МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Письмо от 31.08.2011 г. № 1/11-8241
С целью обеспечения непрерывного учебно-воспитательного процесса рекомендуем принять решение о распространении присвоенных согласно результатам аттестации категории и педагогического звания
на всю педагогическую нагрузку педагогическим работникам, которые по различным причинам не прошли повышения квалификации по всем преподаваемым предметам , и предоставить возможность до 1 января 2012 года пройти курсовую подготовку по разным формам в соответствии с пунктом 3.20 Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 14.12.2010 г. под № 1255/18550.
Заместитель Министра, руководитель аппарата П. Куликов
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НАГРУЗКУ
ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРЕДМЕТАМ: РЕКОМЕНДАЦИИ МОНмолодежьспорта
В комментируемом
письме МОНмолодежьспорта разъясняет вопросы, связанные с применением п. 3.20 Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение № 930), которые на сегодняшний день являются актуальными.Так, в соответствии с
п. 3.20 Типового положения № 930 учителя и преподаватели, имеющие педагогическую нагрузку по нескольким предметам, аттестуются по тому предмету, который преподают по специальности. В этом случае присвоенная квалификационная категория распространяется и на педагогическую нагрузку по другим предметам, которые они преподают и по которым прошли повышение квалификации.Напомним, что требованиями
Типового положения об аттестации педагогических работников Украины, утвержденного приказом МОН от 20.08.93 г. № 310 (далее — Положение № 310), не было предусмотрено прохождение курсов повышения квалификации по всем предметам, которые педработник преподавал не по специальности. Согласно п. 3.4 Положения № 310 аттестация предусматривала предварительное (не реже одного раза в пять лет) повышение квалификации на основаниях свободного выбора содержания, программ и форм обучения. При этом присвоенная квалификационная категория распространялась на всю педагогическую нагрузку.По нашему мнению, требования
Типового положения № 930 относительно прохождения курсов повышения квалификации абсолютно справедливы, ведь в соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-ХІІ педагогической деятельностью могут заниматься лица с высокими нравственными качествами, имеющие соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку.Однако в связи с этим возникает вопрос: как производить оплату труда тем учителям, которые проходили аттестацию до 2011 года, преподают несколько предметов, в том числе предметы не по своей специальности, и не проходили курсы повышения квалификации по этим предметам перед аттестацией? Особо актуален этот вопрос в школах сельской местности, где из-за нехватки специалистов учителям приходится вести уроки не по своей специальности.
Учитывая сложившуюся ситуацию, МОНмолодежьспорта приняло решение предоставить возможность таким педагогическим работникам до 1 января 2012 года пройти курсовую подготовку по различным предметам, которые они преподают. Кроме того, МОНмолодежьспорта порекомендовало органам управления образованием принять решение относительно распространения присвоенных в соответствии с установленной в результате аттестации категории и педагогического звания
на всю педагогическую нагрузку работникам, которые по разным причинам не прошли повышение квалификации по всем предметам, которые преподают.Подобный вопрос Минобразования уже разъясняло в
письме от 26.01.2011 г. № 1/9-44 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 7, с. 13), в котором порекомендовало органам управления образования совместно с институтами последипломного педагогического образования планировать курсы повышения квалификации учителей, которые преподают два и более учебных предметов, применяя очно-дистанционные, дистанционные, вариативные и другие формы обучения, которые бы органично взаимосогласовывались с процедурой аттестации педагогических работников.Рекомендации МОНмолодежьспорта, предоставленные в комментируемом
письме, являются очень необходимыми, и мы полностью их поддерживаем, ведь прежде всего педагогическим работникам нужно предоставить возможность прохождения курсов повышения квалификации. Однако считаем, что данный вопрос следовало бы урегулировать законодательно, внеся изменения в Типовое положение № 930.
Светлана МЕРЕНКОВА, ведущий контролер-ревизор КРО в г. Харькове