Темы статей
Выбрать темы

О применении постановления КМУ «Об упорядочении использования легковых автомобилей бюджетными учреждениями и организациями» от 04.06.2003 г. № 848

Редакция ББ
Письмо от 20.10.2011 г. № 25-14/79

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КМУ «ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ» ОТ 04.06.2003 г. № 848

Письмо от 20.10.2011 г. № 25-14/79

(извлечение)

 

<…>

Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Украины от 04.06.2003 г. № 848 «Об упорядочении использования легковых автомобилей бюджетными учреждениями и организациями» руководители органов исполнительной власти обязаны принять меры по утверждению руководителями учреждений порядка использования легковых автомобилей для поездок, связанных со служебной деятельностью должностных лиц, разработанного исходя из специфики деятельности и требований, предусмотренных указанным постановлением.

Таким образом, вопросы по использованию легковых автомобилей отдельно взятыми бюджетными учреждениями и организациями должны решаться согласно порядкам их использования.

По поводу ответственности за нарушение порядка использования легковых автомобилей для поездок, связанных со служебной деятельностью должностных лиц, следует отметить следующее.

В соответствии с п. 1 постановления Кабинета Министров Украины от 04.06.2003 г. № 848 «Об упорядочении использования легковых автомобилей бюджетными учреждениями и организациями» обслуживание легковыми автомобилями должностных лиц учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет государственного или местных бюджетов (далее — учреждения), осуществляется в пределах установленных лимитов и ассигнований, предусмотренных в их сметах.

В то же время следует отметить, что согласно ст. 48 Бюджетного кодекса Украины распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Государственной казначейской службы Украины.

Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета.

Размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным кодексом Украины и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность.

Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным кодексом Украины и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами (кроме расходов, осуществляемых согласно ч. 6 этой статьи) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.

Требования физических и юридических лиц о возмещении убытков и/или ущерба по обязательствам, взятым распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным кодексом Украины и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), взыскиваются с лиц, виновных во взятии таких обязательств, в судебном порядке.

Ответственность за взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным кодексом Украины или законом о Государственном бюджете Украины, предусмотрена ст. 117 указанного Кодекса, а именно приостановка бюджетных ассигнований.

Следует отметить, что порядками использования легковых автомобилей бюджетными учреждениями и организациями может быть также предусмотрена и другая ответственность за их нарушение.

 

Первый заместитель Председателя В. Костюшко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛУЖЕБНОГО АВТОМОБИЛЯ: МНЕНИЕ МИНФИНА И ГОСФИНИНСПЕКЦИИ

На практике достаточно часто возникает потребность в осуществлении должностными лицами поездок в служебных целях в другой населенный пункт, район или область. Поэтому с целью обеспечения экономного расходования бюджетных средств Кабмином было утверждено

постановление «Об упорядочении использования легковых автомобилей бюджетными учреждениями и организациями» от 04.06.2003 г. № 848 (далее — постановление № 848), в п. 1 которого указано, что легковые автомобили могут использоваться исключительно для поездок, связанных со служебной деятельностью должностных лиц.

После каждой такой поездки лицо, в распоряжение которого был предоставлен автомобиль, должно указать в соответствующей строке путевого листа маршрут и время использования (начало и конец) автомобиля учреждения и подтвердить это личной подписью. Отметим, что согласно

п. 2 приказа Госкомстата «Об утверждении типовой формы первичного учета работы служебного легкового автомобиля и Инструкции о порядке ее применения» от 17.02.98 г. № 74 для всех субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций независимо от ведомственного подчинения и форм собственности, которые эксплуатируют служебные легковые автомобили или для которых по их заказу осуществляется транспортное обслуживание служебными легковыми автомобилями, применение путевого листа типовой формы № 3 является обязательным.

Более того

п. 2.1 Инструкции о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденной приказом Госкомстата от 17.02.98 г. № 74, определено, что использование любых других форм путевых листов для учета работы служебных легковых автомобилей не допускается.

Путевой лист служебного автомобиля оформляется только

на 1 рабочий день и выдается при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущий день работы. На больший срок путевой лист выдается в случаях транспортного обслуживания в междугородном сообщении свыше 1 суток в соответствии с приказом или распоряжением руководителя учреждения.

Выдача путевого листа регистрируется в диспетчерском журнале по следующим реквизитам: дата выдачи, номер путевого листа, фамилия и инициалы водителя, его подпись при получении путевого листа, дата возврата путевого листа, подпись ответственного лица.

Напомним, что списание горюче-смазочных материалов на работу служебного автомобиля учреждения осуществляется в соответствии с

приказом Минтранса «Об утверждении Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 10.02.98 г. № 43. При этом согласно п. 3 этого приказа руководителю предприятия, учреждения, организации предоставляется право установления конкретных величин коэффициентов корректировки линейных норм расходов топлива в регламентированных пределах со сроком их действия, которые утверждаются приказом (распоряжением) по учреждению.

Следует также иметь в виду, что использование служебного автомобиля

в выходные и праздничные дни, а также в командировке за пределы области, АР Крым на расстояние свыше 200 км осуществляются только с разрешения руководителя учреждения.

Однако в любом случае, как указывает Минфин в

письме от 14.10.2011 г. № 31-07230-16-21/25290 (см. с. 11 этого номера), должностное лицо должно предоставить документы, подтверждающие связь поездки со своей служебной деятельностью.

С целью урегулирования подобных вопросов руководителем учреждения должен быть утвержден порядок использования легковых автомобилей для поездок, связанных со служебной деятельностью должностных лиц, разработанный с учетом специфики деятельности учреждения и требований

постановления № 848. Таким порядком могут быть также установлены дополнительные ограничения по использованию служебных автомобилей исходя из объема ассигнований на содержание автомобилей, предусмотренного сметой учреждения (например, ограничение пробега автомобилей определенным километражем за месяц и т. п.).

Следует помнить, что согласно

п. 5 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, учреждения имеют право брать бюджетные обязательства и расходовать бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами, планами ассигнований общего фонда бюджета, планами предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планами специального фонда, а высшие учебные заведения и научные учреждения — также в пределах установленных утвержденными планами использования бюджетных средств и помесячными планами использования бюджетных средств.

Что же касается ответственности за использование служебных автомобилей не по назначению, т. е. для поездок, не связанных со служебной деятельностью, то такие действия должностных лиц могут быть квалифицированы как нарушение бюджетного законодательства, а конкретно, как нецелевое использование бюджетных средств.

Согласно

ст. 119 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) нецелевым использованием бюджетных средств является их расходование на цели, которые не соответствуют:

— бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете);

— направлениям использования бюджетных средств, определенным в паспорте бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) или в порядке использования бюджетных средств;

— бюджетным ассигнованиям (росписи бюджета, смете, плану использования бюджетных средств).

Нарушение бюджетного законодательства, связанное с нецелевым использованием бюджетных средств, в соответствии с

п. 2 ст. 117 БКУ наказывается остановкой операций с бюджетными средствами. При этом механизм применения уполномоченными органами в пределах предоставленных им полномочий к распорядителям и/или получателям бюджетных средств такой меры воздействия определен Порядком остановки операций с бюджетными средствами, утвержденным постановлением КМУ от 19.01.2011 г. № 21.

В то же время нецелевое использование бюджетных средств является административным правонарушением и влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в соответствии с

Кодексом Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Вместе с тем Госфининспекция в

письме от 20.10.2011 г. № 25-14/79 (см. с. 11 этого номера) указывает, что порядками использования легковых автомобилей бюджетными учреждениями и организациями может быть также предусмотрена и другая ответственность за их нарушение.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше