Темы статей
Выбрать темы

Ответы на вопросы по реформированию медицинского обслуживания

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Сохраняется ли повышение схемного должностного оклада за наличие квалификационной категории по специальности «Организация и управление охраной здоровья» при смене места работы?

Учитывая требования совместного приказа Минтруда и МЗО Украины «Об упорядочении условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» от 05.10.2005 г. № 308/519, выплата заработной платы с учетом повышения схемного должностного оклада за наличие квалификационной категории по специальности «Организация и управление охраной здоровья» осуществляется руководителям заведений здравоохранения и их заместителям, врачу-методисту и врачу-статистику. При изменении врачебной специальности повышение схемного должностного оклада за наличие квалификационной категории по специальности «Организация и управление охраной здоровья» не сохраняется.

 

Как выплачивается надбавка за продолжительность непрерывной работы медработникам, если Центр ПМСП относится к городским поликлиникам?

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) с 1 января 2011 года расходы на функционирование сельских заведений здравоохранения (участковых больниц, медицинских амбулаторий, ФАП и фельдшерских пунктов) отнесены к расходам, которые осуществляются из районных бюджетов и бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, в связи с чем проводится реорганизация сети сельских заведений здравоохранения путем определения их структурными подразделениями центральных районных, районных и городских больниц. Также с целью усовершенствования оказания населению первичной медико-санитарной помощи, в настоящее время в стране начата работа по созданию центров первичной медико-санитарной помощи (далее — Центр ПМСП) путем определения действующих самостоятельных заведений здравоохранения (участковых больниц, амбулаторий, фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов) структурными подразделениями Центров ПМСП, которые включены в Перечень заведений здравоохранения, утвержденный приказом МЗО от 28.10.2002 г. № 385 (далее — приказ № 385).

В соответствии с приказом МЗО «Об утверждении Примерного устава Центра первичной медико-санитарной помощи» от 29.06.2011 г. № 384 текущее руководство деятельности Центра ПМСП осуществляет главный врач. Руководство другими структурными подразделениями осуществляют заведующие.

С целью определения порядка установления должностного оклада главного врача Центра ПМСП, а также с целью сохранения действующих условий оплаты труда для других работников указанного заведения МЗО разработало проект изменений к Условиям оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденным совместным приказом Минтруда и МЗО от 05.10.2005 г. № 308/519 (далее — Условия № 308/519), в котором предусмотрено сохранение должностных окладов главным врачам, которые стали заведующими структурными подразделениями Центра ПМСП и функциональные обязанности и объем работы которых при этом остались без изменений.

Также указанным проектом предусмотрено внесение изменений в позиции первую и вторую таблицы пункта 4.1.1 главы 4.1 Условий № 308/519 с целью сохранения надбавки за продолжительность непрерывной работы работникам центров ПМСП и участковых больниц, амбулаторий, вошедших в состав этих центров или центральных районных, районных и городских больниц. Указанный проект согласован Министерством социальной политики Украины и находится на согласовании в Министерстве финансов Украины.

МЗО неоднократно направляло заинтересованным органам предложения по установлению надбавки за продолжительность непрерывной работы фельдшерам, сестрам медицинским, акушеркам ФАП. Однако такие предложения не были поддержаны в связи с отсутствием источников финансирования дополнительных расходов, необходимых для реализации указанных предложений.

Вместе с тем, в соответствии с задачами реформирования отрасли в центрах ПМСП должны работать врачи общей практики — семейной медицины и сестры медицинские общей практики — семейной медицины. Таким образом, фельдшеры, акушерки ФАП, ставших структурными подразделениями центров ПМСП, имеют возможность перейти на должности сестер медицинских общей практики и получать вышеуказанную надбавку.

 

Согласно действующим Условиям № 308/519 руководящим работникам (руководителю заведения, его заместителям, кроме заместителя по поликлинической работе, главному бухгалтеру и его заместителям, начальнику планово-экономического отдела, главным специалистам) больниц (в том числе специализированных), диспансеров, роддомов, клиник при НИИ, центров со стационарами при наличии поликлиник (поликлинических отделений) должностные оклады повышаются на 15 процентов. Планировать ли такое повышение в штатном расписании Центра ПМСП?

Согласно п.п. 2.4.6.4 Условий № 308/519 руководящим работникам (руководителю заведения, его заместителям, кроме заместителя по поликлинической работе, главному бухгалтеру и его заместителям, начальнику планово-экономического отдела, главным специалистам) больниц (в том числе специализированных), диспансеров, роддомов, клиник при НИИ, центров со стационарами при наличии поликлиник (поликлинических отделений) должностные оклады повышаются на 15 процентов.

В соответствии с приказом № 385 Центр ПМСП является амбулаторно-поликлиническим заведением здравоохранения, т. е. получать вышеуказанное повышение руководящие работники указанного Центра не имеют права.

Не определен механизм оказания медицинской помощи стоматологической службой, в том числе врачами, которые работают во врачебных амбулаториях и занимают должности руководителя заведения.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Украины «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» от 07.07.2011 г. № 3612-VI (далее — Закон № 3612) штаты центров ПМСП могут комплектоваться врачами общей практики — семейной медицины, терапевтами и педиатрами участковыми. При наличии в штате Центра ПМСП терапевтов и педиатров — участковых также могут вводиться должности врачей акушеров-гинекологов, хирургов, офтальмологов, отоларингологов, психиатров, невропатологов, которые будут оказывать первичную медицинскую помощь при определенных заболеваниях с учетом разграничения функций между первичной и вторичной (специализированной) медицинской помощью.

Законом № 3612 не предусмотрены возможности введения в амбулаториях должностей и, соответственно, трудоустройства специалистов по стоматологии.

Что касается сохранения доступности стоматологической помощи для сельского населения, то Министерством направлено в регионы разъяснительное письмо от 11.10.2011 г. № 3.08-58/3604, в котором, в частности, приведен алгоритм действий, которые необходимо осуществить для решения указанной проблемы.

Абзацем 4 п. 2.5. гл. 2 разд. IV Порядка планирования и прогнозирования развития сети коммунальных заведений здравоохранения в пилотных регионах, утвержденного приказом МЗО от 05.10.2011 г. № 646 , предусмотрено положение об обязательности создания условий для продолжения функционирования существующих стоматологических кабинетов во врачебных амбулаториях, которые должны войти в состав заведений/подразделений по оказанию стоматологической помощи населению района.

Также в соответствии с п.п. 2.1.9. Положения о центре первичной медицинской (медико-санитарной) помощи, утвержденного приказом МЗО от 04.11.2011 г. № 755, Центры ПМСП содействуют доступности для населения сельской местности стоматологической помощи, а в соответствии с п. 1.11 Положения об амбулатории, утвержденного указанным выше приказом, в амбулатории создаются условия для функционирования существующих стоматологических кабинетов.

В соответствии с п. 4.1 указанного выше Положения об амбулатории ее возглавляет заведующий, в обязанности которого, в частности, входят организация оказания качественной и безопасной медицинской помощи прикрепленному населению, внедрение современных методов диагностики и лечения, анализ показателей работы амбулатории, принятие мер по их улучшению, осуществлению контроля за качеством оказания медицинской помощи. Осуществлять указанные функции в заведении, оказывающем первичную медицинскую помощь, и руководить его персоналом могут врачи соответствующей специализации — врачи общей практики — семейные врачи и на переходном этапе, временно, также врачи-терапевты или педиатры, но не врачи-стоматологи.

 

Из-за сложных квалификационных требований к приему на должность главного бухгалтера согласно постановлению КМУ от 26.01.2011 г. № 59 наблюдается отсутствие соответствующих кадров в заведениях здравоохранения в сельской местности. Как решается этот вопрос?

Во исполнение поручения КМУ от 04.05.2011 г. № 22568/0/1-11 Государственная казначейская служба Украины обратилась в Министерство финансов Украины с предложением о внесении изменений в постановление КМУ «Об утверждении типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения» от 26.01.2011 г. № 59 (далее — постановление № 59) с целью уточнения требований профессионально-квалификационного уровня главных бухгалтеров, работающих в сельской местности.

В ответ Министерством финансов были поданы предложения по осуществлению мероприятий комплексного пересмотра квалификационных требований к бухгалтерам по результатам ежегодной оценки выполнения главными бухгалтерами бюджетных учреждений своих полномочий.

Во исполнение п. 6 протокола совещания от 26.04.2011 г. по вопросам реформирования системы здравоохранения МЗО письмом от 01.06.2011 г. № 12.01-03/86 сообщило Министерству финансов о поддержке целесообразности внесения изменений в постановление № 59 в части нераспространения его действия на заведения здравоохранения в сельской местности, на что Министерством финансов издан приказ «Об утверждении Порядка проведения оценки выполнения главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий» от 01.12.2011 г. № 1537, которым установлено, что проведение оценки выполнения главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий начинается с 2013 года.

 

Существует необходимость увеличения количества работников управлений здравоохранения, связанного с внедрением новых подходов к финансированию. Возможно ли это?

По информации Министерства экономического развития и торговли (письмо от 14.12.2011 г. № 3054-26/92), в настоящее время начата работа по усовершенствованию функционирования местных государственных администраций.

В соответствии с поручением Премьер-министра Украины от 26.10.2011 г. № 50143/1/1-1 к решению Совета регионов от 15.09.2011 г. Минрегионстроем совместно с Минэкономразвития, Минфином и Минюстом поручено обеспечить разработку и внесение на рассмотрение Кабинета Министров Украины проектов соответствующих нормативно-правовых актов по усовершенствованию структуры местных государственных администраций (относительно количества должностей заместителей председателей местных государственных администраций; актуализации перечней их структурных подразделений; методических принципов по определению предельной численности работников местных государственных администраций и т. п.).

На сегодня Минрегионстроем разработаны и направлены на проработку в Минэкономразвития проекты постановлений Кабинета Министров Украины:

 — «Некоторые вопросы обеспечения реализации статьи 47 Закона Украины «О местных государственных администрациях»;

 — «О количестве заместителей председателей местных государственных администраций»;

 — «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 1 августа 2007 г. № 996» («Об утверждении рекомендованных перечней управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций»).

Учитывая приведенное, считаем целесообразным вопрос о регулировании предельной численности работников структурных подразделений здравоохранения облгосадминистраций решать после принятия Правительством указанных актов.

 

Определен ли механизм закупок на переходный период для Центров ПМСП?

Министерство экономического развития и торговли (письмо от 14.12.2011 г. № 3054-26/92) по поводу проблем с обеспечением вновь созданных центров первичной медико-санитарной помощи соответствующими материально-техническими ресурсами с учетом соблюдения действующего законодательства об осуществлении государственных закупок сообщило следующее.

Отношения в сфере государственных закупок регулируются Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289), целью которого являются создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение рационального и эффективного использования государственных средств.

Частью 3 ст. 2 Закона № 2289 определены товары, работы и услуги, на которые не распространяется действие Закона, т. е. во время закупки которых не применяются процедуры закупки. В этот перечень включены услуги по медицинскому обслуживанию населения, которые предоставляются по договору, заключенному в соответствии с Законом № 3612, с действием до 31.12.2014 г. Этот перечень является исчерпывающим.

В отношении приостановки действия Закона № 2289 для вновь созданных в процессе реформирования учреждений здравоохранения следует отметить, что установление преференций для отдельных учреждений не соответствует нормам ст. 3 Закона, определяющей принципы осуществления государственных закупок, и нормам ч. 3 ст. 18 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, которой определено, что органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается принимать акты и совершать действия, которые устраняют конкуренцию или необоснованно содействуют отдельным конкурентам в предпринимательской деятельности, или вводят ограничение на рынке, не предусмотренное законодательством.

Существенное расширение перечня случаев, на которые не распространяется действие Закона № 2289, а следовательно и процедуры закупки, может привести к ограничению конкуренции в соответствующих сферах, повышению коррупционных рисков в ходе осуществления соответствующих закупок, а также к неэффективному расходованию бюджетных средств и дополнительным бюджетным расходам.

 

Прогнозный объем межбюджетных трансфертов из Государственного бюджета местным бюджетам на 2012 год только частично обеспечивает потребность в средствах, необходимых для урегулирования нагрузки врачей общей практики — семейной медицины и медицинских сестер на уровне 80 %, наблюдается неполное обеспечение расходами на бесплатные медикаменты. Субвенции, предусмотренные на оснащение Центров ПМСП в соответствии с Табелем оснащения, позволят только частично решить указанный вопрос.

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» МЗО по бюджетной программе КПКРК 2311290 «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам в поддержку реформирования системы здравоохранения (приобретение медицинского автотранспорта и оборудования для центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи) в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве» предусмотрены бюджетные назначения в объеме 327 млн грн.

Министерство финансов письмом от 05.01.2012 г. № 31-07320-12-5/283 сообщило, что в составе расходов на здравоохранение, учитываемых при определении межбюджетных трансфертов, учтены целевые средства в объеме 667,3 млн грн. на:

— поддержку проведения реформирования системы здравоохранения в пилотных регионах в объеме 417,3 млн грн. Указанные средства учтены для областных бюджетов Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областей и бюджета города Киева;

— поддержку проведения реформирования первичной медицинской помощи в пилотных регионах для поощрения медицинских работников, оказывающих первичную медицинскую помощь за объем и качество выполненной работы в объеме 250 млн грн. Указанные средства распределены для бюджетов городов областного значения и районных бюджетов Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областей и бюджета города Киева.

 

Проблемным является дефицит средств на этапе становления Центров ПМСП, что не позволяет вовремя осуществить проведение подготовительных мероприятий по лицензированию Центров на предмет осуществления медицинской практики и получения права на приобретение, перевозку, использование наркотических, сильнодействующих препаратов и прекурсоров, завершение текущих ремонтов помещений ЛПЗ, внедрение информационно-коммуникативных технологий.

По информации Государственной службы Украины по контролю за наркотиками (письмо от 22.12.2011 г. № 03/01-8191), согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 3612 на период реализации пилотного проекта действие лицензий и других разрешительных документов, выданных заведениям здравоохранения пилотных регионов до вступления в силу настоящего Закона, распространяется на заведения здравоохранения таких регионов, созданные на их базе в процессе реорганизации.

То есть действие лицензии распространяется на заведения здравоохранения, которые в совокупности отвечают следующим условиям:

— входят в перечень заведений здравоохранения пилотных регионов;

— получили лицензию до вступления в силу этого Закона;

— реорганизовываются в ходе этого пилотного проекта.

Согласно ст. 11 и 16 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III решение о выдаче лицензии принимается не позднее чем за десять рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии, а в случае переоформления в связи с изменением наименования или местонахождения — в течение трех рабочих дней с даты поступления заявления о переоформлении лицензии.

Задержка в получении лицензий осуществляется не через Государственную службу Украины по контролю за наркотиками, а через другие государственные ведомства, которые выдают документы, необходимые для получения лицензии.

В то же время во исполнение соответствующих распоряжений Президента Украины и Кабинета Министров Украины ГСКН принимает меры дерегуляторного характера для уменьшения количества документов, необходимых для получения лицензий и разрешений.

С этой целью ГСКН инициировала внесение изменений в соответствующие нормативные акты, часть из которых уже утверждена Кабинетом Министров Украины, а часть находится на стадии рассмотрения.

Одним из важных факторов дефицита средств для становления Центров ПМСП являются неоптимальность их структуры, отягощенность избыточными должностями, несвойственными ПМСП функциями и структурами. Итак, одним из путей решения проблемы недостаточности ресурсов является упорядочение структуры центров ПМСП, приведение ее в соответствие с требованиями приказа МЗО «Об утверждении Положения о центре первичной медицинской (медико-санитарной) помощи и положений о его подразделениях» от 04.11.2011 г. № 755. В качестве ориентира для совершенствования штатных расписаний Центров ПМСП могут использоваться Примерные штатные нормативы центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи, утвержденные приказом МЗО от 01.09.2011 г. № 556.

 

Как происходит внедрение программно-целевого метода финансирования Центров ПМСП, в частности относительно типового перечня бюджетных программ, единого программного обеспечения и материально-технической базы по централизованному внедрению?

Законодательным основанием для внедрения программно-целевого метода планирования и исполнения местных бюджетов (далее — ПЦМ) является новая редакция БКУ.

Следует отметить, что внедрение ПЦМ на местном уровне определено одним из приоритетных направлений проведения бюджетной реформы в соответствии с Программой экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективная власть» по направлению «Региональное развитие и реформа межбюджетных отношений».

В соответствии с положениями Концепции реформирования местных бюджетов и Программы экономических реформ переход всех местных бюджетов на программно-целевой метод бюджетирования планируется в 2014 году.

Основная работа по поэтапному внедрению ПЦМ в бюджетный процесс на местном уровне проводится в рамках деятельности Межведомственной рабочей группы по проведению подготовительной работы по внедрению программно-целевого метода составления и исполнения местных бюджетов, созданной при Министерстве финансов, и рабочей подгруппы «Региональное развитие и реформа межбюджетных отношений» Комитета по экономическим реформам.

Этапы внедрения ПЦМ на уровне местных бюджетов, задачи по каждому этапу и мероприятия по их реализации определены приказом Министерства финансов Украины «Об утверждении Основных подходов к внедрению программно-целевого метода составления и исполнения местных бюджетов» от 02.08.2010 г. № 805.

По информации Министерства финансов, на сегодняшний день завершена работа по созданию нормативной базы в части планирования местных бюджетов по ПЦМ, что дает возможность органам местной власти работать на правовой основе.

В 2012 году запланировано распространение эксперимента на все областные бюджеты и бюджеты городов областного значения в рамках реализации II этапа внедрения ПЦМ на уровне местных бюджетов и на пилотные регионы.

Министерством финансов на сегодняшний день подготовлена нормативная база и осуществляются все организационные мероприятия, что позволяет местным бюджетам использовать элементы ПЦМ.

С целью внедрения в пилотных регионах программно-целевого метода принято распоряжение КМУ «О подготовке и внедрении в пилотных регионах программно-целевого метода» от 31.10.2011 г. № 1078-р.

Распоряжением предусмотрено МЗО совместно с Минфином утвердить Типовой перечень бюджетных программ и результативных показателей их выполнения в области «Здравоохранение» для пилотных регионов.

Письмом от 04.11.2011 г. № 10.03.66/3005 МЗО направило на рассмотрение Министерству финансов проект совместного приказа «Об утверждении Типового перечня бюджетных программ и их результативных показателей в области «Здравоохранение» для пилотных регионов».

Минфин в письме от 14.12.2011 г. № 31-07320-17-5/31255 высказал следующие замечания: предложенный перечень бюджетных программ не охватывает все расходы местных бюджетов на здравоохранение, в частности расходы на функционирование санаториев, домов ребенка, станций переливания крови и т. п. Кроме того, Типовой перечень бюджетных программ должен согласовываться с временной классификацией расходов местных бюджетов.

Учитывая указанное, Минфин считает, что Типовой перечень бюджетных программ требует доработки.

В настоящее время Типовой перечень бюджетных программ дорабатывается.

Письмом от 13.12.2011 г. № 10.03.66/3410 МЗО обратилось в Министерство финансов и Государственную казначейскую службу с просьбой внести изменения в Инструкцию по применению экономической классификации расходов бюджета и Инструкцию по применению классификации кредитования бюджета, утвержденную приказом Государственного казначейства Украины и Министерства финансов Украины от 25.11.2008 г. № 495, дополнив п.п. 1.7.2 кода 1172 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития» абзацем следующего содержания: «текущие расходы заведений здравоохранения пилотных регионов», и дополнив п. 4.1 кода 2410 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» абзацем следующего содержания: «капитальные расходы заведений здравоохранения пилотных регионов».

С целью определения для заведений здравоохранения пилотных регионов Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, МЗО подготовлен и письмом от 13.12.2011 г. № 10.03.66/3409 направлен на рассмотрение в Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство юстиции, Государственную казначейскую службу и Государственную финансовую инспекцию проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений».

По состоянию на 23.01.2012 г. проект постановления согласован без замечаний Министерством экономического развития и торговли, Государственной казначейской службой и Государственной финансовой инспекцией, с замечаниями, которые учтены Министерством финансов.

Письмом от 12.01.2012 г. № 10.01.09/77 проект постановления направлен на рассмотрение в Министерство юстиции.

 

О штатных расписаниях центров ПМСП

Сообщаем, что Штатные нормативы центра первичной медицинской (медико-санитарной) помощи в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве, утвержденные приказом МЗО от 01.09.2011 г. № 556 , являются примерными и учитывают минимальные потребности в штатных единицах для создания Центров ПМСП. Что касается должностей, не предусмотренных указанным приказом, то необходимость в таких должностях должна определяться руководителем заведения исходя из потребностей конкретного заведения и его подразделений.

Дополнительно обращаем внимание на положения Закона № 3612, согласно статье 9 которого:

1. Штатное расписание заведения здравоохранения пилотного региона определяется руководителем такого заведения и утверждается по его представлению главным распорядителем бюджетных средств. Штатное расписание формируется в зависимости от объема медицинской помощи, оказываемой таким заведением здравоохранения.

2. Для заведений здравоохранения, являющихся участниками пилотного проекта, действие существующих штатных нормативов, установленных центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, не применяется.

 

По информации, размещенной на официальном сайте
 Министерства здравоохранения Украины
 moz.gov.ua 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше