Темы статей
Выбрать темы

Минтруда отвечает на актуальные вопросы (обзор писем Минтруда)

Редакция ББ
Статья

МИНТРУДА ОТВЕЧАЕТ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
(ОБЗОР ПИСЕМ МИНТРУДА)

 

Предлагаем вашему вниманию подборку писем Минтруда (Минсоцполитики), в которых приведены разъяснения по вопросам предоставления отпусков, расчета компенсации за неиспользованный отпуск, установления доплат и надбавок работникам, оформления трудовых отношений с работниками и др. В своих комментариях к письмам мы дополнили разъяснения, предоставленные Минтруда.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Закон № 2232

— Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

Закон об отпусках

— Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон о высшем образовании

— Закон Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III.

Закон № 2806

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Постановление № 268

— постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Порядок № 100

— Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Постановление № 1418

— постановление КМУ «Об утверждении Порядка выплаты надбавки за выслугу лет врачам и специалистам с базовым и неполным высшим медицинским образованием государственных и коммунальных заведений здравоохранения» от 29.12.2009 г. № 1418.

Порядок № 1078

— Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 286

— Порядок согласования кандидатур на назначение и освобождение с должности государственного администратора, утвержденный приказом Госкомпредпринимательства от 08.09.2010 г. № 286.

Порядок № 1751

— Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2011 г. № 1751.

Справочник № 65

— Справочник типовых профессиональных характеристик должностей государственных служащих (выпуск 76), утвержденный приказом Главгосслужбы от 01.09.99 г. № 65.

Постановление № 1545

— постановление ВСУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII.

Разъяснение № 30/39

— разъяснение Госкомтруда СССР и ВЦСПС «О порядке оплаты временного заместительства» от 29.12.65 г. № 30/39.

Инструкция № 53-ВЛ

— Инструкция по применению постановления Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», утвержденная приказом Госкомтруда СССР, Минфина СССР и ВЦСПС от 14.05.82 г. № 53-ВЛ.

 

№ п/п

Ответ Минтруда

Комментарий редакции

1

2

3

1

ВОПРОС: За врачом, направленным в военкомат для проведения медосмотра, сохраняется средняя зарплата. Учитывается ли при ее исчислении надбавка за выслугу лет?

Письмо Минтруда от 17.06.2011 г. № 480/13/84-11.

Согласно ст. 43 Закона № 2232 за врачами и средним медицинским персоналом, которые направляются для работы на призывных участках и сборных пунктах во время постановки допризывников на воинский учет и призыва граждан на военную службу или на сборы для проведения медицинского осмотра и повторного осмотра граждан, а также для отправки призванных на сборные пункты, за все время выполнения таких обязанностей сохраняются занимаемая должность и средний заработок по основному месту работы.

Исчисление средней заработной платы работникам за выполнение государственных и общественных обязанностей в рабочее время осуществляется в соответствии Порядком № 100 исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата.

В соответствии с п. 3 Порядка № 100 в расчет средней заработной платы во всех случаях ее сохранения включаются: основная заработная плата (тарифная ставка, оклад); доплаты и надбавки; премии, имеющие постоянный характер; вознаграждения по итогам работы за год и выслугу лет, индексация и т. п.

Если в течение двух месяцев перед привлечением медицинских работников к работе в составе медицинской комиссии военкомата они получали надбавку за выслугу лет, установленную постановлением № 1418, то эта надбавка включается в средний заработок, который сохраняется за работником

Сохранение заработной платы за врачами и средним медицинским персоналом за все время пребывания в медкомиссии при военкомате предусмотрено ч. 6 ст. 43 Закона № 2232. Обратите внимание: средняя зарплата сохраняется только по основному месту работы. Следовательно, на период нахождения в медкомиссии на работе по совместительству таким работникам может быть предоставлен отпуск (ежегодный, без сохранения заработной платы, дополнительный отпуск, если работник имеет на него право).

Расчет средней заработной платы осуществляется в соответствии с Порядком № 100 исходя из выплат за последние два календарных месяца, предшествующих событию, с которым связана выплата.

Согласно требованиям Порядка № 100 при определении суммарного заработка за расчетный период учитываются выплаты, приведенные п. 3 Порядка № 100, в частности надбавка за выслугу лет.

Как правило, в заведениях здравоохранения применяется суммированный учет рабочего времени, потому для исчисления среднего заработка конкретного работника используется среднечасовая заработная плата.

Средняя зарплата рассчитывается путем умножения среднечасовой зарплаты на количество рабочих часов, которые должны быть оплачены по среднему заработку. Часы, за которые сохраняется средняя зарплата, определяются на основании табеля учета использования рабочего времени (графика работы врача), и средний заработок выплачивают за те часы, которые являются рабочими по графику работы врача при шестидневной рабочей неделе.
При этом график проведения медосмотра в военкомате значения не имеет.

Пример. Врач городской больницы находился в медкомиисии при военкомате с 03.05.2011 г. по 31.05.2011 г. Заработная плата врача состоит из должностного оклада и надбавки за выслугу лет, которая выплачивается с 01.01.2010 г. В расчетном периоде (мартапрель) зарплата составила 3453,00 грн. Рабочие дни отработаны полностью. Согласно табелю учета использованного рабочего времени в расчетном периоде отработано 323,40 ч.

1. Среднечасовая заработная плата составит 10,68 грн. (3453,00 грн. : 323,40 ч);

2. Согласно графику на май при шестидневной рабочей неделе приходится 146,3 ч.
Следовательно, средняя зарплата за период пребывания в военкомате составит 1562,48 грн. (10,68 грн./ч х 146,3 ч).

Напомним также, что при исчислении среднего заработка во всех случаях его сохранения необходимо соблюдать требование п. 10 Порядка № 100 о проведении корректировки средней заработной платы, если в расчетном периоде повышались должностные оклады

2

ВОПРОСЫ:

1. Вправе ли работник, который не находился в отпуске несколько лет, использовать все неиспользованные отпуска сразу?

2. Учитывается ли при исчислении среднего заработка для оплаты времени пребывания в отпуске пособие по беременности и родам?

3. Как индексировать зарплату, полученную работником-совместителем?

Письмо Минтруда от 17.06.2011 г. № 190/13/116-11

1.

Согласно ч. 5 ст. 11 Закона об отпусках запрещается непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение двух лет подряд.

Частью 2 ст. 12 Закона об отпусках предусмотрено, что неиспользованная часть ежегодного отпуска должна быть предоставлена работнику, как правило, до конца рабочего года, но не позже 12 месяцев по окончании рабочего года, за который предоставляется отпуск.

Непредоставление работнику ежегодных отпусков в определенные законодательством сроки является грубым нарушением законодательства о труде, за что работодатель в установленном порядке может быть привлечен к ответственности.

Законодательством не предусмотрен срок давности, по истечении которого работник теряет право на ежегодные отпуска. Оно не содержит запрета предоставлять ежегодные отпуска в случае их неиспользования. Поэтому если работник по каким-то причинам не воспользовался своим правом на такой отпуск за несколько предыдущих лет, в том числе и за 5 или 10 лет, то он имеет право их использовать, а в случае увольнения ему должна быть выплачена компенсация за все неиспользованные дни ежегодных отпусков
(ст. 24 Закона об отпусках).

2. В соответствии с п. 2 Порядка № 100 исчисление средней зарплаты для оплаты времени ежегодного отпуска осуществляется исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска.

В расчет средней зарплаты для оплаты времени отпусков включаются: основная заработная плата; доплаты и надбавки; премии, не имеющие разового характера; одноразовые вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет, выплаты за время, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, и пособие по временной нетрудоспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Закона № 2240 пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое компенсирует потерю заработной платы (дохода) за период отпуска в связи с беременностью и родами.

Статьей 51 Закона № 2240 определено, что основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Исходя из вышеизложенного пособие по беременности и родам должно включаться в выплаты, которые учитываются при исчислении средней зарплаты для оплаты времени отпусков.

3. В соответствии с п. 2 Порядка № 1078 индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины и не имеющие разового характера, в частности оплата труда, которая включает оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам) и сдельным расценкам, доплаты, надбавки, премии, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, а также другие компенсационные выплаты, имеющие постоянный характер.

В соответствии с п. 7 Порядка № 1078 лицу, работающему по совместительству, выдается по его требованию справка с основного места работы о размерах дохода, который подлежит индексации, и проиндексированного дохода. На основании этой справки осуществляется индексация доходов по совместительству в пределах суммы, не превышающей прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица, с учетом полученной заработной платы по основному месту работы

1. Непредоставление ежегодных отпусков полной продолжительности в течение двух лет подряд квалифицируется как грубое нарушение законодательства о труде. Должностным лицам, виновным в таком нарушении, грозит уголовная ответственность в виде штрафа до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (до 850 грн.), или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, или исправительных работ сроком до двух лет (ч. 1 ст. 172 УКУ).

Минтруда подчеркнуло: если в нарушение законодательства о труде по каким-то причинам работнику не предоставлялись ежегодные отпуска в течение нескольких лет, он вправе использовать все такие отпуска, а в случае увольнения — получить за них компенсацию согласно ст. 24 Закона об отпусках. В период работы получить денежную компенсацию за неиспользованные дни ежегодного отпуска работник может только в случае, если общая продолжительность предоставленных ему ежегодного и дополнительного отпусков превышает 24 календарных дня. Денежная компенсация может быть выплачена только после использования работником 24 календарных дней отпуска за соответствующий год.

Пример. Работник имеет три неиспользованных ежегодных отпуска (основные и дополнительные) продолжительностью 31 к. дн. каждый.

На протяжении 2011 года работник может:
использовать все неиспользованные отпуска полной продолжительности (всего —
93 к. дн.). При этом законодательство не содержит ограничений возможности использования таких отпусков подряд. Подчеркнем: ограничение, установленное ч. 3 ст. 10 Закона об отпусках, относительно того, что общая продолжительность ежегодных основного и дополнительного отпусков не может превышать 59 к. дн., а для работников, занятых на подземных горных работах,69 к. дн., здесь не применяется. Так, в ч. 3 ст. 10 Закона об отпусках речь идет о продолжительности ежегодного отпуска за отработанный рабочий год, а не о сумме календарных дней ежегодных отпусков, предоставляемых в текущем году;
использовать за каждый год по 24 к. дн. отпуска (т. е. 72 к. дн.), а за оставшиеся 21 к. дн. получить денежную компенсацию.

2. В комментируемом письме Минтруда разъяснило, что пособие по беременности и родам учитывается при расчете средней заработной платы для оплаты времени отпусков. При этом пособие по беременности и родам включается в расчет в части, приходящейся на месяцы расчетного периода.

Соответственно время нахождения в отпуске по беременности и родам включается в расчетный период.

Пример. По просьбе работницы с 08.09.2011 г. ей предоставлен ежегодный отпуск продолжительностью 24 к. дн. сразу после окончания отпуска по беременности и родам. Отпуск по беременности и родам приходился на период с 05.05.2011 г. по 07.09.2011 г. включительно.

1. Расчетный период для определения суммы отпускных: сентябрь 2010 года — август 2011 года. Заработная плата за расчетный период составила 21800,00 грн. Общая сумма пособия по беременности и родам за период с 13.01.2011 г. по 18.05.2011 г. равняется 10537,60 грн., в том числе за сентябрь 2011 года585,42 грн.

2. Количество календарных дней, принимаемых в расчет: 355 к. дн. (365 к. дн. - 10 к. дн.,
где 10 к. дн.
количество праздничных и нерабочих дней, приходящихся на расчетный период).

3. Среднедневная зарплата составляет 89,44 грн. ((10537,60 грн. - 585,42 грн. + + 21800,00 грн.) : 355 к. дн.).

4. Сумма отпускных составляет 2146,56 грн. (89,44 грн./дн. x 24 к. дн.).

Напомним также, что при расчете средней зарплаты исходя из выплат за последние два календарных месяца работы пособие по временной нетрудоспособности не учитывается
(абз. 2 п. 4 Порядка № 100).

3. Согласно п. 7 Порядка № 1078 индексация доходов работающего населения проводится по основному месту работы. Доход по совместительству индексируется в размере, который с учетом оплаты труда по основному месту работы не превышает прожиточного минимума для трудоспособного лица.

Другими словами, сначала индексируются доходы работника по основному месту работы, а потом — доход, полученный по совместительству. Причем общий индексируемый доход, полученный по основному месту работы и по совместительству, не должен превышать размера прожиточного минимума для трудоспособного лица.

Следовательно, необходимость в проведении индексации зарплаты по совместительству возникает лишь в том случае, если зарплата работника по основному месту работы ниже прожиточного минимума для трудоспособного лица. При этом индексации подлежит сумма зарплаты работника, которая получена им по совместительству и равна разнице между прожиточным минимумом для трудоспособного лица и зарплате по основному месту работы.

Кроме того, в п. 7 Порядка № 1078 сказано: лицу, которое работает по совместительству, выдается по его требованию справка с основного места работы о размерах дохода, который подлежит индексации, и проиндексированного дохода. На основании указанной справки осуществляется индексация доходов, полученных на работе по совместительству. Если работник не предоставит такую справку, то его доходы, полученные по совместительству, не индексируются. Если совместительство является внутренним, то индексация зарплаты работника проводится на основании данных о его зарплате

3

ВОПРОС: Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск?

Письмо Минтруда от 24.06.2011 г. № 208/13/116-11.

Статьей 24 Закона об отпусках

определенно: в случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все не использованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска на детей.

По желанию работника часть ежегодного отпуска заменяется денежной компенсацией. При этом продолжительность предоставленных работнику ежегодных и дополнительных отпусков не должна быть меньше 24 к. дн.

Поэтому по желанию работника после использования им за рабочий год, за который предоставляется отпуск, 24 к. дн. ежегодного отпуска за остальные дни неиспользованного ежегодного отпуска должна быть выплачена денежная компенсация. Например, если общая продолжительность ежегодного отпуска работника 28 к. дн. (24 к. дн. — ежегодный основной отпуск и 4 к. дн. — ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день), то при использовании работником за соответствующий рабочий год ежегодного отпуска продолжительностью 24 к. дн. за 4 к. дн. он может получить компенсацию.

За неиспользованный ежегодный отпуск работник может получить компенсацию только при увольнении.

Количество дней ежегодного отпуска, за которые необходимо выплатить компенсацию работнику, должно рассчитываться исходя из фактической, надлежащей ему продолжительности ежегодного отпуска, которая определяется пропорционально отработанному им времени.

Общего нормативно-правового акта, который бы определял порядок расчета количества дней ежегодного отпуска, нет.

Поэтому при подсчете дней ежегодного отпуска пропорционально отработанному времени целесообразно воспользоваться механизмом начисления оплаты за дни отпуска, предусмотренным Порядком № 100, т. е. привязку расчета дней отпуска делать к календарным дням рабочего года, в котором работал работник.

Например, у работника, ежегодный основной отпуск которого составляет 24 к. дн., рабочий год, за который предоставляется отпуск, начинается с 05.05.2011 г. и заканчивается датой увольнения с работы 24.06.2011 г. (последний день работы 24.06.2011 г.), т. е. он отработал 49 к. дн.

В этом случае продолжительность дней ежегодного отпуска пропорционально отработанному времени можно рассчитать следующим образом. Определяем количество дней ежегодного отпуска, которые приходятся на один календарный день без учета праздничных и нерабочих дней в целом за год (24 к. дн. отпуска : (366 - 10) = 0,0674 к. дн.). Потом полученный результат умножаем на количество календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней, отработанных работником в рабочем периоде с 05.05.2011 г. по 24.06.2011 г. включительно.

Количество дней ежегодного отпуска в этом случае будет составлять
(с учетом правил округления) 3 к. дн. (0,0674 к. дн. х 49 к. дн. = 3,3 к. дн.).

Расчет дней компенсации, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется работниками кадровой службы (отдела).

По каждому виду отпусков, которые подлежат компенсации при увольнении, расчет неиспользованных дней осуществляется отдельно

Напомним, что вопросы предоставления и расчета компенсации за неиспользованный отпуск рассматривались в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 25, с. 19.

Сумма компенсации за неиспользованный отпуск определяется в том же порядке, что и сумма отпускных, — согласно требованиям Порядка № 100. Другими словами, для расчета компенсации необходимо разделить суммарный заработок за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу выплаты компенсации, на количество календарных дней расчетного периода (за исключением праздничных и нерабочих дней). Полученное значение умножить на число календарных дней неиспользованного отпуска.

Чаще всего при расчете суммы компенсации за неиспользованный отпуск возникают вопросы, связанные с определением количества дней, которые подлежат компенсации. Причиной тому является отсутствие каких-либо рекомендаций на этот счет в Законе об отпусках и Порядке № 100. На это также обратило внимание Минтруда в комментируемом письме.

Как известно, ежегодный основной отпуск полной продолжительности предоставляется за отработанный рабочий год, который считается со дня заключения трудового договора (ст. 6 Закона об отпусках). Если же работником отработано менее 6 месяцев, то продолжительность отпуска определяется пропорционально количеству отработанного времени (ч. 6 ст. 10 Закона об отпусках).

В связи с этим при увольнении необходимо проверить, за все ли отработанные полные годы с момента заключения трудового договора работнику был предоставлен отпуск. Если нет, то не использованные им дни отдыха подлежат компенсации. За полные месяцы, отработанные сверх года, количество дней, подлежащих компенсации, определяется пропорционально отработанному времени.

Пример. Работник, который работает в учреждении с 15.03.2010 г., увольняется 15.09.2011 г. Продолжительность его отпуска составляет 24 к. дн. За время работы в учреждении он использовал ежегодный отпуск продолжительностью 14 к. дн. При увольнении ему выплачивается компенсация за 10 к. дн. неиспользованного отпуска за период с 15.03.2010 г. по 15.03.2011 г. Кроме того, за период с 15.03.2011 г. по 15.09.2011 г. работником отработано 6 полных месяцев, которые дают ему право на 12 к. дн. отпуска (24 к. дн. : 12 мес. х 6 мес). Всего количество календарных дней отпуска, подлежащих компенсации, равно 22 дн. (10 дн. + 12 дн).

Вместе с тем достаточно редко работник увольняется, отработав полное количество месяцев.
В связи с этим возникает вопрос: как учитывать последний (неполный отработанный месяц) для расчета компенсации? Ответу на этот вопрос посвящено комментируемое письмо. Заметим, что рекомендации, приведенные в нем, полностью совпадают с предоставленными нами в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 25, с. 19.

Итак, в этом случае необходимо поступать следующим образом:

1. Определить количество дней отпуска, которые приходятся на один календарный день в год (без учета праздничных и нерабочих дней за весь год).

2. Полученный результат умножить на количество календарных дней за отработанный период (без учета праздничных и нерабочих дней, которые приходятся на текущий рабочий год до дня увольнения).

Пример. Работник принят на работу 15.03.2010 г., а увольняется 26.09.2011 г. Продолжительность его отпуска составляет 24 к. дн. За период работы с 15.03.2010 г.
до 15.03.2011 г. работник использовал отпуск в полном объеме.

За период работы с 15.03.2011 г. по 26.09.2011 г. (189 к. дн. без учета праздничных и нерабочих дней) работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени.

1. Количество дней отпуска, которые приходятся на один календарный день (без учета праздничных и нерабочих дней за весь год), в год:

24 к. дн : (365 к. дн. - 10 к. дн.) = 0,06761,

где 24 — количество календарных дней отпуска;

365 — количество календарных дней в 2011 году (в високосном366 к. дн.);

10 — количество праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ.

2. Количество календарных дней отпуска, подлежащих компенсации за фактически отработанное время, равно: 189 к. дн. х 0,06761 = 12,78 к.дн. »

13 к. дн .

4

ВОПРОС: На период пребывания основного работника в отпуске для ухода за ребенком до трех лет на его должность принята новая работница. Какими должны быть действия работодателя, если, проработав некоторое время, эта новая работница предоставила больничный лист по беременности и родам?

Письмо Минсоцполитики от 15.04.2011 г. № 3961/0/14-11/10.

Увольнение женщин, указанных в ч. 3 ст. 184 КЗоТ, в связи с окончанием срока трудового договора имеет свои особенности. Такое увольнение возможно, однако работодатель обязан при этом трудоустроить женщину на этом же или другом предприятии в соответствии с ее профессией.

Разрыв во времени между увольнением и трудоустройством в этом случае не допускается. Однако отношения между собственником и работницей со дня окончания срока трудового договора имеют специфику. Предусмотрено сохранение за женщиной на период трудоустройства средней заработной платы, однако не более чем на три месяца со дня окончания срочного трудового договора, а не со дня увольнения. Собственник должен только предупредить женщину, что по окончании срочного трудового договора она не будет допущена к работе, что на период поиска подходящей работы может находиться дома, что она должна будет появиться на предприятии, когда появится возможность ее трудоустроить для продолжения работы (при трудоустройстве на этом предприятии) или для получения трудовой книжки и расчета по заработной плате (при трудоустройстве на другом предприятии). При наличии такого предупреждения возможен и другой вариант: продолжение выполнения женщиной той же (или, по ее согласию, другой) работы на этом же предприятии до решения вопроса о ее трудоустройстве. Если женщина отказывается от трудоустройства по специальности без уважительных причин, то она может быть уволена на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ, даже если по окончании срока трудового договора прошло определенное время. Считать при этом трудовой договор продолженным на неопределенный срок (что исключало бы применение п. 2 ст. 36 КЗоТ), невозможно, поскольку по окончании срока трудового договора имело место требование прекращения трудового договора (ст. 39 КЗоТ)

Обратите внимание: должность женщины, которая находится в отпуске для ухода за ребенком до трех лет, не является вакантной, поэтому принимать работников на эту должность следует только по срочному трудовому договору (ч. 2 ст. 23 КЗоТ) на период до выхода из отпуска для ухода за ребенком до трех лет основного работника. На это обращало внимание Минтруда в письме от 10.03.2011 г. № 78/06/186-11.

При этом женщина, находящаяся в отпуске для ухода за ребенком до трех лет, в любое время на свое усмотрение может прервать такой отпуск, а потом снова уйти в такой отпуск или, находясь в отпуске, выйти на работу на условиях неполного рабочего времени.

Таким образом, на период пребывания основного работника в отпуске для ухода за ребенком до трех лет новый работник может быть принят только по срочному трудовому договору. Увольняют работника, принятого по срочному договору на место работника, находящегося в отпуске для ухода за ребенком до трех лет, в последний рабочий день перед выходом основного работника на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ.

Если же работница, принятая по срочному трудовому договору, в свою очередь сама предоставила листок нетрудоспособности по беременности и родам, то ее увольнение имеет свои особенности.

Дело в том, что согласно ст. 184 КЗоТ увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет), по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации (т. е. без правопреемства), когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством.

Следует ли из этого, что работницу, принятую по срочному трудовому договору, которая предоставила листок нетрудоспособности по беременности и родам, нельзя уволить?

Отвечая на этот вопрос, Минсоцполитики в комментируемом письме подчеркнуло: такое увольнение возможно, однако работодатель обязан при этом трудоустроить женщину на этом же или другом предприятии в соответствии с ее профессией. Разрыв во времени между увольнением и трудоустройством в этом случае не допускается. При этом необходимо учитывать следующее.

Во-первых, женщину необходимо предупредить, что по окончании срочного трудового договора она не будет допущена к работе.

Во-вторых, работодатель должен трудоустроить женщину на этом или на другом предприятии согласно ее специальности. И только если она откажется без уважительных причин от такого трудоустройства, то ее увольняют на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ независимо от срока, который прошел с момента окончания срочного трудового договора (менее или более трех месяцев). При этом работодатель должен предупредить работницу, что она :
— на период поиска подходящей работы может находиться дома;
— должна будет появиться в учреждении, когда появится возможность ее трудоустроить для продолжения работы (при трудоустройстве в этом учреждении) или для получения трудовой книжки и расчета по зарплате (при трудоустройстве в другом учреждении).

В-третьих, на период трудоустройства за работницей сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (в нашем случае —
с момента выхода на работу работницы, на должность которой принят временный работник). Выплата среднего заработка прекращается, если:
— женщина устроилась на работу;
— уволилась (отказалась от трудоустройства);
— истекли три месяца после окончания срока трудового договора.

При этом Минсоцполитики допускает возможность продолжения работы такой женщиной в этом же учреждении на период трудоустройства, подчеркивая, что в данной ситуации не идет речи о трудоустройстве женщины (в этот период идет поиск работы) и договор в этом случае не становится бессрочным. Однако советуем отнестись к этому разъяснению с осторожностью, поскольку при судебном разбирательстве вопрос может быть решен в сторону работника и срочный договор могут признать бессрочным, что исключает увольнение на основании
п. 2 ст. 36 КЗоТ

5

ВОПРОС: Может ли лицо, которое претендует на занятие должности государственного администратора, иметь образование, соответствующее уровню подготовки «младший специалист»? Какие периоды работы включаются в стаж для возможности занятия этой должности?

Письмо Минтруда от 03.03.2011 г. № 2271/0/14-11/13.

В соответствии с Классификатором профессий ДК 003:2010 государственный администратор (код 2419.3) относится к профессионалам государственной службы.

Порядок согласования кандидатур для назначения на должность госадминистратора определен в п. 2.1 Порядка № 286.

В Справочнике № 65 содержатся рекомендованные материалы относительно типовой квалификации и компетенции должностей, которые должны быть использованы при разработке конкретных профессионально-квалификационных характеристик и должностных инструкций госслужащих.

Общими положениями Справочника № 65 предусмотрено: лица, которые не имеют соответствующего образования или стажа, но имеют достаточный практический опыт и успешно выполняют в полном объеме возложенные на них задания и обязанности, могут быть, в виде исключения, оставлены на занимаемой должности или допущены к ее занятию (кроме руководящих должностей), если по результатам объявленного на замещение этих должностей конкурса невозможно подобрать кандидатуру, которая отвечает установленным требованиям к образовательному и образовательно-квалификационному уровню госслужащего.

В соответствии со ст. 6 Закона о высшем образовании в структуру высшего образования входят образовательные уровни неполного высшего образования, базового высшего образования и полного высшего образования, а также образовательно-квалификационные уровни младшего специалиста, бакалавра, специалиста и магистра.

Статьей 9 этого Закона определено, что документами, которые удостоверяют получение лицом высшего образования и квалификаци

по определенным образовательно-квалификационным уровням, являются дипломы магистра, бакалавра, младшего специалиста, специалиста.

Разъяснения о применении законодательства по вопросам госслужбы, в частности определении стажа работы кандидата на занятие должности госадминистратора, предоставляет Главгосслужба

В соответствии с требованиями Закона № 2806 в райгосадминистрациях и горисполкомах вводится должность администратора или на соответствующих работников возлагается исполнение его обязанностей.

Изменениями к Закону № 2806, внесенными Законом от 11.02.2010 г. № 1869-VI, название должности «администратор» было изменено на «государственный администратор».

Порядок согласования кандидатур для назначения на должность государственного администратора определен Порядком № 286.

Так, согласно п. 2.1 Порядка № 286 на должность государственного администратора назначаются лица, которые имеют:
— высшее образование;
— стаж работы на государственной службе или в органах местного самоуправления не менее трех лет или стаж работы в других сферах управления не менее четырех лет.

Что касается требований к образованию, то Минтруда в комментируемом письме разъяснило, что наличие у лица (кандидата на занятие должности государственного администратора) образовательно-квалификационного уровня «младший специалист» отвечает установленным требованиям относительно высшего образования (ст. 6 Закона о высшем образовании). Это подтвердила и Главгосслужба в письме от 16.02.2011 г. № 1104/12-11.

Что касается определения стажа работы для занятия должности госадминистратора, то Минтруда посоветовало обратиться за разъяснениями к Главгосслужбе.

Отметим, что такие разъяснения Главгосслужба уже предоставляла в письме от 24.01.2011 г. № 547/12-11, где указала: поскольку нормы Порядка № 286 предусматривают требование наличия четырех лет стажа работы в других сферах управления, а не общего стажа работы, считаем, что в него должен включаться стаж работы на должностях руководителей, профессионалов и специалистов.

Разъяснения о трудовых отношениях с госадминистраторами предоставил также Минюст в письме от 11.03.2011 г. № 3337-0-26-11-21, указав, что правовых оснований для заключения такой формы трудового договора, как контракт, с госадминистратором нет

6

ВОПРОС: В чем состоит отличие временного заместительства от исполнения обязанностей временно отсутствующего работника?

Письмо Минтруда от 19.04.2011 г. № 126/06/186-11.

Согласно действующему законодательству исполнение обязанностей временно отсутствующего работника может быть как без освобождения работника от своих основных обязанностей, так и с освобождением работника от своих основных обязанностей.

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения работника от своих основных обязанностей — это замена работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском (без освобождения от основных трудовых обязанностей), когда работник наряду со своей основной работой исполняет обязанности временно отсутствующего работника. В этом случае в соответствии со ст. 105 КЗоТ работнику осуществляется доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего работника (временное заместительство) осуществляется
с освобождением от своих основных обязанностей.

В этом случае в соответствии с п. 1 Разъяснения № 30/39, которое является действующим на основании постановления № 1545, работнику выплачивается разница между его фактическим окладом и должностным окладом работника, которого он заменяет, если этот работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). Главный инженер предприятия, учреждения, организации на время отсутствия руководителя права на получение разницы в окладах не имеет.

Назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Указанное возможно только по должности, назначение на которую осуществляется высшим органом управления (п. 2 Разъяснения № 30/39)

Согласно п. 1 Инструкции № 53-ВЛ под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность). Суть временного исполнения обязанностей состоит в замене работника, отсутствующего в связи с отпуском, болезнью, командировкой или по другим причинам, когда за ним сохраняется рабочее место (должность). То есть осуществление таких обязанностей не происходит в отношении вакантных должностей, а исполнение обязанностей осуществляется в пределах продолжительности рабочего дня (смены). От своей основной работы исполняющий обязанности временного отсутствующего работника не освобождается. На это обратило внимание Минтруда в комментируемом письме.

Временное заместительство — это исполнение служебных обязанностей по более ответственной должности временно отсутствующего работника, когда это связано с производственной необходимостью или с распорядительными функциями, работником, который работает на том же предприятии, в учреждении, организации. Такое определение дано в письме Минтруда от 20.01.2005 г. № 18-23.

Согласно п. 2 Разъяснения № 30/39 назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Это возможно только по должности, назначение на которую осуществляется вышестоящим органом управления. Временный заместитель, в отличие от исполняющего обязанности временно отсутствующего работника, исполняет исключительно чужие обязанности, т. е. на период заместительства он освобождается от выполнения своей работы, обусловленной трудовым договором.

Что касается оплаты труда за выполнение дополнительных функций работниками бюджетной сферы, здесь необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными документами, регулирующими условия оплаты труда той или иной категории работников

7

ВОПРОС: Работница, которая находится в отпуске для ухода за ребенком и заочно учится в институте, обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении ей учебного отпуска согласно справке-вызову. Имеет ли право работодатель оплатить ей учебный отпуск?

Письмо Минтруда от 27.07.2010 г. № 217/13/116-10.

Статей 216 КЗоТ

и ст. 15 Закона об отпусках предусмотрено право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с обучением в высших учебных заведениях, учебных заведениях последипломного образования и аспирантуре.

Такие отпуска предоставляются только работникам, которые успешно обучаются без отрыва от производства в высших учебных заведениях
с вечерней и заочной формами обучения.

Для получения дополнительного оплачиваемого отпуска в связи
с обучением работнику-студенту необходимо предоставить работодателю справку-вызов учебного заведения на сессию, в которой, в частности, указываются: форма обучения; уровень аккредитации учебного заведения; курс, на котором работник учится, период сессии, установленный учебным

заведением, основание для предоставления такого отпуска (для сдачи зачетов и экзаменов, установочных занятий, государственных экзаменов, для подготовки и защиты дипломной работы), и написать заявление о предоставлении такого отпуска.

Женщина, находясь в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, имеет право прервать этот отпуск с целью получения дополнительного оплачиваемого отпуска в связи с учебой. От женщины в этом случае работодатель не должен требовать, чтобы она определенный период отработала перед предоставлением ей отпуска в связи с учебой. Прерывание частично оплачиваемого отпуска для ухода за ребенком должно быть должным образом оформлено приказом работодателя (на основании заявления работницы). Аналогично по окончании отпуска в связи с учебой может быть оформлен отпуск для ухода за ребенком.

В органы труда и социальной защиты населения подается копия приказа (распоряжение) работодателя о предоставлении женщине отпуска для ухода за ребенком.

Начисление выплат за время дополнительного отпуска в связи с учебой осуществляется по нормам п. 7 Порядка № 100 путем деления суммарного заработка за последние перед предоставлением отпуска 12 месяцев или за меньший фактически отработанный период на соответствующее количество календарных дней года или меньшего отработанного периода (за исключением праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ). Полученный результат умножается на число календарных дней отпуска.

При предоставлении дополнительного отпуска в связи с обучением оплачиваются все дни (календарные) указанного отпуска в соответствии с вызовом на сессию, в том числе праздничные и нерабочие дни.

Если в течение расчетного периода работник не имел заработка не по своей вине, в том числе находился в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетного возраста, то в соответствии с п. 4 Порядка № 100 средняя заработная плата рассчитывается исходя из установленных по его должности в штатном расписании на момент проведения расчета тарифной ставки, должностного (месячного) оклада

Как следует из разъяснения Минтруда, между работницей, находящейся в отпуске для ухода за ребенком, и учреждением сохраняются трудовые отношения, которые дают право на предоставление учебного отпуска, предусмотренного ст. 15 Закона об отпусках.

Для получения оплачиваемого учебного отпуска работнице учреждения необходимо прервать отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. При этом Минтруда подчеркнуло, что работодатель не вправе требовать от женщины отработать определенное время перед предоставлением учебного отпуска.

Прерывание отпуска для ухода за ребенком оформляется на основании заявления работницы приказом (распоряжением) работодателя. Копию приказа (распоряжения) о прерывании отпуска для ухода за ребенком работодатель обязан предоставить в орган труда и социальной защиты населения по месту получения женщиной пособия по уходу за ребенком в течение пяти дней после издания указанного приказа (распоряжения) (п. 20 Порядка № 1751).

Пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в период нахождения работницы в учебном отпуске не предоставляется. На время нахождения в учебном отпуске матери ребенка отпуск для ухода за ребенком может использовать лицо, которое будет фактически осуществлять уход за ребенком (отец ребенка, бабушка, дедушка и др.).

Для получения учебного отпуска работнице необходимо:
— написать заявление с просьбой о предоставлении учебного отпуска;
— предоставить работодателю справку-вызов учебного заведения на сессию, в которой должны быть указаны: форма обучения; уровень аккредитации учебного заведения; курс, на котором обучается работница, период сессии, установленный учебным заведением, основание для предоставления такого отпуска (для сдачи зачетов и экзаменов, установочных занятий, государственных экзаменов, для подготовки и защиты дипломной работы).

После окончания учебного отпуска на основании заявления работницы работодателем издается приказ о предоставлении ей отпуска для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Для возобновления права на получение пособия по уходу за ребенком работнице необходимо будет предоставить в орган труда и социальной защиты копию приказа (распоряжения) о предоставлении ей отпуска для ухода за ребенком

8

ВОПРОС: Постановлением № 268 предусмотрена надбавка за разработку нормативно-правовых актов. Каков порядок ее установления?

Письмо Минтруда от 29.12.2009 г. № 15137/0/14-09/13.

Подпунктом 1 «в» п. 2 постановления № 268

руководителям предоставлено право в пределах утвержденного фонда оплаты труда устанавливать надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 100 % должностного оклада, с учетом надбавок за ранг и выслугу лет, руководящим работникам и специалистам, которые непосредственно занимаются разработкой проектов нормативно-правовых актов, проводят экспертизу проектов таких актов, что предусмотрено положениями о соответствующих структурных подразделениях.

Нормативно-правовой акт — это принятый уполномоченным государственным или другим органом в пределах его компетенции и в определенной законодательством форме официальный письменный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, имеет общий или локальный характер и применяется неоднократно.

К нормативно-правовым актам относятся законы и подзаконные акты. Закон — нормативно-правовой акт высшей юридической силы, который регулирует важнейшие общественные отношения и принимается органом законодательной власти или референдумом. Подзаконный акт — правовой акт, который имеет меньшую юридическую силу, нежели закон. Принимается на основе законов и их исполнения.

Разработка законопроектов осуществляется в соответствии
с ориентировочными планами законопроектных работ, во исполнение актов Президента Украины и КМУ и по собственной инициативе центральных органов исполнительной власти.

Экспертиза нормативно-правовых актов — это рассмотрение, исследование нормативно-правовых актов с целью предоставления правильного заключения и правильной оценки нормативно-правовым актам, их анализ.

Указанная надбавка может устанавливаться руководящим работникам и специалистам структурных подразделений соответствующего органа, которые непосредственно и постоянно занимаются разработкой проектов нормативно-правовых актов общего или локального характера, устанавливающих, изменяющих или отменяющих нормы права и применяющихся неоднократно, проводят экспертизу проектов таких актов, если положениями об этих подразделениях и в должностных обязанностях работников определено выполнение такой работы

Согласно п.п. 1 «в» п. 2 постановления № 268 руководителям соответствующих органов предоставлено право в пределах утвержденного фонда оплаты труда устанавливать надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы в размере до 100 % должностного оклада с учетом надбавок за ранг и выслугу лет руководящим работникам и специалистам, которые непосредственно занимаются разработкой проектов нормативно-правовых актов, проводят экспертизу проектов таких актов.

Напомним, что с 30.05.2009 г. такой вид надбавки не устанавливается сельским, поселковым председателям, их заместителям и другим руководящим работникам и специалистам аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов.

В комментируемом письме Минтруда обратило внимание на порядок установления надбавки, предусмотренной п.п. 1 «в» п. 2 постановления № 268.

Во-первых, надбавка устанавливается работникам и специалистам структурных подразделений соответствующего органа, которые непосредственно и постоянно занимаются разработкой проектов нормативно-правовых актов общего или локального характера. Какие документы являются нормативно-правовым актами, а также что такое экспертиза нормативно-правовых актов, Минтруда рассказало в комментируемом письме.

Во-вторых, в положениях о структурных подразделениях соответствующего органа и в должностных обязанностях работников в обязательном порядке должно быть определено осуществление такой работы

 

Материал подготовила Ольга Витковская,
экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше