МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Письмо от 30.06.2011 г. № 212/13/116-11
В Департаменте заработной платы и условий труда рассмотрено письмо о продолжительности рабочего времени педагогических работников центра социальной реабилитации детей-инвалидов и сообщается.
Статьей 50 КЗоТ определено, что нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии со ст. 51 КЗоТ законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (учителей, врачей и др.).
Регулирование рабочего времени педагогических работников имеет свою существенную специфику.
Приказом Минтруда от 12.02.2007 г. № 44, зарегистрированным в Минюсте 20.02.2007 г. под № 152/13419, установлена продолжительность работы и педагогическая нагрузка для отдельных категорий работников заведений и учреждений социальной защиты населения.
В частности, п.п. 1 пункта 1 этого приказа для учителей (всех специальностей, в том числе для учителя-реабилитолога и т. д.) установлена
педагогическая нагрузка — 18 часов в неделю, ассистентов учителей-реабилитологов — 25 часов в неделю, практических психологов — 20 часов в неделю, исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах (60 минут), на ставку заработной платы (должностной оклад), а не продолжительность рабочего времени в неделю.Оплата работы учителя осуществляется в соответствии с объемом педагогической нагрузки.
Педагогическая нагрузка — это время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса. Кроме этой нагрузки, составляющей, например, 18 часов в неделю по тарифной ставке, преподаватель осуществляет также другие виды педагогической деятельности: классное руководство, проверку тетрадей, подготовку к занятиям и т. п. Рабочее время, которое тратится на выполнение этой работы, никакими документами не нормировано.
Учебные занятия с детьми проводятся по расписанию, однако в отдельные дни недели они могут не предусматриваться.
В то же время выходными такие дни не считаются, поскольку на протяжении этого времени учителя могут привлекаться к другим видам организационно-педагогической работы.Таким образом, рабочее время учителя должно определяться исходя из объема его учебных, методических и организационных обязанностей, отраженных в индивидуальном рабочем плане.
Следует заметить, что
установление для педагогических работников, которые согласно законодательству имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, 40-часовой рабочей недели является неправомерным.Поскольку оплата работы педагогических работников осуществляется в соответствии с объемом педагогической нагрузки, то в табеле учета использования рабочего времени проставляются часы педагогической нагрузки в соответствии с расписанием занятий.
Директор Департамента А. Товстенко
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
НОРМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
В комментируемом
письме Минсоцполитики предоставило ответ на следующий вопрос нашего читателя: « Норма рабочего времени всех сотрудников центра социальной реабилитации детей-инвалидов (независимо от должности) составляет 40 часов в неделю. Согласно приказу Минтруда от 12.02.2007 г. № 44 педагогическая нагрузка, например, учителя-реабилитолога, логопеда составляет 18 часов, практического психолога — 20 часов, ассистента учителя-реабилитолога — 25 часов в неделю.Специалисты утверждают, что педагогическая нагрузка и продолжительность рабочего времени — не одно и то же. Так, 18 часов учитель-реабилитолог работает непосредственно с детьми, а в течение 22 часов отрабатывает норму рабочего времени (18 + 22 = 40 часов в неделю).
Какая же продолжительность рабочего времени должна быть у вышеуказанных категорий работников центра социальной реабилитации детей-инвалидов?
»В соответствии с
п. 1.1 Типового положения о центре социальной реабилитации детей-инвалидов, утвержденного приказом Минтруда от 13.02.2007 г. № 48, центр социальной реабилитации детей-инвалидов является заведением системы органов труда и социальной защиты населения.Должности логопеда заведения социального обеспечения, учителя-реабилитолога
, практического психолога являются педагогическими, поскольку входят в Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.Как отметили специалисты Минсоцполитики в комментируемом
письме, регулирование рабочего времени педагогических работников имеет свою существенную специфику. Объясним почему это так.Статьей 50 КЗоТ
определено: нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. При этом для отдельных категорий работников законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 51 КЗоТ). К таким категориям работников относятся, в частности, педагогические работники.Вместе с тем для педагогических работников законодательством
не определена конкретная продолжительность рабочего времени в неделю.Основу их рабочего времени составляет
педагогическая нагрузка. Для логопеда заведения социального обеспечения, учителя-реабилитолога, практического психолога центра социальной реабилитации детей-инвалидов объем педагогической нагрузки в неделю установлен приказом Минтруда «Об установлении продолжительности работы и педагогической нагрузки для отдельных категорий работников заведений и учреждений социальной защиты населения» от 12.02.2007 г. № 44.Обратите внимание: вышеуказанным
приказом для педагогических работников установлена педагогическая нагрузка, а не продолжительность рабочего времени в неделю.Педагогическая нагрузка является
нормируемой частью рабочего времени педагогического работника, выполнение которой регулируется расписанием уроков, занятий, индивидуальным планом и т. п.Однако следует помнить, что должностные обязанности педагогических работников не ограничиваются только выполнением педагогической работы, т. е. проведением уроков (занятий). Рабочее время педагогических работников включает также и
другую педагогическую деятельность, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, а именно подготовительную, воспитательную, методическую, организационно-педагогическую и др. Такая работа также требует затрат рабочего времени. Однако рабочее время, используемое на выполнение такой работы, ни одним нормативным документом не нормировано. В этом и заключается специфика: для режима рабочего времени педагогических работников, которые наряду с педагогической работой ведут другую работу, характерно отсутствие четких границ рабочего времени.А поскольку законодательством не установлено четких границ рабочего времени педагогических работников, круг этих обязанностей и продолжительность рабочего дня определяются администрацией учебного заведения
самостоятельно. Так, согласно ст. 52 КЗоТ конкретная продолжительность рабочей недели устанавливается собственником или уполномоченным органом совместно с профсоюзным комитетом по согласованию с местными органами исполнительной власти.Рабочее время педагогического работника должно определяться исходя из объема его учебных, методических и организационных обязанностей, отраженных в индивидуальном рабочем плане. При этом, как подчеркнуло Минсоцполитики в комментируемом
письме, установление для педагогических работников, которые согласно законодательству имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, 40-часовой рабочей недели неправомерно.Продолжительность ежедневной работы определяется
правилами внутреннего распорядка или графиками сменности, которые в обязательном порядке утверждаются руководителем заведения и согласовываются с профсоюзным комитетом.