ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ
О НАРУШЕНИЯХ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Письмо от 18.07.2011 г. № 17-06/1716-10165
(извлечение)
<…>
1. В соответствии с частью 4 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины при наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате (денежного обеспечения), стипендиям, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетные обязательства и не осуществляют платежи по другим мероприятиям, связанным с функционированием бюджетных учреждений (кроме защищенных расходов бюджета, определенных статьей 55 этого Кодекса), до погашения такой задолженности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 117 Бюджетного кодекса Украины во всех случаях выявления нарушений бюджетного законодательства к участникам бюджетного процесса может применяться такая мера воздействия, как предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства. Выявленные нарушения бюджетного законодательства должны быть устранены в срок до 30 календарных дней.
Если после применения указанной выше меры воздействия нарушение бюджетного законодательства не устранено, органы Государственного казначейства Украины составляют протокол о нарушении бюджетного законодательства и применяют меры воздействия в виде приостановления операций с бюджетными средствами.
2. В соответствии с пунктами 2.2 и 2.4 Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.08.2004 г. под № 1068/9667 (далее — Порядок), распорядители бюджетных средств при условии взятия бюджетного обязательства (бюджетного финансового обязательства) в течение 7 рабочих дней с даты его возникновения, но не позднее последнего рабочего дня месяца подают в соответствующий орган Государственного казначейства Украины Реестр бюджетных обязательств (Реестр бюджетных финансовых обязательств) распорядителей (получателей) бюджетных средств на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях, а также оригиналы документов или их копии, заверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия бюджетного обязательства (бюджетного финансового обязательства).
В случае несоблюдения распорядителями бюджетных средств требований по срокам регистрации бюджетного обязательства и/или бюджетного финансового обязательства орган Государственного казначейства Украины должен квалифицировать указанное как нарушение бюджетного законодательства, в частности положений Порядка (пункт 21 части 1 статьи 116 Бюджетного кодекса Украины), и применять меры воздействия, предусмотренные статьей 117 Бюджетного кодекса Украины. При этом бюджетные обязательства и/или бюджетные финансовые обязательства, поданные распорядителем бюджетных средств с нарушением срока регистрации, регистрируются органами Государственного казначейства Украины в установленном порядке.
<…>
Председатель ликвидационной комиссии — первый заместитель Председателя А. Даневич
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
ГОСКАЗНАЧЕЙСТВО ВНОВЬ НАПОМИНАЕТ ОБ ОТВЕТСТВЕНнОСТИ И МЕРАХ
ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В комментируемом
письме Госказначейство обращает внимание распорядителей бюджетных средств на отдельные виды нарушений бюджетного законодательства и меры воздействия за такие нарушения.1. В соответствии с требованиями
ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, которые взяты на учет органами Госказначейства.Вместе с тем
ст. 51 БКУ установлено ряд требований по осуществлению расходов бюджета. Так, ч. 4 указанной статьи предусмотрено, что при наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате (денежному обеспечению), стипендиям, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетные обязательства и не осуществляют платежи по другим мероприятиям, связанным с функционированием бюджетных учреждений до погашения такой задолженности. Исключением из этого правила являются только защищенные расходы бюджета, указанные в ст. 55 БКУ.Акцентируя внимание на этой норме
БКУ, Госказначейство в комментируемом письме обращает внимание на то, что нарушение этого требования считается нарушением бюджетного законодательства.Напомним: об основных видах бюджетных правонарушений и административной ответственности, которая за них предусмотрена, мы подробно рассказывали в статье «Изменения законодательства, связанные с принятием нового Бюджетного кодекса Украины» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 38), а о мерах воздействия за нарушение бюджетного законодательства — в статье «Бюджетный кодекс: новости и основные положения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 39). О порядке отражения просроченной кредиторской задолженности в формах финансовой отчетности Госказначейство разъясняло в
письме от 07.06.2011 г. № 17-04/1462-8022 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 30).2. Одним из распространенных видов нарушений бюджетного законодательства является нарушение порядка регистрации и учета бюджетных обязательств (
п. 21. ч. 1 ст. 116 БКУ).На необходимость соблюдения сроков регистрации бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств Госказначейство в этом году неоднократно обращало внимание, в частности, в
письмах от 31.03.2011 г. № 17-06/882-4568 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 15), от 12.05.2011 г. № 17-06/1195-6460 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 21) и от 07.06.2011 г. № 17-04/1462-8022 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 30).В том случае, если распорядитель бюджетных средств после получения предупреждения о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства все-такие не устранил такое нарушение (в течение 30 календарных дней), то к нему применяется более суровая мера воздействия —
остановка операций с бюджетными средствами. Она заключается в остановке любых операций по осуществлению платежей со счетов распорядителей бюджетных средств — нарушителей бюджетного законодательства. При этом составляется протокол о нарушении бюджетного законодательства с учетом требований приказа Минфина от 15.11.2010 г. № 1370. Механизм остановки операций с бюджетными средствами определен Порядком остановки операций с бюджетными средства, утвержденным постановлением КМУ от 19.01.2011 г. № 21. Остановка операций с бюджетными средствами возможна сроком до 30 дней в пределах текущего бюджетного периода, если иное не предусмотрено законом (ст. 120 БКУ).И хотя несоблюдение распорядителями бюджетных средств сроков регистрации бюджетных обязательств является нарушением бюджетного законодательства, этот факт
не является основанием для отказа в регистрации обязательства. Как указывает Госказначейство в комментируемом письме, в этом случае бюджетные обязательства и/или бюджетные финансовые обязательства, поданные распорядителями бюджетных средств с нарушением сроков регистрации, подлежат регистрации органами Госказначейства в общеустановленном порядке.