Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах прохождения государственной службы

Редакция ББ
Письмо от 21.01.2011 г. № 474/12-11

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Письмо от 21.01.2011 г. № 474/12-11

 

Главным управлением государственной службы Украины рассмотрено письмо <…> о предоставлении разъяснений по вопросам прохождения государственной службы.

 

О компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет при увольнении из государственного органа

В связи

с ликвидацией государственного учреждения работники будут высвобождены в феврале 2011 года в соответствии с пунктом 1 статьи 40 КЗоТ Украины. Каким образом следует начислять при увольнении компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет в государственном органе за 2011 год полностью за неиспользованный отпуск согласно стажу работы в государственном органе или пропорционально отработанному в 2011 году времени (т. е. аналогично расчету компенсации за неиспользованный ежегодный основной отпуск)?

Статьей 1 Закона Украины «Об отпусках» установлено, что государственные гарантии и отношения, связанные с отпуском, регулируются Конституцией Украины, этим Законом, Кодексом законов о труде Украины (КЗоТ), другими законами и нормативно-правовыми актами Украины.

Правоотношения, связанные с отпусками государственных служащих, регулируются Законом Украины «О государственной службе» и другими законодательными актами, не противоречащими этому Закону.

Право государственных служащих на дополнительный оплачиваемый отпуск предусмотрено статьей 35 Закона Украины «О государственной службе». Порядок и условия предоставления этого отпуска регулируются указанной статьей Закона и постановлением Кабинета Министров Украины от 27.04.94 г. № 250.

Возникновение у государственных служащих права на дополнительный оплачиваемый отпуск и его продолжительность находятся в прямой зависимости от наличия у государственного служащего соответствующего стажа государственной службы.

Поэтому предоставление дополнительного отпуска определенной продолжительности, а также выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении государственного служащего зависят только от наличия у государственного служащего стажа государственной службы, предусмотренного постановлением Кабинета Министров Украины от 27.04.94 г. № 250, дающего право на предоставление указанного отпуска, а не от отработанного государственным служащим времени в соответствующем рабочем году.

Например, если государственный служащий в феврале 2011 года увольняется в соответствии с пунктом 1 статьи 40 КЗоТ, он не использовал ежегодный дополнительный отпуск за стаж государственной службы 25 лет, право на который получил 10.11.2010 г., то при увольнении ему должна быть выплачена компенсация за 15 календарных дней этого отпуска.

В случае использования государственным служащим дополнительного отпуска за стаж государственной службы 25 лет в период между 10.11.2010 г. и датой увольнения, на день увольнения государственный служащий не имеет права на получение денежной компенсации за него, поскольку право на следующий такой отпуск он будет иметь только после 10.11.2011 г.

 

О зачислении в стаж государственной службы времени службы в рядах Советской армии

Зачислять ли в стаж государственной службы время службы в рядах Советской армии в 1984 — 1986 годах, если лицо принято на государственную службу в 2009 году?

Исчисление стажа государственной службы осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 03.05.94 г. № 283 (далее — Порядок), и приложением к нему.

Согласно пункту 3 Порядка в стаж государственной службы включается время военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях.

При этом в стаж государственной службы государственным служащим зачисляется весь период военной службы (независимо от занимаемых должностей), которую они проходили в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Украины и бывшего СССР.

Следовательно, период службы в Советской армии в 1984 — 1986 годах, если лицо принято на государственную службу в 2009 году, включается ему в стаж государственной службы.

 

Об увольнении работников патронатной службы

В соответствии с пунктом 8 постановления Кабинета Министров Украины от 19 мая 1999 года № 851, кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины (КЗоТ), государственные служащие патронатной службы могут быть уволены в случае смены руководителя или состава государственного органа (часть вторая ст. 30 Закона Украины «О государственной службе»). В этом случае в трудовой книжке делается запись со ссылкой на пункт 1 статьи 40 КЗоТ Украины. О последующем увольнении работник не предупреждается. Нужно ли в таком случае подавать в центр занятости отчет о запланированном высвобождении работников по форме № 4-ПН (план), что предусмотрено статьей 492 КЗоТ? Можно ли с государственными служащими патронатной службы заключать срочные трудовые договоры на срок действия полномочий руководителя или состава государственного органа?

В соответствии с пунктом 8 Порядка пребывания на государственной службе работников патронатной службы членов Кабинета Министров Украины и председателей местных государственных администраций Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 19.05.99 г. № 851, кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины (КЗоТ), государственные служащие патронатной службы могут быть уволены в случае смены руководителя или состава государственного органа (часть вторая ст. 30 Закона Украины «О государственной службе»). В этом случае в трудовой книжке делается запись со ссылкой на пункт 1 статьи 40 КЗоТ. О дальнейшем увольнении работник не предупреждается.

В то же время статьей 492 КЗоТ предусмотрено, что при увольнении в соответствии с пунктом 1 статьи 40 КЗоТ о дальнейшем высвобождении работников персонально предупреждают не позднее чем за два месяца. Собственник или уполномоченный им орган сообщает государственной службе занятости о дальнейшем высвобождении работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда.

Однако поскольку в соответствии с указанным постановлением о дальнейшем увольнении государственные служащие патронатной службы не предупреждаются, в центр занятости

отчет о запланированном высвобождении работников по форме № 4-ПН (план) не подается.

В то же время в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» при высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, их структурные подразделения и филиалы, независимо от форм собственности, должны в десятидневный срок после высвобождения информировать об этом центры занятости по месту их регистрации в качестве плательщика страховых взносов.

Поэтому о фактическом увольнении работников патронатной службы в десятидневный срок

подается отчет в центр занятости по форме № 4-ПН (факт).

Прием на должности государственных служащих патронатной службы по срочному трудовому договору на срок действия полномочий руководителя или состава органа законодательством не предусмотрен.

 

О формулировке основания увольнения в приказе об увольнении государственного служащего по пункту 3 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины

Каким должна быть формулировка основания увольнения в приказе об увольнении государственного служащего по пункту 3 статьи 40 КЗоТ? Правомерным ли будет указывать в качестве основания неисполнение обязанностей, возложенных на государственного служащего трудовым договором, если трудовой договор заключен не в письменной форме?

В соответствии со статьей 30 Закона Украины «О государственной службе» государственные служащие могут быть уволены с государственной службы на общих основаниях, определенных Кодексом законов о труде Украины, и по специальным основаниям, предусмотренным этой статьей.

В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до окончания срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом в случае систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания.

Важным условием для увольнения работника по пункту 3 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины является неисполнением обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Независимо от того, в какой форме заключен трудовой договор — в устной или письменной, — он содержит условия, определяющие обязанности сторон. Эти условия могут быть непосредственными, т. е. такими, которые определяются сторонами и закрепляются непосредственно в самом трудовом договоре, а также производными, которые уже установлены законодательством о труде, коллективными договорами и потому не требуют дополнительного закрепления в трудовом договоре. В частности, статьей 139 КЗоТ предусмотрено, что работники обязаны работать честно и добросовестно, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа, соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, требования нормативных актов об охране труда, бережно относиться к имуществу собственника, с которым заключен трудовой договор.

Круг обязанностей государственных служащих определяется в должностных инструкциях, положениях о структурных подразделениях государственных органов, положениях о государственных органах.

Следовательно, в приказе об увольнении государственного служащего в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Кодекса законов о труде Украины в качестве основания может быть определено систематическое неисполнение государственным служащим без уважительных причин обязанностей, возложенных на него.

 

О присвоении очередного ранга после перевода в другой орган

Государственный служащий уволен в порядке перевода в другой орган центральной власти на должность той же категории, на которой он работал. После перевода ранг государственному служащему не повысили. Когда государственному служащему можно присвоить следующий ранг в рамках категории: после двух лет работы на новой должности или с учетом стажа со дня присвоения предыдущего ранга?

Порядок присвоения рангов государственным служащим предусмотрен статьей 26 Закона Украины «О государственной службе» и Положением о рангах государственных служащих, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 19.06.96 г. № 658.

При приеме на государственную службу служащему присваивается ранг в рамках соответствующей категории должностей. Для присвоения очередного ранга в пределах соответствующей категории должности государственный служащий должен успешно отработать на занимаемой должности два года. За выполнение особо ответственных заданий государственному служащему может быть присвоен очередной ранг досрочно в рамках соответствующей категории должностей. О присвоении ранга государственному служащему делается соответствующая запись в трудовой книжке.

Согласно пункту 4 указанного Положения через два года после присвоения государственному служащему соответствующего ранга руководитель государственного органа по представлению непосредственного руководителя рассматривает вопрос о возможности присвоения ему очередного ранга. Положительное решение принимается при условии успешной работы государственного служащего.

Таким образом, в случае увольнения государственного служащего по переводу в другой орган на должность той же категории очередной ранг ему может быть присвоен после успешно отработанных двух лет на новой должности.

 

Об увольнении государственного служащего за нарушение Присяги

Следует ли при увольнении государственного служащего за нарушение Присяги, предусмотренной статьей 17 Закона Украины «О государственной службе» (ст. 30 Закона Украины «О государственной службе»), руководствоваться статьями 148 и 149 КЗоТ Украины о сроках и порядке применения дисциплинарных взысканий? Можно ли уволить государственного служащего за нарушение Присяги в период его временной нетрудоспособности?

Статьей 30 Закона Украины «О государственной службе», в частности пунктом 6, определено, что, кроме общих оснований, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае нарушения Присяги, предусмотренной статьей 17 данного Закона.

Следует отметить, что статьей 30 Закона не предусмотрено положение о сроках прекращения государственной службы по этому основанию.

Статьями 148 и 149 Кодекса законов о труде Украины установлены сроки и порядок применения дисциплинарных взысканий.

Также в соответствии с частью третьей статьи 40 КЗоТ Украины не допускается увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа в период его временной нетрудоспособности.

В то же время освобождение от занимаемой должности за нарушение Присяги государственного служащего осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Закона Украины «О государственной службе», а не по основаниям, определенным статьей 40 КЗоТ Украины.

Закон Украины «О государственной службе» не содержит ограничений по невозможности увольнения работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа в период его временной нетрудоспособности.

Учитывая изложенное, сроки прекращения государственной службы в соответствии с пунктом 6 статьи 30 должны определяться исходя из конкретного случая после установления факта нарушения Присяги, а также такое прекращение государственной службы может происходить в период временной нетрудоспособности лица.

 

Начальник Главгосслужбы Т. Мотренко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОССЛУЖБЫ: РАЗЪЯСНЯЕТ ГЛАВГОССЛУЖБЫ

В комментируемом

письме Главное управление государственной службы предоставило разъяснения по отдельным вопросам прохождения государственной службы. Рассмотрим их подробнее.

 

Компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск при увольнении

Статьей 24 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР

(далее — Закон об отпусках) предусмотрено, что в случае увольнения работника ему выплачивается компенсация за все неиспользованные дни ежегодного отпуска, а также дополнительных отпусков работникам, имеющим детей.

Напомним, к ежегодным отпускам относятся (

п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона об отпусках):

1) основной отпуск;

2) дополнительный отпуск за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

3) дополнительный отпуск за особый характер труда;

4)

другие дополнительные отпуска, предусмотренные законодательством. К ним, в частности, относятся дополнительные ежегодные отпуска, предоставляемые государственным служащим на основании ст. 35 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ (далее — Закон о госслужбе).

Предоставление дополнительных ежегодных отпусков госслужащим регулируется

Порядком и условиями предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков», утвержденными постановлением КМУ от 27.04.94 г. № 250. Согласно этому документу продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого госслужащим, зависит от стажа госслужбы, а не от отработанного времени в соответствующем году.

В связи с этим, при увольнении госслужащему необходимо компенсировать дополнительный отпуск

полной продолжительности , на который он имеет право, а не пропорционально отработанному времени.

 

Включение в стаж государственной службы периода военной службы.

Общий стаж государственной службы исчисляется в соответствии с

Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283 (далее — Порядок № 283), и приложением к нему.

В связи со вступлением в силу

Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII (далее — Закон № 2232) были внесены изменения в п. 3 Порядка № 283, в соответствии с которыми в стаж госслужбы зачисляется период военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях.

При этом в стаж госслужбы засчитывается весь период военной службы и все виды военной службы, установленные

п. 3 ст. 2 Закона № 2232, которую лица проходили в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Украины и бывшего СССР. На это обратила внимание и Главгосслужба в комментируемом письме.

Из этого также следует, что период прохождения военной службы засчитывается в стаж госслужбы независимо от того, работало лицо на должностях госслужащих до или непосредственно после прохождения военной службы или нет.

Основанием для зачисления в стаж госслужбы такого периода являются записи о прохождении военной службы в военном билете (для лиц рядового, сержантского состава и прапорщиков запаса это записи в графах 8-15, для лиц офицерского состава — в графе 10).

Подчеркнем:

Порядок № 283 применяется только для установления госслужащим надбавки за выслугу лет, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков и назначения пенсии.

Что касается определения стажа госслужбы для выплаты денежного вознаграждения за добросовестный непрерывный труд, то согласно

п. 1 Порядка выдачи денежного вознаграждения государственным служащим за добросовестный непрерывный труд в органах государственной власти, образцовое выполнение трудовых обязанностей, утвержденного постановлением КМУ от 24.02.2003 г. № 212, такое вознаграждение выдается лицам, которые проработали непрерывно на должностях госслужащих в одном или нескольких органах государственной власти не менее 10 лет.

В стаж непрерывной работы (службы) на должностях госслужащих в одном или нескольких органах государственной власти засчитываются все периоды работы в этих органах, в том числе до 1 января 1994 г., на должностях:

— госслужащих, установленных

ст. 25 Закона о госслужбе;

— которые в установленном законодательством порядке относятся к соответствующим категориям должностей госслужащих;

— руководящих работников и специалистов в аппарате органов, указанных в

ч. 2 ст. 9 Закона о госслужбе (прокуратура, суды, дипломатическая служба, таможенный контроль, служба безопасности, внутренних дел и другие).

То есть для выплаты денежного вознаграждения за добросовестный и непрерывный труд нормы

Порядка № 283 не применяются. Следовательно, период военной службы не засчитывается в стаж для выплаты этого денежного вознаграждения.

 

Увольнение работников патронатной службы

Статьей 15 Закона о госслужбе

председателям местных государственных администраций предоставлено право самостоятельно подбирать и принимать лиц на должности своих помощников, руководителей пресс-служб, советников и секретарей согласно штатному расписанию и категории, которая отвечает должности (патронатная служба).

Порядок пребывания на государственной службе работников патронатной службы членов Кабинета Министров Украины и председателей местных государственных администраций, утвержден постановлением КМУ от 19.05.99 г. № 851 (далее — Порядок № 851).

В комментируемом

письме Главгосслужба разъяснила особенности увольнения таких категорий работников.

Так, согласно

п. 8 Порядка № 851 кроме общих оснований, предусмотренных КЗоТ, госслужащие патронатной службы могут быть уволены в случае смены руководителя или состава государственного органа (ч. 2 ст. 30 Закона о госслужбе). В этом случае в трудовой книжке делается запись со ссылкой на п. 1 ст. 40 КЗоТ. О последующем увольнении работник не предупреждается.

Итак, в случае смены руководителя или состава государственного органа, работник патронатной службы подлежит увольнению, как это предусматривает

ч. 2 ст. 30 Закона о госслужбе. Однако в его трудовой книжке следует делать ссылку не на увольнение по специальному основанию, предусмотренному Законом о госслужбе, а на п. 1 ст. 40 КЗоТ.

Напомним, что

п. 1 ст. 40 КЗоТ предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников.

Поскольку ссылку в трудовой книжке делают именно на

КЗоТ, то и формулировка основания для увольнения должна быть соответствующей. Так, в трудовой книжке делается запись: «Уволен в связи с изменениями в организации производства и труда, п. 1 ст. 40 Кодекса законов о труде Украины».

Заметим, что увольнение по

п. 1 ст. 40 КЗоТ предусматривает соблюдение ряда мероприятий, в частности:

1)

уведомление работников о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца (ч. 1 ст. 492 КЗоТ). Однако, как предусматривает п. 8 Порядка № 851, работники патронатной службы о последующем увольнении не предупреждаются. Это связано с тем, что, как правило, такое предупреждение не всегда представляется возможным. Поэтому об увольнении в случае смены руководителя или состава государственного органа госслужащие патронатной службы не предупреждаются. На это обратила внимание Главгосслужба в комментируемом письме;

2)

уведомление центра занятости о предстоящем увольнении. Согласно ч. 1 п. 5 ст. 20 Закона Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII работодатель не позднее чем за два месяца должен уведомить в письменной форме о предстоящем увольнении работников государственную службу занятости (по месту своей регистрации). Для этого подается Отчет о запланированном высвобождении работников (форма № 4-ПН (план)), форма и инструкция по заполнению которого утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420.

Как разъяснила Главгосслужба в комментируемом

письме, поскольку в соответствии с Порядком № 851 о последующем увольнении госслужащие патронатной службы не предупреждаются, в центр занятости Отчет по ф. № 4-ПН (план) не подается.

Что касается

Отчета о фактическом высвобождении работников (форма № 4-ПН (факт)), который предоставляется в центр занятости в десятидневный срок после увольнения работников, то предоставление такого отчета в случае увольнения госслужащих патронатной службы является обязательным;

3)

согласование увольнения с профсоюзной организацией. О том, что согласования увольнения госслужащих патронатной службы с профсоюзной организацией проводить не нужно, в Порядке № 851 не сказано. В то же время отметим следующее.

Согласно

ч. 2 ст. 494 КЗоТ работодатель должен проинформировать профсоюз не позднее чем за три месяца до планируемых увольнений путем предоставления информации о причинах последующих увольнений, количестве и категориях работников, которых предполагается уволить, сроках проведения увольнений.

Кроме того, согласно

ст. 43 КЗоТ расторжение трудового договора на основании п. 1 с. 40 КЗоТ (кроме случая ликвидации предприятия, учреждения, организации) проводится только с согласия профсоюза, членом которой является работник. Согласование оформляется обоснованным письменным представлением. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее чем через месяц со дня получения согласия профсоюза.

Однако учитывая, что об увольнении госслужащие патронатной службы не предупреждаются, их увольнение нельзя считать запланированным. В связи с этим считаем, что согласовывать их увольнение с профсоюзом

не нужно;

4)

соблюдение гарантий и компенсаций при увольнении (выплата выходного пособия). Согласно ст. 44 КЗоТ при прекращении трудового договора по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 40 КЗоТ, работнику выплачивается выходное пособие в размере не меньше среднего месячного заработка. В связи с этим при увольнении госслужащих патронатной службы им нужно выплачивать выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

 

Увольнение госслужащего на основании п. 3 ст. 40 КЗоТ

Пунктом 3 ч. 1 ст. 40 КЗоТ

предусмотрено такое основание прекращения трудового договора по инициативе работодателя, как расторжение трудового договора с работником в случае систематического невыполнения им без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором, или правилами внутреннего трудового распорядка, если к нему раньше применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания.

Минюст в

Разъяснении «Порядок расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа» от 01.02.2011 указал, что применение этой нормы возможно при таких условиях:

— работником допущено невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него трудовых функций преднамеренно;

указанное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых функций касается именно трудовых обязанностей, определенных трудовым договором;

— систематичность невыполнения обязанностей.

По общему правилу для увольнения работника по такому основанию работодатель должен применить к работнику меры дисциплинарного влияния, потребовать у работника объяснение в письменной форме относительно совершенного проступка.

Главгосслужба в комментируемом

письме также указала, что важным условием для увольнения работника по этому основанию является невыполнение обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

В то же время, если трудовой договор с работником заключался

в устной форме, какой должна быть формулировка приказа об увольнении?

На этот счет Главгосслужба в комментируемом

письме разъяснила: независимо от того, в какой форме заключен трудовой договор — в устной или письменной — он содержит условия, которые определяют обязанности сторон. Эти условия могут быть непосредственными, то есть такими, которые определяются сторонами и закрепляются непосредственно в самом трудовом договоре, а также производными, которые уже установлены законодательством о труде, коллективными договорами и потому не нуждаются в дополнительном закреплении в трудовом договоре. Круг обязанностей государственных служащих определяется в должностных инструкциях, положениях о структурных подразделениях государственных органов, положениях о государственных органах.

Следовательно, в приказе об увольнении госслужащего согласно

п. 3 ст. 40 КЗоТ должна быть следующая формулировка: «Уволить в связи с систематическим невыполнением без уважительных причин возложенных на него обязанностей, п. 3 ст. 40 Кодекса законов о труде Украины».

 

Присвоение очередного ранга после перевода на работу в другой госорган

В комментируемом

письме Главгосслужба подчеркнула: в случае увольнения госслужащего по переводу в другой орган на должность той же категории очередной ранг ему может быть присвоен после успешно отработанных двух лет на новой должности. Это следует из п. 4 Положения о рангах государственных служащих, утвержденного постановлением КМУ от 19.06.96 г. № 658.

 

Увольнение госслужащего за нарушение Присяги

Законом о госслужбе

урегулированы служебно-трудовые отношения между госслужащим и конкретным госорганом, в том числе вопросы относительно прекращения госслужбы.

Так,

ст. 30 Закона о госслужбе определено: государственные служащие могут быть уволены с госслужбы на общих основаниях, определенных КЗоТ, а также по специальным основаниям, предусмотренных этой статьей.

В частности, согласно

п. 6 ст. 30 Закона о госслужбе госслужба прекращается в случае нарушения Присяги, предусмотренной ст. 17 этого Закона.

Вместе с тем конкретного механизма увольнения по этому основанию

Закон о госслужбе не содержит. В связи с этим к Главгосслужбе обратились с вопросом: можно ли при определении сроков увольнения госслужащего за нарушение Присяги ориентироваться на ст. 148 и ст. 149 КЗоТ?

Напомним, что

ст. ст. 148 и 149 КЗоТ определены сроки и порядок применения дисциплинарных взысканий при увольнении по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 ст. 40 и п. 1 ст. 41 КЗоТ. При увольнении по указанным основаниям действительно следует руководствоваться положениями КЗоТ.

Однако, как было сказано выше, увольнение за нарушение Присяги государственного служащего осуществляется в соответствии с

п. 6 ст. 30 Закона о госслужбе, а не по основаниям, определенным пунктами 3, 4, 7, 8 ст. 40 и п. 1 ст. 41 КЗоТ.

В связи с этим сроки и порядок применения дисциплинарных взысканий, установленные

ст. 148 и ст. 149 КЗоТ, здесь не применимы . На что и обратила внимание Главгосслужба в комментируемом письме.

Поскольку сроки прекращения государственной службы за нарушение Присяги самой

ст. 30 Закона о госслужбе не предусмотрены, Главгосслужба в комментируемом письме разъяснила: сроки прекращения госслужбы должны определяться исходя из конкретного случая после установления факта нарушения Присяги.

В связи с этим отметим следующее: факт нарушения Присяги может быть установлен по результатам

служебного расследования , проведенного согласно требованиям Порядка проведения служебного расследования относительно лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или органов местного самоуправления, утвержденного постановлением КМУ от 13.06.2000 г. № 950 (далее — Порядок № 950).

Решением о проведении служебного расследования определяется председатель комиссии по проведению служебного расследования, члены комиссии, цель и дата начала и окончания служебного расследования. Срок проведения служебного расследования

не может превышать двух месяцев (п. 3 Порядка № 950).

В срок проведения служебного расследования не включается период временной нетрудоспособности лица, относительно которого оно проводится, время пребывания его в отпуске или в служебной командировке или отсутствия по другим причинам, а также время ознакомления таким лицом, и руководителем органа, в котором он работает, с актом служебного расследования.

По результатам служебного расследования специально созданная комиссия составляет акт, в котором указываются, в частности, факты и суть обвинения или подозрения, ставшие основанием для проведения данного расследования, а также его выводы (

п. 8 Порядка № 950). Как правило, датой выявления нарушения считается последний день проверки, который заканчивается составлением акта.

Перед подачей на рассмотрение руководителя органа государственной власти (должностного лица), назначившего служебное расследование, с актом служебного расследования следует ознакомить государственного служащего, в отношении которого проводилось расследование (

п. 9 Порядка № 950).

По результатам рассмотрения акта руководитель органа государственной власти (должностное лицо), принявший решение о проведении служебного расследования, принимает

в десятидневный срок с даты поступления акта служебного расследования соответствующее решение, с которым знакомится лицо, в отношении которого проводилось служебное расследование. Это решение может быть обжаловано государственным служащим согласно законодательству (п. 10 Порядка № 950).

В частности, по результатам проведения служебного расследования руководитель может принять решение об увольнении госслужащего за нарушение Присяги. При этом, как подчеркнула Главгосслужба в комментируемом

письме, такое увольнение может производиться и в период временной нетрудоспособности. Со своей стороны заметим, что законодательство не запрещает перенести дату увольнения до окончания временной нетрудоспособности.

В трудовой книжке работника при этом делается запись: «

Уволен в связи с недобросовестным выполнением своих обязанностей — нарушением Присяги государственного служащего, п. 6 ст. 30 Закона Украины «О государственной службе».

Также рассмотрим такой вопрос: если госслужщего уволили за нарушение Присяги, может ли он впоследствии работать на госслужбе? Заметим, что прямого запрета на такую работу законодательство

не содержит. Так, согласно ст. 12 Закона о госслужбе не могут быть избранными или назначенными на должность в государственном органе и его аппарате лица, которые:

— признаны в установленном порядке недееспособными;

— имеют судимость, которая является несовместимой с должностью;

— в случае принятия на службу будут непосредственно подчинены или подчиненные лицам, которые являються их близкими родственниками или свояками;

— в других случаях, установленных законами Украины.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше