней со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок информации о применении процедуры закупки у одного участника. Заказчик акцептует предложение по результатам применения процедуры закупки у одного участника в день определения победителя.
Уведомление об акцепте предложения обязательно безвозмездно публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок.
Заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника в срок не ранее чем через 14 дней (5 рабочих дней в случае применения процедуры закупки по основаниям, определенным пунктом 3 части второй этой статьи) со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок уведомления об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника.
Договор о закупке, заключенный с нарушением сроков, предусмотренных этой частью, является ничтожным.
Основания для отмены процедуры закупки у одного участника предусмотрены частью пятой статьи 39 Закона с изменениями.
Об отдельных законах Украины, определяющих особенности осуществления закупки товаров, работ и услуг, которые определены частью четвертой статьи 2 Закона
Согласно части второй статьи 2 Закона с изменениями условия, порядок и процедуры закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств могут устанавливаться либо изменяться исключительно данным Законом, кроме случаев, предусмотренных данным Законом.
Отдельными законами Украины определяются особенности осуществления закупки товаров, работ и услуг, определенные частью четвертой статьи 2 Закона.
В соответствии с частью пятой статьи 2 Закона с изменениями запрещаются заключение договоров, предусматривающих расходование государственных средств, и/или оплата заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных данным Законом.
Пунктом 6 раздела XI «Заключительные положения» Закона с изменениями вменено Кабинету Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу данного Закона разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов, определяющих особенности осуществления закупок за государственные средства товаров, работ и услуг, указанных в абзаце втором части второй и части четвертой статьи 2 данного Закона.
До принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов закупка указанных товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с данным Законом.
О продлении срока действия договора
Частью шестой статьи 40 Закона с изменениями предусмотрено, что действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки, в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 процентов суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.
В соответствии с частью первой статьи 631 Гражданского кодекса Украины сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и выполнить свои обязанности в соответствии с договором.
Таким образом, продление действия договора возможно в случае, когда срок его действия не закончился в установленном действующим законодательством порядке.
При этом замечаем, что часть шестую статьи 40 Закона с изменениями могут применять в своей деятельности все заказчики, осуществляющие закупку в установленном данным Законом порядке.
Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг субъектами природных монополий
Статьей 2 Закона с изменениями установлено, что данный Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тысяч гривень, а работ — 300 тысяч гривень.
В соответствии с частью третьей статьи 10 Закона Украины «О природных монополиях» субъекты природных монополий осуществляют закупку товаров, работ и услуг согласно требованиям и процедурам, определенным Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок». Определение «субъект природной монополии» приведено в абзаце четвертом части первой статьи 1 указанного Закона, согласно которому это субъект хозяйствования (юридическое лицо) любой формы собственности (монопольное образование), который производит (реализует) товары на рынке, пребывающем в состоянии природной монополии.
Частью четвертой статьи 2 Закона с изменениями предусмотрено, что отдельными законами определяются особенности осуществления закупки, в частности юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сферах, определенных статьей 5 Закона Украины «О природных монополиях». В соответствии со статьей 5 данного Закона регулируется деятельность субъектов природных монополий в таких сферах, как: транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам; транспортировка природного и нефтяного газа по трубопроводам и его распределение; хранение природного газа в объемах, превышающих уровень, устанавливаемый условиями и правилами осуществления предпринимательской деятельности по хранению природного газа (лицензионными условиями); транспортировка других веществ трубопроводным транспортом; передача и распределение электрической энергии; пользование железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами инфраструктуры, обеспечивающими движение железнодорожного транспорта общего пользования; управление воздушным движением; централизованное водоснабжение и водоотведение; транспортировка тепловой энергии; специализированных услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины. Перечень субъектов природных монополий составляется и ведется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его полномочиями.
В свою очередь, пунктом 6 раздела XI Заключительных положений Закона с изменениями вменено Кабинету Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу данного Закона разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов, определяющих особенности осуществления закупок за государственные средства товаров, работ и услуг, указанных в абзаце втором части второй и части четвертой статьи 2 данного Закона. До принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов закупка указанных товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с данным Законом.
Таким образом, субъекты природных монополий осуществляют закупки товаров, работ и услуг как за государственные, так и за собственные средства в порядке, установленном Законом с изменениями, до принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов, которые определят особенности осуществления закупок за государственные средства в соответствующих сферах, определенных статьей 5 Закона Украины «О природных монополиях».
В случае если лицо осуществляет деятельность в одной из сфер, определенных статьей 5 Закона Украины «О природных монополиях», и при этом не имеет статуса субъекта природной монополии, оно обязано осуществлять закупки товаров, работ и услуг как за государственные, так и за собственные средства в порядке, установленном Законом с изменениями, до принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов, которые определят особенности осуществления закупок за государственные средства в соответствующих сферах, определенных статьей 5 Закона Украины «О природных монополиях».
О распространении действия Закона с изменениями на предприятия
Согласно пункту 27 части первой статьи 1 Закона с изменениями распорядителями государственных средств являются органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения, организации, определенные Конституцией и другими актами законодательства Украины, а также учреждения либо организации, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым либо органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, принятие по ним обязательств и осуществление платежей, а также предприятия и их объединения.
В соответствии с определением, приведенным в пункте 21 части первой статьи 1 Закона с изменениями, к понятию «предприятия» относятся предприятия, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым либо органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, принятие по ним обязательств и осуществление платежей, в том числе государственные, казенные, коммунальные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная или коммунальная часть акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная или коммунальная часть акций (долей, паев) превышает 50 процентов, объединения таких предприятий (хозяйственных обществ).
В то же время согласно пункту 4 части первой статьи 1 Закона с изменениями государственные средства — это средства Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, средства Национального банка Украины, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, средства общеобязательного государственного социального страхования, средства общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, средства общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, средства, предусмотренные Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», средства учреждений или организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями либо органами местного самоуправления, средства государственных и местных фондов, средства государственного оборонного заказа, средства государственного заказа для удовлетворения приоритетных государственных нужд, средства государственного материального резерва, средства Аграрного фонда, средства Фонда социальной защиты инвалидов, средства, предоставляемые заказчикам под гарантии Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления по кредитам, займам, предоставляемым иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями либо на условиях софинансирования вместе с иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями.
Таким образом, предприятия, определенные в пункте 21 части первой статьи 1 Закона с изменениями, являющиеся распорядителями государственных средств, осуществляют закупку товаров, работ или услуг за счет этих средств в порядке, установленном данным Законом.
Кроме этого, согласно части первой статьи 2 Закона с изменениями порядок, установленный данным Законом, распространяется также на закупки товаров, работ и услуг за счет средств предприятий, если предприятия соответствуют хотя бы одному из следующих признаков:
1) пользуются налоговой льготой, предусмотренной налоговым, таможенным законодательством Украины, — в течение пользования такой льготой;
2) в соответствии с законом освобождены от обязанности уплачивать задолженность перед бюджетами, по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование, по обязательствам перед фондами общеобязательного государственного социального страхования — в течение календарного года от даты такого освобождения;
3) получают прямую либо опосредованную бюджетную поддержку, в том числе в виде компенсации части расходов или возмещения процентов по кредитам, — в течение календарного года с даты получения бюджетной поддержки.
В свою очередь, согласно статье 30 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) налоговая льгота — предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии особенностей, характеризующих определенную группу плательщиков налогов, вид их деятельности, объект налогообложения либо характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.
Плательщик налогов вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в течение всего срока ее действия.
Налоговые льготы, порядок и основания их предоставления устанавливаются с учетом требований законодательства Украины о защите экономической конкуренции исключительно Кодексом, решениями Верховного Совета Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Кодексом.
Налоговая льгота предоставляется путем налогового вычета (скидки), который уменьшает базу налогообложения до начисления налога и сбора; уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора; установления сниженной ставки налога и сбора; освобождения от уплаты налога и сбора.
Следует обратить внимание, что по определению периода пользования соответствующей налоговой льготой по налогу, сбору плательщик налога может обратиться за налоговой консультацией в органы государственной налоговой службы в порядке, определенном Кодексом, поскольку к компетенции Минэкономразвития не относятся указанные вопросы.
По информации Минсоцполитики, действующим законодательством не предусмотрено освобождение страхователей от обязанности уплачивать задолженность по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и от других обязательств перед фондами общеобязательного государственного социального страхования.
В случае если предприятие в соответствии с законом освобождено от обязанности уплачивать задолженность перед бюджетами, течение срока (календарного года) начинается со следующего дня за днем вступления в силу соответствующего закона.
Необходимо отметить, что определения прямой и опосредованной бюджетной поддержки бюджетное законодательство не содержит.
Однако в соответствии с информацией, предоставленной Государственной казначейской службой, согласно статье 20 Бюджетного кодекса Украины критерии и условия отбора субъектов хозяйствования, которым предоставляется государственная поддержка из бюджета, а также определение объема такой поддержки указываются в порядках использования бюджетных средств (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), которые утверждаются Кабинетом Министров Украины либо главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины.
Вместе с тем в соответствии с Бюджетным кодексом Украины приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495 утверждена Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета (далее — Инструкция).
Согласно пункту 6 Инструкции термины и понятия в ней употребляются в следующем значении:
капитальные расходы — платежи с целью приобретения необоротных активов (в том числе земли, нематериальных активов и т. п.), стратегических и чрезвычайных запасов товаров, невозмещаемые платежи, передаваемые получателям бюджетных средств с целью приобретения, модернизации, строительства, расширения, реконструкции, реставрации и т. п. подобных активов, компенсации потерь, связанных с разрушением или повреждением необоротных активов;
капитальные трансферты — это невозмещаемые односторонние платежи органов управления, не приводящие к возникновению или погашению финансовых требований. Они предусмотрены на приобретение капитальных активов, компенсацию потерь, связанных с повреждением основного капитала, либо увеличение капитала получателей бюджетных средств. В эту категорию включаются также трансфертные платежи предприятиям для покрытия убытков, аккумулированных ими в течение нескольких лет или возникших в результате чрезвычайных обстоятельств. Капитальными трансфертами считаются невозмещаемые, безвозвратные платежи, имеющие единовременный и нерегулярный характер как для приобретателя (донора), так и для их получателя (бенефициара). Средства, выделяемые из бюджета в качестве капитальных трансфертов, имеют целевое назначение;
текущие расходы — расходы бюджетов, направляемые на выполнение бюджетных программ и обеспечивающие текущее функционирование бюджетных учреждений, проведение исследований, разработок, мероприятий и предоставление текущих трансфертов населению и предприятиям (учреждениям, организациям);
субсидии — все невозмещаемые текущие выплаты предприятиям, не предусматривающие компенсации в виде специально обусловленных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, связанные с возмещением убытков государственных предприятий.
Код 1300 «Субсидии и текущие трансферты» — расходы на предоставление субсидий, дотаций, текущих трансфертов юридическим лицам, другим бюджетам, помощи и других текущих трансфертов населению.
Код 1310 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» предусматривает, что текущие платежи юридическим лицам включают:
а) субсидии хозрасчетным предприятиям (учреждениям и организациям);
б) субсидии предприятиям и организациям сельского хозяйства;
в) субсидии на покрытие убытков предприятий, финансовую поддержку предприятий на безвозвратной основе, а также другие субсидии;
г) возмещение процентов за пользование кредитами;
ґ) государственную поддержку общественных организаций;
д) взносы в уставные фонды субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленные на прирост оборотных средств.
Код 2410 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» предусматривает:
а) капитальные трансферты получателям (т. е. все капитальные расходы получателей);
б) взносы в уставные фонды субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством с целью инвестирования в необоротные активы;
в) капитальные расходы высших учебных заведений и научных учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Таким образом, предприятия, которые на основаниях, в порядке и способом, определенных бюджетным законодательством, получают средства из Государственного и/или местного бюджета в качестве бюджетной поддержки, независимо от способа такой поддержки, должны осуществлять закупки в соответствии с Законом с изменениями в течение календарного года с даты получения бюджетной поддержки.
В этом случае течение срока (календарного года) начинается со следующего дня за днем получения предприятием на свой счет первого платежа в рамках предоставления соответствующего вида бюджетной поддержки.
Указанная норма применяется предприятием отдельно к каждому новому случаю получения бюджетной поддержки.
Наряду с этим, если процедура закупки начата предприятием в период, указанный в части первой статьи 2 Закона с изменениями, она завершается в соответствии с данным Законом независимо от окончания указанного периода.
О применении форм документов в сфере государственных закупок
В соответствии с Законом Минэкономразвития как Уполномоченным органом вносятся изменения в формы документов в сфере государственных закупок, утвержденных приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок», зарегистрированным в Минюсте 06.08.2010 г. под № 624/17919.
До вступления в силу вышеуказанных изменений к формам документов в сфере государственных закупок заказчики при организации процедур закупок применяют действующие формы документов в сфере государственных закупок. При обнародовании на веб-портале «Государственные закупки» и опубликовании в Информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» уведомления об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника рекомендуем использовать форму уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения.
О прохождении обучения специалистов в сфере осуществления закупок и повышения квалификации в порядке, установленном Уполномоченным органом
Согласно пункту 15 части первой статьи 8 Закона с изменениями одной из основных функций Минэкономразвития как Уполномоченного органа является организация и утверждение порядка прохождения обучения специалистов в сфере осуществления закупок и повышения квалификации.
В соответствии с абзацем третьим части второй статьи 11 Закона председатель и секретарь комитета по конкурсным торгам должны пройти обучение по вопросам организации и осуществления закупок. Такое обучение могут пройти также другие члены комитета по конкурсным торгам. Порядок указанного обучения устанавливается Уполномоченным органом.
До вступления в силу порядка прохождения обучения специалистов в сфере осуществления закупок и повышения квалификации, установленного Уполномоченным органом, норма части второй статьи 11 Закона с изменениями о необходимости прохождения обучения по вопросам организации и осуществления закупок председателем и секретарем комитета по конкурсным торгам не обязывает указанных субъектов проходить такое обучение.
Директор Департамента государственных закупок
и государственного заказа А. Анипко
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
МИНЭКОНОМИКИ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНА «ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»
Министерство экономического развития и торговли Украины как Уполномоченный орган в сфере государственных закупок предоставило разъяснения, касающиеся изменений, внесенных в
Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289), в связи со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 08.07.2011 г. № 3681-VI (далее — Закон № 3681). Напомним, что Закон № 2289 с учетом внесенных изменений был опубликован в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 35.В комментируемом
письме Минэкономики разъясняет вопросы, касающиеся:1) завершения процедур закупок, начатых до вступления в силу
Закона № 3681;2) применения процедуры закупки у одного участника;
3) отдельных законов Украины, определяющих особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг, установленные
ч. 4 ст. 2 Закона № 2289;4) продления срока действия договора;
5) осуществления закупок товаров, работ и услуг субъектами естественных монополий;
6) распространения действия
Закона № 2289 на предприятия;7) применения форм документов в сфере государственных закупок;
8) прохождения обучения специалистов в сфере осуществления закупок и повышения их квалификации.
Рассмотрим эти вопросы подробнее.
1.
Прежде всего отметим, что Закон № 3681 не имеет обратного действия во времени, поскольку в соответствии с решением Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или в другом нормативно-правовом акте. Учитывая, что такого указания в Законе № 3681 нет, согласно п. 1 разд. ІІ «Заключительные положения» данного Закона процедуры закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, начатые до вступления его в силу, т. е. до 03.10.2011 г., завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу этого Закона.Отметим, что согласно действующему законодательству процедура считается начатой со дня опубликования объявления о проведении торгов (запроса ценовых предложений или формы информации о применении процедуры закупки у одного участника) в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок».
Учитывая приведенное, информация, подлежащая опубликованию и обнародованию согласно
ст. 10 Закона № 2289, должна размещаться на веб-портале Минэкономразвития и в иформационном бюллетене «Вестник государственных закупок» согласно требованиям, действовавшим до вступления в силу Закона № 3681. Исключением из этой нормы, в частности, является отсутствие обязанности обнародования на веб-портале решения об одностороннем расторжении договора о закупке, заключенного до вступления в силу Закона № 3681.Таким образом, осуществление государственных закупок с соблюдением порядка, установленного
Законом № 3681, начинается со дня вступления в силу этого Закона, а именно с 03.10.2011 г.Как указано в комментируемом
письме, нормы, касающиеся оснований и порядка внесения изменений в существенные условия договора о закупке, в том числе, по продлению действия договора о закупке, предусмотренные ч. 5 и 6 ст. 40 Закона № 2289, распространяются на договоры о закупке, заключенные до вступления в силу Закона № 3681. Но при этом в п. 4 комментируемого письма четко указано, что ч. 6 ст. 40 Закона № 2289 могут применять в своей деятельности все заказчики, осуществляющие закупку в установленном этим Законом порядке.Вместе с тем необходимо отметить, что этот вывод Минэкономики вызвал определенные противоречия и разное его толкование среди специалистов в сфере госзакупок: возможно ли применение нормы о продлении срока действия договоров на следующий год к процедурам закупок, начатым до 03.10.2011 г., или эта норма распространяется только на договоры, заключенные по результатам проведенных процедур закупок, начатых после 03.10.2011 г.?
2. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона № 2289 закупка у одного участника — это процедура, согласно которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками и акцепта предложения победителя процедуры закупки у одного участника.Решение о применении процедуры закупки у одного участника принимается заказчиком при наличии оснований, определенных в
ч. 2 ст. 39 Закона № 2289, без согласования с Уполномоченным органом.Исходя из норм
ч. 5 ст. 11 Закона № 2289 решение комитета по конкурсным торгам о применении процедуры закупки у одного участника оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комитета, присутствующими на заседании комитета по конкурсным торгам.В соответствии с
ч. 3 ст. 39 Закона № 2289 общий срок для определения победителя процедуры закупки у одного участника не должен превышать 5 дней со дня обнародования на веб-портале и опубликования в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» информации о применении процедуры закупки у одного участника.Сообщение об акцепте предложения, составляемое по результатам применения процедуры закупки у одного участника в день определения победителя, обязательно бесплатно публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок.
Заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника в срок
не ранее чем через 14 дней (5 рабочих дней в случае применения процедуры закупки на основаниях, определенных п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона № 2289, т. е. в случае неотложной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам) со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника. При этом обращаем внимание, что действующим законодательством не установлен конечный срок заключения договора по результатам применения процедуры закупки у одного участника. 3. Отдельными законами Украины определяются особенности осуществления закупки товаров, работ и услуг, указанных в ч. 4 ст. 2 Закона № 2289, а именно закупки:— необлученных топливных элементов (твэлов) для ядерных реакторов;
— нефти или нефтепродуктов сырых;
— электрической энергии, услуг по ее поставке, передаче и распределению;
— централизованной поставки тепловой энергии;
— природного и нефтяного газа и услуг по его транспортировке, распределению и поставке;
— услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов;
— телекоммуникационных услуг, в том числе по ретрансляции радио- и телесигналов (за исключением услуг мобильной связи и услуг интернет-провайдеров);
— услуг международных финансовых организаций, связанных с привлечением их кредитов (займов);
— услуг по подготовке специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышению квалификации и переподготовке кадров (последипломное образование) по государственному заказу;
— товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется за средства, распорядителем которых является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по обеспечению подготовки и реализации в Украине инфраструктурных проектов для выполнения задач и мероприятий по подготовке и проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу и других международных спортивных событий (в рамках выполнения Государственной целевой программы подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу);
— образовательных услуг, предоставляемых зарубежными высшими учебными заведениями и научными учреждениями: студентам, аспирантам, научным и научно-педагогическим работникам за пределами Украины;
— услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению.
Пунктом 6 разд. XI «Заключительные положения» Закона № 2289
установлено, что Кабинет Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу указанного Закона должен разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов, определяющих особенности осуществления закупок за государственные средства товаров, работ и услуг, указанных в абз. 2 ч. 2 и 4 ст. 2 Закона № 2289.До принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов
закупка указанных товаров, работ и услуг осуществляется в соответствии с Законом № 2289, в частности, путем применения процедуры закупки у одного участника.Учитывая то, что на сегодняшний день еще не приняты отдельные законы по закупке электрической энергии, услуг по ее поставке, передаче и распределению, централизованной поставке тепловой энергии, услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению, в ближайшем номере нашей газеты мы более детально остановимся на проведении процедуры закупки у одного участника по приведенным выше предметам закупки.
4. Частью 6 ст. 40 Закона № 2289 предусмотрено, что действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточной для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.Как указано в комментируемом
письме, упомянутая норма может быть применена всеми заказчиками, которые осуществляют закупки в порядке, установленном Законом № 2289, а не только заказчиками торгов, финансируемыми за счет бюджетных средств. Единственным основным требованием для применения этой нормы являются ее наличие в договоре о закупке, заключенном по результатам торгов, и подписание на этом основании дополнительного соглашения об увеличении суммы договора не более чем на 20 % включительно в период действия договора, т. е. до 31.12.2011 г.5.
Пунктом 6 разд. XI «Заключительные положения» Закона № 2289 установлено, что Кабинетом Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу этого Закона будут разработаны и внесены на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов, определяющих особенности осуществления закупок за государственные средства товаров, работ и услуг субъектами естественных монополий.До принятия Верховной Радой Украины соответствующих законов закупка товаров, работ и услуг осуществляется такими заказчиками в соответствии с
Законом № 2289, т. е. субъекты естественных монополий осуществляют закупки товаров, работ и услуг как за государственные, так и за собственные средства в порядке, установленном Законом № 2289. 6. Согласно пп. 21, 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 2289 распорядителями государственных средств остаются предприятия и их объединения, но только в случае, когда они выступают распорядителями государственных средств, определение которых приведено в п. 27 ч. 1 ст. 1 данного Закона. То есть такие предприятия осуществляют закупку товаров, работ или услуг за счет государственных средств в порядке, установленном Законом № 2289.Кроме того, согласно
ч. 1 ст. 2 Закона № 2289 предприятия осуществляют закупку товаров, работ или услуг в порядке, установленном данным Законом, если предприятия соответствуют хотя бы одному из следующих признаков:1) пользуются налоговой льготой, предусмотренной налоговым, таможенным законодательством Украины, — в течение пользования такой льготой;
2) в соответствии с законом освобождены от обязанности уплачивать задолженность перед бюджетами по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование, по обязательствам перед фондами общеобязательного государственного социального страхования — в течение календарного года с даты такого освобождения;
3) получают прямую или опосредованную бюджетную поддержку, в том числе в виде компенсации части расходов или возмещения процентов по кредитам, — в течение календарного года от даты получения бюджетной поддержки.
В комментируемом
письме достаточно детально разъясняется каждый из указанных признаков и порядок их применения.7.
Формы документов, составляемых комитетом по конкурсным торгам, утверждены приказом Минэкономики «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 26.07.2010 г. № 922 (далее — приказ № 922).Учитывая внесенные изменения в
Закон № 2289 в соответствии с п. 3 Заключительных положений Закона № 3681, заказчики во время организации и проведения процедур закупок применяют действующие формы документов в сфере государственных закупок до внесения в них соответствующих изменений и вступления их в силу.Кроме того, в связи с введением в
ч. 3 ст. 39 Закона № 2289 необходимости составления, обнародования на веб-портале и опубликования в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» сообщения об акцепте предложения при проведении процедуры закупки у одного участника заказчикам в комментируемом письме рекомендуется использовать форму сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения.Отметим, что некоторые формы документов вообще отсутствуют в
приказе № 922, например отчет о результатах применения такой процедуры закупки как предварительная квалификация участников. Надеемся, что этот пробел будет урегулирован новым приказом Уполномоченного органа.Отметим: в комментируемом
письме отсутствует какая-либо информация о порядке составления заказчиками документации и необходимости внесения изменений в приказы Минэкономики «Об утверждении стандартной документации конкурсных торгов» от 26.07.2010 г. № 919 и «Об утверждении Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства» от 26.07.2010 г. № 925, в части установления нового перечня случаев возможности внесения изменений в заключенный договор о закупке, предусмотренных ч. 5 ст. 40 Закона № 2289, а именно:1) уменьшение объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика;
2) изменение цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре, и произойдет не ранее трех месяцев со дня его заключения;
3) улучшение качества предмета закупки при условии, что такое улучшение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;
4) продление срока действия договора и выполнение обязательств по передаче товара, выполнению работ, предоставлению услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, повлекших такое продление, в том числе форс-мажорных обстоятельств, задержки финансирования расходов заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;
5) изменение условий в связи с применением положений
ч. 6 ст. 40 Закона № 2289: действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.Учитывая указанное выше, до приведения указанных приказов в соответствие с действующим законодательством считаем целесообразным в п. 2 разд. VI документации конкурсных торгов для процедуры закупки — открытые торги записывать, что «
существенные условия договора, которые обязательно включаются в договор о закупке, определяются заказчиком согласно требованиям ст. 40, 41 Закона № 2289», а в основных условиях договора или проекте договора, который приводится в документации конкурсных торгов, указанные выше основания, не упомянутые в п. 1.3 и 3.2 Типового договора о закупке, указывать в п. 11 договора «Прочие условия». 8. В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 11 Закона № 2289 обязательно пройти обучение должны только председатель и секретарь комитета по конкурсным торгам. При этом, как видим, в этом Законе вообще отсутствует какая-либо ссылка на повышение квалификации указанных лиц.Как указано в
Законе № 2289, порядок обучения устанавливается Уполномоченным органом. Учитывая то, что на сегодняшний день такой порядок отсутствует, норма ч. 2 ст. 11 Закона № 2289 не обязывает указанных субъектов проходить такое обучение.Вместе с тем сообщаем, что на Международной конференции «Актуальные вопросы государственных закупок в Украине в контексте изменений в законодательство. Состояние и перспективы развития», которая прошла в г. Киеве 07.10.2011 г., отмечалось, что такой порядок уже практически разработан Уполномоченным органом и будет передан в Министерство юстиции для осуществления его регистрации. Нововведениями этого порядка будут внедрение дистанционного обучения и ведение реестра лиц, прошедших такое обучение.
Елена ПОНОМАРЕНКО,
консультант по вопросам государственных закупок