ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОПЛАТА ПО ДОГОВОРУ О ВЫПОЛНЕНИИ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА
Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетным учреждением заключен договор с подрядной организацией (юридическим лицом) на выполнение работ по текущему ремонту помещения. Исполнитель требует проведения предварительной оплаты с целью приобретения необходимых для ремонта материалов.
Имеет ли право наше учреждение выплатить подрядчику аванс по такому договору?
(г. Львов)
В соответствии с
ч. 1 ст. 509 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) правоотношение, в котором одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, предоставить услугу, уплатить деньги и т. п.) или воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности, является обязательством. Основанием для возникновения обязательств являются договоры и другие сделки (п. 1 ч. 2 ст. 11 ГКУ).Пунктом 6.2 Инструкции по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 26.12.2003 г. № 242
, предусмотрено, что все хозяйственные отношения бюджетных учреждений с поставщиками товаров, работ и услуг, с покупателями, заказчиками и другими дебиторами оформляются договорами. Поэтому достаточно важно правильно прописать в договоре порядок совершения встречных действий каждой из сторон правоотношений.При этом следует помнить, что согласно
ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) распорядители бюджетных средств могут брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. Соответственно размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), являются недействительными. По таким операциями не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность.Следует также отметить, что в соответствии со
ст. 49 БКУ расчеты бюджетных учреждений с юридическими и физическими лицами за товары, работы и услуги осуществляются только после их получения, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, определенным п. 5 ч. 1 ст. 4 БКУ, в частности, нормативно-правовыми актами Кабмина.Так,
постановлением КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404 (далее — постановление № 1404) определены конкретный перечень товаров, работ и услуг, по которым может быть произведена предварительная оплата, и сроки авансирования.Что касается авансирования работ по ремонту помещений, то в
постановлении № 1404 указывается только об авансировании работ по капитальному строительству, капитальному ремонту, реконструкции и реставрации. Этим документом разрешена предоплата таких работ на срок не более трех месяцев.Но то, что работы по текущему ремонту конкретно не указаны в
постановлении № 1404, не означает, что по договору о выполнении текущего ремонта нельзя заплатить аванс. В этой ситуации следует руководствоваться п.п. 2 п. 1 постановления № 1404, согласно которому в договорах о закупке работ и услуг за бюджетные средства заказчики могут предусматривать в соответствии с надлежащим образом оформленным решением главного распорядителя бюджетных средств предварительную оплату в случае закупки на срок не более 1 месяца работ и услуг, если размер такой оплаты не превышает 30 % их стоимости.Таким образом, ваше бюджетное учреждение
имеет право заплатить авансом исполнителю работ по текущему ремонту помещения средства в размере до 30 % от общей стоимости работ (если это предусмотрено условиями договора и вы получили на это от главного распорядителя бюджетных средств соответствующее разрешение).