Темы статей
Выбрать темы

Экологический налог: актуальные вопросы

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

В редакцию поступает большое количество вопросов от бюджетных учреждений, которые касаются порядка расчета эконалога. Ответам на наиболее актуальные из них посвящена данная консультация.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Должны ли бюджетные учреждения получать разрешение на размещение отходов на своей территории? Куда надо обращаться в этом случае?

 

Согласно

ст. 32 Закона об отходах осуществление какой-либо хозяйственной деятельности, связанной с образованием отходов, без получения от специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами лимитов на объемы образования и размещение отходов запрещается.

Процедура выдачи таких лимитов регламентирована

Порядком № 1218. Согласно п. 2 этого Порядка лимит на образование отходов — это максимальный объем отходов, на который у их собственника есть документально подтвержденное разрешение на передачу их другому собственнику (на размещение, утилизацию, уничтожение и т. п.) или на утилизацию либо размещение на своей территории.

Лимит на размещение отходов

представляет собой объем отходов (отдельно по каждому классу опасности), на который у владельца отходов есть разрешение на их размещение, которое выдают органы Минэкоресурсов на местах.

Отметим, что к компетенции Минэкоресурсов и его органов на местах относится выдача разрешений на захоронение (складирование) отходов, выбросы вредных веществ в окружающую природную среду, на специальное использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Украины (

ст. 20 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII).

Лимит на образование отходов рассчитывается на основании нормативов образования для каждого вида отходов по классам их опасности и должен равняться суммарному объему отходов, размещенных на территории собственника и переданных другому собственнику.

Как определено в

п. 7 Порядка № 1218, собственникам отходов, осуществляющим только их размещение, утверждается лимит на размещение отходов. При этом разрешение вступает в силу после утверждения лимитов на образование и размещение отходов. Лимиты на образование и размещение отходов устанавливаются сроком на один год.

Обращаем внимание на то, что требование о необходимости получения лимитов на образование и размещение отходов касается

не всех учреждений и организаций. Так, в соответствии с п. 8 Порядка № 1218 от этой обязанности освобождены:

— собственники отходов, для которых платежи за размещение отходов всех классов опасности не превышают 10 грн. в год;

— собственники

бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства*;

— собственники отходов,

получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторсырья (к тому же такие субъекты хозяйствования освобождены и от уплаты эконалога).

* Несмотря на то что в Порядке № 1218 упоминаются только предприятия коммунального хозяйства, договоры на вывоз бытового мусора заключаются с различными специализированными предприятиями. Поэтому данная норма распространяется также и на договоры, заключенные с такими предприятиями.

Поэтому если бюджетное учреждение

заключило договор на вывоз бытовых отходов со специализированным предприятием, разрешение на размещение отходов получать не надо. И только в том случае, если такой договор не заключен, бюджетному учреждению необходимо обратиться в территориальные органы Минэкоресурсов для получения разрешения на размещение отходов).

 

Слышали, что в некоторых случаях субъекты хозяйствования должны получать паспорт отходов. В каких случаях данное требование распространяется на бюджетные учреждения?

 

В соответствии со

ст. 26 Закона об отходах все отходы, которые образовываются на территории Украины, подлежат в обязательном порядке государственному учету и паспортизации.

На сегодняшний день единые правила ведения государственного учета и паспортизации отходов определены

Порядком № 2034.

Паспортизацию отходов ведут предприятия, учреждения, организация всех форм собственности, граждане — субъекты предпринимательской деятельности, деятельность которых связана с образованием отходов и осуществлением операций обращения с отходами с целью их исчерпывающей идентификации и определения оптимальных путей обращения с ними. Паспортизация отходов предусматривает составление и ведение паспортов отходов, паспортов мест удаления отходов, реестровых карт объектов образования, обработки и утилизации отходов в соответствии с

Государственным классификатором «Классификатор отходов ДК 005-96», утвержденным приказом Госстандарта от 29.02.96 г. № 89.

В свое время Минприроды в

письме от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08, в частности в п. 7, отмечало, что на практике конфликты по определению класса опасности могут возникнуть только для тех типов отходов, для которых собственник не нашел соответствующей технологии утилизации, так как в другом случае собственник или передаст их специализированному предприятию, или будет утилизировать их самостоятельно. Такие виды отходов, для которых не найдена надлежащая технология утилизации, являются объектом паспортизации отходов в соответствии с Порядком № 2034. Во время паспортизации и определяются класс опасности и другие свойства определенного типа отходов, необходимые для поиска приемлемой технологии утилизации.

Поэтому необходимость в паспортизации отходов возникает только в том случае, если речь идет о принципиально новом виде отходов, который ранее не был классифицирован (например, отходы производства, аналогов которому в Украине до сих пор не было), для которых нельзя оценить степень их влияния на окружающую среду. Относительно отходов, которые принимаются специализированными предприятиями на утилизацию или обезвреживание, или твердых бытовых отходов, то способы обращения с ними уже определены. На этот момент обращает внимание Минприроды в

письме от 09.10.2011 г. № 19195/07/10-11.

 

Для расчета эконалога нужно знать класс опасности отходов. Как определить этот показатель, если бюджетное учреждение не имеет разрешения на размещение отходов?

 

Как отмечалось в предыдущем вопросе, класс опасности отходов (от которого зависит ставка налога) указывается в лимитах на их образование и размещение. При этом на бытовые отходы, если учреждение заключило договор со специализированным предприятием, лимиты получать не нужно (

п. 8 Порядка № 1218).

В связи с этим возник вопрос: каким же образом учреждению, которое не получило разрешение на размещение отходов, узнать класс опасности отходов.

В этом случае ГНАУ настаивает на уплате эконалога за любые отходы, образовавшиеся в деятельности субъектов хозяйствования. При этом класс опасности таких отходов налогоплательщику предлагается

определять самостоятельно (см. консультацию, размещенную в Единой базе налоговых знаний на сайте ГНАУ под кодом 300.04).

При этом нужно иметь в виду, что в случае, если данные проверки органа налоговой службы будут свидетельствовать о занижении налогового обязательства по уплате эконалога в результате неверно примененной субъектом хозяйствования ставки экологического налога, к такому субъекту применяются штрафные (финансовые) санкции, указанные в

ст. 123 НКУ.

В сложившейся ситуации считаем возможным

присвоить твердым бытовым отходам статус малоопасных, т. е. IV класс опасности. Тогда ставка налога в 2011 году будет составлять 1,25 грн. (2,5 грн./т х 50 %) за тонну (уменьшение на 50 % предусмотрено п. 2 подразд. 5 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ).

Кроме того,

НКУ предусмотрено применение к ставкам эконалога за размещение отходов коэффициента за размещение отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, — 3 (п. 246.4 НКУ).

В то же время налоговики считают, что коэффициент 3 не применяется субъектами хозяйствования в случае временного размещения отходов (размещение отходов в контейнерах (мусорниках)) до передачи их коммунальному предприятию для утилизации или размещения на полигонах (свалках), а также при условии получения заключения соответствующих служб СЭС (см. разд. 300.04 Единой базы налоговых знаний). Такой коэффициент используют только специализированные коммунальные предприятия, которые непосредственно осуществляют размещение отходов на собственных или арендованных свалках (полигонах), и если эти свалки (полигоны) не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха.

Следовательно, для того чтобы охарактеризовать место размещения отходов и правильно применять коэффициент, определенный

п. 246.4 НКУ, бюджетное учреждение должно обратиться в территориальный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами и получить заключение должностных лиц СЭС. Это, в свою очередь, поможет избежать недоразумений с налоговиками при определении суммы эконалога за размещение отходов.

 

Для расчета эконалога нужно фактические объемы размещения отходов, которые учитываются в куб. м, перевести в тонны. Как осуществить такой перевод?

 

В состав налоговой отчетности по эконалогу включаются:

— Налоговая декларация экологического налога (далее — декларация), в которой отражаются общие сведения о плательщике налога и общей сумме эконалога за соответствующий период по всем видам загрязнения окружающей среды;

— семь приложений к декларации, которые применяются для расчета суммы налогового обязательства по эконалогу в разрезе отдельных видов загрязнения окружающей среды (для каждого отдельного вида загрязнения окружающей среды предназначено отдельное приложение). Все приложения являются неотъемлемой частью налоговой декларации и подаются в органы ГНС вместе с такой декларацией. В случае же отсутствия у плательщика определенных объектов налогообложения, приложения, которые используются для расчета эконалога по этим объектам, не подаются, а соответствующие строки налоговой декларации прочерчиваются.

Формы декларации и приложений утверждены

приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010.

Так, одним из приложений является Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (приложение 4). В частности, в колонке 3 «Фактические объемы размещения отходов» указываются в тоннах фактические объемы размещенных отходов (округление этого показателя осуществляется до трех десятичных знаков по общеустановленным правилам).

Однако фактические объемы размещенных отходов, которые налогоплательщики определяют самостоятельно,

исчисляются в м3.

В связи с этим возник вопрос: как перевести одни единицы измерения (

м3) в другие (т)?

В данном случае расчет можно осуществить, руководствуясь

Рекомендованными нормами предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденными приказом Министерства по вопросам ЖКХ от 22.03.2010 г. № 75.

Так, в этом документе в таблице указан такой показатель — плотность мусора (кг/м3) — графа 8. На основании данных об источниках образования бытовых отходов (графа 1) учреждения и организации определяют для себя соответствующий показатель плотности мусора (для этого нужно найти среднюю величину).

В результате, зная объем фактически размещенных отходов, перевод из м3 в тонны осуществляется следующим образом:

Объем отходов (м3) х плотность мусора (кг/м3) : : 1000 (кг).

Например, для профтехучилищ средняя плотность мусора — 191 кг/м3.

Допустим, за отчетный период фактический объем бытового мусора составил 200 м3, тогда перевод этого показателя в тонны будет выглядеть следующим образом:

200 м3 х 191 кг/м3 : 1000 = 38,2 т.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон об отходах

— Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Порядок № 1218

— Порядок разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218.

Порядок № 2034 —

Порядок ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденный постановлением КМУ от 01.11.99 г. № 2034.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше