Темы статей
Выбрать темы

Внесены изменения в Бюджетный кодекс: что нового

Редакция ББ
Статья

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС: ЧТО НОВОГО

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Совсем недавно Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2011 г. № 2456-VI (далее — БКУ) — основной документ, которым определены правовые основы функционирования бюджетной системы, ее принципы и основы бюджетного процесса в Украине, претерпел изменения. Указанные изменения внесены Законом Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 07.07.2011 г. № 3614-VI (далее — Закон № 3614), который вступил в силу 07.08.2011 г., за исключением отдельных положений.

В этом материале рассмотрим важнейшие изменения, которые будут интересны непосредственно бюджетным учреждениям.

 

Прежде всего отметим, что принятие

Закона № 3614 направлено на решение определенных проблемных вопросов, в частности:

согласование норм БКУ с Законом Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI и указами Президента Украины, касающимися положений о центральных органах исполнительной власти в части уточнения полномочий и названий Министерства финансов Украины, Государственного казначейства Украины и Государственной контрольно-ревизионной службы;

усиление финансовой самодостаточности местных бюджетов путем упрощения доступа местных бюджетов к кредитным ресурсам, расширение перечня доходов и упорядочение расходов бюджета развития местных бюджетов;

— определение дополнительного источника финансирования дорожного хозяйства коммунальной собственности;

— обеспечение согласованности норм

Регламента Верховной Рады Украины и БКУ в отношении процедур, связанных с осуществлением бюджетного процесса, и др.

 

ОГРАНИЧЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯ ГОСКАЗНАЧЕЙСТВА

Значительные изменения претерпели нормы

БКУ, касающиеся полномочий Госказначейства. Эти изменения вполне понятны, ведь после принятия Положения о Государственной казначейской службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 13.04.2011 г. № 460/2011 (далее — Положение № 460), и Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 446/2011, необходимо было устранить некоторые противоречия между полномочиями Государственной казначейской службы и Министерства финансов.

Далее проанализируем подробнее, какие именно полномочия Госказначейства претерпели ограничения, а также каких изменений в связи с этим следует ожидать бюджетным учреждениям.

 

До изменений

После изменений

1

2

Статья 43 Казначейского обслуживания бюджетных средств

1. При исполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Государственное казначейство Украины, действующее в составе Министерства финансов Украины, обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины

1. При исполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Государственная казначейская служба Украины, деятельность которой направляется и координируется через Министра финансов Украины, обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины

Отметим, что, как и ранее, при исполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Однако теперь содержание ст. 43 БКУ соответствует содержанию Положения № 460, в котором указано, что Государственная казначейская служба Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов Украины. Как указано в упомянутом Положении, Госказначейство входит в систему органов исполнительной власти и создается для реализации государственной политики в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств.

Статья 48. Взятие бюджетных обязательств

7. Порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств определяется Государственным казначейством Украины по согласованию
с Министерством финансов Украины

7. Порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств определяется Министерством финансов Украины

Как известно, на органы Госказначейства возложены функции по регистрации и учету бюджетных обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств и отражению их в отчетности об исполнении бюджета. При взятии бюджетных обязательств распорядители и получатели средств государственного и местных бюджетов, находящихся на казначейском обслуживании, в настоящее время руководствуются Порядком учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Госказначейства от 09.08.2004 г. № 136. Отметим, что из норм Положения № 460 следует, что Госказначейство осуществляет в рамках своих полномочий, в частности, следующие функции:
— регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств и отражает их в отчетности об исполнении бюджета;
— контроль за соответствием взятых распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);
— контроль за соответствием платежей взятым бюджетным обязательствам и соответствующим бюджетным ассигнованиям.

Но как предусмотрено новой редакцией ч. 7 ст. 48 БКУ, теперь Порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств должен определять Минфин.

Статья 56. Ведение бухгалтерского учета исполнения Государственного бюджета Украины

1. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов осуществляется Министерством финансов Украины, которое координирует деятельность Государственного казначейства Украины и согласовывает его нормативно-правовые акты по этим вопросам.

2. Бухгалтерский учет всех операций по исполнению Государственного бюджета Украины осуществляют органы Государственного казначейства Украины в порядке, установленном Государственным казначейством Украины. Этот учет должен отражать все активы и обязательства государства.

Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, которые утверждаются Министерством финансов Украины, а также другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета.

Порядок ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины в соответствии
с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета по согласованию
с Министерством финансов Украины

1. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов осуществляется Министерством финансов Украины.

2. Бухгалтерский учет всех операций по исполнению Государственного бюджета Украины осуществляют органы Государственной казначейской службы Украины в порядке, установленном Министерством финансов Украины. Этот учет должен отражать все активы и обязательства государства.

Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Министерством финансов Украины

Как видим, предыдущая редакция ст. 56 БКУ предусматривала, что само Госказначейство утверждало нормативно-правовые акты по вопросам методологии бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении бюджетов (по согласованию с Минфином), порядок ведения бухгалтерского учета бюджетных учреждений (по согласованию с Минфином), а также устанавливало порядок бухгалтерского учета всех операций по исполнению Государственного бюджета Украины.

Согласно обновленной редакции ст. 56 БКУ указанные полномочия теперь полностью переданы Минфину. Также отметим, что в связи с этим соответствующие изменения внесены в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV. А именно исключена ч. 4 ст. 6 данного Закона, в которой было указано, что порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности об исполнении бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета по согласованию с Министерством финансов Украины.

Таким образом, теперь БКУ требует от бюджетных учреждений вести бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета. При этом как указанные положения и нормативно-правовые акты, так и порядок ведения бухгалтерского учета теперь будет устанавливать Минфин. Напомним, что Минфином уже утвержден ряд положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, вступающих в силу с 01.01.2013 г.

Статья 57. Порядок закрытия счетов после окончания бюджетного периода

1. Не позднее 31 декабря текущего бюджетного периода или последнего дня другого бюджетного периода Государственное казначейство Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде для исполнения бюджета. Порядок закрытия счетов текущего бюджетного периода и открытия счетов следующего бюджетного периода определяется Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины. При исключительных обстоятельствах Министр финансов Украины может определить другой срок закрытия счетов, который должен наступить не позднее чем через пять рабочих дней после окончания бюджетного периода.

2. На конец бюджетного периода Государственное казначейство Украины хранит остатки средств на счетах специального фонда государственного бюджета для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. При отсутствии соответствующих бюджетных назначений на следующий бюджетный период остатки средств специального фонда перечисляются в общий фонд бюджета

1. Не позднее 31 декабря текущего бюджетного периода или последнего дня другого бюджетного периода Государственная казначейская служба Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде для исполнения бюджета. Порядок закрытия счетов текущего бюджетного периода и открытия счетов следующего бюджетного периода определяется Министерством финансов Украины. При исключительных обстоятельствах Министр финансов Украины может определить другой срок закрытия счетов, который должен наступить не позднее чем через пять рабочих дней после окончания бюджетного периода.

2. На конец бюджетного периода Государственная казначейская служба Украины хранит остатки средств на счетах специального фонда государственного бюджета и по субвенциям из специального фонда государственного бюджета на счетах специального фонда местных бюджетов для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. При отсутствии соответствующих бюджетных назначений на следующий бюджетный период остатки средств специального фонда перечисляются в общий фонд государственного бюджета

На сегодняшний день взаимоотношения в процессе открытия и закрытия счетов между органами Госказначейства и распорядителями и получателями бюджетных средств, обособленными структурными подразделениями распорядителей бюджетных средств, предприятиями, учреждениями, организациями, а также органами, контролирующими взимание поступлений бюджета, и органами местного самоуправления регламентируются Порядком открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Госказначейства от 02.12.2002 г. № 221. В частности, в разд. 7 указанного Порядка определена процедура закрытия счетов в органах Госказначейства после окончания бюджетного периода. Теперь, как предусмотрено новой редакцией ст. 57 БКУ, такой порядок должен утверждать Минфин.

Как и ранее, БКУ предусматривает, что остатки средств на счетах специального фонда государственного бюджета хранятся для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. Кроме того, такой порядок хранения средств будет распространяться также и на субвенции из специального фонда госбюджета местным бюджетам, предусмотренные ст. 97 БКУ. При этом порядок и условия предоставления субвенций из государственного бюджета местным бюджетам определяются Кабинетом Министров Украины. Но необходимо иметь в виду, что при отсутствии соответствующих бюджетных назначений на следующий бюджетный период остатки средств специального фонда должны перечисляться в общий фонд государственного бюджета.

Статья 58. Отчетность об исполнении государственного бюджета Украины

1. Отчетность об исполнении государственного бюджета Украины (смет бюджетных учреждений) включает финансовую и бюджетную отчетность.

Финансовая отчетность бюджетных учреждений составляется согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и по формам, утверждаемым Министерством финансов Украины.

Порядок заполнения форм финансовой отчетности бюджетных учреждений устанавливается Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины.

Бюджетная отчетность отражает состояние исполнения бюджета, содержит информацию в разрезе бюджетной классификации.

Формы бюджетной отчетности бюджетных учреждений и органов Государственного казначейства Украины и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины по согласованию с Министерством финансов Украины

1. Отчетность об исполнении государственного бюджета Украины (смет бюджетных учреждений) включает финансовую и бюджетную отчетность.

Финансовая отчетность составляется согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета.

Бюджетная отчетность отражает состояние исполнения бюджета, содержит информацию в разрезе бюджетной классификации.

Формы финансовой и бюджетной отчетности и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины

Как и ранее, ст. 58 БКУ предусматривает составление финансовой и бюджетной отчетности бюджетными учреждениями. При этом в предыдущей редакции этой статьи БКУ было указано, что формы финансовой отчетности утверждает Минфин, а бюджетной — Госказначейство по согласованию с Минфом.

Однако, несмотря на эти требования, распорядители и получатели бюджетных средств при составлении месячной, квартальной и годовой финансовой и бюджетной отчетности руководствуются Порядком составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденным приказом Госказначейства от 05.01.2011 г. № 2.

Согласно обновленной редакции ст. 58 БКУ формы финансовой и бюджетной отчетности, а также порядок их заполнения теперь будет устанавливать Минфин.

Отметим, что аналогичная норма содержится в ч. 6 ст. 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, где указано, что формы финансовой отчетности бюджетных учреждений устанавливаются Министерством финансов Украины.

 

Таким образом, согласно изменениям, внесенным

Законом № 3614 в БКУ, на Министерство финансов возложено выполнение следующих полномочий:

 — установление порядка осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств (

ч. 7 ст. 48 БКУ);

— регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов (

ч. 1 ст. 56 БКУ);

— установление порядка осуществления органами Государственной казначейской службы бухгалтерского учета всех операций по исполнению Государственного бюджета Украины

(ч. 2 ст. 56 БКУ );

— установление порядка ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями (

ч. 2 ст. 56 БКУ);

— определение порядка закрытия счетов текущего бюджетного периода и открытия счетов следующего бюджетного периода (

ч. 1 ст. 57 БКУ);

— установление форм финансовой и бюджетной отчетности и порядка их заполнения (

ст. 58 БКУ).

Как видим, теперь на Минфин возложено немало полномочий, которые ранее непосредственно выполняло Госказначейство.

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕСТНЫХ ГАРАНТИЙ

Определенные изменения претерпели положения

ст. 16 и 17 БКУ.

Так, ранее

местные внешние заимствования могли осуществлять только городские советы городов с численностью населения свыше 500 тысяч жителей по официальным данным органов государственной статистики на момент принятия решения об осуществлении местных заимствований. Сейчас же благодаря изменениям, внесенным в ст. 16 БКУ, определено право на осуществление местных внешних заимствований городскими советами городов с численностью населения 300 тысяч. Считаем, что изменение такого критерия обеспечит доступ органов местного самоуправления к дешевым ресурсам на финансовом рынке, в первую очередь международных финансовых организаций, необходимых для финансирования инвестиционных проектов.

Также указано, что Министерство финансов (местный финансовый орган) может привлекать субъектов хозяйствования для предоставления агентских, консультационных, рейтинговых и других услуг, необходимых для управления государственным (местным) долгом, за счет средств государственного (местного) бюджета в пределах бюджетных назначений на обслуживание государственного (местного) долга.

Кроме того, изменениями, внесенными в

ст. 17 БКУ, предусмотрено уточнение условий предоставления государственных и местных гарантий по выполнению долговых обязательств субъектов хозяйствования.

Государственные (местные) гарантии предоставляются на условиях платности, срочности, а также обеспечения выполнения обязательств способом, предусмотренным законом. Как указано в

ч. 3 ст. 17 БКУ обязательным условием предоставления государственной (местной) гарантии является заключение договора между Министерством финансов (местным финансовым органом) и субъектом хозяйствования о погашении задолженности субъекта хозяйствования перед государством (АР Крым или территориальной громадой города) по выполнению гарантийных обязательств. Также определены существенные условия такого договора.

При этом необходимо иметь в виду, что

государственные (местные) гарантии не предоставляются для обеспечения долговых обязательств субъектов хозяйствования, если непосредственным источником возврата кредитов (займов) предусматриваются средства государственного (местного) бюджета (кроме долговых обязательств, возникающих по кредитам (займам) от международных финансовых организаций).

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРЕЧНЕ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Кроме того, заслуживает внимания уточнение, внесенное в

ст. 22 БКУ, которой определены перечень и полномочия главных распорядителей бюджетных средств.

В частности, в перечень главных распорядителей бюджетных средств по бюджетным назначениям, определенным другими решениями о местных бюджетах, включены местные государственные администрации, исполнительные органы и аппараты местных советов (секретариат Киевского городского совета), главные управления, управления, отделы и другие самостоятельные структурные подразделения местных государственных администраций, исполнительных органов местных советов в лице их руководителей. Теперь дополнено, что,

если согласно закону местным советом не создан исполнительный орган, функции главного распорядителя средств соответствующего местного бюджета выполняет председатель такого местного совета.

 

ПОСТУПЛЕНИЯ И РАСХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Начиная с 01.01.2012 г. некоторые изменения произойдут в перечне доходов общего фонда и поступлений специального фонда местных бюджетов.

Так, из

перечня доходов общего фонда местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (ч. 1 ст. 69 БКУ), будет исключен налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка.

Вместе с тем в

поступления специального фонда местных бюджетов (ч. 2 ст. 69) будет включена субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах.

Как видим, благодаря этим изменениям определен дополнительный источник финансирования дорожного хозяйства коммунальной собственности.

Напомним, что согласно

п. 5 ст. 20 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23.12.2010 г. № 2857-VI к источникам формирования специального фонда местных бюджетов в 2011 году, в частности, отнесена субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах.

Отметим, что порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (далее — субвенция) определены новой

ст. 1031 БКУ.

Такая субвенция предоставляется в пределах объема, утвержденного законом о Государственном бюджете Украины. При этом в законе о Госбюджете утверждаются объемы указанной субвенции отдельно для бюджета АР Крым, областных и районных бюджетов, городских (городов Киева и Севастополя, городов республиканского АР Крым и областного значения) бюджетов, других бюджетов местного самоуправления, для которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты, а также нормативы ежемесячных отчислений от доходов специального фонда государственного бюджета.

Источником предоставления этой субвенции являются

доходы специального фонда государственного бюджета (в размере 15 %), а именно: акцизный налог с подакцизных товаров (продукции) в части нефтепродуктов и транспортных средств, ввозная таможенная пошлина на нефтепродукты и транспортные средства и шины к ним, плата за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.

Как указано в

ч. 2 ст. 1031 БКУ, такая субвенция будет распределяться между бюджетом АР Крым, областными и районными бюджетами, городскими (городов Киева и Севастополя, городов республиканского АР Крым и областного значения) бюджетами, другими бюджетами местного самоуправления, для которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты, и между районным бюджетом и соответствующими бюджетами местного самоуправления. Распределение будет осуществляться на основании формул, которые утверждаются КМУ и должны учитывать следующие параметры:

1) количество населения;

2) объемы доходов соответствующих местных бюджетов за 2010 год от налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

3) размеры отчислений сбора за первую регистрацию транспортного средства в соответствующие местные бюджеты.

Напомним, что в прошлом году с целью надлежащего финансирования расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования и сельских дорог Украины,

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Бюджетного кодекса Украины» от 08.07.2010 г. № 2457-VI (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 38) были внесены изменения в Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» от 18.09.91 г. № 1562-XII (далее — Закон № 1562).

Как указано в

ст. 4 Закона № 1562, в бюджете АР Крым, областных, городских, сельских и поселковых бюджетах ежегодно предусматриваются расходы на проведение работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог. Для этих целей в составе бюджета АР Крым, областных, городских, сельских и поселковых бюджетов создаются территориальные дорожные фонды.

Средства территориальных дорожных фондов направляются на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог в населенных пунктах, относящихся к коммунальной собственности, а также на нужды дорожного хозяйства по направлениям, определенным соответственно Верховной Радой АР Крым, областными, городскими, поселковыми и сельскими советами.

Вероятно, что этих средств совсем недостаточно для осуществления расходов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог в населенных пунктах, относящихся к коммунальной собственности, поэтому

БКУ определен дополнительный источник финансирования дорожного хозяйства коммунальной собственности.

Кроме того, обращаем внимание на то, что с 01.01.2012 г. произойдут определенные изменения в части

поступлений бюджета развития местных бюджетов (ст. 71 БКУ). Так, кроме ранее предусмотренных доходов, к таким поступлениям будут отнесены:

— налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, который зачисляется в бюджеты местного самоуправления;

средства паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта, полученные в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI (далее — Закон № 3038).

Как предусмотрено

ст. 40 Закона № 3038, паевое участие в развитии инфраструктуры населенного пункта заключается в перечислении заказчиком до приемки объекта строительства в эксплуатацию в соответствующий местный бюджет средств для создания и развития указанной инфраструктуры.

Размер паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта устанавливается органом местного самоуправления. При этом такой размер не может превышать предельного размера паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта.

Так, предельный размер паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта с учетом других предусмотренных законом отчислений не может превышать:

— 10 % общей сметной стоимости строительства объекта — для нежилых зданий и сооружений;

— 4 % общей сметной стоимости строительства объекта — для жилых домов.

Величина паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта определяется в договоре, который заключается с органом местного самоуправления, с учетом общей сметной стоимости строительства объекта, определенной согласно государственным строительным нормам, стандартам и правилам. При этом не учитываются расходы на приобретение и выделение земельного участка, освобождение строительной площадки от строений, сооружений и инженерных сетей, устройство внутренних и внеплощадочных инженерных сетей и сооружений и транспортных коммуникаций.

Если общая сметная стоимость строительства объекта не определена согласно государственным строительным нормам, стандартам и правилам, она определяется на основе установленных органом местного самоуправления нормативов для единицы созданной мощности.

Вместе с тем напомним, что срок вступления в силу упомянутых норм

ст. 40 Закона № 3038 установлен на 1 января 2013 года, поэтому местным бюджетам пока не следует рассчитывать на выполнение указанного законодательного требования и соответственно на такие поступления в местный бюдже, как:

— средства паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта

;

— капитальные трансферты (субвенции) из других бюджетов;

средства от возврата кредитов, предоставленных из соответствующего бюджета, и проценты, уплаченные за пользование ними.

Следует отметить, что к таким поступлениям не относятся возврат кредитов, предоставленных из местных бюджетов индивидуальным сельским застройщикам, молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, а также пеня и проценты за пользование ними;

— средства, которые передаются из другой части местного бюджета по решению Верховной Рады АР Крым, соответствующего местного совета (

по средствам резервного фонда местного бюджета в части расходов бюджета развития — по решению Совета министров АР Крым, местной государственной администрации, исполнительного органа соответствующего местного совета).

В расходы бюджета развития, кроме ранее предусмотренных, включены

платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств АР Крым или территориальной громады города. В связи с этим отметим, что условия предоставления государственных и местных гарантий более обстоятельно определены в ст. 17 и 74 БКУ.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ

Некоторые изменения претерпели положения

БКУ, касающиеся распределения расходов между бюджетами.

Так, теперь к

расходам районных бюджетов и бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов (ст. 89 БКУ), относятся расходы на:

— центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи;

— компенсацию физическим лицам, пользовавшимся льготами по уплате налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, потери части их доходов в связи с отменой такого налога и соответствующим увеличением ставок акцизного налога на горючее согласно

Налоговому кодексу Украины. Такие расходы будут осуществлять за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление государственных программ социальной защиты (ч. 5 ст. 102 БКУ).

Вместе с тем из состава таких расходов исключены дополнительные выплаты населению на покрытие расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (жилищные субсидии населению), льготы отдельным категориям граждан, предоставляемые

судьям в отставке. Соответствующие изменения, касающиеся указанной категории льготников, внесены также
и в ч. 3 и 5 ст. 102 БКУ.

 

ИЗМЕНЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА ВЕРХОВНОЙ РАДЫ

С целью устранения несогласованностей и юридических коллизий, возникших в законодательном поле после принятия

БКУ, Законом № 3614 внесены достаточно существенные изменения в Регламент Верховной Рады Украины, утвержденный Законом Украины от 10.02.2010 г. № 1861-VI (далее — Регламент).

Среди внесенных изменений особого внимания требуют обновленные положения

Регламента, касающиеся процедуры рассмотрения проекта закона о Госбюджете Украины на следующий год. В частности, среди основных изменений выделим следующие:

— при предоставлении Министром финансов на пленарном заседании в Верховной Раде проекта закона о Госбюджете Украины на следующий год Верховная Рада может заслушать

главных распорядителей средств государственного бюджета о целях, задачах и ожидаемых результатах выполнения соответствующих бюджетных программ, предусмотренных в проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий год (ст. 154 Регламента). Однако, к сожалению, не указано, при каких именно обстоятельствах могут быть приглашены те или иные главные распорядители;

— изменены основания, по которым Верховная Рада может принять решение о его отклонении

(ч. 4 ст. 154 Регламента);

— установлена сокращенная процедура рассмотрения проекта закона о Госбюджете на следующий год. Как предусмотрено

ч. 5 ст. 156 Регламента, сроки предоставления народным депутатам заключений, предложений и сравнительной таблицы к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год в первом чтении сокращены с пяти до двух дней;

— изложены в новой редакции соответствующие статьи

Регламента, касающиеся процедуры рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год в первом, втором и третьем чтениях.

Примечательное то, что по каждому этапу рассмотрения проекта бюджета установлены достаточно четкие сроки, а именно:

1) проект закона о Госбюджете Украины на следующий год

в первом чтении рассматривается не позднее 20 октября года, предшествующего плановому;

2) рассмотрение во

втором чтении проекта закона о Госбюджете Украины — завершается не позднее 20 ноября года, предшествующего плановому;

3) в соответствии с решением Верховной Рады о принятии проекта закона о Госбюджете Украины на следующий год во втором чтении комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета,

не позднее 25 ноября года, предшествующего плановому, готовит его к третьему чтению;

4) принятие Верховной Радой Украины закона о Госбюджете Украины осуществляется

до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Кроме того, к другим интересным изменениям можно отнести следующие:

— смета Верховной Рады на следующий год будет утверждаться Верховной Радой

во время принятия проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год во втором чтении по заключениям комитетов, к предмету ведения которых относятся вопросы регламента и бюджета (ст. 7 Регламента);

— в случае внесения законопроекта, проекта другого акта, принятие которого приведет к изменению показателей бюджета (поступлений бюджета и/или расходов бюджета), субъект права законодательной инициативы обязан

приложить финансово-экономическое обоснование (включая соответствующие расчеты). Если такие изменения показателей бюджета предусматривают уменьшение поступлений бюджета и/или увеличение расходов бюджета, к законопроекту, проекту другого акта подаются предложения изменений к законодательным актам Украины по сокращению расходов бюджета и/или источников дополнительных поступлений бюджета для достижения сбалансированности бюджета. При этом законопроект, проект другого акта (кроме проектов законов о Государственном бюджете Украины, о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины, о ратификации международных договоров Украины о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины) не должны содержать положений, принятие которых приведет к увеличению государственного долга и государственных гарантий (ст. 91 Регламента);

— особое внимание будет уделяться предварительному рассмотрению законопроектов, проектов других актов в комитетах. Так, каждый законопроект не позднее чем в трехдневный срок будет направляться комитетом, к предмету ведения которого относятся вопросы бюджета,

в Кабинет Министров Украины для осуществления экспертизы, касающейся его влияния на показатели бюджета и соответствия законам, регулирующим бюджетные отношения. Если такой законопроект подлежит рассмотрению временной специальной комиссией, то к заключению такого комитета должны прилагаться заключения комитетов, к предмету ведения которых относятся вопросы соответственно регламента и оценки соответствия законопроектов международно-правовым обязательствам Украины в сфере европейской интеграции (ст. 93 Регламента);

 — достаточно детально и с определением сроков изложена процедура рассмотрения вопросов по Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период

(ст. 152 Регламента);

— проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, поданный Кабинетом Министров Украины, будет предоставляться для ознакомления не только народным депутатам, но и

Счетной палате не позднее чем за 4 дня до его подачи в Верховную Раду (ч. 5 ст. 153 Регламента).

 

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Еще одно из интересных изменений, заслуживающих внимания, касается реформирования системы здравоохранения. Так, с целью отработки новых организационно-правовых и финансово-экономических механизмов, направленных на повышение эффективности и доступности медицинского обслуживания населения и являющихся необходимыми для развития системы здравоохранения Украины, принят

Закон Украины «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» от 07.07.2011 г. № 3612-VI (далее — Закон № 3612).

Пилотный проект по реформированию системы здравоохранения предусматривает проведение в течение 2011 — 2014 гг. структурно-организационной и функциональной перестройки системы медицинского обслуживания в пилотных регионах, что даст возможность:

— повысить уровень медицинского обслуживания населения, расширить возможности по его доступности и качеству;

— внедрить новые подходы по организации работы заведений здравоохранения в пилотных регионах и их финансового обеспечения;

— повысить эффективность использования бюджетных средств, предусмотренных для финансового обеспечения системы здравоохранения в пилотных регионах.

Как указано в

ст. 1 Закона № 3612, реализация пилотного проекта предусматривает:

— создание на базе существующей в пилотных регионах сети заведений здравоохранения структуризированной по видам медицинской помощи системы медицинского обслуживания путем деления (или объединения) заведений здравоохранения, удовлетворяющих нужды населения в первичной, вторичной, третичной и экстренной медицинской помощи;

— организацию и обеспечение функционирования в пилотных регионах центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи для удовлетворения нужд населения в такой медицинской помощи;

— перепрофилирование заведений здравоохранения пилотных регионов, оказывающих вторичную (специализированную) медицинскую помощь, с учетом интенсивности ее оказания;

— организацию деятельности в пилотных регионах госпитальных округов, которые должны обеспечить условия для предоставления населению вторичной (специализированной) медицинской помощи;

— создание в пилотных регионах центров экстренной медицинской помощи для удовлетворения нужд населения в такой медицинской помощи;

— перераспределение ресурсов между заведениями здравоохранения пилотных регионов, оказывающих первичную, вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную) и экстренную медицинскую помощь на территории указанных регионов;

— распределение расходов между местными бюджетами на здравоохранение по видам медицинской помощи;

— осуществление начиная с 2012 года финансового обеспечения заведений здравоохранения в пилотных регионах по видам медицинской помощи в соответствии с договорами о медицинском обслуживании населения;

— внедрение начиная с 2012 года системы индикаторов качества первичной, вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) и экстренной медицинской помощи, которые учитываются при оценивании качества медицинской помощи соответствующего вида;

— применение элементов программно-целевого метода в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов в части расходов на здравоохранение по соответствующим видам медицинской помощи.

Участниками пилотного проекта являются

заведения здравоохранения независимо от вида и типа, которые осуществляют медицинское обслуживание на территории пилотных регионов согласно требованиям Закона № 3612, а также центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения, местные государственные администрации и органы местного самоуправления пилотных регионов.

Предусматривается, что с целью выполнения требований

Закона № 3612 коммунальные заведения здравоохранения в пилотных регионах могут быть реорганизованы в коммунальные некоммерческие предприятия или коммунальные некоммерческие учреждения, основной задачей которых является осуществление медицинского обслуживания населения без цели получения прибыли.

В связи с этим в

разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ внесены соответствующие изменения, которыми предусмотрены особенности осуществления расходов на здравоохранение на период реализации требований Закона № 3612, а именно:

1) Кабинет Министров Украины имеет право изменять распределение расходов на здравоохранение между местными бюджетами пилотных регионов, установленное

ст. 89 и 90 БКУ, и определять особенности финансового обеспечения заведений здравоохранения, являющихся участниками пилотного проекта;

2) расходы общего фонда местных бюджетов пилотных регионов на здравоохранение признаны защищенными;

3) к расходам, которые осуществляются из областных бюджетов, бюджета города Киева и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную) и экстренную медицинскую помощь (заведения здравоохранения пилотных регионов, обеспечивающие оказание соответственно вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) и экстренной медицинской помощи).

К расходам, которые осуществляются из районных бюджетов, бюджетов городов областного значения, бюджета города Киева и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на

первичную медицинскую помощь (центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи).

Как видим, в ближайшее время систему здравоохранения ожидает немало изменений. Кстати, в Минздраве уже в настоящий момент продолжается активная работа над подготовкой нормативной базы по созданию единой системы экстренной медицинской помощи на территории пилотных регионов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше