Темы статей
Выбрать темы

Квалификационные требования к главным бухгалтерам сельсоветов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГЛАВНЫМ БУХГАЛТЕРАМ СЕЛЬСОВЕТОВ

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Лицо со средним специальным образованием, занимающее должность главного бухгалтера сельского совета, намеревается уволиться.

В настоящее время проблема заключается в том, что найти в сельской местности специалиста с высшим образованием, который бы соответствовал требованиям нового Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, достаточно сложно.

Объясните, являются ли нормы этого Типового положения обязательными к выполнению сельскими советами или все-таки можно принять на должность главного бухгалтера лицо без высшего образования?

(Винницкая обл.)

 

Прежде всего заметим, что согласно

п. 3 ст. 56 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях — главного бухгалтера и требования к его профессионально-квалификационному уровню определяются Кабинетом Министров Украины. Назначение и увольнение главного бухгалтера бюджетного учреждения осуществляются по согласованию с Государственной казначейской службой Украины в соответствии с законодательством о труде с учетом типовых профессионально-квалификационных характеристик главного бухгалтера бюджетного учреждения, утвержденных Кабинетом Министров Украины.

Кабмин во исполнение данной нормы

БКУ своим постановлением от 26.01.2011 г. № 59 утвердил Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения (далее — Типовое положение № 59), в котором определены требования к профессионально-квалификационному уровню главного бухгалтера бюджетного учреждения. В частности, главный бухгалтер (лицо, претендующее на должность главного бухгалтера) должен иметь полное высшее образование в области экономики и финансов, стаж работы на государственной службе, по специальности и на руководящих должностях не менее 5 лет (для лица, претендующего на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения). Если же лицо претендует на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, подчиненного другому бюджетному учреждению, то оно должно иметь полное высшее образование в области экономики и финансов, стаж работы по специальности и на руководящих должностях не менее 3 лет.

Согласование назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера бюджетного учреждения осуществляется в соответствии с

Порядком согласования назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера бюджетного учреждения, утвержденным приказом Минфина от 21.02.2011 г. № 214 (далее — Порядок № 214). Нормами этого Порядка четко определено, что если кандидат не соответствует профессионально-квалификационным требованиям, установленным Типовым положениям № 59, органом Государственной казначейской службы Украины в Заключении о согласовании (отказе в согласовании) назначения (освобождения), которое составляется по форме приложения 2 к Порядку № 214, обоснованно указывается об отказе в согласовании назначения кандидата на должность главного бухгалтера.

Кроме того, требования к профессионально-квалификационному уровню главного бухгалтера органа местного самоуправления определены

Типовыми профессионально-квалификационными характеристиками должностных лиц местного самоуправления, утвержденными приказом Главного управления Государственной службы Украины от 29.12.2009 г. № 406. Данный документ был разработан во исполнение Концепции формирования системы повышения квалификации должностных лиц местного самоуправления и депутатов местных советов, одобренной распоряжением КМУ от 08.04.2009 г. № 385-р., целью которой является обеспечение организации, функционирования и развития системы повышения квалификации должностных лиц и депутатов местных советов, что даст возможность улучшить исполнение ими своих обязанностей в соответствии с современными требованиями.

В соответствии с

Типовыми профессионально-квалификационными характеристиками должностных лиц местного самоуправления главный бухгалтер должен иметь полное высшее образование соответствующего профессионального направления по образовательно-квалификационному уровню магистра, специалиста. Его стаж работы по специальности на службе в органах местного самоуправления и государственной службе на руководящих должностях должен быть не менее 3 лет или при необходимости (исходя из выполнения основных задач и функций) стаж работы по специальности в бюджетных учреждениях не менее 5 лет. Кроме этого, у него должно быть последипломное образование в области знаний «Государственное управление».

Как видим,

действующее законодательство не предусматривает назначение на должность главного бухгалтера сельского совета лица, не имеющего высшего образования.

В отношении лиц, занявших должность главбуха до вступления в силу

Типового положения № 59 и занимающих ее до сих пор, однако не соответствующих установленному профессионально-квалификационному уровню, Госказначейство предоставляло свои разъяснения в письме от 29.03.2011 г. № 17-04/856-4424. В соответствии с этими разъяснениями лица, занимающие должности главных бухгалтеров бюджетных учреждений, должны были назначаться на эти должности согласно действующим на время назначения профессионально-квалификационным требованиям (Справочник типовых профессиональных характеристик должностей государственных служащих (выпуск 76), утвержденный приказом Главного управления государственной службы Украины от 01.09.99 г. № 65, и Справочник квалификационных характеристик профессий работников (выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности» (раздел 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих», раздел 2 «Профессии рабочих»)), утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336). При этом Госказначейство напомнило о содержании ст. 58 Конституции Украины, где определено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Таким образом,

требования к образованию и стажу главного бухгалтера бюджетного учреждения, распространяются на тех лиц, которые назначаются на эту должность с 01.03.2011 г., т. е. со дня вступления в силу Типового положения № 59.

Обратим внимание на то, что многих представителей органов местного самоуправления настораживает содержание

п. 4 Типового положения № 59, которым рекомендовано органам местного самоуправления привести собственные нормативно-правовые акты в соответствие с этим документом. Может создаться впечатление, что для органов местного самоуправления Типовое положение № 59 носит лишь рекомендательный характер и его содержание можно не принимать во внимание. Однако это не совсем правильно. Таким органам в первую очередь следует руководствоваться ч. 3 ст. 56 БКУ, в соответствии с которой требования к профессионально-квалификационному уровню руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях — главного бухгалтера определяются Кабмином, а назначение и увольнение главного бухгалтера бюджетного учреждения осуществляются по согласованию с Госказначейством в соответствии с законодательством о труде с учетом типовых профессионально-квалификационных характеристик главного бухгалтера бюджетного учреждения, утвержденных опять же Кабмином. Поскольку Типовое положение № 59 утверждено именно Кабмином, то нормативно-правовые акты органов местного самоуправления по рассматриваемому вопросу не должны ему противоречить.

Другими словами, главный бухгалтер сельского совета все же должен иметь высшее образование по специальности и соответствующий стаж работы, что, в свою очередь, значительно повысит качество работы бухгалтерской службы бюджетного учреждения.

В конце добавим, что в настоящий момент Минфин и Госказначейство придерживаются мнения, что при назначении главного бухгалтера бюджетного учреждения, которое содержится за счет средств как государственного, так и местных бюджетов, необходимо руководствоваться нормами Типового положения № 59 (см. письма Минфина от 05.07.2011 г. № 31-04330-13-2-24/16977, от 11.07.2011 г. № 31-04330-13-2-24/17568 и от 13.07.2011 г. № 31-04330-13-2-24/17773, опубликованные в этом номере нашей газеты).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше