Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины

Редакция ББ
Приказ от 02.03.2012 г. № 309

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

Приказ от 02.03.2012 г. № 309

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20.03.2012 г. под № 419/20732

(извлечение)

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины, Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 446, приказываю:

1. Утвердить Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины (далее — Порядок) (прилагается).

2. Признать утратившим силу приказ Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136 «Об утверждении Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30.08.2004 г. под № 1068/9667 (с изменениями).

<…>

6. Руководителям органов Государственной казначейской службы Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе обеспечить регистрацию и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим приказом.

7. Уполномочить предоставлять разъяснения по вопросам применения Порядка Государственную казначейскую службу Украины.

8. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

<…>

 

Министр Ю. Колобов

Утвержден приказом Министерства финансов Украины от 02.03.2012 г. № 309

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20.03.2012 г. под № 419/20732

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение статей 43, 46, 48, 51, 112, 116 — 118 Бюджетного кодекса Украины и с целью обеспечения осуществления контроля органами Государственной казначейской службы Украины (далее — орган Казначейства) при взятии бюджетных обязательств распорядителями и получателями средств государственного и местных бюджетов, находящимися на казначейском обслуживании, усовершенствования механизмов использования бюджетных средств и управления бюджетными средствами.

1.2. Понятия и экономические категории, используемые в настоящем Порядке, употребляются в значении, приведенном в Бюджетном кодексе Украины и других нормативно-правовых актах, регламентирующих бюджетные отношения.

1.3. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

бюджетное финансовое обязательство — обязательство распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств) уплатить средства за любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, т. е. бюджетная кредиторская задолженность и/или предварительная оплата, предусмотренная законодательством;

обязательство — любое размещение заказа, заключение договора или выполнение других аналогичных операций, осуществленное распорядителем или получателем бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с нарушением норм, установленных Бюджетным кодексом Украины, законом Украины о Государственном бюджете Украины и решением о местном бюджете, в части превышения полномочий;

финансовое обязательство — любое приобретение товара, услуги или выполнение других аналогичных операций в течение бюджетного периода, т. е. кредиторская задолженность и/или предварительная оплата, осуществленная распорядителем или получателем бюджетных средств с нарушением норм, установленных Бюджетным кодексом Украины, законом Украины о Государственном бюджете Украины и решением о местном бюджете, в части превышения полномочий.

1.4. Действие настоящего Порядка распространяется на распорядителей и получателей средств государственного и местных бюджетов, находящихся на казначейском обслуживании (далее — распорядители бюджетных средств).

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА, РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПО РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТУ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

2.1. Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами (планами использования бюджетных средств), учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами Казначейства; относительно задач (проектов) Национальной программы информатизации — после их согласования с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации — центральным органом исполнительной власти, определенным Кабинетом Министров Украины.

По специальному фонду бюджета распорядители бюджетных средств берут бюджетные финансовые обязательства исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета (открытых ассигнований (выделенных средств)), остатков средств на специальных регистрационных счетах распорядителей бюджетных средств (в части собственных поступлений) и бюджетных ассигнований, установленных сметами (планами использования бюджетных средств). По бюджетным программам, осуществляемым с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков, международных финансовых организаций для реализации инвестиционных программ (проектов), срок действия которых завершается в текущем бюджетном периоде, распорядители бюджетных средств имеют право брать соответствующие бюджетные обязательства в четвертом квартале текущего бюджетного периода сверх фактических поступлений таких кредитов (займов) при условии наличия письменного согласия кредитора на оплату этих обязательств в течение первого квартала следующего бюджетного периода.

Распорядители бюджетных средств подают в соответствующий орган Казначейства годовой план государственных закупок и приложение к нему (изменения к годовому плану государственных закупок и приложение к нему).

Объем бюджетных обязательств, взятых учреждением в течение бюджетного периода, должен обеспечить уменьшение уровня задолженности по бюджетным обязательствам прошлых периодов и недопущение возникновения задолженности по бюджетным обязательствам в текущем году.

Бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства распорядителей бюджетных средств учитываются органами Казначейства в бухгалтерском учете исполнения бюджетов и отражаются в отчетности об исполнении бюджетов.

2.2. Распорядители бюджетных средств в течение 7 рабочих дней с даты взятия бюджетного обязательства подают в соответствующий орган Казначейства Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств по форме согласно приложению 1 (далее — Реестр) на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия бюджетного обязательства.

При условии взятия бюджетного обязательства, по которому применяются процедуры закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, распорядитель бюджетных средств в течение 7 рабочих дней с даты, указанной в отчете о результатах проведения процедуры закупок, подает в орган Казначейства дополнительно, кроме документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают проведение закупки и предусмотрены законодательством в сфере государственных закупок.

При условии взятия бюджетного обязательства, возникшего во исполнение внешнеэкономических договоров (контрактов), распорядитель бюджетных средств проставляет сумму в Реестре расчетно на основании договора (контракта) по курсу Национального банка Украины на день подачи Реестра. В случае закупки валюты через межбанковский валютный рынок Украины распорядитель бюджетных средств проставляет сумму в Реестре расчетно на основании договора (контракта) на уровне курса, установленного на межбанковском валютном рынке Украины на день подачи Реестра.

По бюджетным обязательствам по отдельным направлениям расходов (например, заработная плата, стипендии, начисления на заработную плату, различные виды пособий), в том числе по бюджетным обязательствам, в которых не указываются суммы, в Реестре суммы проставляются распорядителями бюджетных средств расчетно, но в пределах годовых плановых показателей.

По долгосрочным бюджетным обязательствам, срок действия которых превышает один бюджетный период (долгосрочные договоры, более одного года), суммы в Реестре проставляются в пределах плановых показателей текущего бюджетного периода на основании данных календарного плана к долгосрочному договору.

2.3. Органы Казначейства сверяют поданный распорядителем Реестр и подтверждающие документы на предмет соответствия данных, включенных в Реестр.

Подтверждающие документы, предоставленные распорядителем бюджетных средств, обрабатываются органом Казначейства:

по защищенным расходам, не требующим проведения процедур закупок, — в течение 1 операционного дня;

по защищенным расходам, требующим проведение процедур закупок (кроме капитальных расходов), — до 3 операционных дней;

по другим текущим расходам, кроме защищенных, — до 3 операционных дней;

по капитальным расходам — до 5 операционных дней.

Отсчет срока обработки подтверждающих документов органом Казначейства начинается с даты, указанной в поле «Получено Государственной казначейской службой Украины (органом Государственной казначейской службы Украины)» Реестра и/или Реестра бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (далее — Реестр финансовых обязательств), учитывая день подачи Реестра и/или Реестра финансовых обязательств.

2.4. Распорядители бюджетных средств в течение 7 рабочих дней с даты принятия ими к выполнению бюджетного финансового обязательства, если иное не предусмотрено бюджетным обязательством, но не позднее последнего рабочего дня месяца, подают в соответствующий орган Казначейства Реестр финансовых обязательств по форме согласно приложению 2 на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях, а также оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия бюджетного обязательства и бюджетного финансового обязательства.

2.5. В исключительных случаях, когда такие документы раскрывают планы оперативной деятельности или специфику органов государственной власти, обеспечивающих оборону или безопасность Украины, распорядители бюджетных средств подают только реестры, на одном экземпляре которых при возврате проставляется отметка «зарегистрировано и взято на учет». При этом за целевое направление средств, взятие бюджетных обязательств, бюджетных финансовых обязательств и наличие на подтверждающих документах грифа секретности отвечает распорядитель бюджетных средств.

2.6. После проверки подтверждающих документов по одному экземпляру Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и Заявки на выдачу наличности и перечисление средств на вкладные счета, форма которой предусмотрена Порядком обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2011 г. № 1223, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.12.2011 г. под № 1401/20139, возвращаются распорядителю бюджетных средств, а другие экземпляры этих документов остаются на хранении в органе Казначейства.

Документы, подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства и/или бюджетного финансового обязательства, возвращаются распорядителю с отметкой «зарегистрировано и взято на учет».

2.7. При выполнении условий одного бюджетного обязательства могут возникать в разные периоды несколько бюджетных финансовых обязательств, которые регистрируются в органах Казначейства согласно пункту 2.4 настоящей главы.

2.8. В случае изменений условий бюджетных обязательств (дополнительные договоры, расторжение договора и т. п.) распорядитель бюджетных средств должен в течение 7 рабочих дней с даты их возникновения подать в органы Казначейства Реестр и/или Реестр финансовых обязательств и соответствующие подтверждающие документы по уточнению реквизитов и показателей таких бюджетных обязательств.

При изменении курса валют на дату осуществления операции распорядителем бюджетных средств вносятся соответствующие изменения в реестры.

В случае снятия с регистрации бюджетных финансовых обязательств в органы Казначейства подается Реестр финансовых обязательств вместе с документами (накладная, акт и т. п.), подтверждающими возврат товара поставщику по причинам несоответствия договорным условиям, соответствующим решениям суда относительно объемов или качества выполненных работ, предоставленных услуг, дополнительным соглашениям об изменении условий договора и т. п.

При снятии с учета бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств суммы в реестрах проставляются с минусом.

2.9. Органы Казначейства не регистрируют:

а) обязательства в случае:

отсутствия у распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований, установленных сметой;

отсутствия документов, подтверждающих факт взятия бюджетного обязательства;

отсутствия утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы (кроме случаев, в которых законодательством не предусмотрено его утверждение);

несоответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы;

неподачи или подачи неполного пакета подтверждающих документов по проведению процедур закупки товаров, работ и услуг за государственные средства;

несоблюдения распорядителями бюджетных средств бюджетных полномочий и ограничений, вводимых законодательными и другими нормативно-правовыми актами;

несоблюдения требований по оформлению поданных документов;

б) финансовые обязательства в случае:

отсутствия соответствующего бюджетного обязательства, отраженного в бухгалтерском учете исполнения государственного и местных бюджетов;

отсутствия у распорядителя бюджетных средств фактических поступлений специального фонда;

отсутствия документов, подтверждающих факт взятия бюджетного финансового обязательства;

несоблюдения требований по оформлению поданных документов;

несоответствия финансового обязательства соответствующему бюджетному обязательству, отраженному в бухгалтерском учете исполнения государственного и местных бюджетов;

несоблюдения распорядителями бюджетных средств бюджетных полномочий и ограничений, вводимых законодательными и другими нормативно-правовыми актами.

В таких случаях органы Казначейства обязательства и/или финансовые обязательства не регистрируют, а применяют меры воздействия за нарушения бюджетного законодательства, определенные Бюджетным кодексом Украины.

2.10. В случае сокращения бюджетных ассигнований распорядители бюджетных средств должны принимать меры по ликвидации или сокращению объема бюджетных обязательств и/или бюджетных финансовых обязательств, превышающих уточненные планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда, планы использования бюджетных средств, помесячные планы использования бюджетных средств.

В случае принятия Министерством финансов Украины решения о внесении изменений в роспись по результатам месячного отчета согласно части первой статьи 54 Бюджетного кодекса Украины распорядители бюджетных средств должны обеспечить приведение объемов бюджетных обязательств в соответствие с такой росписью.

Бюджетные финансовые обязательства по выплате субсидий, пособий, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентной платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан, учитываются органами Казначейства независимо от определенных на эту цель бюджетных назначений.

2.11. При выполнении решений, принятых органами государственной власти, о взыскании средств со счетов распорядителей бюджетных средств органы Казначейства отражают в учете соответствующие бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства. После проведения бесспорного списания средств со счетов распорядители бюджетных средств должны привести в соответствие с проведенными операциями бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства.

2.12. В конце бюджетного периода распорядители бюджетных средств приводят зарегистрированные бюджетные обязательства по специальному фонду в соответствие с фактическими поступлениями в этот фонд.

2.13. Не погашенные в конце бюджетного периода бюджетные финансовые обязательства распорядителей бюджетных средств, не являющиеся кредиторской задолженностью, бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства получателей бюджетных средств снимаются с учета органами Казначейства. О снятых с учета бюджетных обязательствах и бюджетных финансовых обязательствах органы Казначейства сообщают распорядителям бюджетных средств.

Органы Казначейства осуществляют корректировку данных бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов в части учета бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств.

На конец бюджетного периода сумма бюджетных финансовых обязательств должна соответствовать сумме бюджетной кредиторской задолженности.

Данные бухгалтерского учета по исполнению сметы на отчетную дату должны соответствовать аналогичным данным бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов.

2.14. По мере принятия решений распорядителем бюджетных средств о погашении бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств, оставшихся не погашенными на конец прошлого бюджетного периода, распорядители бюджетных средств осуществляют регистрацию таких бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств в текущем бюджетном периоде путем подачи Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов.

Регистрация бюджетных финансовых обязательств по общему фонду, оставшихся непогашенными на конец прошлого бюджетного периода (бюджетной кредиторской задолженности), по бюджетным программам, по которым отсутствуют бюджетные ассигнования в текущем бюджетном периоде, осуществляется после принятия решения главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) по определению бюджетной программы, за счет бюджетных ассигнований которой будут погашаться бюджетные финансовые обязательства, путем подачи Реестра и/или Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов.

 

3. ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

3.1. Особенности регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств бюджетов местного самоуправления применяются при взятии бюджетных финансовых обязательств по следующим кодам экономической классификации расходов: 1111 «Заработная плата», 1120 «Начисления на заработную плату», 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» в части услуг связи, 1161 «Оплата теплоснабжения», 1162 «Оплата водоснабжения и водоотведения», 1163 «Оплата электроэнергии», 1164 «Оплата природного газа», 1165 «Оплата других коммунальных услуг».

Распорядители бюджетных средств бюджетов местного самоуправления при условии взятия бюджетного финансового обязательства подают в соответствующий орган Казначейства Реестр-распоряжение на выделение средств из бюджетов местного самоуправления на погашение бюджетных финансовых обязательств распорядителей бюджетных средств по форме согласно приложению 3 (на бумажных в двух экземплярах и электронных носителях), оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия бюджетного финансового обязательства, а также платежные поручения на погашение бюджетных финансовых обязательств.

3.2. При взятии бюджетных финансовых обязательств по другим кодам экономической классификации расходов и классификации кредитования бюджета регистрация и учет бюджетных обязательств осуществляются в соответствии с главой 2 настоящего Порядка.

 

4. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО ПОРЯДКА

4.1. Обязательства, взятые распорядителями бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным кодексом Украины и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами (кроме обязательств по выплате субсидий, пособий, льгот по оплате потребленных жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (в части абонентной платы за пользование квартирным телефоном), компенсаций гражданам из бюджета, на что согласно законам Украины имеют право соответствующие категории граждан) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.

4.2. За взятие распорядителями бюджетных средств обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным кодексом Украины или законом о Государственном бюджете Украины, применяются такие меры воздействия, как приостановление операций с бюджетными средствами и приостановление бюджетных ассигнований на основании протокола о нарушении бюджетного законодательства.

За нарушение бюджетного законодательства в части порядка регистрации и учета бюджетных обязательств или несвоевременную регистрацию бюджетных обязательств к распорядителям бюджетных средств могут применяться меры воздействия в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.

4.3. Если по данным годового отчета об исполнении государственного и местных бюджетов у главного распорядителя бюджетных средств имеется кредиторская задолженность, возникшая за счет взятия обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с нарушением норм, установленных Бюджетным кодексом Украины, законодательными и другими нормативно-правовыми актами в части превышения полномочий, органы Казначейства предоставляют информацию о наличии такой кредиторской задолженности в разрезе распорядителей бюджетных средств в органы Государственной финансовой инспекции Украины для принятия мер согласно требованиям законодательства Украины.

4.4. За нарушение бюджетного законодательства в части необоснованного отказа в регистрации или несвоевременной регистрации бюджетных обязательств к органам Казначейства могут применяться меры воздействия согласно Бюджетному кодексу Украины.

 

Директор Департамента государственного бюджета В. Лозицкий

 

img 1 

 

Порядок заполнения Реестра бюджетных обязательств распорядителей
(получателей) бюджетных средств

В поле «Получено Государственной казначейской службой Украины (органом Государственной казначейской службы Украины)» Реестра на всех экземплярах обязательно проставляются дата подачи Реестра и подпись ответственного лица органа Казначейства.

В строке «Код по ЕГРПОУ клиента (распорядителя (получателя) бюджетных средств)» указывается код Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

В строке «Клиент (наименование распорядителя (получателя) бюджетных средств)» указывается официальное наименование распорядителя (получателя) бюджетных средств.

В строке «ОГКСУ» указываются код и наименование органа Казначейства.

В строке «Бюджет» указываются код и название бюджета.

В строке «КВК» указываются код и название кода ведомственной классификации распорядителя (получателя) бюджетных средств в соответствии с приказами Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11 «О бюджетной классификации» (с изменениями) и от 14.02.2011 г. № 96 «Об утверждении Типовой ведомственной классификации расходов и кредитования местных бюджетов» (с изменениями).

В строке «Код распорядителя (получателя) бюджетных средств в соответствии с Единым реестром» указывается код распорядителя (получателя) бюджетных средств в соответствии с Единым реестром, присвоенный согласно Единому реестру распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

Строка «Уровень распорядителя (получателя) бюджетных средств» заполняется в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства финансов Украины.

В строке «КПКРК/КВКРМБ» указываются код и название кода программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета или временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11 «О бюджетной классификации» (с изменениями).

В строке «Фонд» указываются код и наименование фонда бюджета (общий/специальный).

Строка «Регистрационный номер» распорядителями (получателями) бюджетных средств не заполняется.

В строке «Дата приема» указывается дата получения Реестра органом Казначейства.

В графе «№ п/п» проставляется порядковый номер бюджетного обязательства.

В графе «КЭКР/ККК» проставляется код экономической классификации расходов бюджета или код классификации кредитования бюджета, по которому взято бюджетное обязательство.

В графе «Данные бюджетного обязательства: дата документа» проставляется дата документа, подтверждающего возникновение бюджетного обязательства. По бюджетным обязательствам по отдельным направлениям расходов, по которым не подаются документы, подтверждающие взятие бюджетных обязательств (плата за землю, налог на добавленную стоимость и т. п.), проставляется дата Реестра.

В графе «Данные бюджетного обязательства: номер документа» проставляется номер документа, подтверждающего возникновение бюджетного обязательства. По бюджетным обязательствам по отдельным направлениям расходов, по которым не подаются документы, подтверждающие взятие бюджетного обязательства (плата за землю, налог на добавленную стоимость и т. п.), проставляется номер Реестра.

В графе «Данные бюджетного обязательства: срок действия договора» проставляется срок действия договора (дата начала и дата окончания действия договора). По долгосрочным договорам (срок действия которых превышает один календарный год) сроком действия является текущий год.

В графе «Данные бюджетного обязательства: сумма» проставляется сумма бюджетного обязательства. Заполняется распорядителями бюджетных средств, если сумма указана в договоре, при отсутствии — сумма проставляется расчетно. По долгосрочным бюджетным обязательствам, срок действия которых превышает один бюджетный период, суммы в Реестре проставляются в пределах плановых показателей текущего бюджетного периода на основании данных календарного плана к долгосрочному договору.

В графе «Данные бюджетного обязательства: предварительная оплата» приводится сумма предварительной оплаты по сумме бюджетного обязательства (графа «Данные бюджетного обязательства: сумма»).

В графе «Примечания» указывается информация о зарегистрированном бюджетном обязательстве, не отраженная в других графах (номер дополнительного соглашения, дата и номер приказа об утверждении Перечня кодов экономической классификации расходов, по которым осуществляются расходы без подачи подтверждающих документов, статья Свода сведений, составляющих государственную тайну, утвержденного приказом Службы безопасности Украины от 12.08.2005 г. № 440, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 17.08.2005 г. под № 902/11182, и т. п.). В случае предоставления предупреждения о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства по взятию и/или регистрации бюджетных обязательств (бюджетных финансовых обязательств) или оформлении протокола о нарушении бюджетного законодательства в соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса Украины в графе «Примечания» указывается отметка о предупреждении/протокол (номер и дата).

 

img 2 

 

Порядок заполнения Реестра бюджетных финансовых обязательств распорядителей
(получателей) бюджетных средств

В поле «Получено Государственной казначейской службой Украины (органом Государственной казначейской службы Украины)» Реестра финансовых обязательств на всех экземплярах обязательно проставляются дата подачи Реестра финансовых обязательств и подпись ответственного лица органа Казначейства.

В строке «Код по ЕГРПОУ клиента (распорядителя (получателя) бюджетных средств)» указывается код Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

В строке «Клиент (наименование распорядителя (получателя) бюджетных средств)» указывается официальное наименование распорядителя (получателя) бюджетных средств.

В строке «ОГКСУ» указываются код и наименование органа Казначейства.

В строке «Бюджет» указываются код и название бюджета.

В строке «КВК» указываются код и название кода ведомственной классификации распорядителя (получателя) бюджетных средств в соответствии с приказами Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11 «О бюджетной классификации» (с изменениями) и от 14.02.2011 г. № 96 «Об утверждении Типовой ведомственной классификации расходов и кредитования местных бюджетов» (с изменениями).

В строке «Код распорядителя (получателя) бюджетных средств в соответствии с Единым реестром» указывается код распорядителя (получателя) бюджетных средств, присвоенный согласно Единому реестру распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств.

Строка «Уровень распорядителя (получателя) бюджетных средств» заполняется в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства финансов Украины.

В строке «КПКРК/КВКРМБ» указываются код и название кода программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета или временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11 «О бюджетной классификации» (с изменениями).

В строке «Фонд» указываются код и наименование фонда бюджета (общий/специальный).

Строка «Регистрационный номер» распорядителями (получателями) бюджетных средств не заполняется.

В строке «Дата принятия» указывается дата получения Реестра финансовых обязательств органом Казначейства.

В графе «№ п/п» проставляется порядковый номер бюджетного финансового обязательства.

В графе «КЭКР/ККК» проставляется код экономической классификации расходов бюджета или код классификации кредитования бюджета, по которому взято бюджетное финансовое обязательство.

В графе «Данные бюджетного обязательства: дата документа» проставляется дата документа, подтверждающего возникновение бюджетного обязательства. По бюджетным обязательствам по отдельным направлениям расходов, по которым не подаются документы, подтверждающие взятие бюджетного обязательства (плата за землю, налог на добавленную стоимость и т. п.), проставляется дата Реестра.

В графе «Данные бюджетного обязательства: номер документа» проставляется номер документа, подтверждающего возникновение бюджетного обязательства. По бюджетным обязательствам по отдельным направлениям расходов, по которым не подаются документы, подтверждающие взятие бюджетного обязательства (плата за землю, налог на добавленную стоимость и т. п.), проставляется номер Реестра.

В графе «Данные бюджетного финансового обязательства: дата документа» проставляется дата документа, подтверждающего возникновение бюджетного финансового обязательства. При условии осуществления операций с наличностью проставляется дата Заявки на выдачу наличности и перечисление средств на вкладные счета.

В графе «Данные бюджетного финансового обязательства: номер документа» проставляется номер документа, подтверждающего возникновение бюджетного финансового обязательства. При получении наличности и перечислении средств на вкладные счета графа заполняется словом «Заявка».

В графе «Данные бюджетного финансового обязательства: сумма» проставляется сумма бюджетного финансового обязательства.

В графе «Данные бюджетного финансового обязательства: в т. ч. предварительная оплата» приводится сумма предварительной оплаты по сумме бюджетного финансового обязательства (графа «Данные бюджетного финансового обязательства: сумма»).

В графе «Данные бюджетного финансового обязательства: реквизиты кредитора»: код по ЕГРПОУ кредитора или регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (серия и номер паспорта для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте).

В графе «Данные бюджетного финансового обязательства: реквизиты кредитора: МФО банка» указывается код банка, в котором обслуживается кредитор.

В графе «Данные бюджетного финансового обязательства: реквизиты кредитора: номер счета в банке» указывается номер счета кредитора, открытый в банке, в котором он обслуживается.

В графе «Примечания» указывается информация о зарегистрированном бюджетном финансовом обязательстве, не отраженная в других графах (срок погашения бюджетного финансового обязательства, дата принятия распорядителем бюджетных средств к выполнению бюджетного финансового обязательства). В случае предоставления предупреждения о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства по взятию и/или регистрации бюджетных обязательств (бюджетных финансовых обязательств) или оформлении протокола о нарушении бюджетного законодательства в соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса Украины графе «Примечания» делается отметка о предупреждении/протокол (номер и дата).

 

img 3

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

МИНФИН УТВЕРДИЛ ПОРЯДОК УЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ: ИЗУЧАЕМ НОВШЕСТВА

Напомним, что в прошлом году в Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 07.07.2011 г. № 3614-VI был внесен ряд изменений, касающихся полномочий Государственной казначейской службы и Министерства финансов.

Так, согласно этим изменениям был изложен в новой редакции п. 7 ст. 48 БКУ, в котором теперь определено, что порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств определяется Минфином.

В связи с этим комментируемым приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309 признан утратившим силу Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденный приказом Госказначейства от 09.08.2004 г. № 136 (далее — Порядок № 136), а вместо этого документа утвержден Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины (далее — Порядок № 309). Этот документ вступил в силу со дня его официального опубликования, т. е. 06.04.2012 г., поэтому начиная с этой даты органы Госказначейской службы осуществляют учет и регистрацию обязательств с учетом требований Порядка № 309.

Кроме того, стоит обратить внимание на п. 7 комментируемого приказа, в котором определено, что разъяснения по вопросам применения Порядка № 309 уполномочена предоставлять Госказначейская служба. Поэтому, как и раньше, разъяснения относительно порядка учета и регистрации обязательств распорядителями бюджетных средств, а также контроля за соблюдением требований Порядка № 309 будет давать Госказначейство.

Напомним, что органы Госказначейской службы осуществляют в пределах своих полномочий, в частности, такие функции:

— регистрация и учет бюджетных обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств и отражение их в отчетности об исполнении бюджета;

— контроль за соответствием взятых распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);

— контроль за соответствием платежей взятым бюджетным обязательствам и соответствующим бюджетным ассигнованиям.

Рассмотрим основные положения Порядка № 309.

1. Прежде всего отметим, что требования к порядку взятия бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств остались без изменений и определяются ст. 48 БКУ.

2. Не претерпели каких-либо изменений порядок подачи документов для регистрации бюджетных обязательств распорядителями и получателями бюджетных средств, а также сроки подачи таких документов органам казначейства.

Единственный момент, на который хотелось бы обратить внимание в этом вопросе, касается абз. 2 п. 2.2 Порядка № 309, в котором описаны порядок и сроки регистрации бюджетных обязательств, по которым применяются процедуры закупок. Напомним, что в абз. 2 п. 2.2 Порядка № 136 были указаны документы, подтверждающие проведение процедур закупок, которые распорядители бюджетных средств должны были подавать в орган Госказначейской службы. Однако перечень таких документов в Порядке № 136 был неполным. В этом вопросе распорядителям бюджетных средств нужно было дополнительно руководствоваться Методическими рекомендациями относительно перечня подтверждающих документов, предоставляемых распорядителями (получателями) бюджетных средств на стадии регистрации обязательств и оплаты счетов, утвержденными приказом Госказначейства от 14.09.2010 г. № 330.

3. Заметим, что причины отказа в регистрации обязательств и финансовых обязательств, приведенные в п. 2.9 Порядка № 309, аналогичны тем, которые были перечислены в п. 2.11 Порядка № 136. При этом напомним, что причины, по которым платежные поручения распорядителей бюджетных средств органы Госказначейской службы не принимают к исполнению, определены в п. 12.8 Порядка обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденного приказом Минфина от 30.09.2011 г. № 1223.

Особое внимание нужно обратить на последний абзац п. 2.9 Порядка № 309, в котором определено, что при наличии оснований для отказа в регистрации обязательств и финансовых обязательств органы Госказначейства не регистрируют такие обязательства, а применяют меры воздействия за нарушение бюджетного законодательства, определенные БКУ.

Напомним: Порядок № 136 предусматривал, что в этих случаях органы Госказначейской службы предупреждали в письменной форме распорядителей бюджетных средств о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием устранить нарушения по взятию и/или регистрации таких обязательств /финансовых обязательств. В этом случае органы Госказначейства оформляли предупреждение, форма которого была приведена в приложении 3 к Порядку № 136. Теперь же, как следует из Порядка № 309, орган казначейства не оформляет такое письменное предупреждение.

4. Также обратите внимание на пп. 4.2 и 4.4 Порядка № 309, в которых определено, какие меры воздействия применяются к распорядителям бюджетных средств в зависимости от вида бюджетных правонарушений, а именно:

за взятие распорядителями бюджетных средств обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ или Законом о Государственном бюджете Украины — остановка операций с бюджетными средствами и приостановка бюджетных ассигнований на основании протокола о нарушении бюджетного законодательства;

— за нарушение бюджетного законодательства в части порядка регистрации и учета бюджетных обязательств или несвоевременной регистрации бюджетных обязательств к распорядителям бюджетных средств — меры воздействия, установленные БКУ. Так, согласно ч. 3 ст. 117 БКУ за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренное п. 20 ч. 1 ст. 116 БКУ, применяется такая мера, как приостановка бюджетных ассигнований.

На необходимость соблюдения сроков регистрации бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств Госказначейство неоднократно обращало внимание в письмах от 31.03.2011 г. № 17-06/882-4568 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 15), от 12.05.2011 г. № 17-06/1195-6460 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 21), от 07.06.2011 г. № 17-04/1462-8022 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 30) и от 18.07.2011 г. № 17-06/1716-10165 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 33);

— за нарушение бюджетного законодательства в части необоснованного отказа в регистрации или несвоевременной регистрации бюджетных обязательств органами казначейства — мера воздействия, установленная БКУ.

Согласно ч. 3 ст. 117 БКУ за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренное п. 20 ч. 1 ст. 116 БКУ, применяется такая мера, как приостановка бюджетных ассигнований.

Напомним: об основных видах бюджетных правонарушений и административной ответственности, которая за них предусмотрена, мы подробно рассказывали в статье «Изменения законодательства, связанные с принятием нового Бюджетного кодекса Украины» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 38), а о мерах воздействия за нарушение бюджетного законодательства — в статье «Бюджетный кодекс: новости и основные положения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 39).

5. Порядок действий распорядителей бюджетных средств в конце года определен в пп. 2.12 — 2.14 Порядка № 309 и изменений не претерпел. Что касается ситуации, когда распорядители бюджетных средств имеют кредиторскую задолженность прошлых лет, то на этих вопросах Госказначейство акцентировало внимание в письмах от 31.05.2011 г. № 17-04/1412-7555 и от 07.06.2011 г. № 17-04/1462-8022 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 30).

Также в п. 2.14 Порядка № 309 установлено, что регистрация бюджетных финансовых обязательств по общему фонду, которые остались не погашенными на конец прошлого бюджетного периода (бюджетной кредиторской задолженности), по бюджетным программам, по которым отсутствуют бюджетные ассигнования в текущем бюджетном периоде, осуществляется после принятия решения главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Минфином (местным финансовым органом). В этом случае должна быть определена бюджетная программа, за счет бюджетных ассигнований которой будут погашаться бюджетные финансовые обязательства.

6. В приложениях в Порядку № 309 приведены Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств и Реестр бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств. Указанные реестры заполняются согласно формам, приведенным в приложениях 1 и 2 к Порядку № 309. Заметим, что эти формы и порядок их заполнения не изменились.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше