Темы статей
Выбрать темы

Закон о госзакупках: анализ последних изменений

Редакция ББ
Статья

ЗАКОН О ГОСЗАКУПКАХ: АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Настоящая консультация является комментарием к изменениям, внесенным Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 04.07.2012 г. № 5044-VI в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI, который опубликован на с. 4 этого номера нашей газеты.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 04.07.2012 г. № 5044-VI (далее — Закон № 5044) внесены очередные изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289). Несомненно, эти изменения заинтересуют многих заказчиков, поэтому проанализируем их детально.

Прежде всего отметим, что согласно п. 1 Заключительных положений Закона № 5044 этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования. Поскольку Закон № 5044 опубликован в газете «Голос Украины» от 04.08.2012 г., его действие начинается с 05.08.2012 г.

 

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА

1. Законом № 5044 исключены из Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV положения, в которых содержались ссылки на Закон № 2289. Также уточнен порядок применения Закона № 2289 предприятиями, указанными в п. 21 этого Закона. В частности, новой редакцией абз. 2 ч. 1 ст. 2 Закона № 2289 предусмотрено, что действие этого Закона распространяется на предприятия в случае осуществления ими закупки за счет государственных средств.

Вместе с тем обращаем внимание на то, что эти изменения не касаются учреждений или организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти АР Крым или органами местного самоуправления и уполномоченных на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей. На таких распорядителей бюджетных средств, как и ранее, распространяются требования Закона № 2289.

2. Следующие изменения связаны с существенным расширением перечня товаров и услуг, на которые не распространяется действие Закона № 2289, определенные в ч. 3 ст. 2 этого Закона. Отметим, что существенное расширение перечня исключений из процедур государственных закупок не в полной мере согласуется с основной целью этого Закона, которая заключается в создании конкурентной среды в сфере государственных закупок, предотвращении проявлений коррупции в этой сфере, развитии добросовестной конкуренции, обеспечении рационального и эффективного использования государственных средств. В связи с этим существенное расширение перечня случаев, на которые не распространяется действие Закона № 2289, а следовательно, и процедуры закупки может привести к ограничению конкуренции в соответствующих сферах, повышению коррупционных рисков при осуществлении соответствующих закупок, а также к неэффективному расходованию бюджетных средств и дополнительным бюджетным расходам.

 

УТОЧНЕНЫ ПОЛНОМОЧИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

1. В ч. 4 ст. 7 Закона № 2289, которой предусмотрены полномочия Государственной казначейской службы, внесены некоторые уточнения. Так, проверкой правильности оформления документов считается проверка соблюдения заказчиком установленных законодательством требований к форме документа и правильности его заполнения в соответствии с утвержденными инструкциями по заполнению таких форм (при их наличии). Также Государственной казначейской службе разрешено принимать меры по недопущению осуществления платежей со счета заказчика согласно взятому финансовому обязательству по договору о закупке в случае отсутствия необходимых документов, предусмотренных Законом № 2289, или их несоответствия установленным законодательством требованиям по оформлению.

2. Теперь Минэкономразвития имеет право в случае выявления нарушений законодательства в сфере государственных закупок при осуществлении мониторинга закупок предоставлять в порядке, определенном законодательством, заключения с рекомендациями по устранению и недопущению таких нарушений, о чем одновременно извещается орган обжалования (ст. 8 Закона № 2289).

Вместе с тем отметим, что в этой норме Закона № 2289 не определено, какое правовое значение будет иметь информирование органа обжалования о выявленных нарушениях. К тому же ч. 3 ст. 8 Закона № 2289 определены полномочия Антимонопольного комитета Украины как органа обжалования только в отношении рассмотрения жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок.

3. Законом № 5044 внесены изменения в Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII, согласно которым теперь порядок проведения проверок государственных закупок устанавливается КМУ.

 

ОБЩИЕ НОРМЫ

1. Несколько нелогичными выглядят изменения, внесенные в п. 1 ст. 10 Закона № 2289. Так, предыдущей редакцией было предусмотрено, что «заказчик бесплатно обнародует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном этим Законом, информацию о закупке». А теперь согласно этой норме «заказчик для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа (которое осуществляется бесплатно) в порядке, установленном этим Законом, предоставляет информацию о закупке». По нашему мнению, такая игра слов, в конце концов, может дать основания для односторонней трактовки этой нормы, поскольку теперь в ней не предусмотрено обязательное обнародование всей информации об осуществлении закупки.

2. Согласно обновленной редакции ч. 2 ст. 11 Закона № 2289 предусмотрено, что в состав комитета по конкурсным торгам не могут также входить депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета (до этого было — депутаты местных советов). Кроме того, теперь, если количество служебных (должностных) лиц в штатной численности работников заказчика меньше 5 человек, в состав комитета по конкурсным торгам должны входить все служебные (должностные) лица заказчика.

3. Введена возможность закупки по сокращенной процедуре продуктов питания и услуг по организации питания. Так, согласно изменениям, внесенным в ч. 3 ст. 21 Закона № 2289, в случае обоснованной неотложной необходимости в закупке продуктов питания и услуг по организации питания срок для подачи предложений конкурсных торгов может быть сокращен до 15 дней.

4. Благодаря изменениям, внесенным в ст. 30 Закона № 2289, заказчик имеет право признать торги несостоявшимися также в случае сокращения расходов на осуществление закупок товаров, работ и услуг.

5. Изложены в новой редакции основания, согласно которым процедура закупки у одного участника будет отменяться заказчиком (ст. 39 Закона № 2289).

6. Также ч. 1 ст. 32 Закона № 2289 изложена в новой редакции. Так, заказчик в течение 7 дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов или признании их несостоявшимися будет подавать объявление о результатах проведения процедуры закупки для бесплатного опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и бесплатного размещения на веб-портале Министерства экономического развития и торговли Украины.

 

ДОГОВОР О ЗАКУПКЕ

Достаточно существенные изменения внесены в нормы положений Закона № 2289, связанные с заключением и выполнением договора о закупке.

1. Из ст. 40 Закона № 2289 исключено положение, согласно которому типовой договор о закупке утверждается Минэкономразвития. Это означает, что теперь договор о закупке разрешено заключать в произвольной форме.

2. Из статей 31, 36 и 39 Закона № 2289 исключены положения, согласно которым договор о закупке, заключенный с нарушением установленных сроков, является ничтожным.

3. Исключена ст. 41 Закона № 2289, определявшая существенные условия договора о закупке.

4. Значительные изменения внесены в ч. 5 ст. 40 Закона № 2289, в которой предусмотрены случаи, когда существенные условия договора о закупке после его подписания могут изменяться. В частности, к ранее предусмотренным случаям добавлены следующие:

— согласование изменения цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ, услуг);

— изменение цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок;

— изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса инфляции, изменение курса иностранной валюты в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса, изменение биржевых котировок, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке.

Как видим, комментируемые изменения к Закону № 2289 достаточно существенные. Надеемся, что в ближайшее время следует ожидать соответствующих изменений в нормативно-правовые документы Минэкономразвития, о которых мы, в свою очередь, обязательно сообщим вам на страницах нашей газеты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше