Темы статей
Выбрать темы

Электронные закупки: перспектива становится реальностью

Редакция ББ
Статья

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ: ПЕРСПЕКТИВА СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

 

Вероятно, многие из нас привыкли к тому, что в Украине уже который год продолжается процесс реформирования системы государственных закупок. На этот раз изменения связаны с принятием Верховной Радой Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» по введению процедуры электронного реверсивного аукциона» от 07.06.2012 г. № 4917-VI.

Настоящая консультация является расширенным комментарием к указанным изменениям.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» по введению процедуры электронного реверсивного аукциона» от 07.06.2012 г. № 4917-VI (далее — Закон № 4917) внесены изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289). Основная суть этих изменений заключается во внедрении в Украине системы электронных государственных закупок, при проведении которых используются электронный документооборот и электронная цифровая подпись согласно требованиям Закона Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV и Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

Далее рассмотрим особенности применения механизма закупок в электронной форме, определим основные требования по применению такой процедуры закупок и порядок ее проведения.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Прежде всего отметим, что согласно п. 1 Заключительных положений Закона № 4917 этот документ вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, т. е. он вступил в силу с 08.07.2012 г. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что п. 4 Заключительных положений Закона № 4917 предусмотрена обязательность применения процедуры электронного реверсивного аукциона с 1 января 2013 года, за исключением случая, определенного в п. 5 этого раздела. При этом заказчик будет иметь право самостоятельно определять необходимость применения процедуры электронного реверсивного аукциона.

В свою очередь, п. 5 Заключительных положений Закона № 4917 определено, что в случае принятия Кабмином отдельного решения о внедрении пилотных проектов по применению процедуры электронного реверсивного аукциона в сфере государственных закупок положения по обязательности применения процедуры электронного реверсивного аукциона будут действовать в пределах, определенных таким решением.

Норма об обязательности электронных госзакупок вступает в силу с 01.01.2013 г. Таким правом заказчики могут воспользоваться в течение 2012 года до того момента, пока Кабмином не будет принято решение о внедрении пилотных проектов по обязательному применению процедуры электронного реверсивного аукциона.

Итакперечню процедур закупок, которые заказчики могут применять в случае приобретения товаров, работ и услуг за государственные средства, определенных ст. 12 Закона № 2289, добавлена новая процедура — электронный реверсивный аукцион.

Так, процедура электронного реверсивного аукциона — это процедура закупки в электронной форме, которая предусматривает проведение открытых торгов в форме аукциона по методу снижения цены договора (лота), проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в режиме «он-лайн», с использованием электронной цифровой подписи.

В связи с этим Законом № 4917 внесены изменения в ст. 1 Закона № 2289, а именно определены следующие термины: «абонент», «документация электронного реверсивного аукциона», «электронная заявка», «электронная конкурентная заявка», «электронная площадка», «обеспечение заявки», «закупка в электронной форме», «оператор электронной площадки», «претендент», «регламент электронной площадки», «реестр операторов электронных площадок», «торговая сессия», а также уточнено содержание терминов: «победитель процедуры закупки», «связанное лицо», «предмет закупки», «участник процедуры закупки» и «часть предмета закупки (лот)».

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАКУПОК

Закон № 2289 дополнен новым разд. VIII1, в котором определены условия применения процедуры проведения электронного реверсивного аукциона. Остановимся на наиболее важных и интересных моментах.

1. Общие положения и условия применения процедуры электронного реверсивного аукциона (ст. 391).

Процедура электронного реверсивного аукциона подлежит обязательному применению заказчиком, осуществляющим закупки за государственные средства, в отношении товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Кабмином по представлению Уполномоченного органа, если ожидаемая стоимость предмета закупки такого товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн.

В отношении товаров, работ и услуг, закупка которых не требует применения процедуры электронного реверсивного аукциона, заказчик может самостоятельно принимать решение о закупке с применением процедуры электронного реверсивного аукциона, если иное не определено Законом № 2289.

Таким образом, необходимость применения заказчиками процедуры электронного реверсивного аукциона возникает в случае, если выполняются одновременно следующие условия:

товары, работы и услуги включены в специальный перечень, который должен утвердить Кабмин.

Отметим, что предоставление права именно Кабмину определять перечень товаров, работ и услуг, закупка которых потребует обязательного применения заказчиком процедуры электронного реверсивного аукциона, может создать непрозрачный механизм выбора процедуры закупки. Ведь неопределенность непосредственно в Законе № 2289 этого перечня товаров, работ и услуг и критериев по его формированию может привести, по крайней мере, к его постоянному изменению. Поэтому считаем, что целесообразно было бы определить виды (категории) товаров, работ и услуг, при закупке которых должна обязательно применяться процедура электронного реверсивного аукциона, или их ориентировочный перечень;

ожидаемая стоимость такого товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн.

Как видим, стоимостные ограничения по необходимости применения заказчиками процедуры электронного реверсивного аукциона тождественны общим ограничениям, определенным ст. 2 Закона № 2289.

2. Гарантии проведения процедуры электронного реверсивного аукциона (ст. 392).

Определено, что операторам электронных площадок запрещается:

— получать вознаграждение от заказчиков и/или Уполномоченного органа за использование электронной площадки для обеспечения проведения процедур электронных реверсивных аукционов;

— получать вознаграждение от участников за регистрацию на электронной площадке, за участие в процедуре электронного реверсивного аукциона или за получение информации о закупке, на получение которой участник имеет право в соответствии с законодательством по вопросам государственных закупок;

— препятствовать каким-либо лицам реализовывать свои права на участие в процедуре электронного реверсивного аукциона.

Вместе с этим согласно ч. 4 ст. 392 Закона № 2289 оператор электронной площадки получает вознаграждение:

1) с участников процедуры электронного реверсивного аукциона, размер которого не может превышать 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. не более 170 грн.);

2) с участника, с которым заключен договор о закупке по результатам применения процедуры электронного реверсивного аукциона, размер которого не может превышать 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. не более 850 грн.).

Интересно то, что Законом № 2289, с одной стороны, не предусмотрено требование о необходимости перечисления таких средств непосредственно в бюджет, а, с другой стороны, также не определено направление использования полученного вознаграждения оператором электронной площадки.

3. Электронный документооборот в процедуре электронного реверсивного аукциона (ст. 393).

Вся информация, связанная с проведением процедур электронных реверсивных аукционов, направляется в виде электронных документов. При этом ответственность за достоверность информации, содержащейся в электронных документах, возлагается на предприятия, учреждения, организации и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, от имени которых действует подписант электронных документов — физическое лицо или представитель.

4. Требования к электронным площадкам и операторам электронных площадок (ст. 394).

Требования к электронным площадкам, операторам электронных площадок, их количество, порядок конкурсного отбора определяются Кабмином. Учитывая то, что именно операторы электронных площадок обеспечивают проведение электронных реверсивных аукционов, считаем, что целесообразно было бы именно в Законе № 2289 определить квалификационные требования к ним, порядок конкурсного отбора и т. п., что позволило бы избежать определенного субъективизма и сделать этот процесс прозрачнее.

Для осуществления деятельности по организации и проведению государственных закупок по процедуре электронного реверсивного аукциона Уполномоченный орган должен заключить с операторами электронных площадок договоры о функционировании электронных площадок. Также на Уполномоченный орган возложена функция ведения Реестра электронных площадок и операторов электронных площадок, сведения о которых будут размещаться на веб-портале Уполномоченного органа.

5. Регистрация заказчиков, претендентов и других субъектов закупок по процедуре электронного реверсивного аукциона (ст. 395).

Для обеспечения доступа к участию в процедуре электронного реверсивного аукциона и ее проведения оператор электронной площадки будет осуществлять регистрацию лиц, желающих стать участниками процедуры электронного реверсивного аукциона и других заинтересованных субъектов закупок. Порядок указанной выше регистрации определен в ст. 395 Закона № 2289.

6. Информирование о проведении процедуры электронного реверсивного аукциона (ст. 396).

Объявление о проведении закупки по процедуре электронного реверсивного аукциона и документация электронного реверсивного аукциона размещаются заказчиком на веб-портале Уполномоченного органа. Требования, касающиеся обязательных реквизитов такого объявления, приведены в ст. 396 Закона № 2289.

Этим Законом предусмотрено, что заказчик имеет право указать в объявлении о проведении процедуры электронного реверсивного аукциона и документации электронного реверсивного аукциона требование по предоставлению участником обеспечения заявки. При этом определено, что размер обеспечения заявки не может превышать 1 % начальной (максимальной) цены договора в случае закупки работ и 5 % — в случае закупки товаров или услуг по процедуре электронного реверсивного аукциона.

Фактически это означает, что заказчику предоставляется право самостоятельно, по своему усмотрению, определять размер обеспечения заявки. Однако должны отметить, что такой подход не в полной мере отвечает требованиям ч. 1 ст. 47 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, которой предусмотрено, что государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от выбранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и возможности для привлечения и использования материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов.

Также Законом № 2289 определено, что начальная (максимальная) цена договора, содержащаяся в документации электронного реверсивного аукциона, не должна превышать ожидаемую стоимость предмета закупки.

Законом № 2289 предусмотрено, что объявление о проведении закупки по процедуре электронного реверсивного аукциона и документация электронного реверсивного аукциона должны быть доступны для ознакомления любому лицу на бесплатной основе в течение всей процедуры электронного реверсивного аукциона. Также после завершения процедуры электронного реверсивного аукциона документация электронного реверсивного аукциона и информация о его результатах должны быть доступны для ознакомления любому лицу на бесплатной основе на веб-портале Уполномоченного органа в течение трех лет со дня завершения процедуры.

Определены основания для отмены процедуры электронного реверсивного аукциона заказчиками. Так, эта процедура подлежит обязательной отмене в случае:

1) отсутствия дальнейшей необходимости в закупке, в отношении которой было размещено объявление;

2) невозможности устранения последствий, которые возникли из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам государственных закупок при проведении закупок по процедуре электронного реверсивного аукциона и делают невозможным дальнейшее проведение процедуры;

3) выявления факта сговора участников, подавших заявки на участие в аукционе;

4) если осуществление закупки стало невозможным в результате непреодолимой силы;

5) если после окончания срока подачи заявок на участие в закупках по процедуре электронного реверсивного аукциона подана только одна заявка или не подано ни одной заявки;

6) если оператор электронной площадки исключен из Реестра операторов электронной площадки по основаниям, предусмотренным пп. 2 и 3 ч. 3 ст. 394 Закона № 2289.

В день принятия решения об отмене процедуры электронного реверсивного аукциона заказчик должен разместить соответствующее сообщение с указанием причины отмены на веб-портале Уполномоченного органа.

7. Предоставление запросов и разъяснений по документации электронного реверсивного аукциона и внесение изменений в нее (ст. 397).

Законом № 2289 предусмотрено право любого претендента направить в адрес электронной площадки запрос о предоставлении разъяснений по документации электронного реверсивного аукциона. При этом общее число запросов от одного претендента по одной закупке не должно превышать трех.

В свою очередь заказчик в течение двух рабочих дней с момента получения запроса от оператора электронной площадки обязан разместить на веб-портале Уполномоченного органа соответствующее разъяснение положений документации. Разъяснение положений документации не должно изменять сути этих положений.

8. Порядок подачи заявок (ст. 398).

Для участия в закупке по процедуре электронного реверсивного аукциона зарегистрированный претендент направляет заявку оператору электронной площадки. В ст. 398 Закона № 2289 определено, какие сведения должна содержать заявка. Установлено, что в одной процедуре электронного реверсивного аукциона каждый участник имеет право подать только одну заявку по предмету закупки или по одной заявке по отдельному лоту.

9. Торговая сессия и результаты электронного реверсивного аукциона (ст. 399).

Проведение торговой сессии электронного реверсивного аукциона будет происходить в рабочий день, следующий за днем, определенным заказчиком как конечный срок подачи заявок. Шаг торговой сессии электронного реверсивного аукциона будет составлять от 0,1 до 1 % от ожидаемой стоимости предмета закупки или ожидаемой стоимости отдельного лота (в случае определения лота). К сожалению, в ст. 399 Закона № 2289 не содержится никаких объяснений о порядке определения шага торговой сессии.

Предусмотрено, что при проведении торговой сессии электронного реверсивного аукциона участники могут подавать конкурентные заявки, предусматривающие понижение текущей минимальной цены договора о закупке на величину в пределах одного или нескольких шагов электронного реверсивного аукциона.

После завершения торговой сессии оператор электронной площадки составляет и размещает на электронной площадке протокол о результатах проведения электронного реверсивного аукциона . Этот документ должен содержать следующую информацию: адрес электронной площадки, дату, время начала и окончания торговой сессии электронного реверсивного аукциона, начальную (максимальную) цену договора (лота), перечень всех минимальных предложений по цене договора (лота), поданных участниками и упорядоченных по возрастанию цены с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам, и времени поступления конкурентных заявок.

10. Заключение договора о закупке (ст. 3910).

Требования, касающиеся порядка и сроков заключения договора о закупке, а также работы, предшествующей заключению договора, установлены ст. 3910 Закона № 2289. Также обращаем внимание на то, что в этой статье не предусмотрены какие-либо специальные требования к договору о закупке, который заключается по процедуре электронного реверсивного аукциона, кроме того, что такой документ заключается в форме электронного документа.

Таким образом, при возникновении любых вопросов по договору сторонам необходимо руководствоваться положениями ст. 40 Закона № 2289. И еще один существенный момент — договор должен быть заключен на условиях, определенных документацией электронного реверсивного аукциона, а цена не может превышать начальную (максимальную) цену договора, определенную документацией электронного реверсивного аукциона.

11. Государственный надзор (контроль) за деятельностью операторов электронных площадок (ст. 3911).

С целью выявления и предотвращения нарушений требований законодательства в сфере государственных закупок и обеспечения интересов заказчиков и участников закупок по процедуре электронного реверсивного аукциона Уполномоченный орган осуществляет государственный надзор (контроль) за деятельностью операторов электронных площадок путем проведения соответствующих проверок.

Законом № 2289 определено, что государственный надзор (контроль) осуществляется за соблюдением операторами электронных площадок:

— требований регламента электронной площадки;

— требований, установленных решениями Уполномоченного органа, по вопросам составления и подачи обязательной отчетности по результатам деятельности по организации и проведению электронных реверсивных аукционов.

Обращаем внимание: ст. 3911 Закона № 2289 предусмотрено, что Уполномоченный орган по решению руководителя или его заместителя применяет к операторам электронных площадок такие финансовые и административные санкции:

 

Вид нарушения

Размер санкции

Одноразовый необоснованный отказ от проведения регистрации лиц, желающих стать заказчиками или участниками процедуры электронного реверсивного аукциона

Штраф в размере 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. 1700 грн.)

Нарушение регламента электронной площадки

Штраф в размере 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. 1700 грн.)

Такая санкция применяется отдельно по каждому случаю нарушения

Одноразовый необоснованный отказ от организации и проведения электронного реверсивного аукциона

Штраф в размере 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. 3400 грн.)

Повторный необоснованный отказ от организации и проведения электронного реверсивного аукциона

Штраф в размере 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (т. е. 17000 грн.) и исключение из Реестра операторов электронных площадок

 

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Среди других нововведений, связанных с внесением изменений в Закон № 2289, заслуживают внимания следующие:

1 . Уточнены функции Уполномоченного органа, которым является Министерство экономического развития и торговли, а именно к ранее определенным функциям добавлены следующие:

— разработка и утверждение порядка включения (исключения) субъектов хозяйствования в/из реестра операторов электронных площадок и порядка его ведения, регламента электронной площадки;

— разработка и утверждение форм объявления о проведении процедуры электронного реверсивного аукциона, решения заказчика о заключении договора о закупке или об отказе от заключения договора о закупке, сообщение об отмене процедуры электронного реверсивного аукциона;

— осуществление государственного надзора (контроля) за деятельностью операторов электронных площадок по организации и проведению электронных реверсивных аукционов;

— право проведения плановых и внеплановых проверок деятельности операторов электронных площадок, а в случае выявления нарушений законодательства — применение финансовых и административных санкций, предусмотренных Законом № 2289.

Некоторые уточнения внесены в перечень полномочий Государственной казначейской службы, определенных ст. 7 Закона № 2289.

2. Статьей 14 Закона № 2289 предусмотрено, что информация при применении закупки в электронной форме подается в электронной форме. При этом такая информация считается оригиналом и имеет равную юридическую силу с бумажной формой.

3. Уточнен порядок обжалования процедуры закупки и отчетности о результатах проведения процедуры закупки (изменения в ст. 18 и 19 Закона № 2289).

4. Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Закона № 2289, предложение конкурсных торгов (если это предусмотрено документацией конкурсных торгов) может подаваться в виде электронного документа согласно требованиям этого Закона и законодательства, регулирующего вопросы электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

5. Бюджетные обязательства, вытекающие из договора о закупке, заключенного в форме электронного документа, подлежат регистрации и учету Государственной казначейской службой Украины на общих основаниях, что предусмотрено ч. 7 ст. 40 Закона № 2289. Для регистрации таких договоров о закупке служебные (должностные) лица Государственной казначейской службы используют собственную электронную цифровую подпись.

Вместе с тем, согласно п. 7 Заключительных положений Закона № 4917, в случае неготовности соответствующего органа Государственной казначейской службы до 1 апреля 2013 года к регистрации договоров о закупке с использованием собственной электронной цифровой подписи, для регистрации бюджетных обязательств, вытекающих из договора о закупке, заключенного в форме электронного документа, заказчик должен предоставить такому органу Государственной казначейской службы бумажную копию договора, которая должна быть заверена подписью уполномоченного лица и печатью заказчика.

Как видим, заказчиков, претендентов и других субъектов закупок, которые будут обязаны применять процедуру электронного реверсивного аукциона, в ближайшее время ожидает немало изменений и нововведений. По мнению авторов Закона № 4917, автоматизация процессов госзакупок станет следующим важным шагом совершенствования системы государственных закупок. Но действительно ли эта цель будет реализована в полной мере, время покажет. Ведь, по нашему мнению, в таких изменениях не приведена достаточная информация о возможности применения электронных закупок теми субъектами, которые не имеют надлежащих условий доступа к сети Интернет (преимущественно эта проблема является актуальной для заказчиков, расположенных в сельской местности). Возможно, учитывая это, Президент Украины (уже после подписания Закона № 4917) дал распоряжение Премьер-министру Украины с целью дальнейшего совершенствования механизма осуществления государственных закупок обеспечить равные условия доступа всех участников к рынку государственных закупок.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше