Темы статей
Выбрать темы

Разработка и утверждение положений высшего ученого заведения

Редакция ББ
Ответы на вопросы

РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Кто должен утверждать и согласовывать положения о платных услугах, стипендиях, тендерном комитете, общежитии высшего учебного заведения? Существуют ли какие-либо нормативные документы по оформлению и разработке указанных положений?

(г. Кировоград)

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАТНЫХ УСЛУГАХ

Право высших учебных заведений предоставлять платные образовательные и другие услуги определено законами Украины, регулирующими образовательную сферу.

Так, согласно

п. 4 ст. 61 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII дополнительными источниками финансирования учебных заведений являются средства, полученные за обучение, подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в соответствии с заключенными договорами, плата за предоставление дополнительных образовательных услуг и т. п.

Как определено в

ст. 65 Закона Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III, высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может предоставлять физическим и юридическим лицам платные услуги в сфере высшего образования и связанных с ней других областях деятельности при условии обеспечения осуществления образовательной деятельности.

Перечень видов платных услуг в сфере высшего образования и связанных с ней других областях деятельности, которые могут предоставляться высшими учебными заведениями государственной или коммунальной формы собственности, определяется Кабмином. На сегодняшний день таким документом является

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796.

Для предоставления платных услуг в сфере высшего образования и связанных с ней других областях деятельности высшие учебные заведения государственной и коммунальной форм собственности могут создавать структурные подразделения, которые действуют на основании положения, утвержденного в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения.

При предоставлении платных услуг учебные заведения руководствуются также

Порядком предоставления платных образовательных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденным совместным приказом Минобразования, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758.

Ни в одном из указанных выше нормативных документов не содержатся требования по разработке и утверждению положения о платных услугах. Однако все же целесообразно при условии предоставления учреждением платных услуг

такое положение составить и определить в нем основные аспекты предоставления платных услуг, в частности:

— цель предоставления платных услуг и нормативные документы, которыми заведение при этом руководствуется;

— конкретные виды платных услуг, предоставляемых в учебном заведении;

— требования по организации предоставления платных услуг;

— порядок выполнения работ и услуг, предоставляемых за плату;

— порядок расчетов за платные услуги;

— ответственность сторон;

— порядок использования средств, полученных как плата за услуги и т. п.

Считаем, что утвердить положение о предоставлении платных услуг должен руководитель учреждения, которое их предоставляет.

Пример составления положения о платных услугах был приведен в консультации «Положения о платных услугах» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 37, с. 13).

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СТУДЕНЧЕСКОМ ОБЩЕЖИТИИ

Разработка положения о студенческом общежитии не должна вызывать у учебных заведений сложностей, ведь на сегодняшний день существует

Примерное положение о студенческом общежитии высшего учебного заведения, утвержденное приказом Минобразования от 13.11.2007 г. № 1004 (далее — Примерное положение о студенческом общежитии).

Положение о студенческом общежитии утверждается с целью упорядочения предоставления студентам жилой площади на период обучения в высшем учебном заведении.

В

п. 2 приказа, которым утверждено Примерное положение о студенческом общежитии, определено, что ректорам (директорам) высших учебных заведений I — IV уровней аккредитации независимо от форм собственности и подчиненности при утверждении собственных положений о студенческих общежитиях следует руководствоваться этим Примерным положением.

Приведем основные разделы, определенные в

Примерном положении о студенческом общежитии, которые должны содержаться и в собственных положениях учебных заведений:

— общие положения;

— предоставление жилого места в общежитиях;

— пользование общежитиями, условия проживания в них;

— выселение из студенческих общежитий;

— плата за жилье и услуги;

— обязанности руководства высшего учебного заведения и администрации общежития;

— функционирование общежитий в составе студенческих городков.

Немного остановимся на каждом из разделов.

Раздел «

Общие положения» должен содержать информацию о категориях лиц, которые имеют право проживания в общежитии; основания для поселения лиц в общежитие; подчиненность общежитий; виды общежитий, находящихся на балансе учебного заведения; дополнительные услуги, предоставляемые общежитиями, кроме основного назначения, и т. п.

Раздел «

Предоставление жилого места в общежитиях» должен содержать информацию о размещении студентов в общежитиях и выселении из них, условиях проживания, правах и обязанностях студентов; распределении мест проживания; условиях заключения соглашения и выдачи ордера; условиях учета ордеров, оформлении необходимых документов, регистрации и снятии с регистрации; условиях переселения студентов; условиях проживания студенческих семей и т. п.

Раздел «

Пользование общежитиями, условия проживания в них» должен содержать информацию об условиях входа в общежитие проживающих в нем студентов и посетителей; осуществлении культурных мероприятий в общежитии; правах и обязанностях студентов; поощрениях и взысканиях; порядке проживания студентов в каникулярный период и т. п.

Раздел «

Выселение из студенческих общежитий» должен содержать условия и правила выселения студентов из общежитий.

Раздел «

Плата за жилье и услуги» должен содержать информацию о формировании стоимости проживания в общежитии; сроке уплаты за проживание; условиях оплаты дополнительных услуг и т. п.

Раздел «

Обязанности руководства высшего учебного заведения и администрации общежития» должен содержать соответственно информацию об обязанностях руководства учебного заведения и администрации общежития.

Раздел «

Функционирование общежитий в составе студенческих городков» нужен для тех учебных заведений, у которых имеется такая форма функционирования общежитий.

Студенческий городок создается центральными органами исполнительной власти, которые имеют в подчинении высшие учебные заведения, или высшими учебными заведениями по согласованию с соответствующими органами управления имуществом из студенческих общежитий одного или нескольких высших учебных заведений, в которых проживает, как правило, не менее 1500 студентов.

Положение о студенческом общежитии утверждается руководителем высшего учебного заведения по согласованию с органами студенческого самоуправления и первичной профсоюзной организацией студентов.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СТИПЕНДИЯХ

Основным нормативным документом, регламентирующим назначение стипендий, является

Порядок назначения и выплаты стипендий, утвержденный постановлением КМУ от 12.07.2004 г. № 882 (далее — Порядок № 882).

В этом

Порядке непосредственного требования о составлении Положения о стипендиях нет, только определено, что порядок использования средств, предусмотренных на выплату стипендий, для предоставления материальной помощи и поощрения, разрабатывается учебным заведением и утверждается его руководителем (п. 7 Порядка № 882). Исходя из этой нормы можно сделать вывод, что документ, который бы регулировал назначение и выплату стипендий, в учебном заведении должен быть. Как его назвать — Порядок использования средств, предусмотренных на выплату стипендий, или Положение о стипендиях — решает руководитель заведения, который его и должен утвердить.

Считаем, что в таком документе уместно оговорить:

— виды стипендий, которые могут назначаться и выплачиваться в учебном заведении;

— конкретные виды академических стипендий;

— льготный контингент, которому могут быть назначены социальные стипендии;

— деятельность стипендиальной комиссии;

— основания назначения академической стипендии и ее размеры;

— основания назначения социальной стипендии и ее размеры;

— порядок назначения и выплаты персональных (именных) стипендий;

— предоставление материальной помощи на оздоровление и лечение студентов, аспирантов, докторантов и для их поощрения за успехи в учебе, научной, культурно-массовой, спортивной и общественной работе;

— порядок получения стипендии за время нахождения в академическом отпуске, во время прохождения практики, а также осуществления другой трудовой деятельности.

В Положение о стипендиях могут включаться и другие вопросы, которые руководство учебного заведения считает необходимым в него включить.

Требования по согласованию Положения о стипендиях действующим законодательством не определены, поэтому этот вопрос решается на местном уровне. Такое положение может быть согласовано с председателем профсоюзного комитета, председателем соответствующего управления образования, председателем педагогического совета и т. п.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ ПО КОНКУРСНЫМ ТОРГАМ

Отметим, что сегодня уже не существует понятия «тендерный комитет», поскольку действующим законодательством, а именно

Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон о госзакупках), предусмотрено создание комитета по конкурсным торгам из числа служебных (должностных) и других лиц заказчика (генерального заказчика), назначенных ответственными за организацию и проведение процедур закупки в соответствии с этим Законом.

Подпунктом 19 п. 1 ст. 8 Закона о госзакупках

определено, что одной из основных функций Уполномоченного органа в области государственных закупок (Минэкономики) является разработка и утверждение типового положения о комитете по конкурсным торгам.

На сегодняшний день такое типовое положение уже разработано и утверждено — это

Типовое положение о комитете по конкурсным торгам, утвержденное приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 916 (далее — Типовое положение № 916).

В соответствии с

п. 2 указанного выше приказа заказчикам (генеральным заказчикам) при утверждении положений о комитетах по конкурсным торгам следует использовать Типовое положение № 916, а утвержденные ранее положения о комитетах по конкурсным торгам привести в соответствие с этим Типовым положением.

Таким образом, Положение о комитете по конкурсным торгам в учреждении должно быть разработано и утверждено

обязательно, более того, его содержание должно отвечать требованиям Типового положения № 916.

Положение о комитете по конкурсным торгам (далее — комитет) должно содержать следующие разделы:

— общие положения;

— порядок создания и организации деятельности комитета;

— главные функции комитета;

— права и обязанности членов комитета;

— ответственность.

Раздел «

Общие положения» должен содержать цель создания комитета и нормативные документы, которыми комитет руководствуется при осуществлении своей деятельности.

Раздел «

Порядок создания и организация деятельности комитета» должен содержать информацию о составе комитета; порядок назначения заместителя председателя комитета и ответственного секретаря; вопросы, решаемые на заседании комитета; условия принятия решений по затронутым вопросам; требования по оформлению решений комитета.

Раздел «

Главные функции комитета» должен содержать перечень функций, выполняемых комитетом.

Раздел «

Права и обязанности членов комитета» должен содержать перечень прав и обязанностей председателя комитета, секретаря комитета и членов комитета.

Раздел «

Ответственность» должен содержать информацию об ответственности председателя, секретаря и членов комитета.

Положение о комитете по конкурсным торгам утверждается руководителем учреждения. Требования по согласованию Положения о комитете по конкурсным торгам действующим законодательством не установлены.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше