Темы статей
Выбрать темы

О применении стандартов внутреннего аудита

Редакция ББ
Письмо от 09.04.2012 г. № 21-14/92

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ СТАНДАРТОВ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Письмо от 09.04.2012 г. № 21-14/92

 

Государственная финансовая инспекция Украины, руководствуясь п. 4 приказа Министерства финансов Украины от 04.10.2011 г. № 1247 «Об утверждении Стандартов внутреннего аудита», предоставляет разъяснения по применению отдельных положений Стандартов внутреннего аудита (далее — Стандарты ВА).

1. О внутренних регламентах по вопросам проведения внутреннего аудита

Общие стандарты внутреннего аудита (гл. 1 «Основные внутренние документы по вопросам внутреннего аудита» разд. II «Общие стандарты внутреннего аудита») содержат требования к основным обязательным внутренним документам по этим вопросам — это, в частности, положение о подразделении внутреннего аудита, должностные инструкции работников подразделения внутреннего аудита, внутренние документы по вопросам проведения внутреннего аудита (порядок планирования и проведения внутренних аудитов, документирования, реализации их результатов). Указанные регламенты самостоятельно разрабатываются руководителем подразделения внутреннего аудита с учетом требований Порядка № 1001* и Стандартов ВА.

* Порядок создания структурных подразделений внутреннего аудита и проведения такого аудита в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства от 28.09.2011 г. № 1001 «Некоторые вопросы создания структурных подразделений внутреннего аудита и проведения такого аудита в министерствах, других ЦОИВ, их территориальных органах и бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления министерств, других ЦОИВ».

При разработке таких документов следует учесть то, что внутренние регламенты по другим аспектам внутреннего аудита разрабатываются по решению руководителя подразделения внутреннего аудита. То есть по усмотрению руководителя подразделения допустимо (и, наверное, целесообразно) разработать рекомендации по применению отдельных методических приемов и процедур при проведении внутренних аудитов (исследований) или другие регламенты — например, относительно специфической (присущей конкретной отраслевой направленности) деятельности центрального органа исполнительной власти.

2. О планировании внутренних аудитов (аудиторских исследований)

Стандартами ВА (п. 2.7 гл. 2 «Планирование деятельности по внутреннему аудиту» разд. III «Стандарты деятельности по внутреннему аудиту») определено, что в полугодовые планы деятельности не включаются внутренние аудиты по той же теме (по тем же вопросам), по которой проведен внутренний аудит подразделением внутреннего аудита или выездное контрольное мероприятие Госфининспекцией, ее территориальными органами и с момента проведения которых прошло менее одного календарного года.

Следует отметить, что в полугодовые планы внутренних аудитов не следует включать аудиторские исследования, проведенные у субъектов внутреннего аудита** с обстоятельствами, приведенными выше, и, кроме того, за тот же период.

** Здесь и далее под «субъектом внутреннего аудита» следует понимать аппараты министерства, другие ЦОИВ, их территориальные органы, бюджетные учреждения, относящиеся к сфере управления министерств, других ЦОИВ, а также предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере управления министерств, других ЦОИВ, где проводятся аудиторские исследования.

То есть с целью избежания дублирования контрольных мероприятий/внутренних аудитов у субъектов внутреннего аудита следует исключить саму возможность повторной нагрузки таких субъектов мероприятиями контроля (в данном случае — внутренними аудиторскими исследованиями).

3. О сроках проведения внутренних аудитов

Пунктом 4.13 гл. 4 «Организация внутренних аудитов» разд. III «Стандарты деятельности по внутреннему аудиту» Стандартов ВА предусмотрены сроки проведения внутренних аудитов.

Так, Стандартами ВА определены предельные сроки проведения внутреннего аудита: эффективности — 45 рабочих дней, финансового аудита и аудита соответствия — 30 рабочих дней. При этом указанные сроки не запрещают внутренним аудиторам завершать аудиторские исследования до установленного предельного срока.

4. О составлении аудиторских отчетов

Стандартами ВА (п. 6.18 гл. 6 «Документирование хода и результатов внутреннего аудита» разд. III «Стандарты деятельности по внутреннему аудиту») предусмотрено составление аудиторского отчета в одном экземпляре.

Однако при условии необходимости предоставления экземпляра аудиторского отчета субъектам внутреннего аудита не запрещено оставлять его копию, предварительно завизировав (с указанием даты) аудиторский отчет руководителем аудиторской группы и/или внутренним аудитором, который осуществлял аудиторское исследование.

5. Об отчетности о деятельности подразделения внутреннего аудита

5.1. Отчетность руководителя подразделения внутреннего аудита о результатах деятельности подразделения в соответствии со Стандартами ВА (гл. 1 «Отчетность о деятельности подразделения внутреннего аудита» разд. IV «Стандарты отчетности, мониторинга, формирования и хранения дел, взаимодействия с органами государственной власти и оценки качества по результатам внутреннего аудита») должна осуществляться в двух направлениях: руководителю учреждения и Госфининспекции Украины.

Что касается подачи отчетности руководителю учреждения, то такой отчет, который предоставляется в письменной форме раз в полугодие, должен включать:

состояние выполнения плана деятельности по внутреннему аудиту и/или причины его невыполнения;

информацию о внеплановых внутренних аудитах; резюме каждого завершенного планового и внепланового внутреннего аудита;

существенные проблемные вопросы, в том числе выявленные по результатам выполнения аудиторских задач в предыдущие периоды, требовавших немедленного принятия мер, которых не были применены;

результаты внедрения рекомендаций;

ограничения, возникавшие в ходе проведения внутреннего аудита; информацию о наличии и состоянии выполнения программ обеспечения и повышения качества внутреннего аудита.

Кроме того, руководитель подразделения внутреннего аудита министерства, другого центрального органа исполнительной власти должен обеспечить подготовку сводного отчета о результатах деятельности подразделения внутреннего аудита, руководство которым он осуществляет, и подразделений внутреннего аудита территориальных органов и бюджетных учреждений, относящихся к сфере управления такого министерства, другого центрального органа исполнительной власти (далее — ЦОИВ), в случае их создания. В то же время сводный отчет должен содержать все приведенные выше составляющие.

5.2. Что касается подачи отчетности о результатах деятельности подразделений внутреннего аудита в Госфининспекцию Украины, то такая отчетность подается руководителем подразделения внутреннего аудита по установленной Госфининспекцией Украины форме в сроки, определенные п. 16 Порядка № 1001 — два раза в год (до 20 января и до 20 июля).

Однако учитывая то, что на сегодняшний день еще продолжается разработка указанной формы отчетности, в соответствии с п.п. 3.3 гл. 3 «Предоставление информации о результатах внутреннего аудита» разд. IV «Стандарты отчетности, мониторинга, формирования и хранения дел, взаимодействия с органами государственной власти и оценки качества по результатам внутреннего аудита», информирование Госфининспекции Украины о результатах деятельности подразделений внутреннего аудита министерств, других ЦОИВ за первое полугодие текущего года будет осуществлено в формате, который будет предложен отдельным письмом-обращением.

 

И. о. Председателя
В. Костюшко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше