Темы статей
Выбрать темы

НДС и услуги по здравоохранению

Редакция ББ
Ответы на вопросы

НДС И УСЛУГИ по ЗДРАВООХРАНЕНИю

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Многопрофильная клиническая больница имеет лицензию Минздрава на оказание медицинских услуг и предоставляет следующие платные услуги:

— медосмотры работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, обязательность проведения которых предусмотрена приказом Минздрава от 21.05.2007 г. № 246;

— профилактические медосмотры с выдачей личных медицинских книжек, обязательность проведения которых предусмотрена постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559;

— специализация (интернатура) выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений III — IV уровней аккредитации, медицинских факультетов университетов, обязательность проведения которой предусмотрена приказом Минздрава от 19.09.96 г. № 291;

— медицинское обслуживание иностранных граждан;

— проведение клинических исследований лекарственных средств по заказу иностранных и отечественных компаний;

— сдача в аренду помещений.

Являются ли перечисленные платные услуги государственными услугами и распространяется ли на них действие п.п. 197.1.18. ст. 197 Налогового кодекса Украины?

(г. Днепропетровск)

 

В соответствии

с п.п. 197.1.18 ст. 197 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) от налогообложения освобождаются операции по поставке государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также другими лицами, уполномоченными такими органами или законодательством предоставлять указанные услуги, обязательность получения (предоставления) которых устанавливается законодательством, включая плату за регистрацию, выдачу лицензии, сертификатов в виде сборов, государственной пошлины и т. п.

При этом согласно

постановлению КМУ «О мерах по упорядочению административных услуг» от 17.07.2009 г. № 737 (далее — постановление № 737) под государственными (административными) услугами следует понимать услуги, являющиеся результатом осуществления субъектом полномочий на принятие согласно нормативно-правовым актам по обращению физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на выполнение лицом определенных законом обязательств (получение разрешения (лицензии), сертификата, удостоверения и других документов, регистрация и т. п.).

К

административным услугам относятся:

 — выдача лицензий, разрешений и других документов разрешительного характера, сертификатов, свидетельств, аттестатов, удостоверений;

 — регистрация (фактов, субъектов, прав, объектов, в том числе легализация субъектов и актов (документов), нострификация и верификация);

— другие виды деятельности независимо от названия, в результате осуществления которых заинтересованным физическим и юридическим лицам, а также объектам, которые находятся в собственности, владении или пользовании таких лиц, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус и/или факт.

К административным услугам не принадлежат контрольная деятельность (проведение проверки, ревизии, инспектирование и т. д.), образовательные,

медицинские и хозяйственные услуги, предоставляемые органами исполнительной власти, государственными предприятиями и организациями (п. 1 постановления № 737).

Перечни административных услуг и размер платы за их предоставление устанавливаются с учетом экономически обоснованных расходов и

Методики определения себестоимости платных административных услуг, утвержденной постановлением КМУ от 27.01.2010 г. № 66.

Обращая внимание на особенности освобождения от налогообложения государственных услуг, ГНАУ в

письме от 23.03.2011 г. № 3587/5/16-1516 пришла к выводу, что для применения нормы, предусмотренной п.п. 197.1.18 ст. 197 НКУ, необходимо одновременное выполнение таких условий:

— услуги должны предоставляться

органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также другими лицами, уполномоченными такими органами или законодательством предоставлять указанные услуги;

— предоставляемые услуги должны быть

платными ;

обязательность получения физическими и юридическими лицами услуг должна быть установлена законодательством;

— средства за оказанные услуги должны

поступать в бюджет в полном объеме.

Разберемся, соответствует ли городская многопрофильная больница вышеуказанным критериям.

Для этого прежде всего обратимся к

Перечню заведений здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава от 28.10.2002 г. № 385. В соответствии с этим документом многопрофильная больница относится к лечебно-профилактическим заведениям. Из этого следует, что многопрофильная больница является одним из видов заведений здравоохранения и поэтому не может быть отнесена к органам исполнительной власти и местного самоуправления.

Что касается органов исполнительной власти, то их организационная структура и схема взаимодействия установлены

Указом Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 г. № 1085/2010.

Таким образом, многопрофильная больница не может соответствовать вышеприведенным критериям, которые дают право на освобождение от обложения НДС платных услуг и соответственно воспользоваться

п.п. 197.1.18 ст. 197 НКУ.

Платные услуги, предоставляемые многопрофильной клинической больницей в рассматриваемой ситуации, включены в

Перечень платных услуг, предоставляемых в государственных заведениях здравоохранения и высших учебных медицинских заведениях образования, утвержденный постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138 (далее — Перечень № 1138).

Средства, получаемые заведением здравоохранения от предоставления платных услуг, относятся к собственным поступлениям такого заведения согласно

ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

В связи с этим обращаем внимание на то, что заведения здравоохранения при оказании платных услуг по здравоохранению, на предоставление которых имеется соответствующая лицензия Минздрава, должны руководствоваться

п.п. 197.1.5 ст. 197 НКУ. В соответствии с данным подпунктом освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по здравоохранению заведениями здравоохранения, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также поставке услуг реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, имеющими лицензию на поставку таких услуг в соответствии с законодательством.

Исключение из этого правила касается следующих услуг:

а) предоставление косметологической помощи, кроме предоставляемой по медицинским показаниям;

б) массаж для укрепления здоровья взрослого населения, коррекции осанки и т. п.;

в) проведение профилактических медицинских осмотров с подготовкой заключения о состоянии здоровья по просьбе граждан;

г) проведение гигиенической экспертизы проектных материалов и предварительных проектных предложений, в том числе в отношении размещения объекта, а также нормативной документации на новые технологии производства продукции и новые виды продукции по заявке заказчика, гигиеническая оценка образцов новых видов продукции;

ґ) предоставление консультационной помощи по вопросам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы;

д) обследование по заявке заказчика объектов, которые строятся, реконструируются или функционируют, с целью их соответствия санитарному законодательству;

е) проведение по заявке заказчика токсиколого-гигиенических, медико-биологических, санитарно-гигиенических, физиологических и других обследований с целью определения безопасности продукции для здоровья человека;

є) выдача субъектам хозяйствования разрешений на производство, использование, транспортировку, хранение, реализацию, захоронение, уничтожение, утилизацию продукции и веществ отечественного и импортного производства, потенциально опасных для здоровья человека;

ж) предоставление юридическим и физическим лицам консультационной помощи по вопросам применения законодательства о здравоохранении, в том числе по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения;

з) проведение медицинского осмотра лиц для выдачи:

— разрешения на право получения и ношения оружия гражданам, кроме военнослужащих и должностных лиц, ношение оружия которыми предусмотрено законодательством;

— соответствующих документов на выезд граждан за границу по вызову родственников, проживающих в зарубежных странах, оздоровление в зарубежных лечебных или санаторных заведениях по собственному желанию, а также в служебные командировки (кроме государственных служащих, работа которых связана с такими выездами и которые имеют соответствующие медицинские документы);

— удостоверения водителя транспортного средства;

и) медицинское обслуживание съездов, конференций, симпозиумов, фестивалей, совещаний, соревнований и т. п.;

і) медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских заведениях с улучшенным сервисным обслуживанием;

ї) организация медицинского контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом в оздоровительных заведениях;

й) проведение профилактических прививок гражданам, выезжающим за границу по вызову, для оздоровления в зарубежных лечебных или санаторных заведениях по собственному желанию, а также в туристические путешествия (кроме выезжающих на лечение и в служебные командировки);

к) составление по заявкам заказчиков санитарных паспортов радиотехнических объектов и проведение исследований для их подтверждения;

л) проведение по заявкам заказчиков государственной санитарно-гигиенической экспертизы по аккредитации и аттестации предприятий, учреждений, организаций на право проведения токсиколого-гигиенических, медико-биологических, санитарно-гигиенических и других исследований;

м) определение по заявкам заказчика вредных и опасных факторов производственной среды, технологического и трудового процессов, проведение исследований для разработки средств и мероприятий по устранению или уменьшению их опасного действия;

н) обучение по заявкам заказчиков на рабочих местах специалистов предприятий, учреждений, организаций в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, государственных научно-исследовательских институтах гигиенического и эпидемиологического профиля, а также специалистов предприятий, учреждений, организаций, проведение санитарно-гигиенических и бактериологических исследований;

о) предоставление по заявкам заказчиков услуг по организации работы ведомственных санитарных лабораторий, оснащение их медицинской техникой (оборудованием, аппаратурой, приборами); обучение на месте специалистов таких лабораторий методике проведения санитарно-гигиенических исследований.

Все эти вышеперечисленные платные услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения,

подлежат обложению НДС по ставке 20 %.

Таким образом,

платные услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения, освобождаются от обложения НДС при условии, что:

— заведение здравоохранения предоставляет платные услуги, указанные в

Перечне № 1138, при наличии лицензии на их предоставление. Заметим, что ГНАУ в письме от 01.02.2011 г. № 2533/7/16-1517 обращала внимание на то, что применять п.п. 197.1.5 ст. 197 НКУ имеют право исключительно заведения здравоохранения, имеющие лицензию на поставку услуг в сфере здравоохранения;

— такие платные услуги не указаны в вышеприведенном перечне исключений.

В том случае, если хотя бы одно из этих условий не выполняется, заведение здравоохранения должно облагать предоставляемые платные услуги налогом на добавленную стоимость по ставке 20 %.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше